Пояснительная записка по математике 2 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме

Котова Анна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_poyasnitelnaya_zapiska.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8», г. Сергиев Посад

                         УТВЕРЖДАЮ.

                                                                                                                Директор _______(Захарова Г.П.)

«____»______20___г.              

Рабочая программа по математике

(базовый уровень)

для 2»Б» класса

Составитель: Котова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

2012 г.

Пояснительная записка

       Программа курса по математике для 2 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования, рекомендаций  примерной программы «Математика» под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантовой и Г.В Бельтюковой - г. Москва, изд. «Просвещение», 2012г., рекомендованной  Министерством Образования и Науки  Российской Федерации,  Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   планируемых результатов  начального общего образования,  базисного учебного плана общеобразовательного учреждения, реализуемого УМК «Школа России».

Предлагаемый курс математики, реализованный в завершенной предметной линии учебников «Математика», разработан в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, психолого-дидактическими закономерностями формирования знаний, с учетом специфики учебного предмета «Математика». Курс позволяет органически сочетать в образовательном процессе обучение, умственное развитие и воспитание ребенка, с учетом современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий на уровне образовательной программы по математике и с учетом тех требований, которые выдвигает к образованию общество на современном этапе его развития и которые отражены во ФГОС НОО.

Основными целями математического образования являются:

образовательная – формирование универсальных учебных действий на основе математического содержания курса;

воспитательная – формирование и развитие интереса к умственному труду, творческих возможностей, мотивации к обучению, умений применять полученные знания для получения новых знаний, умения учиться;

развивающая –  обеспечение осознания школьниками универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира и формирование умений использовать наглядные модели, отражающие количественные и пространственные отношения между объектами.

 К  основным  задачам курса относятся:

а) формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

б) развитие основ логического, знаково-символического, алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи младших школьников;

в) формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;  

г) формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знании и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать ее разными способами и работать с ней;

д) развивать коммуникативные способности, формирование критичности мышления, умения аргументировано обосновывать и отстаивать свои суждения, оценивать и принимать суждения других, осваивать навыки самоконтроля и самооценки;

е) развитие творческих способностей   учащихся.

.

Требования к уровню подготовки учащихся по окончании изучения курса

В результате изучения курса 2 класса ученик должен знать: 

  1. Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  2. Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
  3. Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  4. Название и обозначение действий умножения и деления;
  5. Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

В результате изучения курса 2 класса ученик должен уметь:

  1. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  2. Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
  3. Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
  4. Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
  5. Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
  6. Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёх угольника).

В результате изучения курса 2 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и  повседневной жизни:

  1. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  2. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
  3. Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках, отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
  4. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
  5. Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
  6. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  7. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
  8. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  9. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  10. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Содержание программы 136 часов

(4 часа в неделю, 34 учебные недели)



1

Нумерация (18 часов)

Повторение чисел от 1до 20. Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр в записи числа. Однозначные и двузначные числа. Миллиметр. Число 100. Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида 30 +5, 35-5, 35-30. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Рубль. Копейка.



2

Сложение и вычитание (47 часов).

Задачи, обратные данной. Сумма  и разность отрезков. Решение задач. Модели задач: краткая запись задачи, схематический чертеж. Час. Минута. Определение времени по часам. Длина ломаной. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. Свойства сложения. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Приемы вычисления для случаев вида 36+2, 36+20. Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. Приемы вычислений вида 26+4, 30-7. Приемы вычислений вида 60-24. Решение текстовых задач. Запись решения выражением. Приемы вычислений для случаев вида 26+7,35-7. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа. Проверка сложения. Проверка вычитания. Решение задач. Проверка решения задачи.



3

Сложение и вычитание (письменные вычисления)(29 часов).

Письменные вычисления. Сложение вида 45+23. Вычитание вида 57-26. Проверка сложения и вычитания. Угол. Виды углов: прямой, острый тупой. Сложение вида 37+48, 37+53. Прямоугольник. Сложение вида 87+13. Письменные вычисления: сложение вида 32+8, вычитание вида 40-8. Вычитание вида 50-24. Вычитание вида 50-24. Подготовка к выполнению умножения. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат.



4

Умножение и деление (25 часов)

Конкретный смысл действия умножение. Приём умножения с использованием сложения. Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. Периметр многоугольника. Приёмы умножения единицы и нуля. Названия компонентов и результата действия умножения. Переместительное свойство умножения. Конкретный смысл действия деление. Задачи, раскрывающие смысл действия деления. Название чисел при делении. Связь между компонентами и результатом действия умножения. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приемы умножения и деления на 10. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.


5

Табличное умножение и деление (18 часов)

Умножение числа 2 и на 2. Приёмы умножения числа 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3.

Результаты изучения курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

  • понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между объектами;
  • элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
  • элементарные  правила общения;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности;
  • уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Метапредметные результаты:

регулятивные

Учащийся научится:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  • составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

познавательные

Учащийся научится:

  • строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
  • описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
  • понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между объектами;
  • иметь общие представления о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
  • применять полученные знания в изменённых условиях;
  • осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
  • выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текст задачи с разными вопросами и решать их;
  • осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках;
  • представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме.

коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
  • уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
  • вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнера, по обсуждаемому вопросу;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Предметные результаты:

числа и величины

Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 100;
  • сравнивать числа и записывать результат сравнения;
  • упорядочивать заданные числа;
  • заменять двухзначное число суммой разрядных слагаемых;
  • выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность;  продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • читать и записывать значение длины, используя изученные единицы измерения этой величины и соотношения между ними: 1м=100см; 1м= 10дм; 1дм= 10см; 1см= 10мм;
  • читать и записывать значения величины время, используя изученные единицы измерения этой величины и соотношение между ними: 1ч=60мин; определять по часам время с точностью до минуты;
  • записывать и использовать соотношение между рублем и копейкой: 1р.=100к.

арифметические действия

Учащийся научится:

  • воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
  • выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно( столбиком);
  • применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;
  • выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
  • называть и обозначать действия умножения и деления;
  • заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;
  • умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
  • читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
  • находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание( со скобками и без скобок);
  • использовать термины уравнение, буквенное выражение.

работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

  • решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
  • выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
  • составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по чмсловому выражению, по решению задачи.

пространственные отношения

геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
  • распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник и др., выделять среди четырехугольников прямоугольник(квадрат);
  • выполнять построение прямоугольника(квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

геометрические величины

Учащийся научится:

  • читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
  • вычислять длину ломаной, состоящей из 2-5 звеньев, и периметр многоугольника( треугольника, четырехугольника, пятиугольника);

работа с информацией

Учащийся научится:

  • читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
  • заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
  • понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Волкова С. .И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2012.- 154с.
  2. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
  4. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012(Школа России)
  5. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
  6. Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 64 с. (Школа России)
  7. Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с.
  8. Ситникова. Т.Н. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике:2 класс.М.: ВАКО, 2012,- 480 с.
  9. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 2 класс.  М.: ВАКО, 2011.
  10.  Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 2 класс. М.: ВАКО,2011.

Для учащихся:

  1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
  2. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
  3. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012(Школа России)
  4. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
  5. Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 2 класс.  М.: ВАКО,

2011.

  1.  Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 2 класс. М.: ВАКО,2011

СОГЛАСОВАНО.                                                                              

Протокол  заседания методического

объединения учителей

начальных классов

от «____»____20___г.   № ____

                       

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_____________________(Сахарова Л. Е. )

«____»_____20___г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к пояснительной записке к математике УМК Гармония

дополнение к пояснительной записке по математике 3 класс УМК Гармония...

пояснительная записка по математике

по программе Л.Г. Петерсон...

Пояснительная записка по математике 3 класс

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...

Пояснительная записка по математике для 4 классов

Пояснительная записка по математике для 4 классов...

Пояснительная записка по математике 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по математике для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....