методическая разработка урока математики 2 класс(обратные задачи)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Уханова Екатерина Александровна

конспект урока по мамтематике "Школа России" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока115.73 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Ф.И.О.: Уханова Екатерина Александровна

Место работы: Кинельский район ГБОУ СОШ с.Сырейка

Должность: учитель начальных классов

Предмет: математика

Класс: 2 класс

Тема и номер урока в теме: Обратные задачи, урок 17

Базовый учебник: Математика 2 класс «Школа России» Моро М.И. и др

Цель урока:

  • Формировать умение составлять и решать простые обратные задачи

Задачи:

  1. Обучающие
  • Познакомить с обратными задачи;
  • Показать связь данных и искомого чисел в таких задачах;
  • Составить и решить обратные задачи.
  1. Развивающие
  • Развивать умение анализировать текст;
  • Развивать логическое мышление.
  1. Воспитательные
  • Воспитание хороших качеств в учениках;
  • Воспитывать высокие моральные качества;
  • Воспитывать дружелюбное отношение учащихся во время работы на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся к развитию внимания, памяти, логического мышления.

Предметные: имеют представление об обратных задачах; знают, как составить задачи, обратные данной; что такое отрезок; умеют: составлять задачи, обратные данной, чертить отрезки заданной длинны.

Метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; прогнозируют и контролируют собственную деятельность и деятельность партнёра, при необходимости вносят корректировки.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; создают алгоритм деятельности, анализируют объекты, сравнивают их; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнёров по речевому высказыванию; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы и Формы обучения: частично-поисковая, индивидуальная, групповая работа( в парах)

Необходимое техническое оборудование: Учебник «Математика» 2 класс,  рабочая тетрадь, раздаточный материал (карточки), магнитофон для физминутки, доска, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Организационный момент.  Психологический настрой. Проверка готовности к уроку.

- Все готовы начать урок?

- Всём ли необходимое на столе для урока?

1.Калиграфическая минутка

В руки ручки мы берём,

Числа мы писать начнём…

Учитель предлагает ученикам рассмотреть числа, записанные на доске:

67676767…           13131313…

- Как связаны между собой записанные вами числа?

Время: 1 мин

2.Устный счёт

1.Выявить закономерности в каждом ряд и продолжите ряды:

13-6          6+7        80-10

14-6          7+7        70-20

15-6          8+7        60-30

Решение:

16-6          9+7       50-40

2. «Засели домики»

Устно нам считать пора,

Приготовьтесь, детвора.

Будем домик заселять

И таблицу вспоминать!

11

6

4

3

5

12

7

6

3

5

3

14

6

9

8

11

6

4

3

5

15

7

6

9

13

8

5

9

7

16

7

8

17

8

9

- Теперь выполните задание на смекалку – Задачи 5,6 (с.26,27)

Задача 5 (с.26). (У Юры-пудель, у Димы –овчарка, У Алёши – такса).

Задача 6(с.27).(синих карандашей – 6)

Используемая технология: Учебная ситуация

Время: 6-7 мин

3. Проверка домашнего задания

Деятельность учителя:

  • Спросить что было задано на дом.
  • Спросить возникли ли затруднения при решении примеров и задачи.
  • Собрать тетради на проверку.

Деятельность учеников:

  • Ответить учителю на поставленные вопросы.
  • Сдать на проверку домашнее задание.

Используемая технология:

Время: 2-3 мин

4.Сообщение темы и цели учебной деятельности

- А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число.

(Задача)

- Что вы знаете о задаче? Какие виды задач знаете?

-Сегодня вы узнаете новое о задачах. Вам самостоятельно предстоит сделать открытие.

5. Открытие новых знаний.

- Прочтите задачу 1(1) (с.26) и выберите схему, которая соответствует данной задаче. Опираясь на условие и ответ решённой задачи, составьте две другие задачи, которые соответствуют схемам.

(1-я задача. У Веры было 10 рблей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6  рублей, и карандаш. Сколько стоит карандаш?

2-я задача. У Веры было 10 рублей. Она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоит блакнот?)

- Теперь сравните и решения всех задач. Установите связь между ними.

Решение:1)6+4=10

2)10-6=4

3)10-4=6

-Такие задачи называются обратными

Используемая технология:

Время: 7-8 мин

6.Физкультминутка

Поднимите руки класс - это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – Это «три»,

Руки в стороны – пошире –

Развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Время: 1 мин

7. Продолжение изучения новой темы.

Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить задачу по данным числам (или по данной схеме), а затем составить задачи, обратные данной.

- Разберите задачу 2 (с.26).

Ответьте на вопросы, расположенным после текста задачи.

  1. Что является условием задачи?
  2. Какой вопрос задачи?
  3.  Назовите данные и искомые числа.

 Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно. Сформулируйте и запишите ответ.

- Проводится взаимопроверка по написанному на доске.

-  составьте две задачи обратной данной.

- используя расположенные на столе квадраты с цифрами и знаком вопрос, полосками -  составьте 2 схемы для обратных задач.(работа в паре)

Используемая технология: учебная ситууация

Время: 7-8мин

8.Работа с геометрическим материалом

  • Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с.27).
  • Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три)
  • Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?
  • Каким образом? (сложить длины двух других отрезков)
  • Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?
  • Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.
  • Какова длина другого вновь полученного отрезка?
  • Можно ли это узнать, не проводя измерений? Как?
  • Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?

Время: 4 мин

9. Решение выражений.

- Самостоятельно (по вариантам: вариант 1 – 1-й столбик; Вариант 2 – 2-й столбик) решите выражения из задания 4 (с.27). Затем устно решите 3-й столбик данного номера.

- Предложить сделать взаимопроверку, по ответам на доске.

Время: 2-3 мин

10.Рефлексия

-Предложить ребятам оценить то, как прошёл урок, с помощью выполнения задания  и ответить на вопросы.

-Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить составления обратных задач и их схем?

-Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?
-Что нового я узнал на уроке?

-Каким образом я получил новые знания?

-Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?

Задание  «Сердечко чувств».

- У вас на столе сердечки двух цветов: розовый – меня взволновало, я сопереживаю; белый – мне было безразлично.

-Выберите нужное сердечко для себя и наклейте на большое сердце на доске.

-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных чисел. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг  к другу.

Деятельность учеников:

  1. Ответить на вопросы
  2. поместить выбранные ими сердечки на большое сердце

Время(мин): 2 мин

10.Решение заданий в рабочих тетрадях

- Предложить выполнить задания в рабочих тетрадях с 1 по 5 (с.14)

Время: 6 мин

11. Домашнее задание

- Решить задачу 1(с.28)

- Сделать задание 3(с.28)

- Придумать 1 задачу и составить к ней две обратные. Составьте краткие записи и схемы.

12. Оценивание

- Сказать о том, как прошёл урок

- Что было сделано на уроке

- что новое было изучено

- Озвучить оценки

Литература

  1. УМК «Школа России» по математике 2 класс 1 ч. Автор: Моро М.И. и др.
  2. Моро М. И. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: 1часть

Задание №1(Слайд№1)

Рассмотрите числа

67676767…           13131313…

6=7=13

Задание №2. (Слайд №2.)

Выявить закономерности и продолжить

 13-6          6+7        80-10

14-6          7+7        70-20

15-6          8+7        60-30

Решение:

16-6          9+7       50-40

Задание №3. (Слайд №3)

16

9

7

8

8

«Засели домики»

11

5

6

4

7

8

3

5

6

15

7

8

9

6

9

6

17

8

9

8

9

12

7

5

6

6

3

9

7

5

4

8

14

6

8

5

9

8

6

13

8

5

8

5

9

4

6

7

Задание №4 (Слайд №4)

Задача 5(с.26)

Юра                                  Такса

Алёша                               Пудель

Дима                                 Овчарка

Задание№5 (Слайд№5)

Условие

Вопрос

данные числа

Искомое число

(Задача)

Задание №6(Слайд№6)

1-я задача. У Веры было 10 рблей. На эти деньги она купила блокнот, который стоил 6  рублей, и карандаш. Сколько стоит карандаш?

2-я задача. У Веры было 10 рублей. Она купила карандаш, который стоил 4 рубля, и блокнот. Сколько стоит блакнот?

Тема занятия: Обратные задачи

Задание №7(Слайд№7)

Задача 2(с.26)

Володя поймал 4 окуня и 3 леща. Сколько всего рыб он поймал? Решите задачу.

1)Что является условием задачи?

2)Какой вопрос задачи?

  1.  Назовите данные и искомые числа.

Составьте краткую запись или схему. Решите задачу самостоятельно.

4 окуня

3 леща        ?

         

Составьте две обратных задачи. Составьте схемы

1 задача) Володя поймал 10 рыб. Из них 3 леща, а остальные окуни. Сколько окуней пойма Володя?

2 задача) Володя поймал 10 рыб. Из них 4 окуня, остальные лещи.Сколько лещей поймал Володя?

Задание№8(Слайд№8)

Работа с геометрическим материалом

Задание 1(с.27)

  • Рассмотрите чертёж, данный в задании 1 (с.27).

                       6см                           2см

                                    ?

                   

  • Сколько отрезков изображено на чертеже? (Три)
  • Можно ли, не измеряя самый большой отрезок, узнать его длину?
  • Каким образом? (сложить длины двух других отрезков)
  • Какова длина большого отрезка? Проверьте это измерением. Вы были правы?
  • Поставьте на нём точку так, чтобы получился отрезок длиной 4 сантиметра.
  • Какова длина другого вновь полученного отрезка?
  • Можно ли это узнать, не проводя измерений? Как?
  • Проверьте ваше предположение, измерив отрезок. Вы были правы?

Задание№9(Слайд№9)

 Решение выражений.

- Самостоятельно (по вариантам: вариант 1 – 1-й столбик; Вариант 2 – 2-й столбик) решите выражения из задания 4 (с.27).

1 вариант                                             2 вариант

12-8+9=13                                               14-7+6=13

10+3-8 =5                                                10+4-9=5

17-8+6=15                                               18-9+8=17

Устно:

48-40-8=0

56-50+0=6

0+88-80=8

Слайд№10

Домашнее задание

- Решить задачу 1(с.28)

- Сделать задание 3(с.28)

-Придумать 1 задачу и составить к ней две обратные. Составьте краткие записи и схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"

Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Методическая разработка урока математики "Длина. Решение задач"

Читаем задачу, рассматриваем схему. Читаем отдельно условие по схеме, потом вопросы. Разбираем полностью задачу,подбираем дополнительный вопрос, вопрос- помощник, отмечаем его на схеме, записыва...

Методическая разработка урока математики по теме: "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".

Урок математики по теме:"Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"....

Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Методическая разработка урока математики в третьем классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".

Урок математики в третьем  классе по программе "Школа России". Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления....

Методическая разработка урока математики Тема: Решение задач "Будем мы всегда здоровы"

Урок математики  по теме:Решение задач "Будем мы всегда  здоровы" направлен на формирвание у обучающихся умение реализовывать способы действий при решении разных видов задач....