Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2013-2014_4_klass_zapiska_planirovanie.doc342.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

  -Рабочая программа учебного курса математика разработана на основе программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой Математика 1-4 классы. М: - Просвещение , 2011. по предмету,  составленной в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным  в  2009 приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009

-Программа соответствует  Образовательной программе и Учебному плану ГБОУ СОШ №291;

-Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов математики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Нормативная база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от  06.10.2009г №373;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);

- изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года

- перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2013- 2014 учебный год ;

-Образовательная программа ГБОУ СОШ №291 на 2013-2014 учебный год;

-Учебный план ГБОУ СОШ №291.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой  из расчета:

 всего 544 часа;  4 часа в неделю, 136 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий.

Цели:

Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира  и осознание места в нем человека на  основе единства  рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком  личного опыта общения с людьми, обществом и природой:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в

Характеристика класса

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся __ класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются _ человек, из которых мальчиков - __, девочек - __. Основной, ведущей деятельностью в этом возрасте становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания, умения и навыки, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Характерный тип мышления для класса – конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито ещё плохо.

Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе.

Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по предмету больше, чем базовый уровень. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.  

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

Основная масса обучающихся класса – это дети со средними низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения (большинство детей приходят в школу для общения), которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются низким темпом рабочей деятельности, слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий,. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, увеличу количество физкультурных пауз, буду плавно вовлекать их в неигровую деятельность.

Ценностные ориентир курса:

Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Общая характеристика курса:

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Курс является началом и органической частью школьного математического образования.

Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

Результаты изучения курса:

Личностные

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 540 часов для обязательного изучения математики на ступени начального образования, из них в 4 классе  136 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.

Формы образовательных технологий

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
  2. Технологии организации проектной деятельности;
  3. Групповая работа
  4. Современные информационные технологии
  5. Технологии проблемно-диалогового общения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание предмета

4 класс

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация.Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые сложением и вычитанием;

сложение и вычитание с числом 0;

переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;

способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):

задачи, решаемые умножением и делением;

случаи умножения с числами 1 и 0;

деление числа 0 и невозможность деления на 0;

переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;

рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;

взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;

способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих:

смысл арифметических действий;

нахождение неизвестных компонентов действий;

отношения больше, меньше, равно;

взаимосвязь между величинами;

решение задач в два – четыре действия;

решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.

Решение задач изученных видов.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные, наглядные, практические.
  • Индуктивные, дедуктивные.
  • Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  • Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  • Стимулирование долга и ответственности в учении.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Устный контрольный самоконтроль.
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
  • Срезовые работы (тесты)

СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

Сроки проведения контрольных работ

В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для  фиксации первоначального результата  (сентябрь).

Итоговые контрольные работы по русскому языку и  математике проводятся      во 2 – 4-х  

в конце 1 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);

в конце 2 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД  по изученным темам (декабрь);

в конце 3 четверти – для  определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);

в конце года – для  сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования  (апрель – май).

Контрольные работы по окружающему миру проводятся 2 раза в год:

в конце 2 четверти – для  определения уровня формирования ЗУН по изученным темам (декабрь);

в конце года – для  сравнения результатов и определения уровня стандарта начального общего образования  (май).

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике.

Содержание контрольных работ

  1. Тексты контрольных работ составляются

начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;

конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;

конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

Числа от 1 до 1000

12

Числа, которые больше 1000. Нумерация

10

Величины

12

Сложение и вычитание

10

Умножение и деление

75

Повторение

11

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 4 класс: в 2-х частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 4 класс: в 2-х частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 4 класс.      – М.: Просвещение, 2012.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

1. С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 4 класс. - М.: Просвещение, 2013.

2. В.Н.Рудницкая. Тесты. М., «Экзамен», 2013 (127с.)

5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные)

Учебно-методическое обеспечение:

1)Учебное оборудование:

а) технические средства ( мультимедийный проектор, компьютер, приставка mimio,DVD магнитофон)

б) учебные  (столы, доска)

 

Календарно-тематическое планирование по МАТЕМАТИКЕ (М.И.Моро)

(4 ч в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Форма контроля

1 четверть (36 часов)

Числа от 1 до 1000 (12 часов)

1.

1.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.


Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.



Работать в паре, группе. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.



Знать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата, уметь применять при решении задач

2.

2.

Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

3.

3.

Входная контрольная работа.

К/р

4.

4.

Работа над ошибками. Нахождение суммы нескольких слагаемых.

5.

5.

Приемы письменного вычитания.

6.

6.

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа. Умножение на 0 и 1.

Тест

7.

7.

Приемы письменного деления на однозначное число.

8.

8.

Приемы письменного деления на однозначное число.

9.

9.

Приемы письменного деления на однозначное число.

С/р

10.

10.

Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

11.

11.

Закрепление по теме: «Четыре арифметических действия».

12.

12.

Контрольная работа № 1 по теме «Четыре арифметических действия».

К/р

Числа, которые больше 1000

Нумерация (10 часов)

13.

13.

Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс  единиц и класс тысяч.

Считать предметы десятков, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

Сравнивать числа по классам и разрядам.

Упорядочивать заданные числа.

Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.

Различать, называть понятия: луч, числовой луч.

Уметь строить углы с помощью циркуля и линейки, различать виды углов.

Оценивать правильность составления числовой последовательности.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Составлять план работы.

Анализировать и оценивать результаты работы.

14.

14.

Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа.

Тест

15.

15.

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

16.

16.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз.

17.

17.

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

С/р

18.

18.

Класс миллионов. Класс миллиардов.

19.

19.

Луч. Числовой луч.

20.

20.

Угол. Виды углов. Построение прямого угла.  Построение углов с помощью линейки и циркуля (практ. работа).

21.

21.

Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел».

22.

22.

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел больше 1000».

К/р

Величины (12 часов)

23.

23.

Единицы длины. Километр.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.

Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

Сравнивать значения площадей разных фигур.

Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.

Определять площади фигур произвольной формы с помощью палетки.

Находить доли целого и целое по его доле.

Приводить примеры и описывать ситуации,  требующие перехода от одних единиц к другим.

Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим

Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношение между ними.

Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.

Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки

24.

24.

Таблица единиц длины.

25.

25.

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Тест

26.

26.

Ар. Гектар.

27.

27.

Таблица единиц площади.

28.

28.

Определение площади с помощью палетки (практ. работа).

С/р

29.

29.

Нахождение нескольких долей целого.

30.

30.

Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле.

С/р

31.

31.

Единицы массы. Тонна. Центнер.

32.

32.

Таблица единиц массы.

33.

33.

Контрольная работа за I четверть.

К/р

34.

34.

Работа над ошибками. Единицы времени. Сутки.

35.

35.

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

36.

36.

Секунда.

2 четверть (28 часов)

37.

1.

Век. Таблица единиц измерения времени.

38.

2.

Закрепление изученного материала по теме «Величины».

Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки

39.

3.

Проверочная работа по теме «Величины».

Пр.р.

40.

Сложение и вычитание (10 часов)

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания.

Выполнять сложение и вычитание величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Анализировать условие задачи, правильно выбирать пути её решения.

Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения практических задач

41.

4.

Устные и письменные приемы вычислений.

42.

5.

Устные и письменные приемы вычислений.

43.

6.

Нахождение неизвестного слагаемого.

44.

7.

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

45.

8.

Решение задач и уравнений.

46.

9.

Сложение и вычитание величин.

С/р

47.

10.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

48.

11.

Закрепление вычислительных навыков.

49.

12.

Закрепление умения решать задачи изученных видов.

50.

13.

Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

К/р

Умножение и деление

Умножение на однозначное число (4 часа)

51.

14.

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное.

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

Оценивать результаты усвоения учебного материала.

52.

15.

Письменные приёмы умножения многозначных чисел.

53.

16.

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

54.

17.

Нахождение неизвестного множителя.

С/р

Деление на однозначное число (23 часа)

55.

18.

Деление 0 и на 1. Письменные приемы деления.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Использовать знание взаимосвязи между компонентами и результатом деления для решения уравнений.

56.

19.

Письменные приемы деления.

57.

20.

Решение задач на  увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

58.

21.

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя.

59.

22.

Решение задач на пропорциональное деление.

60.

23.

Решение задач. Закрепление изученного материала.

61.

24.

Контрольная работа № 5 за I полугодие.

62.

25.

Работа над ошибками. Письменные приемы деления.

63.

26.

Письменные приемы деления.

С/р

64.

27.

Письменные приемы деления.

65.

28.

Решение задач.

3 четверть (40 часов)

66.

1.

Среднее арифметическое.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений

Различать виды треугольников

Строить  прямой угол на нелинованной бумаге, используя разные способы.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий

67.

2.

Среднее арифметическое.

Тест

68.

3.

Скорость. Время. Расстояние.

69.

4.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

70.

5.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

71.

6.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

72.

7.

Закрепление изученного материала.

73.

8.

Проверочная работа по теме «Решение задач на движение».

Пр.р.

74.

9.

Решение задач.

75.

10.

Виды треугольников.

76.

11.

Построение геометрических фигур.

77.

12.

Построение геометрических фигур.

Умножение на числа, оканчивающиеся нулями (7 часов)

78.

13.

Умножение числа на произведение.

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного числа на однозначное).

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений

Различать виды треугольников

Строить  прямой угол на нелинованной бумаге, используя разные способы.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

79.

14.

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

80.

15.

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Тест

81.

16.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

82.

17.

Перестановка и группировка множителей.  

83.

18.

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Закрепление изученного материала.

84.

19.

Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Пр. р.

Деление на числа, оканчивающиеся нулями (11 часов)

85.

20.

Деление числа на произведение.

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей.

Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять письменные приёмы.

Выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.


Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.

Составлять план решения. Обнаруживать ошибки и исправлять их.

Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенной сложности

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы.

86.

21.

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

87.

22.

Решение задач.

88.

23.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

89.

24.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

90.

25.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

С/р

91.

26.

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

92.

27.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

93.

28.

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

94.

29.

Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление изученного материала.

95.

30.

Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Пр. р.

Умножение на двузначное и трехзначное число (9 часов)

96.

31.

Умножение числа на сумму.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.

Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

97.

32.

Умножение числа на сумму.

98.

34.

Письменное умножение на двузначное число.

99.

35.

Письменное умножение на двузначное число.

С/р

100.

36.

Решение задач.

101.

37.

Закрепление изученного материала.

102.

38.

Контрольная работа за III четверть.

К/р

103.

39.

Работа над ошибками. Решение задач.

104.

40.

Письменное умножение на трехзначное число.

4 четверть (32 часа)

Деление на двузначное число (12 часов)

105.

1.

Письменное деление на двузначное число.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.

Выполнять письменное деление многозначных чисел  на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.


Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей


Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

106.

2.

Письменное деление на двузначное число с остатком.

107.

3.

Письменное деление на двузначное число.

108.

4.

Письменное деление на двузначное число.

109.

5.

Письменное деление на двузначное число.

Тест

110.

6.

Решение задач.

111.

7.

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

112.

8.

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

113.

9.

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

С/р

114.

10.

Закрепление изученного материала.

115.

11.

Закрепление изученного материала.

116.

12.

Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число».

Пр.р.

Деление на трехзначное число (9 часов)

117.

13.

Письменное деление на трехзначное число.

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.

Выполнять письменное деление многозначных чисел  на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.

Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.

118.

14.

Письменное деление на трехзначное число.

119.

15.

Письменное деление на трехзначное число.

120.

16.

Письменное деление на трехзначное число.

Тест

121.

17.

Письменное деление на трехзначное число с остатком.

122.

18.

Решение задач.

123.

19.

Деление на трехзначное число. Решение задач.

124.

20.

Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число».

Пр.р

125.

21.

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.

Повторение (11 часов)

126.

22.

Нумерация. Уравнение.

127.

23.

Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий.

128.

24.

Величины. Действия с величинами.

129.

25.

Контрольная работа за год.

К/р

130.

26.

Работа над ошибками. Геометрические фигуры.

131.

27.

Решение задач.

132.

28.

Решение задач.

133.

29.

Умножение на двузначное и трехзначное число.

134.

30.

Умножение на двузначное и трехзначное число.

135.

31.

Деление на двузначное и трехзначное число.

136.

32.

Деление на двузначное и трехзначное число.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контрольная работа.

Примеры. Задачи.

«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;

«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).

«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.

Комбинированная.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;

«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;

«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"...

Пояснительная записка и планирование уроков литературного чтения 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков литературного чтения 4 класс УМК "Школа России"...

пояснительная записка РУССКИЙ ЯЗЫК 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует Федеральным государственным образ...

пояснительная записка ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по литературному чтению, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Климанова Л.Ф. Соответствует Федеральным государственны...

пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...

Пояснительная записка к программе по математике УМК «Школа России»

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии:с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...