Конспект урок по теме "Введение понятия умножения", 2 класс.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Лихарева Зульфия Венировна

Урок разработан в соотвествии с требования фГОС по развивающей программе Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по математике42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3.

Муниципальное образовательное учреждение «Николо-Упская основная общеобразовательная школа №37»

Щёкинского района Тульской области

Урок математики

/УМК системы Л.В. Занкова/

2 класс

Разработан

Лихаревой Зульфиёй Венировной,

учителем начальных классов

I категории

МОУ «Николо-Упская ООШ №37»

Щёкинского района  Тульской области

Тип урока: Изучение нового материала и первичное формирование умений учащимися.

Тема: «Введение понятия «умножение»».

Цель: сформировать представления о новом математическом действии - умножении, раскрыть смысл нового арифметического действия, познакомить с новой терминологией.

Задачи:

предметные:

создать условия для:

  • рассмотрения разных способов нахождения результата сложения равных чисел;
  • чтения математических записей по образцу;
  • формирования умения решать задачи.

метапредметные:

организовать деятельность учащихся по:

  • формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • формированию умения учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
  • формированию умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

личностные:

способствовать:

  • формированию отношения к учению, познанию как ценности;
  • развитию личностной мотивации к самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование:

для учителя:

- компьютер с программой Power Point; телевизор;

для учащихся:

- учебник «Математика. 2 класс», 2 ч., И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина, Самара, 2012 г.;

Демонстрационный материал: авторская презентация «Поиски подарка» (Лихарева З.В.), используемая учителем.

Раздаточный  материал:

  • лист путешественника для самооценки  (приложение 1);
  • карточки с изображением смайликов для рефлексивной оценки работы на уроке.

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Ход урока:

Этапы

урока

Планируемая

деятельность учителя

Предполагаемая

деятельность

учащихся

Методический

комментарий

Мотивация к деятельности

  • Здравствуйте, ребята! Я рада  вас видеть. Жители волшебной страны Сказок приготовили вам подарок. Но вот незадача – подарок забрала в свою избушку на курьих ножках злая Баба Яга.  (Сл. 2)

- Что же нам делать?

(Сл. 3)

- Как вы думаете, зачем жители страны Сказок передали нам эту карту?

- Что вы видите на карте?

-    Нам поможет не только карта, но и помощники -  Маша и Витя.  

- Перед вами лист путешественника, в котором вы будете отмечать результаты путешествия. За каждое преодолённое препятствие, вы будете ставить в соответствующий столбик таблицы 1 балл. В конце путешествия мы посчитаем результаты.

 – Вы готовы отправиться в путешествие?

- А что вы должны проявить, какие качества,  чтобы поиски подарка были успешны?

- Тогда в путь!

- Забрать подарок.

- Она нам поможет найти подарок.

- Разные препятствия: реку, мост, озеро, замок.

- Да!

- Быть внимательными, старательными.

- Думать, правильно выполнять все задания.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне с целью актуализации требований к успешному осуществлению учебной деятельности.

– На пути река. (Сл. 4)

Чтобы перейти реку, нам нужно выполнить несколько заданий:

1.  Составить по краткой записи задачу и устно решить её.

У Оли – 20 руб.  

У Ани - ?, на 5 руб. меньше

}? руб.

  1. Продолжи ряд чисел, определив закономерность:

2, 3, 5, 8, 12, …,  …., …..

  1. Вычисли и найди лишнее выражение:

12 + 8        

35 – 7

29 + 11

15 – 6

- Итак, мы преодолели первое препятствие – реку, отметьте результат в листке путешественника. Если вы считаете, что смогли выполнить все задания – поставьте 1балл.

Сл. 5

- А теперь на нашем пути густой  лес, в нём можно заблудиться. Но в этом лесу есть хозяин – это Мухомор-Мухоморович. Он поможет нам, если мы выручим его. В его лесу растут яблони, но Мухомор-Мухоморович не умеет совсем считать. Поможем ему?  

- Откройте учебники.

Организация работы по заданию учебника №269 и в тетради.

- Отметьте результат в листке путешественника.

Учащиеся составляют и решают задачу.

Учащиеся выявляют закономерность в ряду чисел и продолжают его.

Учащиеся находят лишнее выражение, обосновывая своё утверждение.

Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе. Выставляют балл в лист путешественника. 

Учащиеся оценивают свою работу на данном этапе. Выставляют балл в лист путешественника.

Фиксация места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Формулирование цели урока.

(Сл. 6)

  • Движемся дальше. На нашем пути замок, в котором живёт король. У короля несколько увлечений. Первое увлечение - цветоводство. Он сам  выращивает цветы.

- Послушайте «задачу» от короля.

На одной клумбе у короля растет 5 цветов. Сколько цветов растет на нескольких клумбах?

  • Что интересного заметили?
  • Это текст можно считать задачей?
  • Почему?
  • Дополните текст до задачи.

- Это было первое испытание короля. А теперь настоящая задача. 

(Сл. 7)

На одной клумбе растет 5 цветов. Сколько цветов растет на 3 клумбах?

  • Что дано?
  • Что является искомым?
  • Как можно записать задачу кратко?

  • Как будет выглядеть рисунок к задаче?  

  • Правильно.
  • А теперь нарисуйте в тетради.

  • Сколько групп по 5 точек получилось?
  • Сколько всего точек?
  • Запишите решение задачи и ответ в тетрадь.

  • Другое увлечение короля – коллекционирование пуговиц.  Следующая задача от короля.

На одно пальто слуги короля пришивают 6 пуговиц. У короля очень много пальто. Сколько пуговиц они пришьют на 100 таких пальто?

Пригласить учащегося к доске, чтобы он нарисовал к задаче рисунок.

-      Можно нарисовать к этой задаче рисунок?

- Почему?

- Как же быть?

  • Хорошо, какой вариант решения этой задачи вы предлагаете?
  • Вижу, что у вас возникло затруднение. Почему? Мы ведь только сейчас решали подобные задачи?

  • Правильно ребята. Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
  • А как же нам выйти из этого затруднения, которое нам задал король?
  • Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

- Правильно. Это цель нашего урока.

Учащиеся слушают задачу.

- Это текст.

- Нет – это не задача.

- Не хватает данных.

Учащиеся дополняют задачу, предлагая разные данные.

Учащиеся выделяют условие и вопрос.

- С помощью краткой записи.

- С помощью рисунка.

Учащиеся предлагают, записать задачу: нарисуем 3 круга, в каждом кружочке  поставим 5 точек.

Учащиеся рисуют в тетради.

- Три.

- Всего 15 точек.

Учащиеся записывают решение: 5 + 5 + 5 = 15 (цв.)

Ответ: 15 цветков.

- Нет.

- Очень много придётся рисовать кругов.

- Займёт много времени.

- Не знаем.

Учащиеся затрудняются ответить. 

- В записи решения слагаемых много – неудобно записывать слагаемое 6 сто раз.

- Будем писать долго.

- Не знаем. 

- Научиться записывать удобным способом одинаковые слагаемые.

- Научиться коротко записывать сумму одинаковых слагаемых.

Мотивирование к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

Организация выполнения пробного действия и фиксация затруднения.

Организация фиксации образовательной цели урока.

Реализация построенного проекта.

Формулирование темы урока.

  • Итак, чтобы преодолеть эту трудность, нам необходимо познакомиться с новым математическим действием – умножением!

- Ребята, может вы уже знаете, что такое умножение?

  • В математике операция нахождения суммы одинаковых слагаемых называется – умножением.
  • Это новое арифметическое действие, которое обозначается вот такими знаками:

Х – в печатном тексте,

  •  - в рукописном тексте.

(записывает на доске).

  • Определите тему урока.

- Каковы ваши предложения по поводу замены сложения одинаковых слагаемых умножением? 

- Теперь решение задачи короля можно записать рационально?

- Попробуйте сами записать  решение.

- Проверьте свое решение с записью на доске:

  1. х 100

- У кого такая же запись?

- Расшифруйте её. 

- Что обозначает первое число? 

- Что обозначает второе число?

- Итак, отметьте в листке путешественника результат вашей работы на данном этапе.

Учащиеся делятся

опытом.

- Умножение как действие, заменяющее сложение равных чисел. Знак умножения.

- Заменить действие сложения умножением.

- Да. Заменим умножением.

Учащиеся записывают решение в тетрадь.

Учащиеся сверяют с эталоном.

- Шесть умножить на сто.

- Показывает, какие были одинаковые слагаемые.

- Показывает, сколько было таких слагаемых  (сколько  раз его брали).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(Сл. 8)

- Отправляемся дальше, перед нами болото, в котором живут лягушки. Чтобы нам преодолеть это болото нам надо выполнить задание учебника № 271 работа в тетради.

1 задание выполняется фронтально.  

2 задание – в парах устно

Учащиеся работают по учебнику в тетради.

Зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор данного решения.

Физминутка.

Организуется физминутка для глаз (Сл. 10-11).

Учащиеся следят за шариком на слайдах.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Третье задание вы выполните самостоятельно.

- Проверьте свои ответы (сл. 12)

- Отметим результат в листке.

(Сл. 13)

- Впереди избушка Бабы Яги. Баба Яга говорит вам, что вы молодцы. Но чтобы она отдала вам подарок, вы должны научить её пользоваться часами.

№ 272 – фронтально, устно – проверка по макету часов.

- Вот и подошло наше путешествие к концу. Мы у цели. А вот и ваш подарок!

(Сл. 14)

Выполняют задание  индивидуально с самопроверкой.  

Учащиеся осуществляют самопроверку по эталону.

Учащиеся оценивают себя.

Формирование способности к самоконтролю и самооценке.

Рефлексия учебной деятельности.

- С каким арифметическим действием мы познакомились?

- Что обозначает действие умножения?

- Вам понравился урок? Оцените свою работу на уроке.

Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, возьмите весёлого человечка.

Если вы затруднялись при выполнении каких – либо заданий, возьмите чуть печального человечка.  

Кому на уроке было трудно работать, он с заданиями не справлялся, возьмите грустного человечка.  

- А теперь посчитайте количество баллов в листе путешественника. Количество баллов соответствует оценке за урок.

Домашнее задание: с. 3 № 270

- С умножением.

- Это нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Учащиеся осуществляют рефлексию.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Фиксируется новое содержание, изученное на уроке;

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


Приложение 1.

Лист путешественника

Препятствие

Результат

Река

Лес

Замок

Болото

Баба Яга

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Закрепление понятия текст-описание. Упражнение в определении окончаний имён прилагательных по вопросу".

Урок закрепления материала. Закрепляет знания детей о тексте-описании. А также закрепляет умения определять окончания имён прилагательных по вопросу....

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Общее понятие о склонении. Изменение имен существительных по падежам.

Цели урока:•        Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; познакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопро...