Урок математики "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля." 1 класс. по УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Конспект урока. Знакомство с числом 0 и цифрой 0. Знакомство со свойствами сложения и вычитания нуля. Урок сопровождается  презентацией, в которую входят: разминка, задания на закрепление нового материала, игра "Вычисляйка" (используется как рефлексия новых знаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1kl._chislo_0.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе  по УМК «Перспектива» учебник Л.Г, Петерсон

Тема:  Число О. Свойства сложения и вычитания с нулём

Цели:  1. Сформировать представление о числе 0 как количественной   характеристики пустого множества.        

              2.Развивать мышление, память, внимание, грамотную математическую

                речь,  творческие способности, познавательные интересы.

              3.Воспитывать сознательное отношение к учёбе, самостоятельность,  

                уверенность в своих силах.    

Задачи:  - ввести число 0 и цифру 0;

- рассмотреть свойства 0 при сложении и вычитании;

- закрепит навык счёта в пределах 9.

Оборудование: опорный плакат – число 0, памятки – свойства нуля, числовой веер, картинка нуля, слайды с заданиями.

Тип урока: объяснение нового материала.

Структура

Деят-ть учителя

Деят-ть ученика

Обоснование

I.Оргмомент

II. Разминка.

Физминутка.

II.Актуализация знаний.

III.Определение темы урока.

Постановка проблемы.

IV. Усвоение  новых знаний.

1.Введение цифры и числа 0.

2. Свойства нуля при сложении.

3.Свойства нуля при  вычитании.

Физминутка.

V. Применение новых знаний.

А.Самостоятель-ная работа.

Физминутка.

VI.Повторение.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия.

 

.

-Начинаем  урок с разминки. Проверим, кто самый внимательный и  сообразительный?

Умный Совёнок  сегодня предложил  вам  такие  вопросы:

- Сколько треугольников вы видите?

- Разгадайте  закономерность и определите, какая фигура следующая?

- Какой фигуры не хватает?

-Чтобы ответить на следующие вопросы надо посчитать до 20.

- Какое число последующее числу 7,15?

-Какое число предыдущее числу 6, 19?

-На сколько каждое последующее число больше предыдущего?

- На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?

Игра «День-ночь»

   9-7+3+2-6+2+5 (8)

Математический диктант:

Сумма чисел 3 и 5

Разность чисел 9 и 7

Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 7

Из 8 я вычла некое число и получила 2

Назовите числа, которые у вас записаны. А теперь запишите их в порядке убывания.

- Что вы заметили?

Кто правильно выполнил задание, поставьте на полях плюс.

- Назовите, пожалуйста, какие числа мы уже изучили?

- Вспомните, что обозначает «число»? А «цифра»?

- Сегодня  на урок  к нам придёт интересный гость. Впрочем, имени пока он просил не называть, а предложил вам решить вопросы – загадки.

- У меня в пакте мандарины. Я буду их вытаскивать, а вы считайте. Сколько мандарин осталось в пакете?

Маша и Оля в лесу не нашли грибов. Сколько грибов у них в корзинках?

- Теперь такой вопрос – загадка.

Повезло опять Егорке,

У речки он сидит не зря.

Два карасика в ведёрке,

И  ещё два пескаря.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот.

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт?

- Кто догадался, каким числом можно обозначит  количество мандарин в пакете и рыб в ведре?

- Что вы  можете сказать о числе ноль?

-В какой точке числового ряда

надо поставить число ноль?

- Кто к нам в гости сегодня пришёл? Пора бы ему появиться. Так, давайте его встретим.(Учитель ставит число ноль на числовой луч)

Выставляется картинка с нулём-«человечком» и коробочка с секретами (свойствами нуля)

- Он сегодня будет на уроке главным. А пришёл нуль не с пустыми руками, а со своими секретами, которые спрятаны в коробочку.

- Какая тема  урока?

Орешек знаний твёрд,(у)

Но мы не будем отступать.(д)

Нам расколоть его поможет(у)

Наш девиз: Хочу всё знать!(д)

-На что похожа цифра?

-Цифра вроде буквы О.

Это ноль иль ничего.

Повернуть её ты можешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет всё такой же.

Посмотри и убедись!

-Давайте  научимся  его красиво и правильно писать.

Показ написания. На доске опорный плакат.

-Наш ноль - необычное число.

Вам хочется узнать, что за секреты спрятаны в коробочке?

Тогда  нам  предстоит выполнить несколько заданий.

Учебник с.30 №1.

-Рассмотрите первое равенство.

-Прочитайте выражение.

-Как вы думаете, чему будет равно значение выражения?

Проиллюстрируйте.

-Давайте проверим. Опишите выполненное действие с помощью «мешков».

-Прочитайте  следующую запись.

-Что изменилось?

- Какое  свойство  сложения нам  поможет  получить результат?

Проиллюстрируйте.

-Так, сколько получится квадратиков в мешке-сумме?

-Запишите ответ.

-Подумайте и скажите, всегда ли при сложении числа с нулём, получается то же самое число?

-Давайте проверим.

Возьмём  число 4.

Возьмите каждый 4 палочки.

Прибавьте к ним ноль палочек.

-Сколько  палочек получилось?

- Вместо числа 3  может стоять любое число, и вы это доказали, поэтому сложение числа с нулём можно записать в общем  виде.

-Любое число обозначим буквой  а.

-Как же тогда можно записать эти два свойства?

На доске - таблички со свойствами нуля, которые достаются из коробочки.

-Молодцы, вы разгадали первый секрет.

С.30 №2

-Ноль предлагает второе задание.

-Рассмотрите первое выражение и рисунок. Объясните, что получается?

-Дорисуйте.

-Как  будет  записано равенство?

-А как записать это свойство для любого числа а?

На доске – табличка со свойством нуля.

-Прочитайте второе выражение

-Покажите, чему равен результат.

-Проиллюстрируйте действия с «мешками» в учебнике.

-Как это действие записать в общем виде?

На доске – следующее свойство нуля. Достаётся из коробочки табличка.

Учебник №3

-А теперь решите и объясните выражения  в №3 самостоятельно.

-Молодцы, ребята, вы разгадали секреты нуля.

Игра «Продолжи фразу».

-Если к а + 0 или к 0 + а, то получится …. (а)

-Если из а – 0, то получится ..(а)

-Если  из  а – а, то получится..(0)

-Вот мы и открыли секреты нуля.

С.30 №4

-Используя свойства нуля, решите  выражения. Решаем с комментированием.

- А  сейчас  число  ноль просит вас  решить  задание посложнее.

- Выпишите из данных выражений только те, в которых  встречается  ноль.

(На  слайде   написаны выражения  на  сложение  и вычитание на нахождение неизвестного компонента)

- Кто правильно выполнил задание, поставьте на полях +.

-Ребята, ноль беспокоится, не забыли ли вы его друзей – числа от 1 до 9? Давайте покажем нашему гостю, что мы умеем считать в пределах 9. (на слайде изображение выражений из № 8.)

        

Кто же был у нас в гостях?

Могу назвать его мячом,

Хотите, дыркой назовём, А можно бубликом, почти, что  кругленьким.

Но как его не назовём,

Он называется ……(нулём)

Круглый ноль, такой хорошенький, но не значит (ничегошеньки)

- Ребята, ноль хочет задать вам два вопроса. Ответите, он в награду с вами поиграет.

1 вопрос. В каких случаях сумма двух чисел  равна одному из слагаемых?

2 вопрос. Может ли при вычитании  двух чисел получиться ноль?

Играем. ( слайд с игрой «Воздушные шарики»)

Ребята,  проанализируйте  свою работу, посчитайте плюсы. На доске изображены  три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке. Возьмите на столе конверт. В нём лежат шарики. На что они похожи?

Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите  зелёный шарик и прикрепите его к весёлому человечку.

Если на уроке вы затруднялись  при  выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, возьмите оранжевый шарик и прикрепите его второму человечку.

Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справились, прикрепите голубой шарик к  третьему человечку.

-Ноль говорит вам, ребята, спасибо за  работу.

-На  следующих  уроках  мы продолжим  исследовать свойства нуля.

Спасибо за работу!

Прозвенел уже звонок,

Он позвал нас на урок.

Наши ушки на макушке,

Слушаем  внимательно,

Всё запоминаем,

Ничего не пропускаем.

Чтобы время не терять, Надо нам урок начать.

Учащиеся рассматривают  слайд.

Ученик считают хором.

8,16

5,18

Каждое последующее число больше предыд. на 1.

-Каждое предыдущее число меньше последующего на 1.

Показывают ответ с помощью числового веера.

Дети записывают числа в рабочей тетради

 8 2 4 6

 8 6 4 2

Каждое последующее число  уменьшается на два.

1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Количество предметов

Способ обозначения, значок.

-Нисколько. Пакет пуст.

 Нисколько.

Нисколько, т. к. кот их съест.

Число ноль.

Обозначает пустое количество предметов

Начало ряда.

Надо разгадать его секреты.

Дети говорят хором  четверостишье  вместе с учителем.

Ответы детей.

Уч-ся прописывают ноль в учебнике с.31

(самопроверка по кальке)

Далее тренируются писать в рабочей тетради.

3 + 0.

-К трём треугольникам прибавили  пустой «мешок», в результате получили эти же треугольники.

Значит, 3 + 0 = 3.

0 + 3

-Поменялись местами слагаемые.

-От  перестановки слагаемых сумма не меняется.

Уч-ся работают с геометрическими фигурами.

Ничего не прибавляем.

Так и осталось 4.

а + о = а

о + а = а

записывают в учебниках.

 

-От двух кругов – пустой мешок и получим 2 круга.

2 – 0 = 2

а – 0 = а

Записывают в учебнике.

2 – 2

-От  двух  овалов вычесть   два  овала и получим пустой мешок.

а – а = 0

запись в учебнике.

Решают

самостоятельно, фронтальная проверка.

Это же число.

Это же  число.

Получится ноль.

Дети читают выражение и полученный  результат.

Учащиеся выписывают, самостоятельно решают, взаимопроверка)

Проверка по слайду.

Учащиеся считают и показывают результат с помощью числового веера.

Число ноль.

Когда одно из слагаемых является нулём.

Да, может. Когда оба числа – уменьшаемое и вычитаемое – равны.

На ноль.

Настраиваю детей на продуктивную работу в доброжелательной обстановке, концентрирую внимания.

Работа над развитием внимания, памяти, речи и мыслительных операций.

Повторение знаний, необходимых для усвоения нового материала (смысл понятия числа и ряд чисел)

Появляется новая ситуация, делающая необходимой изучение числа О. Уч-ся сами наз. новое число.

На основе практических действий уч-ся убеждаются в правильности своего ответа.

Проговаривание свойств нуля в громкой речи.

Каждый ребёнок проговаривает новые знания про себя. Самооценка Ситуация успеха.

Выбраны типичные примеры (применение изученных свойств)

Сформулировали тему урока, повторили свойства нуля.

 Провели рефлексию собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие "Число 0. Цифра 0. Свойства нуля."

Надеюс, что конспект урока кому-нибудь пригодится...

Математика "Свойства нуля"

Разработка урока по математике дляучащихся 1 класса.Разработка урока по обучению грамоте 1 класс...

Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).

В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока  познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...

урок по математике по теме "Число нуль. Цифра 0"

разработка урока по теме "Число нуль. Цифра 0"....

Презентация «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем»,

Данная презентация предназначена для обучающихся 1 класса...

План-конспект урока по математике в 1 В класс на тему: "Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем"

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...