Урок математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Довбня Светлана Владимировна

      

Урок математики по ФГОС во 2 классе.   УМК "Гармония"                                                                                                                                                                                                                                                                                           

"Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_vo_2_kl.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по ФГОС во 2 классе.

 Учитель Довбня Светлана Владимировна

 Тема урока: Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания

 Тип урока:  Открытие новых знаний

 Дидактическая цель:  рассмотреть сложение однозначных чисел со значением суммы 12 и соответствующие случаи вычитания.

Задачи:

     образовательные:

     - совершенствовать знания состава чисел в пределах 20 и умение их записывать;

     развивающие:

      - развивать умение рассуждать;

      - совершенствовать умение решать задачи;

       - развивать логическое мышление;                                          

     воспитательные:

- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности.                                                                                                                                                                                    Дидактическое обоснование                                                                                                                                                                          Учебник «Математика» 2 класс (1 часть), автор учебника Н.Б. Истомина, УМК «Гармония»                                                                                                                                                       

 Используемые технологии:                                                                                                                                                                                             - проблемное;                                                                                                                                                                                                                      - дифференцированное ( на этапе закрепления )                                                                                                                                                 Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК, мультипроектор, интерактивная доска

Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

2 МИН.

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

- Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что  ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

(устный счёт)

5 МИН.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

- Что изучали на предыдущем уроке?               - Легко ли вам было? Предлагаю повторить состав числа 11.

- Какое число пропущено? Объясните свой выбор.

- Верно, пропущено число 12.

- Что вы можете о нём рассказать?

- Состав числа 11.

- Да, быстро запомнил состав числа.

- Нет, состав числа учил долго.

(запись на доске, цепочкой называют ответы, неверные ответы дети исправляют)

 1.                             9     5    3    7    4      2     8    6

                                 .      .     .     .     .       .      .     .

(на доске таблица с числами)

- Пропущено число 12, потому что числа идут в порядке возрастания. В каждом столбике одно число больше другого на 4.

2.          

      1

        2

       3

      4

      5

        6

       7

      8

      9

       10

       11

      *

- Число 12 – некруглое, чётное, двузначное, состоит из одного десятка и двух единиц, для записи этого числа нам понадобилось две разные цифры – 1 и 2, его соседи – 11 и 13, по отношению к нему 11 – предыдущее, 13 – последующее.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

1 МИН.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Ребята попробуйте сформулировать тему урока.

- Правильно вы будете изучать состав числа 12.

- А где пригодятся вам эти знания?

Что же нового вы узнаете сегодня на уроке?

Ставят цели, формулируют тему урока

- На уроке мы будем говорить о числе12.

- На прошлом уроке мы узнали состав числа 11, значит - сегодня узнаем состав числа 12.

- Будем решать примеры, считать.

- Чтобы решать примеры в пределах 20.

- В магазине посчитать сдачу.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения 

6 МИН.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

1.

- Решите устно примеры:

9 + 2               6 + 1               20 + 1  

15 + 3             7 + 5

- Нахождение значения,  какого выражения вызвало у вас затруднения?

2.

- Откройте учебник на странице 43, №145.

- Пользуясь рисунками, найди значения выражений.

- Посчитайте кружочки на каждом рисунке. Запишите и решите равенства. Объясните.

Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

№151

- Сколько голубых кружочков в первом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

- Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков во втором ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков в третьем ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков в четвёртом  ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Примеры, которые записали, обведите рамочкой и постарайтесь запомнить состав числа 12.

 

Составляют план достижения цели и определяют средства

( дети решают известные случаи сложения)

- Вызвало затруднение выражение 7 + 5.

- Я все примеры решила, без затруднений.

(дети открывают учебник, объясняют и записывают с комментированием)

10 + 2 = 12          8 + 4 = 12           6 + 6 =12

                              2        2               4        2

7 + 5 = 12                   9 + 3 = 12

 

  3      2                         1      2

- Голубых – 9 кружочков. А красных – 3. Всего           их – 12. Значит – 9 и 3 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 9 + 3 = 12

- Голубых – 8 кружочков. А красных – 4. Всего           их – 12. Значит – 8 и 4 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 8 + 4 = 12

- Голубых – 7 кружочков. А красных – 5. Всего           их – 12. Значит – 7 и 5 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 7 + 5 = 12

- Голубых – 6 кружочков. А красных – 6. Всего           их – 12. Значит – 6 и 6 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 6 + 6 = 12

(дети читают хором примеры)

    9 + 3 = 12        8 + 4 = 12          

    7 + 5 = 12        6 + 6 = 12

   

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка 

1 МИН.

Снятие усталости с глаз

Электронная физминутка «Друзья»

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

5. Первичное закрепление

14 МИН.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1. Давайте  рассмотрим рисунки №146 на странице 43.

- Расскажите, объясните друг другу по какому признаку фигуры разбили на две группы и выберите выражения, которые соответствуют рисунку и объясните, что обозначает в них каждое число.

2. Задание на развитие логического мышления. №150.

- Ребята что вы видите на картинках? Ответьте на вопрос: Какова масса собаки? А какова масса кошки?                          - Объясните почему вы так считаете.

Проговаривают способ решения в громкой  речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

( дети работают в парах, объясняют, громко рассуждают, исправляют ошибки другого)

- На картинках мы видим весы, гири и животных – собаку и кота.

- Масса собаки 9кг, т.к. справа на весах две гири весом 10кг и 1кг – это всего 11кг. Мы видим, что вес одинаковый , возле собаки стоит гиря в 2кг, чтобы было 11кг надо добавить 9кг – это и есть вес собаки.

- На второй картинке надо узнать вес кота. Справа стоят гири – 10кг и 2кг, справа гиря 5кг и кот, а мы знаем, что 10 + 2 будет 12, значит и слева тоже 12кг, сегодня на уроке мы выучили состав числа 12 и узнали, что 12 – это 5 и 7, значит вес кота 7кг.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

2. Практическая задача.

№ 148  

- Начертите отрезок длиной 1дм 2см. Выбери пары отрезков, сумма длин которых равна длине отрезка АК.

- Опишите  устно план выполнения задания.

2. Дети выполняют №148 стр.44

(объясняют и описывают план выполнения задания)

- Мы начертили отрезок АК длиной 1дм  2см – это 12см, т.к. в 1дм – 10см. Затем берём линейку и измеряем отрезки ЕМ, ОЕ, АМ, АD, МК, АО.  Отрезок ЕМ – 10см, ОЕ – 2см, АМ –4 см , АD – 5см, МК –8 см, АО –7 см  

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 МИН.

Организация деятельности по применению новых знаний

Задание  №147 стр.44

- Самостоятельно выберите пары выражений, значения которых одинаковы. Запишите и решите выражения.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, на полях карандашом поставьте оценку. Будьте очень внимательны.

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети самостоятельно записывают и решают. Затем меняются тетрадями, проверяют и оценивают товарища.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

8.Физминутка

1 МИН.

Снятие мышечного напряжения пальчиковая игра ( Электронная физминутка «Прятки»)

Выполнение упражнений под песенку

8.Обобщение

и систематизация знаний

3 МИН.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

1. Устное решение №152.

- Прочитайте текст и объясните, что обозначает на схеме каждый отрезок.                     – Как узнать сколько тетрадей в линейку у девочки?

2. Игра «Почтальон» (у одного ученика конверты с числом 11, у другого – 12, у третьего – 13.  Дети сидят за партами и показывают карточки, почтальон должен быстро найти правильный ответ и отдать ребятам конверт)  

- На рисунке мы видим отрезок. Весь отрезок обозначает количество тетрадей, которые есть у Лены. Отрезок АЕ обозначает тетради в клетку – их 7. Отрезок ЕК обозначает тетради в линейку.

- Чтобы узнать, сколько тетрадей в линейку надо из всех тетрадей (12), вычесть тетради в клетку (7), получится – 5.

6 и 5     7 и 4       9 и 2         3 и 8

8 и 4      9 и 3       7 и 5        6 и 6

9 и 4       7 и 6      5 и 8        10 и 3

(с ответом – 11 конверты получает более слабый ученик, с ответом – 12 средний и с ответом 13 -сильный)

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

2 МИН.

1.Организация рефлексии

- Сегодня на уроке вы познакомились

 с  …

- Что удалось на уроке, а что нет?

- Что запомнили?

Если вам на уроке  всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг,  если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Стр. 44   №149

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

- Составом числа 12.

- Составлять примеры на сложение с ответом 12. Не все случаи запомнил.

- Запомнил, что надо разложить число  и дополнить до десятка, затем добавить остаток.

Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения. 

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...