Методическая разработка урока "Космос в цифрах"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Есипенко Марина Александровна

Материал представлен в виде методической разработки урока математики (1 класс), приуроченного ко Дню космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc482 КБ
Office presentation icon kosmos_v_tsifrakh.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока, Есипенко М.А., учитель начальных классов, школа №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Урок-презентация «Космос в цифрах»

(Из опыта работы)

    Наверное, нет такого учителя, который бы не задумывался над тем, как сделать урок интересным, а материал понятным. Шагая в ногу со временем, мы используем разные приемы, формы, методы. Сейчас стало актуальным и модным использовать в своей работе презентации, и учителя их используют при каждом удобном случае. Опираясь на свой небольшой опыт в составлении презентаций (примерно полтора года), посещая разные курсы, хочу отметить, что с этой формой работы надо быть очень аккуратным. Если можешь объяснить себе, зачем использовать презентацию на конкретном уроке, смело действуй.

   Так и появился урок «Космос в цифрах». Приближался День космонавтики, и я подумала, что неплохо было бы об этом упомянуть, но не в скучной беседе, а как-то иначе. Эту презентацию я использовала на уроке математики в первом классе при закреплении нумерации чисел в пределах второго десятка. Рассмотрим ход урока.

    1.Устный счет.

Устный счет проводится в виде арифметического диктанта:

  1. Запишите число, в котором 1 десяток и 5 единиц;
  2. Запишите число 19;
  3. Запишите число, которое при счете следует за числом 12;
  4. Запишите число, которое при счете идет перед числом 17;
  5. Найдите и запишите сумму чисел 10 и 4;
  6. Найдите и запишите разность чисел 18 и 8.

Учащиеся записывают ответы в раздаточном материале (таблице). Затем под каждым ответом подписывают определенную букву из таблицы-помощницы. В нижней строке получается слово «космос».

15

19

13

16

14

10

Таблица-помощница:

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

   с

а

и

с

о

к

м

п

т

о

 

- Как вы думаете, почему я загадала именно это слово? (Ответы детей.)

   2. Сообщение темы, цели и задач урока.

   - 12 апреля отмечается День космонавтики. В этот день 12 апреля 1961 года (а это 48 лет назад) человек впервые отправился в космос. Этот человек – Юрий Алексеевич Гагарин (Презентация, слайд 2).

     - Этот день – историческое событие для всего мира. Ведь люди издавна стремились понять, что таит в себе космос. Сегодня при помощи презентации мы повторим изученный материал: как образуются, записываются, читаются числа в пределах 20, будем решать примеры с опорой на эти знания и решать задачи.

    3.Работа над пройденным материалом.

   1)- На чем летают в космос? (Ответы детей). Презентация, слайд 3.

    - Космический корабль – это летательный аппарат, предназначенный для передвижения в безвоздушном пространстве.

   - Как называется искусственный спутник Земли? (Ответы детей).

    Презентация, слайд 4.

   - Помогите космическому кораблю долететь до Луны. Вам нужно определить маршрут ракеты. Поможет вам слово «космос», которое вы нашли в начале урока. Найдите среди ответов и назовите наибольшее число (19).

   - Вот и подсказка: правильный маршрут таков, чтобы сумма чисел была равна 19.

Выполнение задания детьми. 

   2)- Луна – ближайшее к нам небесное тело, поэтому с началом освоения космоса она сразу же стала целью космических первопроходцев.

    - Прочитайте сообщение: «30 лет назад 16 июня на космическом корабле «Аполлон-11» первая лунная экспедиция из США отправилась на Луну» (Презентация, слайд 5). 

   - В нашей стране исследования Луны велись по программе беспилотных полетов.

   - Прочитайте следующее сообщение: «29 лет назад 17 ноября станция «Луна-17» доставила на Луну первый внеземной транспорт «Луноход-1» (Презентация, слайд 6).

    - Он был настоящей самоходной лабораторией. Почти год луноход путешествовал по Луне, собирая разную информацию и отправляя ее на Землю.

   - Задание: выписать числа от 10 до 20, которые встретились в сообщениях.

 Проверка (16, 11, 17).

   - Назовите, сколько десятков и единиц в каждом числе; «соседей» этих чисел.

   - Задание: составить пример на сложение с ответом 16 и два соответствующих примера на вычитание (у доски).

   Аналогичная работа выполняется по вариантам с числами 11 и 17 самостоятельно.

   3)Физ. пауза.

А сейчас мы с вами, дети,

Полетаем на ракете.

На носки приподнимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь.

   4)Решение задач.

   - Что, кроме Луны, люди обнаружили в космосе? (Ответы детей).

   - Помогли не только космические полеты, но и огромные приборы – телескопы, которые посылают на Землю изображения высокой точности. Благодаря телескопам человечество смогло заглянуть в прежде невиданные ему глубины Вселенной (Презентация, слайд 7).

   - Телескопы помогают нам увидеть изображения астероидов, комет (Презентация, слайд 8).

   Астероиды – это обломки, оставшиеся после «строительства» Солнечной системы. Их называют – малые планеты.                                                                                                                                               

   Кометы – в переводе с греческого означает «звезда с хвостом». Комета состоит изо льда и космической пыли. Когда она приближается к Солнцу, то начинает нагреваться. Лед испаряется, увлекая за собой частицы пыли – получается хвост кометы.

Презентация, слайд 9.

   - Представьте, что телескоп сделал эти фотографии. Задание: составить по этим данным задачу («Телескоп сделал фото 3 астероидов и 5 комет. 6 фотографий отдали в журнал. Сколько фотографий осталось?»).

   Разбор задачи.

- Вы уже слышали, что космос изучают и космонавты. Причем они работают не только внутри космического корабля или космической станции, но и выходят в открытый космос (Презентация, слайд 10).

Презентация, слайд 11.

   - Прочитайте задачу («На борту космической станции работают 10 космонавтов, а в открытом космосе – на 4 меньше. Сколько всего космонавтов на станции?»).

Разбор задачи с составлением краткой записи (Презентация, слайд 12).

   5)Работа с геометрическим материалом.

Из предложенных геометрических фигур (1 вариант – синего цвета, 2 вариант – красного цвета) составить ракеты по предложенному образцу (Презентация, слайд 13).

   - Сравните получившиеся фигуры между собой.  

   6) Решение примеров.

   На обратной стороне геометрических фигур записаны примеры. Задание: переписать примеры в тетрадь и решить.

 1 вариант: 6+10+1; 12-2+3; 20-10+4; 19-0-9; 9+1+9.

 2 вариант: 10+2-1; 8+2+5; 16-6+8; 10+0+10; 5+10+1.

   4. Итог урока.

   

   Представленный урок может быть использован как в предложенном виде, так и апробирован в других классах с учетом программных требований.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...

Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).

В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока  познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4".

Методическая  разработка урока математики: "Число и цифра 4".  (с презентацией)....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....