Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 21 век"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Бухарина Нина Анатольевна
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat.4kl.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы В.Н. Рудницкой (М.: Вентана – Граф, 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования  и «Сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана – Граф, 2009. Программа рассчитана  на 136 ч .

В авторскую программу изменения не внесены.

Программа предназначена для обучения математике учащихся начальной школы с 6 лет. Важнейшими целями обучения на этом этапе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Реализация в процессе обучения первой цели связана, прежде всего, с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.

Программа направлена на достижение следующих целей: В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка  цели — подготовка к дальнейшему обучению — не  означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на  этой ступени у учащихся должно начаться формирование  элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и  мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности  и мотивов учения.

В связи с этим в основу отбора содержания обучения  положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки  зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение  преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средне школе; обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов,  ранее не изучавшихся в начальной школе; развитие интерес к занятиям математикой.

Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный  аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

        Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся 4 класса МБОУ «ООШ с. Степное». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне, дополняя элементами продвинутого.         В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно- исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках математики используются электронные образовательные ресурсы.

Учебный план МБОУ «ООШ  с. Степное» отводит на изучение математики в 4  классе по 4урока в неделю, что составляет 136 часов в учебный год. Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин.

Содержание программы

4 класс (136 ч)

Математика

 (4ч в неделю, всего 136 ч)

 Элементы арифметики

 Множество целых неотрицательных чисел.

      Многозначное число;  классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

     Сведения из истории математики. Римские цифры:  I, V, X, L, C, D, М; запись дат римскими цифрам; примеры записи чисел римскими цифрами.

    Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами.

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и трёхзначное число. Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение.

    Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг. Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика.

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия. Высказывания.

Высказывание и его значение (истина, ложь).  Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.      

Геометрические понятия.

Многогранник. Вершина, ребра и грани многогранника.

Построение прямоугольников. Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды.  

Виды углов. Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).  Виды треугольников в зависимости от длины сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).    

 Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и

пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

Календарно – тематическое планирование математике.

№ п/п

Название темы

Часы учебного времени

ИКТ

Дата прове

дения

Корректи

ровка

1

Десятичная система счисления

1

2

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел

1

3

Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда

1

+

4

Способ чтения многозначного числа

1

5

Запись многозначного числа

1

6

Чтение и запись многозначных чисел. Самостоятельная работа.

1

7

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел

1

+

8-9

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

2

+

10

Контрольная работа №1 по теме «Сложение многозначных чисел»

1

11

Координатный угол

1

12

Построение точки с указанными координатами

1

13

Графики

1

14

Таблицы. Диаграммы.

1

+

15

Построение простейших графиков, диаграмм

1

16

Выражения с переменными

1

17

Выражения с двумя и более переменными

1

18

Решение текстовых арифметических задач, содержащих переменные

1

19-20

Запись свойств  сложения с помощью переменных

2

21

Многогранник




1

+

22

Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами

1

+

23

Устные и письменные приемы вычитания

1

24-25

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда

2

Микрокалькулятор

26

Контрольная работа № 2 по теме: «Вычитание многозначных чисел»

1

27

Запись свойств умножения с помощью переменных

1

28

Сравнение свойств  сложения и умножения

1

29

Распределительные свойства умножения и их запись с помощью переменных

1

30

Вычисления с использованием распределительных свойств умножения

1

31

Прямоугольный параллелепипед (куб)

1

+

32

Вычисление площади поверхности прямоугольного параллелепипеда (куба)

1

33

Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

1

34

Умножение  на 1000, 10000, 100000.

1

35-36

Письменное умножение многозначного числа на однозначное

2

37-38

Умножение величины на данное однозначное число

2

39-40

Умножение многозначного числа на двузначное

2

41-42

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. Самостоятельная работа.

2

43

Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора



1

Микрокалькулятор

44

Контрольная работа № 4 по теме: «Умножение многозначных чисел»

1

45-46

Письменный алгоритм умножения на трехзначное число

2

Микрокалькулятор

47-48

Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения

2

49-50

Умножение многозначного числа на трехзначное число

2

Микрокалькулятор

51-52

Объем прямоугольного параллелепипеда (куба). Единицы измерения.

2

53

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

1

54-56

Истинные и ложные высказывания.  Отрицание  высказывания.

2

57-58

Логические связки «или»,  «и».

2

+

59-60

Логические связки»если…, то…»

2

61

Контрольная работа № 5 за 1 – ое полугодие

1

62-63

Логические возможности

2

64-65

Деление суммы на число

2

66-67

Запись свойств деления с помощью переменных

2

68-69

Деление на 1000, 10000, 100000

2

70

Сокращение частного. Самостоятельная работа

1

71-72

Деление на однозначное число

2

+

73-74

Проверка правильности выполнения деления

2

75

Контрольная работа № 6 по теме: «Деление на однозначное число»

1

76-77

Алгоритм деления на двузначное число


2

78-79

Деление на двузначное число

2

Микрокалькулятор

80-81

Деление многозначного числа на двузначное число. Проверочная работа

2

82-84

Алгоритм деления на трехзначное число

2

85-87

Деление на трехзначное число

2

Микрокалькулятор

88

Контрольная работа № 7 по теме : «Деление на двузначное и трехзначное число»

1

89-90

Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки

2

91

Деление отрезка на 4 и 8 равных частей

1

92-93

Решение уравнений, требующих выполнения более одного арифметического действия

2

+

94

Решение уравнений

1

95

Контрольная работа № 8 по теме:  «Решение уравнений»

1

96-97

Рефлексивность и симметричность отношений.

2

98

Транзитивность отношений

1

99

Угол и его величина

1

100

Сравнение углов

1

101-102

Виды углов

2

103

Классификация треугольников по величинам их углов

1

+

104

Классификация треугольников по длинам их сторон

1

+

105-106

Точное и приближенное значения величины

2

107

Построение прямоугольника

1

108

Контрольная работа № 10 по теме «Построение углов и прямоугольников»

1

109-110

План.  Масштаб и его значения.

2

111-112

Определение масштаба плана

2

113-114

Карта.

2

+

115-116

Построение отрезка (угла), равного данному

2

117-118

Проверка правильности построения фигур

2

119

Итоговая контрольная работа

1

120-121

Построение треугольника, равного данному

2

122-123

Алгоритм построения треугольника по заданным элементам

2

+

124

Проверка правильности построения треугольника

1

125

Контрольная работа № 12 по теме: «Построение треугольников»

1

126 -136

Повторение изученного в течение года.

10

К концу  обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

классы  и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

соотношения между единицами массы: 1 т=1000 кг, 1 ц=100 кг, 1 т=10 ц;

применять:

правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих  3-4 арифметических действия;

правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;

знание зависимости между скоростью, путём и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение  и деление на однозначное, на двузначное число);

решать арифметические текстовые задачи разных видов.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

Список литературы.

Литература для учителя.

-Математика в начальной школе. Оценка знаний. Проверочные и контрольные работы – М.: Вентана-Граф, 2006.

- Математика. Методические рекомендации. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева- М.: Вентана-Граф, 2008

Литература для учащихся.

-Дружим с математикой. Пособие для индивидуальной работы в школе и дома.Е.Э.Кочурова. М.: Вентана-Граф, 2008

- Математика. Дидактические материалы

Интернет ресурсы.

Учебно-методические средства обучения

Литература

Для учителя:

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  2. Журова Л.Е. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е. Э. и др. Проверочные тестовые работы. Учебное пособие для 4класса. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
  4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика (методика обучения. – М.: Вентана-Гаф, 2007.
  5.  Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика: контрольные работы, тесты– М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Материал для устных упражнений– М.: Вентана-Граф, 2007

Для ученика:

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика Учебник в двух частях. – М. Вентана-Граф, 2009.
  2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.:Математика: рабочие тетради №1, №2. – М. : Вентана-Граф, 2009.
  3.  Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В.: Дружим с математикой рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...