Методическая разработка урока "Космос в цифрах"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Материал представлен в виде методической разработки урока математики (1 класс), приуроченного ко Дню космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 482 КБ |
kosmos_v_tsifrakh.ppt | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока, Есипенко М.А., учитель начальных классов, школа №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Урок-презентация «Космос в цифрах»
(Из опыта работы)
Наверное, нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, а материал понятным. Шагая в ногу со временем, мы используем разные приемы, формы, методы. Сейчас стало актуальным и модным использовать в своей работе презентации, и учителя их используют при каждом удобном случае. Опираясь на свой небольшой опыт в составлении презентаций (примерно полтора года), посещая разные курсы, хочу отметить, что с этой формой работы надо быть очень аккуратным. Если можешь объяснить себе, зачем использовать презентацию на конкретном уроке, смело действуй.
Так и появился урок «Космос в цифрах». Приближался День космонавтики, и я подумала, что неплохо было бы об этом упомянуть, но не в скучной беседе, а как-то иначе. Эту презентацию я использовала на уроке математики в первом классе при закреплении нумерации чисел в пределах второго десятка. Рассмотрим ход урока.
1.Устный счет.
Устный счет проводится в виде арифметического диктанта:
- Запишите число, в котором 1 десяток и 5 единиц;
- Запишите число 19;
- Запишите число, которое при счете следует за числом 12;
- Запишите число, которое при счете идет перед числом 17;
- Найдите и запишите сумму чисел 10 и 4;
- Найдите и запишите разность чисел 18 и 8.
Учащиеся записывают ответы в раздаточном материале (таблице). Затем под каждым ответом подписывают определенную букву из таблицы-помощницы. В нижней строке получается слово «космос».
15 | 19 | 13 | 16 | 14 | 10 |
Таблица-помощница:
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
с | а | и | с | о | к | м | п | т | о |
- Как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Ответы детей.)
2. Сообщение темы, цели и задач урока.
- 12 апреля отмечается День космонавтики. В этот день 12 апреля 1961 года (а это 48 лет назад) человек впервые отправился в космос. Этот человек – Юрий Алексеевич Гагарин (Презентация, слайд 2).
- Этот день – историческое событие для всего мира. Ведь люди издавна стремились понять, что таит в себе космос. Сегодня при помощи презентации мы повторим изученный материал: как образуются, записываются, читаются числа в пределах 20, будем решать примеры с опорой на эти знания и решать задачи.
3.Работа над пройденным материалом.
1)- На чем летают в космос? (Ответы детей). Презентация, слайд 3.
- Космический корабль – это летательный аппарат, предназначенный для передвижения в безвоздушном пространстве.
- Как называется искусственный спутник Земли? (Ответы детей).
Презентация, слайд 4.
- Помогите космическому кораблю долететь до Луны. Вам нужно определить маршрут ракеты. Поможет вам слово «космос», которое вы нашли в начале урока. Найдите среди ответов и назовите наибольшее число (19).
- Вот и подсказка: правильный маршрут таков, чтобы сумма чисел была равна 19.
Выполнение задания детьми.
2)- Луна – ближайшее к нам небесное тело, поэтому с началом освоения космоса она сразу же стала целью космических первопроходцев.
- Прочитайте сообщение: «30 лет назад 16 июня на космическом корабле «Аполлон-11» первая лунная экспедиция из США отправилась на Луну» (Презентация, слайд 5).
- В нашей стране исследования Луны велись по программе беспилотных полетов.
- Прочитайте следующее сообщение: «29 лет назад 17 ноября станция «Луна-17» доставила на Луну первый внеземной транспорт «Луноход-1» (Презентация, слайд 6).
- Он был настоящей самоходной лабораторией. Почти год луноход путешествовал по Луне, собирая разную информацию и отправляя ее на Землю.
- Задание: выписать числа от 10 до 20, которые встретились в сообщениях.
Проверка (16, 11, 17).
- Назовите, сколько десятков и единиц в каждом числе; «соседей» этих чисел.
- Задание: составить пример на сложение с ответом 16 и два соответствующих примера на вычитание (у доски).
Аналогичная работа выполняется по вариантам с числами 11 и 17 самостоятельно.
3)Физ. пауза.
А сейчас мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь.
4)Решение задач.
- Что, кроме Луны, люди обнаружили в космосе? (Ответы детей).
- Помогли не только космические полеты, но и огромные приборы – телескопы, которые посылают на Землю изображения высокой точности. Благодаря телескопам человечество смогло заглянуть в прежде невиданные ему глубины Вселенной (Презентация, слайд 7).
- Телескопы помогают нам увидеть изображения астероидов, комет (Презентация, слайд 8).
Астероиды – это обломки, оставшиеся после «строительства» Солнечной системы. Их называют – малые планеты.
Кометы – в переводе с греческого означает «звезда с хвостом». Комета состоит изо льда и космической пыли. Когда она приближается к Солнцу, то начинает нагреваться. Лед испаряется, увлекая за собой частицы пыли – получается хвост кометы.
Презентация, слайд 9.
- Представьте, что телескоп сделал эти фотографии. Задание: составить по этим данным задачу («Телескоп сделал фото 3 астероидов и 5 комет. 6 фотографий отдали в журнал. Сколько фотографий осталось?»).
Разбор задачи.
- Вы уже слышали, что космос изучают и космонавты. Причем они работают не только внутри космического корабля или космической станции, но и выходят в открытый космос (Презентация, слайд 10).
Презентация, слайд 11.
- Прочитайте задачу («На борту космической станции работают 10 космонавтов, а в открытом космосе – на 4 меньше. Сколько всего космонавтов на станции?»).
Разбор задачи с составлением краткой записи (Презентация, слайд 12).
5)Работа с геометрическим материалом.
Из предложенных геометрических фигур (1 вариант – синего цвета, 2 вариант – красного цвета) составить ракеты по предложенному образцу (Презентация, слайд 13).
- Сравните получившиеся фигуры между собой.
6) Решение примеров.
На обратной стороне геометрических фигур записаны примеры. Задание: переписать примеры в тетрадь и решить.
1 вариант: 6+10+1; 12-2+3; 20-10+4; 19-0-9; 9+1+9.
2 вариант: 10+2-1; 8+2+5; 16-6+8; 10+0+10; 5+10+1.
4. Итог урока.
Представленный урок может быть использован как в предложенном виде, так и апробирован в других классах с учетом программных требований.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"
В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....
Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)
Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...
Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"
В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...
Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).
В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...
Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".
Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....
Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4".
Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4". (с презентацией)....
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"
Можно использовать на уроке математики в 1 классе....