Рабочая программа по математике для 1 класса
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Рабочая программа по математике для 1 класса УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_mat.docx41.07 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

Принята   на заседании методического объединения

МАОУ НОШ № 53

           Согласована

   Заместитель директора

   по УВР

      Введена в действие

 приказом от

   Директор МАОУ НОШ № 53

     

Рабочая программа

 по математике

для 1 класса

учителя начальных классов

Гавриленко Натальи Ефимовны

г. Калининград, 2013

1.Пояснительная записка

 

          Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторской программы по математике  Л. Г. Петерсон, УМК «Перспектива»

Курс разработан в соответствии с ООП НОО МАОУ НОШ № 53 и учебным планом школы.    

На изучение  предмета  в начальной школе отводится 540 ч: в 1 классе 132 ч. Вариативная часть        программы представлена внутрипредметным  модулем «Занимательная математика»

Цель модуля :

          формирование у учащихся основ умения учиться;

        развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике

        создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Соответственно задачами данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления,  в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

1.

Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал и др.). Сравнение предметов по свойствам.

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник  

4

2.

Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки = и ≠

4

3.

Сложение и вычитание групп предметов

4

4.

Связь между частью и целым. Пространственно-временные отношения: выше – ниже, спереди ─ сзади, слева ─ справа, раньше ─ позже и др. Порядок. Счёт до 10 и обратно

4

5.

Числа и цифры 1 ─ 4. Состав¸ сложение и вычитание в пределах 4.

Отношения: шире ─ уже, толще ─ тоньше и др.

Шар, конус, цилиндр. Числовой отрезок

8

6.

Числа и цифры 5 ─ 6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6.

Равенство и неравенство чисел. Знаки >  и  <

6

7.

Точки и линии. Области и границы.

Компоненты сложения и вычитания

5

8.

Числа и цифры 7 ─ 9. Состав, сложение и вычитание в пределах 9. Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник.

Выражения. Таблица сложения

15

9.

Число 0. Сложение, вычитание и сравнение с нулем. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями. Равные фигуры

4

10.

Задача. Решение задач на нахождение части и целого.

Взаимно обратные задачи

4

11.

Разностное сравнение чисел.

Решение задач на разностное сравнение

6

12.

Величины. Длина, масса, объем. Свойства величин.

Составные задачи на нахождение целого

 (одна из частей не известна)

10

13.

Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым

7

14.

Укрупнение единиц счёта.

Число 10: состав, сложение и вычитание в пределах 10.

Составные задачи на нахождение части (целое не известно)

6

15.

Счёт десятками. Круглые числа. Дециметр.

Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20

7

16.

Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через десяток)

6

17.

Квадратная таблица сложения.

Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через десяток)

4

18.

Повторение

2

Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» - 22 часа

19.

2 четверть

5

20.

3 четверть

9

21.

4 четверть

8

ИТОГО

128

3.Содержание учебного курса. 

Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.

Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.

Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.

Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.

Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.

Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).

Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.

Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.

Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.

Монеты  1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).

Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.

Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).

Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.

Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).

Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).

Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.

Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

Объединение и пересечение геометрических фигур.

Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.

Измерение массы. Единица массы: килограмм.

Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.

Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.

Числовой отрезок.

Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков  >,  <,  = .

Уравнения вида а + х = b,  а – х = b,  x – a = b,  а  х = b,  решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.

Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.

Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида:  а + b = с,  b + а = с,  с – а = b.

Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

Построение моделей текстовых задач.

Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.

Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.

Внутрипредметный модуль «Занимательная математика» представлен в следующих темах:

1.Математика – это интересно.  Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта.

2.Логические загадки. Задачи в стихотворной форме.

3.Математические ребусы. Учимся отгадывать ребусы.

4. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Игра «Весёлый счёт».

5.Конструирование  предметов по точкам с использованием числовой последовательности. Проверка работы.

Таким образом курс ориентирован на развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления. Большое внимание уделяется сравнению  анализу и обобщению.

4. Планируемые результаты освоения курса

Личностные

1. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

2. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

4. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

5. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

6. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Освоение начальных умений проектной деятельности.

2. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

5. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средствИКТ. .                                                                                                                                      6. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

К  концу 1 класса обучающиеся научатся

последовательность чисел от 1 до 100,

таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

названия компонентов сложения и вычитания;

общ принятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.

распознавать простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб.

в простейших случаях продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности;

Получат возможность научится

объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью составления пар;

устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания;

читать, з писывать и сравнивать числа от 1 до 100, строить их графические модели;

выполнять устное сложение и вычитание чисел в преде лах 100 без перехода через разряд;

практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан и т. д.),

решать уравнения вида a + x = b, a - x = b, х - а = b (на уровне навыка);

решать задачи на нахождение целого и части, на разностное сравнение, на нахождение большего или меньшего числа (в прямой и косвенной форме);

в простейших случаях продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности;

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

самоконтроль — при введении нового материала ,

взаимоконтроль — в процессе его отработки,

обучающий контроль — в системе обучающих самостоятельных работ,

тематический контроль — при проведении диагностических работ в   течение учебного года,

итоговый мониторинг образовательных достижений.

Материально-техническое обеспечение программы  (1 класс)

Для учащихся

Для учителя

Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 1 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента»( по вариантам)

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику: Блок-тетрадь эталонов для 1 класса.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 1 класс.

Петерсон Л.Г. Математика.Учебник. 1 класс. В 3-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2-х частях Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс  Изд-во «Ювента».

Петерсон Л.Г. Математика: Методические рекомендации. 1 класс. Изд-во «Ювента».

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Учебник. 1 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Рабочая тетрадь. 1 класс.

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика. Тетрадь проектов. 1 класс.

Технические средства обучения:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Компьютер, мультимедиа -  проектор,  экран
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по  математике.
  • Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон. Компьютерная программа-эксперт

  1. Список  литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
  2. Ковалева Г. С.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.
  3. Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство "Просвещение
  6. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство "Просвещение"
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
    Издательство "Просвещение"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...