Умножение трехзначного числа на однозначное с элементами геометрической игры
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Ушакова Светлана Николаевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_trekhznachnogo_chisla.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Ушакова Светлана Николаевна

Место работы: МОУ средняя школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

Должность: учитель начальных классов

тема: Умножение трехзначного числа на однозначное число.

3 класс

Цель: 

1) Изучить приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное.

2)        Вести подготовительную работу для изучения темы "Нумерация многозначных чисел".

3)        Отрабатывать изученные приемы устных и письменных вычислений, решать задачи на повторение.

I        Этап: Устный счет с элементами проверки  домашнего  задания.

Вычисли устно. Запишите только значения выражений:

24х 3=72        36:2=18        900:300=3

100-6 х4=76      15 х5=75        80:40=2

-Внимательно посмотрите на значения выражений.

-О чем говорят эти значения выражений?

-Что они вам напоминают?

 (Такие ответы были в домашнем задании)

-При решении каких выражений вы использовали распределительный закон умножения? (24 х3, 15 х5)

-Как гласит распределительный закон умножения?

(Чтобы умножить сумму на число, нужно умножить сначала 1 слагаемое, потом 2 слагаемое, а полученные результаты сложить).

II        Этап: Подготовка к нумерации многозначных чисел.

На доске: На доске ряд чисел 4290, 1206, 7396, 8812, 2557.

1)        Прочти данные числа.

2)        Назовите самое маленькое число.

3)        Двумя чертами подчеркните самое большое число.

     Что помогло определить ваш выбор?

4)        Что означает цифра 2 в каждом числе?

5)        Что означает цифра 0 в первых двух числах?

6)        Что общего у этих чисел?

7)        Найдите лишнее число. Объясните свой выбор.

III Этап: Работа над новым материалом

1.

-Сколько всего можно составить трехзначных чисел, сумма цифр которых составляет число 3.

(По одному ученику выходят к доске со своим вариантом ответа)

-Прочитай свое число.

-Сколько в нем сотен, десятков, единиц?

Расположите эти числа в порядке возрастания.

( 102, 120, 201,210,300.)

2.        

-Найдите сумму первых трех чисел.

-Какое это число?

-Назовите его. Расскажите об этом числе.

-Разложите это число на сумму разрядных слагаемых.

431=(400+30+1)

-Умножьте число 431 на 2.

-Как умножить 431 на 2?

Какай закон мы применим?

 (400+30+1) х2= 800+60+2= 862

-Как мы видим, запись решения получается достаточно громоздкая, неудобная, занимает время. КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКА любит сокращать, упрощать себе работу.

-Ставлю цель: подумать над более удобной записью.

 (Дети предлагают свои варианты. Желающих много, но выразить своё мнение может не каждый.)

3.        Записать пример в столбик. Знак умножения: х.

Второй множитель записывается под разрядом единиц первого множителя. (Объяснения ведет ученик под руководством учителя).

   432

х     2

Комментируется решение примера: Умножаем сначала ед., дес., сотни.

1)        Умножаю ед. 2x2=4 ед.                    Пишу под единицами…

2)        Умножаю дес. 3x2=6 дес.                Пишу под десятками…

3)        Умножаю сотни 4x2=8 сотен.         Пишу под сотнями…

4)        Читаю ответ.

-Сравните 1 и 2 вариант решения. Сделайте вывод.

4.        Примеры на закрепление

-Давайте порешаем еще несколько примеров с комментированием

   433              122           221                325    

х      2        х     3            х     4                    х     3

(К доске выходят ученики и комментируют решение).

-Чем отличается решение последнего примера от всех предыдущих.

(С переходом через десяток).

ОБОБЩЕНИЕ: 

-Ребята, давайте обобщим полученные знания.

-Каким знаком мы будем пользоваться при умножении в столбик?

-Куда подпишем 2 множитель?

-С чего начнем умножение? (С единиц).

IV Этап:

-На следующих уроках мы продолжим данную работу, а сейчас поиграем в "блицтурнир" .

-Это задание на ваше внимание".

Задание: Составить выражение к задачам.

1)        Шапка стоит А руб., а пальто в 9 раз дороже.

    Сколько стоят шапка и пальто вместе?

    А+(Ах 9) руб.

2)Оля          испекла А пирожков, а ее сестра В пирожков. Эти пирожки  разложили поровну на 3 тарелки. Сколько пирожков в каждой тарелке?

   (А+В):3 (п.)

3)        В 7 банках Д л сока. Сколько л сока в 20 таких банках?

     (Д:7) х20 (л)

4)        В вазе лежало А груш. Петя взял В груш, а Сережа взял С груш. Сколько груш осталось?   Реши двумя способами.

    А-В-С(гр)

   А-(В+С) (гр)

Идет  взаимопроверка.

Зеленой ручкой ведем проверку рядом в соседний столбик.

Дети набирают баллы:

3-4 6 - хорошо

2-1 6 - нужно поработать

-Чем отличаются эти задачи от обычных задач?

(Буквенными выражениями).

V Этап .

 На доске нарисованы фигуры:

-Как называются эти фигуры?

-Найдите лишнюю.

-Объясни свой выбор.

(Плоские фигуры называются многоугольники, а объемные фигуры - многогранники.)

-Все дети любят игры на смекалку.

- А вы любите?

-Давайте посмотрим, получится ли у вас разгадать мой фокус.

Игра с кубом. На столе 2 куба. На каждом кубе на противоположных гранях сумма чисел =7. Я могу отгадать число на закрытых гранях, глядя на число, которое находится на открытой грани.

-Как у меня получается отгадать число?

-Какие предположения?

(Сумма на двух кубиках =14 .Смотрю на 1 кубик, число вычитаю.)

 Работа усложняется, если взять 3 куба.

VI Этап. Итог урока.

-Что понравилось больше всего?

-О чем расскажите дома?

МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ИГРЫ "Игра с кубиками".

Для игры потребуется 2 или 3 куба. На противоположных гранях куба написаны числа, сумма которых составляет 7. (Это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4).

Игра начинается с 2-х кубов.

Два куба ставятся друг на друга.

Учитель объясняет, сколько невидимых граней получится.

Получается 3 невидимые грани.

Цель игры: отгадать сумму чисел, спрятанных на гранях. Для детей неизвестно как отгадывается число, тем самым учитель вызывает интерес учащихся.

По ходу игры выясняется, что на одном кубе число-7,

на двух кубах (7+7)= 14.

Учитель объясняет, как он отгадывает число.

Т.к. на двух кубах сумма чисел =14. Он смотрит на верхнюю открытую грань, видит число и вычитает его из 14.

Если на открытой грани число 1, то сумма чисел на закрытых гранях составит (14-1)=13.

Если на открытой грани 2, то сумма чисел на закрытых гранях (14-2)= 12

Открытая

грань

Закрытая

грань

1

13

2

12

3

11

4

10

5

9

6

8

Сумма всех граней равна 14.

Игру можно усложнить, прибавив еще один куб. Тогда сумма чисел будет составлять =21. И число на верхней грани будет вычитаться уже из числа 21. Игру можно усложнить, взяв 4 куба (сумма чисел 7х4 =28) 5 кубов, 6 кубов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика.3 класс. Умножение трехзначного числа на однозначное.

Урок -объяснение нового материала. Знакомство учащихся с умножением многозначного числа на однозначное....

Мастер - класс. Внетабличное умножение. Умножение трехзначного числа на однозначное.

Внетабличное умножение.Умножение трехзначного числа на однозначное...

"Умножение трехзначного числа на однозначное"3 класс

В данной работе представлена творческая разработка урока математики по теме "Умножение трехзначного числа на однозначное" для 3 класса по программе "Школа 2100" ....

Умножение трехзначного числа на однозначное

Формирование умения умножать трехзначное число на однозначное....

«Приёмы письменного умножения трехзначного числа на однозначное число»

конспект урока по математике для 3 класса. урок путешествие. Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число....