Многозначные числа. разряды и классы.
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Зырянова Мария Геннадьевна

Урок математики в 4 классе по теме "Многозначные числа. Разряды и классы". Урок построен в русле метапредметного подхода в обучении. Интеграция таких предметов, как математика, окружающий мир, МХК помогает не только получать математические знания и умения на уроке, но и расширяет общий кругозор обучающихся. Всемирный день мытья рук - 15 октября стал отправной точкой в изучении математической темы. Занимательные факты о руках человека рассматривались на уроке с математической точностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_chisla.docx82.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

«Многозначные числа. Разряды и классы»

Предмет

математика

Класс

4 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Зырянова Мария Геннадьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Образовательное учреждение

МОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

ЯНАО

Республика/край

Город/поселение

г. Надым

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цели урока

Познакомить с названиями и последовательностью чисел в пределах 1.000.000

Задачи урока

•        познакомить  с записью и чтением чисел, больших чем трёхзначные; с названиями и последовательностью первых трёх классов; с названиями и последовательностью разрядов в многозначных числах;

•        пробудить интерес к математике;

•        развивать познавательную активность;

•        развивать навыки  коммуникативных умений;

•        воспитывать навыки личной гигиены.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

•        актуализация  знаний о разрядах трёхзначных чисел;

•        совершенствование общеучебных умений и навыков:

- информационно – технологические навыки работы  с компьютером;

- учебно – интеллектуальные умения;

- учебно – информационные умения;

- учебно – коммуникативные умения;

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа проектор, мультимедийный экран, нетбуки для обучающихся

Ход учебного занятия

  1. Психологический настрой на деятельность

      Из самой глубокой древности идет обычай рукопожатия. В древние времена оружие воины носили в правой руке. Противники при встрече пожимали друг другу руки, предварительно перекинув оружие из правой руки в левую. Таким образом, рукопожатие означало выражение и проявление миролюбивых чувств.

- Какое сегодня число?

- Кто родился из знаменитых и известных людей 15 октября?

Вы узнаете, во время проведения устного счёта.

- Сколько лет прошло со дня рождения Лермонтова?

- Сколько лет прошло со дня рождения Кольцова?

- Сколько лет прошло со дня рождения Ницше?

- Сколько лет прошло со дня рождения Ильи  Ильфа?

- Сколько лет прошло со дня рождения Бутусова?

- Сколько лет прошло со дня рождения Баскова?

- Что интересного запомнили?

- Кто знает какой праздник отмечается 15 октября во всём мире?

          15 октября объявлен Всемирным днем мытья рук (Global Handwashing Day). Отмечают эксперты ООН и Всемирной организации здравоохранения, В древности и в средние века обычай мыть руки после приема пищи был широко распространен, потому что столовые приборы в обиходе отсутствовали. А вот в высшем английском обществе до 19 века считалось хорошим тоном подавать после еды одновременно с десертом «вазы для ополаскивания пальцев». Такой обычай был принят и в исламском мире. Через немытые руки в организм человека попадают возбудители таких страшных заболеваний, как холера, вирусная пневмония, гепатит, грипп и ОРВИ. «Грязные руки» являются одной из главных причин высокой детской смертности в Азии и Африке. Что является спасительным верным средством? Конечно, вода.

           Несколько лет назад 15 октября жители Бангладеш провели грандиозную по количеству участников акцию — по всей стране одновременно мыли руки 53 тысячи человек. В России этот день пока не получил столь широкого распространения. Мы пользуемся своими руками каждый день, и практически невозможно представить себе жизнь без них. Но что мы знаем об одной из самых активных частей тела? Найдите самые интересные факты о наших руках. (Под партами учитель приклеил карточки с интересными сведениями о руках).

1) В одном грамме подногтевой грязи насчитывается до 380 миллионов микробов

2) В библии, указывается, что из 26 тысяч воинов, участвовавших в одной из битв, семьсот были левшами.

3) Ногти на руках растут в среднем на один миллиметр в неделю и на 3 см. в месяц.

4) На передних лапах тигра по пять пальцев, а на задних — по четыре. Тигриные когти достигают длины 8-10 см.

5) Каждый палец человека за время жизни сгибается примерно 25 миллионов раз.

6) Самые длинные ногти в мире принадлежали Шидар Чилал (Shidhar Chillal). Их длина была 6 м. Чтобы вырастить их потребовалось 48 лет.

- А что вы ещё знаете о руках? А вы знаете, что в разных странах мира рукам возводят памятники. Внимание на экран.

Лист достижений по теме «Нумерация многозначных чисел»

ученика _______класса ________________________________________

Проверяемые элементы содержания

1.

Уметь читать многозначные числа

2.

Уметь записывать многозначные числа

3.

Сравнивать многозначные числа

4.

Увеличивать числа в 10,100,1000 раз

5.

Уменьшать числа в 10,100,1000 раз

6.

Нахождение общего количества единиц любого разряда

7.

Знание натурального ряда чисел в пределах миллиона

8.

Представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых

9.

Преобразование величин

10.

Уметь называть разряды и классы, используя таблицу классов и разрядов

(по образцу)

11.

Уметь называть разряды и классы, не используя таблицу классов и разрядов (без образца)

III. Актуализация знаний о разрядном составе числа

В.р.: коллективная работа

Запишите числа в порядке возрастания: 125, 71, 512, 152, 521, 251, 5127

  • Назови лишнее число, докажи;
  • На что обратили внимание, глядя на остальные числа? (Для их написания использовали три цифры 1, 2, 5);
  • Что обозначает цифра 5 в каждом числе?;
  • Сделай вывод о значении цифр в записи числа в зависимости от места, которое оно занимает.

IV. Постановка целей и задач урока. 

- Какие числа вы запомнили, связанные с нашими руками? Как назвать эти числа одним словом? (Многозначные числа).

Мы начинаем с вами изучать новый раздел «Многозначные числа». Прочитайте в индивидуальном плане, чему вы должны научиться после изучения всего раздела. Начните со слов: «Я обязательно научусь….».

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодня урока? (Разряды и классы многозначных чисел). Чему мы будем учиться? (Читать и записывать многозначные числа).

- Назовите самое маленькое четырехзначное число? (1.000)

- Самое большое четырёхзначное число? (9.999) А как записать?

Откройте учебники на стр. 60. Как записываются многозначные числа. Какие классы чисел ещё существуют после миллиона? (Класс квинтиллионов, класс квадраллионов, класс триллионов).

- Самое маленькое пятизначное число? (10.000)

- Самое большое пятизначное число? (99.999)

- Самое большое шестизначное число? (1.000.000). А вы знаете, откуда появилось слово «миллион»? (Предположения детей).

V. Работа по теме урока

В.р.: история происхождения слова «миллион»

Сочинитель этого слова - венецианский купец Марко Поло.

В 1271 г. венецианские купцы Николо и Мафео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Через четыре года, преодолев тысячи миль, пройдя многие страны, венецианцы достигли Китая и вошли в город Камбалу (Пекин). Марко был обласкан ханом и за 17 лет, что находился у него на службе, изъездил все провинции необъятного государства. Вернулся он на родину лишь в 1295 г. а вскоре, приняв участие в морском бою, стал пленником Генуэзской республики. В тюрьме он и продиктовал пизанцу Рустичано свои воспоминания о путешествиях. Рассказы принимались за россказни, хотя Марко старался быть точным и честным. Он писал:

- Да, правит Китаем великий хан, и подданных у него тьма - тьмущая.

Доходы хана неисчислимы. Пышность двора - непередаваема.

- Ох, и фантазёр же ты Марко, - говорили друзья.

- Да, там водится большущая змея с ногами.

- И есть там камни, которые горят.

- Совсем помешался этот человек, - покачивали головой сердобольные.

- Да, там улицы окаймлены деревьями. А люди охотно обменивают золото и рубины на бумажки. Да, там изобрели доски, печатающие книги, и в чужих морях не видна на небе Полярная звезда... Купцы Венеции - самостоятельные люди. Арифметику знают прекрасно. “Милле”, сочно произносят они каждый раз, когда счёт идёт на тысячи. Но Марко уверяет, что богатейший местный купец уступит беднейшему из вельмож Хубилая. Как это выразить, как передать одним словом несметные богатства Востока? И Марко Поло произносит: - Мильоне! - Он сказал “мильоне”? Слово необычно, но понятно: милле по - итальянски - тысяча, конечное - оне играет у итальянцев ту же роль, что у нас суффикс - ищ. Мильоне, очевидно, тысячища, большая, великая тысяча, тысяча тысяч.Так родилось слово миллион, обозначающее число тысяча тысяч. За первым путешественником, который ознакомил Европу с Азией задолго до эпохи великих географических открытий, закрепилось прозвище “Мессер Марко Миллион”, “Господин Миллион”.

-  Почему же миллион – слово «великан»? Только представьте себе, что если каждый лист прочитывать за 6 минут и если ежедневно читать по 8 ч. непрерывно, кроме воскресений, то миллион листов можно прочитать лишь за 40 лет! На какое расстояние протянется шеренга, в которой поставлено миллион школьников? Она имела бы длину в 500 км! Шеренга могла бы протянуться почти от Москвы до Ленинграда! Какой длины должно быть классное помещение, чтобы в нём посадить миллион учащихся? Если за каждую парту посадить по 2 человека, а парты поставить в 3 ряда, то классное помещение протянулось бы более чем на 160 км! На автомашине надо ехать 3 ч от начала каждого ряда до его конца.

Вот что такое миллион! Вот почему его называют великаном!

В.р.: работа с комментированием по презентации (устно)        

Прочитайте все записанные числа. Как это сделать? Откройте учебник на странице 61. Прочитайте правило о том, как прочитать многозначные числа.

VI. Физкультфминутка

VII. Первичное закрепление

В.р.: игра «Живая нумерация»

Трое учеников выходят к доске, каждый получает набор цифр. Первый показывает число сотен, второй – десятков, третий – число единиц. Ученики правильно называют многозначное число.

В.р.: игра по рядам
Сейчас каждый загадает цифру (0-9) и с каждого ряда по 3 чел. Выйдут и запишут на доске и у нас получится многозначное число.
- Прочитайте число.
- Сколько единиц каждого класса в этом числе?

- Сколько единиц каждого разряда в этом числе?
VIII. Закрепление изученного

В.р.: работа в группе
 - Прежде, чем начать работу в группе,  распределите между собой роли (руководитель, схематизатор,  держатель времени, выступающий).  Группа работает под девизом: «Ты ответственный за то, что делает твоя группа».  

Карточка  № 1

  1. Прочитать числа:   28003,  705026, 1206643.
  2. Представьте число  800234  в виде суммы разрядных   слагаемых.
  3. Продолжите ряды чисел. Напишите в ряду 5 чисел: 25400,  26400,  274000, …
  4. С помощью цифр 6 и 5 напишите различные четырёхзначные  числа. Какое из них  наибольшее?

- Посмотрите на доске образец выполнения данного задания. Сравните свои ответы с образцом. Какой вывод сделала каждая группа?

IX. Рефлексия

 

X. Домашнее задание (разноуровневое)

 Домашнее задание  на «5».

  1. Запиши три различных шестизначных числа, используя только цифры 5, 0,7. Подчеркни наибольшее среди записанных чисел. Запиши его в  виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Запиши трёхзначное число. Поменяй в нём цифры единиц и сотен. Запиши  получившееся число.

Домашнее задание  на «4».

1. Запиши число, в котором содержится:

а) 500 ед 3 класса, 50 ед 2 классаи 5 ед 1 класса;

б) 6 ед 2 класса и 172 ед 1 класса.

2. Продолжи ряд чисел. Допиши ещё 5 чисел: 72100,  73200, 74300, …

Resource id #2594

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нумерация многозначных чисел. Закрепление знания разрядов и классов. 3 класс.Работа на интерактивной доске

Материал подготовлен для работы на интерактивной доске во время устного счёта в 3 класса при изучении темы "Многозначные числа". В данной презентации  ребята повторяют классы и разряды многозначн...

Конспект урока по математике «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд», 2 класс

Тема: «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд»Цели деятельности учителя: закрепить умения и навыки вычитания многозначных чисел с переходом через разрядПланируемые результат...

Математика .Устный счет по теме: "Многозначные числа" 2-3 класс

Математика .Устный счет по теме: "Многозначные числа" 2-3 класс...

Конспект урока по математике "Сложение многозначных чисел с переходом через разряд", 2 класс УМК "Э.-Д."

Цели деятельности учителя: формирование умений выполнять письменное сложение многозначных чисел с переходом через разряд; актуализация ранее полученных знаний о многозначных числах и действиях с ним...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики . Многозначные числа. Разряды и классы.

Практическое использование современных технологий на уроке математике при изучении темы "Многозначные числа. разряды и классы" в 4 классе....