Урок рефлексии по математике 3 класс по темам "Площадь и периметр прямоугольника и квадрата", " Особые случаи умножения и деления на 0 и 1"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Макарова Любовь Борисовна

Урок рефлексии и коррекции по темам "Площадь и периметр квадрата и прямоугольника", "Особые случай умножения и деления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_refleksii_matematika_3_klass_shkola_rosii.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

Конспект урока математики в 3 классе

по теме «Урок рефлексии»

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№15 п. Березайка»

Макарова Л.Б.

Конспект урока  математики 3 класс.   УМК «Школа России»

УРОК РЕФЛЕКСИИ.

 Девиз урока:

"В математических вопросах

 нельзя пренебрегать

даже самыми мелкими ошибками"                                  

                                                                                                                 (И. Ньютон)

Цели урока: создать условия для  формирования способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа по темам «Площадь и периметр квадрата и прямоугольника», «Случаи умножения и деления на 1 и 0»

Содержательная цель:  повторение, закрепление и обобщение пройденного материала.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления): рефлексия полученных ЗУНов по темам «Площадь и  периметр квадрата и прямоугольника», «Случаи умножения и деления на 1 и 0"

Задачи урока:.

-проверить знания, умения, навыки учащихся по изученным темам,

- выявить пробелы в знаниях, умениях, навыках;

- формировать умения учащихся фиксировать собственные затруднения, выявлять их причину, находить выход из затруднений

- повторить и систематизировать изученный материал;

- провести коррекционно-развивающую работу;

- развивать ППп, навыки самооценки и самоконтроля; умение работать индивидуально, в паре и коллективе.

- воспитывать  самостоятельность, самокритичность, культуру учебного труда;

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд, опорные схемы – формулы, учебник, листы самопроверки и самооценки, ключ к кроссворду (площадь, периметр, произведение, сумма, разность, ноль

НА обороте: 6-ы, 3-н, 5-ц, 1-у, 4-и, 2-м), бланки теста, блиц-опроса; смайлики,"Солнышко", "Тучка"- по количеству детей.

Формируемые УУД:

Познавательные: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать   информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

Регулятивные: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату;

учить адекватно оценивать.

Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; формирование навыков сотрудничества.

ХОД УРОКА.

  1. О/М  (2 мин.)

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Тихо сели девочки,

Тихо сели мальчики.

Проверим посадочку.

Откроем  все тетрадочку.

(проверка готовности учащихся  к уроку)

Запись числа в тетрадях.

- Прочитайте  пословицы, которые записаны на доске.

ВЕК ЖИВИ - ВЕК УЧИСЬ.

ПОВТОРЕНИЕ-МАТЬ УЧЕНИЯ.

 - Как  вы понимаете их смысл?

(ответы детей)

- Приведите примеры из жизни: Кто из известных вам писателей учился всю жизнь, освоил иностранные языки?

(ответы детей) И.А. Крылов, Л. Н. Толстой.

 - Как мы их можем соотнести с уроком математики?

- Как вы думаете,  а чем мы   будем заниматься  сегодня на уроке математики? Какой будет тема урока?

(предположения детей)

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (1 мин.)

- Да вы правы, мы будем сегодня повторять изученный материал. А для чего это нужно делать? (предположения детей)

-Сегодня мы будем работать самостоятельно, в парах, все вместе будем  обсуждать результаты работы.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (С/Р в форме самостоятельной деятельности в парах) ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (4 мин.)

- отступите 4 клеточки слева и в столбик записывайте  термины.

1. что находится по формуле: а*b (Длину умножим на ширину)(ПЛОЩАДЬ)

2. сумма длин всех сторон фигуры? (ПЕРИМЕТР)

3. название результата действия умножения.(ПРОИЗВЕДЕНИЕ)

  1. результат сложения (СУММА)
  2. результат действия вычитания (РАЗНОСТЬ)
  3. результат умножения 0 на 1 (НОЛЬ)

- Прочитайте слово, которое получится , если присвоить порядковому номеру задания определённую букву. Используем КЛЮЧ для самопроверки: ШИФР 6-ы, 3-н, 5-ц, 1-у, 4-и, 2-м

УМНИЦЫ.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕСТИРОВАНИЕ  с целью проверки ЗУНов учащихся по теме ( 1 мин.)

- Ребята, разминка закончена, а как вы думаете, случайно или нет, мы  проводили терминологический диктант?

- Над какими темами мы будем работать на уроке?

(ответы детей)

       - Цель нашего урока – не только повторить изученный материал по этим темам, но и    

        проверить  и   оценить свои знания 

   - Давайте сформулируем и поставим цель урока.  "САМООЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ", т.е  проверка  и оценка  полученных знаний.    (на доске)

   -Как вы думаете, почему так важно это уметь делать? (Выполнять самооценку)

(ответы детей)

5. С/Р с тестом  (5-7 мин.)

6. Ф/М для улучшения мозгового кровообращения (2 мин.)

7. Самопроверка по листу контроля и самооценки,  фиксация ошибок. Самооценки своих ЗУНов. (3 мин.) 

-Выполним самопроверку по листу контроля. Ребята,  на ваших партах лежит и лист самооценки. Вы не забыли про его заполнение? Он поможет и мне, и вам оценить достижения и увидеть пробелы в знаниях и умениях.

- Подведём итоги с/р:

-Кто справился с работой без ошибок?  Молодцы, вы будете моими помощниками-консультантами и будете работать в   группах.

-Кто выполнил правильно три (два) из предложенных заданий?

- Что показала нам самостоятельная работа и её оценка? Какую  проблему  мы выявили?

На доске: ПРОБЛЕМА: есть ошибки! 

 - Довольны ли вы своим результатом? (Диагностика "Смайлики")

- Я вижу,  не все довольны своим результатом.  Не огорчайтесь!

- Вспомните крылатые фразы на эту тему.

- Ошибаться может каждый, но не все работают над ошибками. На ошибках нужно  учиться.

- НО  ошибки — это не БЕДА, а повод задуматься.

       

8. ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ (3 мин.)

 - Ребята, поделитесь, какие проблемы в знаниях вы обнаружили у себя. Почему? Над чем (по какой теме) предстоит поработать?

- Раз есть ошибки по названным темам, то какой вопрос возникает?

 (ответы детей - ЧТО ДЕЛАТЬ?)  

 - Верно! А что делать?

(предположения детей)

-Обратимся к девизу урока: Девиз урока:

"В математических вопросах нельзя пренебрегать даже самыми мелкими ошибками"  

(И. Ньютон)  

- Какую цель теперь поставим перед собой?

(Дети: будем выполнять работу над ошибками!)

Дополняем на доске  Цель: выполнение  работы над ошибками.

- Какие задачи перед собой поставим? Что будем делать сначала, потом?

(составим план работы в виде задач)

Учитель использует подводящий диалог и добивается нужной постановки задач  данного этапа урока.

  1. Устранить пробелы в знаниях.

- А как мы узнаем, что вы  "устранили" пробелы в знаниях?

 2. Выполнить повторную проверку знаний.

- Приступим к решению задачи №1. Давайте посмотрим по каким темам имеются  ошибки ? (ответы детей)

- "По  разным", поэтому объединимся в группы.

(учитель рассаживает детей по группам за подготовленные столы с табличками-названиями тем, назначает консультантов)

- Чтобы  вам было легче восполнить пробелы в знаниях, на оборотной стороне листа самоконтроля вы найдёте советы и номера страниц учебника и заданий для работы.

(смотрят, находят)

- Сейчас мы  будем работать   в группах над своими ошибками. Вы можете обращаться  за помощью ко мне или к ребятам-консультантам, но старайтесь в своих вопросах сначала разобраться сами.

9. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА КОРРЕКЦИИ ЗУНов.  Работа в тетрадях. (7-8 мин)

(Тем, кто успешно прошёл тестирование, я предлагаю несколько заданий  повышенной сложности или  прошу помочь мне  в консультациях ребят и проверке заданий, которые они выполняют. Желающие могут пройти углублённое тестирование по сборнику тестов №7 с. 40-41, №8 с. 42-43)

10. ПОВТОРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ /ИНДИВИДУАЛЬНО (5-7мин.)

- Приступим к решению задачи №2 - Выполнить повторную проверку знаний.

        Предлагаю вам пройти блиц-опрос! 

     - Выполним самопроверку по эталону и дорисуем смайлик- оценим себя.

      - Вспомните, какую цель(и) урока мы ставили. Достигнуты ли цели урока всеми учениками?

- Что делать тем, кто ещё не всё усвоил? Какой совет дадим?

11. ИТОГ УРОКА (3 мин.)

- Ещё раз повторите, ребята, какую работу мы проделали на уроке и зачем?

- Какие выводы вы сделали для себя после  выполнения контрольного теста?

- После повторного изучения темы (тем)? ( Кто осознал, что недостаточно хорошо владеет изученным материалом? Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить тему(ы)?)

    -Давайте  составим "Прогноз погоды сегодняшнего урока". У вас на партах лежат значки "Солнышко" и "Тучка"  Кто доволен результатом своей работы на уроке  - прикрепите на доску  "Солнышко", а кто  испытывает до сих пор затруднения -"Тучку".

(спросить 3-4 ребят объяснить свой выбор)

Оценка учителем работы класса на уроке. 

- Я надеюсь, что  каждый из вас сегодня осознал, что необходимо очень много работать над темой, чтобы получить хороший результат. Продолжите работу по закреплению изученного материала. Вам поможет наш учебник. Выберите и выполните в нём те задания, которые у вас вызывают затруднения (индивидуальные задания для учащихся на карточках с указанием страницы и номера задания).

Выставление отметок учащимся и их комментирование.

Спасибо за работу. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Тестовая работа.

А) ПЛОЩАДЬ, ПЕРИМЕТР.

1) .Длина стороны квадрата равна 8 см. Чему равен периметр? (ОБВЕДИ ОТВЕТ)

16 см            32 см         32см²          64 см.

2) Длина стороны прямоугольника 4 см, а ширина – 9 см. Чему равна площадь прямоугольника? (ПОДЧЕРКНИ)

27 см           36 см             36см²       13см²

Б) ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

3) Найди значения выражений:

7 : 7 =                 21 : 1 =           1 : 1  =         1· 1 =          3· 1 =               1· 0 =                    

0  : 1 =               5 : 0 =              0 : 0 =           0 : 5 =        8 · 0 : 1 =        8 : 1 · 0 =

В) РЕШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ: порядок действий и таблица умножения и деления.

4) 8· 7 =                               9 · 0 =                                8 · 9 =      

    85-(46+18) =                   72: (4 · 2) =                       (56 : 8) · 4 =

_____________________________________________________________________________

 

ЛИСТ САМООЦЕНКИ.

А) ПЛОЩАДЬ, ПЕРИМЕТР.

1)  32 см    2) 36 см²

Б) ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

3) 1           12                1               1                    3           0

    0         на 0 делить нельзя        на 0 делить нельзя           0          0           0

В) РЕШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ: порядок действий и таблица умножения и деления.

56                   63                       72

21                   9                         28

………………………………………………………………………………………………….

СОВЕТЫ.

А) ПЛОЩАДЬ, ПЕРИМЕТР.

Стр. учебника 54, правило нахождения площади прямоугольника (+ стр. 50,52) СОВЕТУЮ ВЫПОЛНИТЬ: стр. 55 №3, №4

Б) ОСОБЫЕ СЛУЧАИ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

Стр. 72, 73,74,75 – правила

СОВЕТУЮ ВЫПОЛНИТЬ: стр. 72 №1, стр. 73 №1, стр. 74 №5 (1-2 столбик), стр. 75 №1 (4-5 столбик).

В) РЕШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ: порядок действий и таблица умножения и деления.

Стр. 22 правило +  таблица умножения и соответствующие случаи деления.

СОВЕТУЮ ВЫПОЛНИТЬ: стр. 23 №2.

...........................................................................................................................................................Блиц-опрос.

(на усмотрение учителя)

Оценочный лист

Этап урока

Самооценка

Актуализация знаний

    ШИФР: 6-ы, 3-н, 5-ц, 1-у, 4-и, 2-м

Прочитайте слово, которое получится , если присвоить порядковому номеру задания определённую букву ________________________

Самостоятельная  работа

(Отметь знаком "+" правильное выполнение задания,

Знаком "-" ошибочное выполнение)

Смайлик

Р кв.

S пр-ка

Особые случаи умножения и деления на 0 и 1

Порядок действий

 

Лицо без рта  Лицо без ртаЛицо без рта

Блиц-опрос

Выполни самооценку        (Дорисуй)

1

2

3

4

итог

Лицо без рта

Итог урока "Прогноз  погоды урока"

(подчеркни/

нарисуй)

                   "Тучка"      /   "Солнышко"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Табличные случаи умножения и деления. Решение задач, примеров, уравнений»

Урок   математики  в 3 классе по теме «Табличные случаи умножение и деления. Решение примеров, задач, уравнений». Форма урока: урок-путешествие. На уроке присутствуют  различн...

3 класс Особые случаи умножения и деления

3 класс Особые случаи умножения и деления...

Проверочная работа по математике 2 класс 4 четверть. Контроль формирования навыков письменных и устных вычислений, решения задач на нахождение третьего слагаемого, на вычисление периметра прямоугольника и квадрата.

Проверочная работа по математике 2 класс 4 четверть. Цель работы: контроль формирования навыков письменных и устных вычислений, решения задач на нахождение третьего слагаемого, на вычисление периметра...

Конспект урока «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль» 2 класс УМК "Школа России"

Тема урока: «Особые случаи умножения. Умножение числа на единицу и нуль»...

Технологическая карта урока математики "Особые случаи умножения и деления многозначных чисел" (УМК "Перспектива"4 класс)

Цель урока: создание условий для усвоения порядка действий при особых случаях умножения и деления многозначных чиселЗадачи урока:Дидактические: 1. Совершенствовать вычисл...

Самостоятельная работа по теме "Периметр прямоугольника и квадрата" 2 класс

Тренажёр для 2 класса по теме "Периметр квадрата и прямоугольника"...