Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Зарайская Надежда Владиславовна

Урок-сказка по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx91.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Многоугольники.

Цели: создать условия для ознакомления с различными многоугольниками; повторение состава чисел 2-5; формирования умений сравнивать числа и числовые выражения; развития мышления; развития аккуратности.

Планируемые результаты (предметные): уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-сказка.

Оборудование и наглядные пособия: учебники,  тетради, мультимедийная презентация, компьютер.

Методы ведения урока: 

  • Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
  • Методы стимулирования (новизна, занимательность);
  • Практические (практическое задание).

Новые термины и понятия:  многоугольник, квадрат, прямоугольник.

Сценарий урока.

1.Организационный этап.

    Милые мои, ребята,

    Видеть вас я очень рада

    И надеюсь я на вас.

    Замечательный мой класс,

    Что меня не подведете,

    Мыслью и умом блеснете,

    Речью грамотной своей,

    Чтоб порадовать гостей.

    А девиз у нас такой:

    То, что знаешь, не скрывай, на           вопросы - отвечай!

- Нас сегодня ждёт путешествие в сказку: «Гуси-лебеди». Но сказка наша будет не простая, а математическая.  Вы помните главных героев этой сказки, что с ними произошло? (ответы детей)  Мы сегодня будем помогать сестрице Аленушке искать своего братца Иванушку.

2. Актуализация знаний (устный счет).

-Но прежде чем отправиться в сказку давайте возьмём с собой математические знания, которые потребуются в дороге:

2.1  Заблудилось число.
На доске:1, 2, 3, 7, 4, 5, 6, 8. 9, 10.
 

-Найдите это число и поставьте его на место. Обоснуйте свой ответ.

2.2 Сравнение чисел

– А чтобы показать, какое число больше или меньше, какие знаки вы используете? (>, <, =) Найдите эти математические знаки на доске.

а) Индивидуальная работа

– Кто попробует сравнить числа с помощью этих знаков? (2 ученика у доски)

3 и 4

1 и 2

2 и 5

4 и 3

1 и 4

5 и 4

– На какие 2 группы можно разделить полученные выражения? (равенства, неравенства) Какие математические понятия мы с вами повторили?

- Рассмотрите фигуры на доске:

- Найдите «лишнюю» фигуру. (Круг.) - Почему?(Ответы детей)

 (Слайд 2) Жили-были мужик да баба. Была у них дочка, да сынок маленький. Раз уехали мужик и баба в город. А девочке строго настрого наказали следить за братцем.  Сестрица посадила брата под окошком, а сама стала играть да и забыла про него.

(Слайд 3) Налетели Гуси-Лебеди и унесли Иванушку.  Бросилась девочка догонять их. Ребята, а мы с вами поможем девочке? Бежит девочка и видит печку (Слайд 4). Обращается она к печке.

Учитель: Ребята, а вы помните, что говорит девочка? Скажите слова девочки.

Дети: Печка, печка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

А печка  отвечает: «Скажу, если выполните мои задания»

3. Знакомство с многоугольниками (Создание проблемной ситуации).

- Ребята, печка напекла пирогов разной формы. Посмотрите на доску.

1) На магнитной доске расположены вырезанные из бумаги геометрические фигуры:

– Рассмотрите фигуры и разделите их на группы по характерным особенностям.

(работа у доски с геометрическим материалом)

В результате на доске появляются 2 большие группы:

      треугольники           четырёхугольники

- По какому признаку вы объединили фигуры в группы? (По количеству углов.)

- Как бы вы назвали фигуры первой группы? (Треугольники.)

-  Как бы вы назвали фигуры другой группы? (Четырёхугольники.)

(Слайд 5)

2) Давайте подробнее рассмотрим два четырёхугольника (учитель обращает внимание детей на квадрат и прямоугольник)

Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны -
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. . (квадрат)

Если все углы прямые.
И всего угла четыре.
Ну, а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырехугольник
Назовем…. . (прямоугольник)

– Как бы вы назвали оставшиеся фигуры? (Пятиугольник, так как фигура имеет 5 углов, шестиугольник – имеет 6 углов.)

3) Создание проблемной ситуации.

- Ребята, а как можно назвать все фигуры расположенные на доске одним словом?

4. Сообщение темы урока. (Слайд 6)

-Ребята, печка спрашивает, а как можно назвать все фигуры которые у нас на доске расположены? ( Все фигуры можно назвать многоугольники)

-Ребята, а как будет звучать тема нашего урока? (Многоугольники)

-Какая цель урока?

  • Научиться различать многоугольники;
  • Аккуратно писать;
  • Внимательно слушать и отвечать на вопросы.

Далее учитель сообщает, что и треугольники, и четырёхугольники, и пятиугольники, и шестиугольники – это многоугольники или геометрические фигуры.

Печка: Молодцы ребята, справились с моим заданием.  Бегите по дорожке-ломаной линии состоящей из 3 звеньев  (Слайд 7)

- Ребята, какая дорожка будет являться ломаной -1, 2 или 3? (2 –ломаная линия).

- Правильно, скорее, в путь!

Бежит девочка по дорожке и видит, стоит яблонька. Вдруг подул сильный ветер.

5.Физкультминутка.   (Слайд 8)

      Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Яблонька всё выше, выше.

6. Формирование умения различать многоугольники

(проговаривание во внешней речи)

Девочка: Яблонька – Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

А яблонька ей отвечает: «Скажу, если мои задания выполнишь»

1)Работа с учебником.

Яблонька: Рассмотрите многоугольники, изображённые на полях

Работа по учебнику (задания 1-8).

- Какие линии замкнутые? (Черная, оранжевая.)

- Какие незамкнутые? (Красная, зеленая.)

- Какие линии ломаные? (Красная, черная, оранжевая.)

-Рассмотрите чертеж треугольника в учебнике. Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы.)

- Вершина - это точка. Сторона - это отрезок. А какие фигуры образуют угол? (Стороны.)

-  На рисунке покажите вершины, стороны, углы четырехугольника.

- Сколько вершин? (4.)

- Сколько сторон? (4.)

- Сколько углов? (4.)

- Какие стороны четырехугольника образуют угол? (Соседние стороны.)

-  А какие стороны не образуют угла? (Противоположные стороны.)

Практическая работа

-Ребята, на парте у вас лежат вырезанные из цветной бумаги квадраты, подумайте и с помощью ножниц сделайте из квадрата другой многоугольник. Ножницы держим правильно, следим за своей работой, не вертимся. (ТБ при работе с ножницами)

- Какие геометрические фигуры у вас получились? (пяти-, шести- семи- восьмиугольник)

Яблонька: Молодцы, справились с моим заданием. Гуси-Лебеди полетели в сторону реки, поспешите за ними.

 (Слайд 9) Подбежала девочка к реке и говорит: Речка, речка, скажи, куда Гуси-Лебеди полетели?

Речка: Скажу, если моё задание выполнишь. Начерти мне многоугольник  в тетради.

7. Знакомство с чертёжным инструментом-линейкой. Вычерчивание фигуры.

-Как мы можем изобразить на бумаге, на доске любой многоугольник? (Начертить)

-Какой инструмент нам для этого понадобится? (Линейка)

-Совершенно верно, при помощи чертёжного инструмента-линейки-можно изобразить любой многоугольник.

-  Начертите данный четырехугольник в тетради. Какая линия у вас получилась? (Ломаная.)

Речка: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Вон в том лесу живёт Баба-Яга.

- Давайте отдохнём перед дальней дорогой.

8.Физкультминутка.

1, 2, 3, 4, 5

Будем прыгать и скакать,

Остановка - стоп, стоп,

А глазами – хлоп, хлоп.

Ручками похлопали,

Ножками потопали.

Подтянулись, потянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

-Побежала девочка дальше, а дорожки до леса нет. (Слайд 10)  Увидела девочка избушку Бабы-Яги. В избушке Яга сидит, кудель прядёт, а рядом братец серебряными яблочками играет.

Девочка: «Баба-Яга, отдай мне братца».

Баба-яга отвечает: «Отдам, тебе мальчонку, если покажешь мне, что научилась различать многоугольники»

10.Самостоятельная работа  в  рабочей тетради

-  Начертите в рабочей тетради многоугольник с пятью сторонами, с шестью вершинами, с семью углами.

- Как называется каждый из этих многоугольников? (Пятиугольник, шестиугольник, семиугольник.)

- Как вы думаете,  сколько  вершин у девятиугольника? (9 вершин.) А сторон? (9 сторон.)

- Что можно сказать о числе вершин, сторон и углов многоугольника? (Их число равно.)

11. Формирование умения сравнивать числа и числовые выражения.

Девочка: Я выполнила твоё задание, теперь отдашь мне брата?

Баба-Яга: А я передумала! Выполни-ка ты ещё одну мою задачку - сравни числа.

Работа ведётся в тетради на печатной основе с. 30, задание >,<. Проверка с доски (выставляют по одному выражению на магнитной доске).

- Восстановите неравенства и равенства. (Остальные работают в тетради с.30)

Ответ:          3>2        3 = 3        3<4        2<4

                       7> 5       5 = 5        7=7        7<9

Баба-Яга: Забирай братца. Да, гляди не забудь, что сегодня на уроке изучала!

Девочка: Спасибо!  И дети побежали домой.

12. Рефлексия.

Ребята, наше путешествие по сказке подходит к концу. Во время этого путешествия вы  узнали о фигурах. О каких фигурах мы говорили? Как назвать все фигуры общим словом? (Многоугольники, геометрические фигуры)

Учитель показывает пятиугольник.

 -Как ещё можно назвать эту фигуру? Как вы это узнали? (По количеству углов)

Затем учитель показывает поочерёдно на квадрат и прямоугольник.

- Как по-разному можно назвать эту фигуру? (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат)

13. Итог урока.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-Понравилась ли вам ваша работа на уроке?

-Научились различать многоугольники?

-За что вы можете себя похвалить?

14. Домашнее задание.

-Сделайте любую аппликацию, используя в ней лишь многоугольники.

- На доску у меня висит яблонька. Если вам понравился урок, то прикрепите на нее красное яблочко, если у вас не все получалось, то желтое, если вам было трудно, то зеленое. (Дети крепят заранее приготовленные яблоки). Вот какая красивая яблонька у нас получилась. Молодцы!

Я вас хвалю за работу на уроке и говорю вам: «Спасибо за урок!»

-Ребята, а ещё вам говорят спасибо, герои сказки. (Слайд 11)

-Прибежали дети домой, а тут и отец с матерью приехали с подарками. Рассказали им дети, что с ними приключилось, стали они их обнимать, целовать, дочку умницей называть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация № 7 - "Многоугольники"

Материал для программы....

Презентация по теме: "Многоугольники" 2 класс.( Программа "Начальная школа XXI века")

Данную презентацию можно использовать для проведения устного счёта и введения в тему....

Урок "Точка. Линии. Углы. Многоугольники"

Данный урок проводится во 2 классе по предмету по выбору "Занимательная математика"....

Урок - проект по математике "Конструирование. Периметр и площадь многоугольника" 3 класс

Конспект + презентация.Цель: : создать занимательный геометрический материал для учащихся 1-х классов на уроках математики; закреплять умение находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника, п...

4 класс.Понятие периметр и способ нахождения периметра многоугольника

Формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, развитие познавательных процессов, формирование умения ориентироваться на плоскости листа....

Определение площади многоугольника

Математика. Тема: Определение площади многоугольника.   Цели: Специальные : -выделение существенных признаков прямоугольника и квадрата; - учить находить границы площади фигур; - р...

урок математики во 2-ом классе. ПЕриметр многоугольника

на уроке дети закрепляют изученный материал в игроой форме, задания прелагаются выполнить не только учителм, но и сказочными персонажами, которые присылают свои звуковые послания. Все задания проверяю...