Статья "Развитие учащихся на уроке математике"
статья по математике по теме

Попова Ольга Анатольевна

Статья "Развитие учащихся на уроке математике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uchashchikhsya_na_urokakh_matematiki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие учащихся на уроках математики.

МБОУСОШ № 8                  Попова О.А.

           Большое место во всестороннем развитии личности занимает математика. Значение хорошего математического образования, математического стиля мышления трудно переоценить. Дидактическая система Л.В. Занкова и соответствующий ей учебник по математике открыли простор для успешного обучения детей этому предмету. В результате у учеников развиваются такие качества, как глубина и гибкость мысли, пытливость. Достигается это благодаря предлагаемой программе, учебным заданиям, методическим приемам, которые постоянно побуждают детей сравнивать, анализировать, обобщать, требуют самостоятельного решения, коллективного обсуждения результатов: ошибочных и верных.

         Уже в  первые дни в первом классе предлагаются задания на сравнения

Например:

             Учитель. Дети, посмотрите, что у меня на столе? (Книги). Они лежат в двух пачках. Как вы думаете, в какой пачке книг больше?

             Лена. Вот в этой, конечно, больше. (Показывает на более высокую пачку).

            Учитель. Все согласны с Леной? (Да, да). А почему вы так думаете?

            Женя. Ну, это каждому понятно. Она вон  какая толстая!

            Учитель. А может быть, все-таки проверим, вдруг ошибка? (Не нужно, и так все видно). Ну, хорошо, раз вы так уверенны. А как бы вы стали проверять, если бы захотели?

            Рома. Можно было бы посчитать.

            Учитель. Правильно, но ведь так проверить могут те, кто уже умеет считать и сравнивать числа, а мы еще не все умеем это делать, ведь мы только начали учиться.

            Рома. Я умею считать до ста.

            Учитель. Ты молодец, но твои друзья еще не научились. Как же можно проверить без счета?

            Катя. Ой, я поняла, можно, как мы вчера делали, поставить парочками.

            Женя. Ну, насмешила, что же они, как мы, будут за ручки браться? (Все смеются, а Катя возмущенно краснеет.)

            Катя. Ты ничего не понимаешь, как будто обязательно за руки браться, нужно просто так сделать. (Выходит к столу, берет одну книгу из одной пачки и одну из другой, складывает их вместе). Вот и получилась пара, понял? (Дети заинтересовались, смотрят, смех смолк).

             Учитель. Ну, а дальше кто так сделает? (Все уже забыли, что не хотели проверять свой ответ, хотят тоже собрать книги парами. В результате выясняется, что в более толстой пачке книги кончились, а в более тонкой еще остались).

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                    1

             Миша. Как хорошо, что проверили, а то и не узнали бы ничего. А Вы, Ольга Анатольевна, хитрая, какие книги взяли, здесь толстые, а здесь то-о-ненькие, вот и перехитрили. Я теперь всегда все буду проверять. (И мы, и мы тоже).

            Учитель. Правильно, в математике все нужно проверять и доказывать.

      Задачи на сравнение геометрических фигур дают возможность развить умение анализировать встречающиеся явления с различных точек зрения, переводят смутное представление детей о различии геометрических фигур на более высокую ступень. А таких заданий в учебниках первого, второго, третьего и четвертого классов достаточно. Например, на первых уроках в первом классе предлагаются три фигуры: квадрат, круг, треугольник. Надо выбрать две похожие и объяснить, чем они похожи. При выполнении задания мысль детей  идет различными путями. Одни называют квадрат и треугольник, так как у них есть углы и отрезки. Другие – квадрат и круг, обосновывая это тем, что та и другая фигура занимают больше места, чем треугольник. В коллективном поиске мы подводим детей к представлению о многоугольниках.

       Намного эффективнее ведется работа с задачами, когда необходимо проанализировать и осмыслить определенную жизненную ситуацию. Анализ задач из учебников по системе Л.В. Занкова вызывает у ребят усиленную мыслительную активность, положительные эмоции, когда удается распутать клубок сложных ситуаций.

        Коллективный разбор таких решений вызывает огромный интерес у учащихся. Само условие таких  и многих других задач, предлагаемых в учебниках, не ограничивает учеников одним вариантом рассуждений. Решение подобных задач способствует развитию логического мышления. Здесь и довольно сложные вычисления выполняются быстро. Тоже самое можно сказать о каждом задании занковского учебника математики. И дети привыкли к тому, что на каждом уроке математики надо преодолевать трудности самостоятельно. Это доставляет им удовольствие, развивает не только мысль, но и волю.

          Весь курс математики способствует развитию у детей абстрактного мышления. Как горды и рады были наши дети, когда сами выводили две формулы вычисления периметра прямоугольника! И это в самом начале второго класса. Формулы площади треугольника и прямоугольника они выводили тоже во втором классе, умели решать задачи в два-три действия, умели применять правила перестановки действий в выражениях, содержащих три-четыре действия.

           С удовольствием осваивали ребята многие математические понятия: корень уравнений, числовая ось, среднее арифметическое, отрицательные и положительные числа, сложное неравенство и др.

                                                                                                                                                                                                                                      2  

                     Успешно решаются при данной методике преподавания многие нравственные проблемы. На уроке ребята чувствуют себя спокойно, так как любой их ответ будет принят, поскольку в нем обязательно подметят положительное. Дети высказывают все свои мысли без ограничений. Ждут не от учителя, а от своих товарищей подтверждения своим мыслям.

           Работают ученики с упорством, с азартом, часто конец урока воспринимают, как нежелательное явление. Огорчаются, когда приходится обращаться к кому-либо за помощью при выполнении задания, но, если нужно – свободно просят помочь. Никогда ни одно свое решение не стремятся уложить в формальные, уже известные рамки. В классе, когда дети работают самостоятельно, редко увидишь одинаковую запись одной и  той же задачи. Записи разные по форме: кто записывает выражением, кто по действиям с пояснением.

          Ребята любят учиться, стараются творчески подходить  к выполнению любой работы, есть ребята с ярко выраженными математическими способностями. И, конечно, мне принесло большое удовлетворение осознание того, что сама я значительно продвинулась в педагогическом мастерстве.

          В программе занковских классов достаточно работы с величинами, с числами в пределах миллиона, включены задания, направленные на развитие вычислительных навыков, а так же много занимательного материала и заданий, которые включают в себя обучение на опережение.

          Работа по системе Л.В. Занкова мне очень нравится. Если работа в первом занковском классе вызывала трудности и сомнения в работе по математике, то сейчас я понимаю, что многие из этих сомнений были напрасны. Второй и третий занковские классы были легче для меня.

          Дети отличаются от ребят предыдущих выпусков добротой, увлеченностью учебой, любовью к книге, умением работать с ней, гибкостью, глубиной и самостоятельностью мышления, творческим подходом к любой учебной задаче, умением работать самостоятельно и в коллективе, эмоциональным восприятием окружающего мира. Сегодня перед школой стоят новые задачи. Они усложнились, но можно сказать, что я успешно смогу решить их, учитель успешно может решить их, работая по дидактической системе Л.В. Занкова,    

                                                                               

                                                                                       МОУСОШ № 8                   

                                                                                                                                                                                                                                   3                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики

Развитие  познавательных способностей  учащихся  на  уроках  математики.на  уроках  математики на  уроках  математики...

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Педподдержка учащихся на уроках математики

У наших учеников неодинаковые способности, и успехи у них будут неодинаковы. Особенно в математике. Многие ученики с обычными математическими способностями равнодушны к ней. Значит, нужна целена...

Развитие самостоятельности мышления учащихся на уроках математики через реализацию разнообразных форм работы над задачей

   Существует много методических пособий по курсу математики в начальной школе, но в ходе работы не встречается ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставл...

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...