Конспект урока математики и русского языка в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_1_klasse.docx72.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1  классе

Тема: Сложение

Математика (1 класс. )

Тема. Смысл сложения. Выражение. Равенство

Цели: 1)Разъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;

2)развитие мыслительных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

3)способствовать воспитанию бережного отношения к дарам природы.

Оборудование:

таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства; кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.), наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы, на ватмане рисунок Старичка - моховичка, схема объединения множеств.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

II.Устный счет.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приглашаю вас, друзья,

По грибы сегодня я.

Очень хочется узнать,

Кто их может собирать

И, конечно, различать.

А в лесу нас с вами ждет

Старичок - моховичок.

Приготовил он заданья.

На смекалку и на заданья.

1.По тропинке вместе с нами

Идут числа в два ряда.

Старичок желает знать,

Где здесь натуральный ряд.

(на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

кодоскопа:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)

-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?

-Сравните эти ряды, что вы заметили?

(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания,

в 2-ом ряду в порядке убывания)

2.Коля с мамой в лес ходил,

Там грибы он находил,

А когда домой пришел,

Все грибы сложил на стол.

Тут сестренка его Оля,

Принялась считать их вскоре.

Помогите, дети, Оле

Сосчитать грибы у Коли.

( счет до 10 в прямом и обратном порядке)

-Назову я вам число,

Всем известное оно.

Попрошу вас не зевать

«Соседей» у числа назвать.

У 4 ? 7 ? 9 ?

3.Белочки грибы сушили,

Ну, а посчитать забыли.

Кто ответит быстро, детки,

Хватит ли грибов всем белкам?

(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов)(Хватит)

Как узнали, объясните?(установили соответствие)Свое мнение докажите. (у доски показывают). Как сделать поровну?

Калькуляторы возьмите,

Число цифрой покажите.

Сколько белок? (6)

А грибов? (7)

Белок 6, а грибов 7,

Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)

4.Вот на солнечной полянке

Повстречались нам грибы.

Поразмыслите, ребятки,

Что за группы здесь даны?

(1 группа – съедобные и несъедобные

2 группа – большие и маленькие

3 группа – по 2 грибка и по одному)

-Каких грибов больше больших или маленьких?

-Съедобных или несъедобных? Назовите их.

Вижу можете, ребятки,

Вы грибочки различать,

Ну, а кто же мне подскажет,

Как грибочки собирать?

(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы – это вкусная и полезная еда для лесных жителей)

5.Вот рисунок перед вами,

А задачу составьте сами.

-Как узнали? Почему прибавили?

6.На полянке у дубка

Еж увидел 2 грибка,

Походил вокруг осин

И нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов,

Сколько еж нашел грибов?

III.Сообщение темы и целей урока.

Нам решение задач не составило затрудненья,

Если выучим мы с вами действия сложения.

Познакомимся с названием компонентов при сложении

И научимся записывать математические выражения.

Вы узнаете, друзья, что такое равенства

И чем неверные от верных равенств отличаются.

IV.Новый материал.

(Выходят мальчик и девочка с корзинками).

Дети в лес пошли гулять

И грибочки собирать.

Повезло вначале Саше.

3 грибка нашел он сразу.

Даша тоже не отстала,

2 грибочка увидала

И в корзиночку поклала.

Стали дети их считать:

1, 2, 3, 4, 5

Ребятишкам повезло

Пять хорошее число.

Нам придется выяснять,

Как же получилось пять?

(К 3 прибавили 2)

-Почему прибавили?

Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.

-Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)

-Сколько нашла Даша? (2)

(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют чиста 3 и 2)

-Что мы сделали с их грибами? (Объединили)(учитель показывает схему)

-Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.

-Что значит сложить?

-В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+» называется плюс.

Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 – это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа, которые складываются – слагаемые.

-Как называется эта запись? выражение? числа?

-Эти выражение читают по разному:

3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;

I слагаемое 3, II слагаемое 2.

-Кто сможет прочитать по-разному выражение?

5+3

Физминутка.

Мы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

И на месте стой. Вот так

А сейчас мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

V.Закрепление.

1) Работа по учебнику с. 40 № 80

-Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)

VI.Новый материал.

1)– Давайте найдем результат действий Саши и Даши.- Как вы узнали? (посчитали)

2)– Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.

-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)

3)– Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.

-Результат сложения называется значением суммы.

(учитель показывает схему):

-Как вы думаете, равны они между собой?

-Для обозначения равенства в математике используется знак «=».

Найдите его в кассах

-Эта запись называется равенство.

-Запишите это равенство в тетради: 3 + 2 = 5

-Дайте название каждому числу.

4) –Запишите выражение и найдите значение:

1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) – Придумайте свои равенства.

5) - Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3 + 4 = 6 3 + 4 =7

-Нет ли здесь ошибок?

-Как это проверить? (По числовому лучу).

-Кто объяснить как? (показывает по лучу).

-Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны – неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.

-Какие бывают равенства? Как это проверить?

VII Закрепление.

1)Работа в тетради.  № 1

2)Игра «Собери грибы». (на магнитной доске)

Проведем соревнования

И проверим ваши знанья.

На каком ряду у нас

Грибники высокий класс?

VIII. Подведение итогов.

Наш урок к концу подходит,

Старичок итог подводит.

-С каким действием вы познакомились?

-Как называется числа при сложении?

-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9)

-Какие бывают равенства?

IX. Оценка и анализ работы.

-(За полные, правильные ответы дети получали грибок.)

-Кто собрал больше всех грибов?

Вот пришел миг расставаться,

Очень хочет на прощанье

Старичок – моховичок

Всем вручить боровичок.

(Все дети получают кондитерские грибки).

Конспект урока математики в 1 класс

Тема. Отработка навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.Уточнение представлений учащихся о предложении, слове, слоге, звуке.

Цели:

1) учить различать количество слов в предложении и количество предметов, о которых идёт речь;

2)развивать речь и логическое мышление;

3)воспитывать любознательность, любовь к чтению.

Ход урока.

1 .Организационный момент. 

Сообщение целей урока.Сейчас у нас урок грамоты. Чему мы учимся на этом уроке? Мы продолжаем своё путешествие в Страну слов.

2.Речевая разминка.

Я загадала слово, которое начинается с буквы «з». Произнесите первый звук задуманного слова (это сделать невозможно: надо узнать следующую букву). Откройте «Пособие по чтению» 1-ую закладку, проведём языковую ( речевую) разминку.

Читаем слоги хором. 2-ую закладку открываем; чтение слов по цепочке. Ребята следите, губками читаем все слова и только своё слово читаем громко.

3.Работа по теме урока.

а)С помощью чего мы путешествуем по Стране слов? (с помощью книги)

У вас на партах лежат листочки в форме раскрытой книги.

Напечатайте слоговую схему слова КНИГА

У меня тоже 2 книги; с помощью ударения надо открыть добрую книгу и отправиться в путешествие.Поставьте ударение, укажите ударный слог.

б)Вносят кассету.

Интересно, что это? Чья это коробочка с секретом?

Так это от Незнайки; он сегодня обещал прийти.

Текст звукового письма: «Привет, мои маленькие друзья! Извините, что не смог прийти на занятия. Я хочу стать чародеем-магом, хочу научиться читать мысли на расстоянии. Сегодня первый мой урок. Так вот: вы читайте, пишите, отвечайте, а я буду тел ер, терлер, тилепатир, телепатировать - во!- ваши мысли читать. Кое-какие задания я уже сделал, проверьте уж. Счастливо! Будущий маг Незнайка».

Незнайка что-нибудь да придумает, никогда не сидит без дела. Кем он только не был.

Помните? Художником. Поэтом.

Итак, продолжим нашу работу. Постараемся работать так, чтобы нас Незнайка понял.

Да?!

в)игра «магазин»;

-посмотрите на доску; у нас на доске расположен магазин; слева и справа слова в столбиках.

СУ, Д, КОТ. РОСТ, ТАНЯ, РН, ШОШ. КРО, Р, У, ДА.

Вы читаете слова , а продавцы будут решать: принимать ваш товар или нет.В продавцы нужно 4 человека(продавец принимает только свой товар; из магазинаслогов-слоги, из магазина слов-слова; если они берут читаемое нами, то ставите +; слова из Букваря и с карточек)

Что мы сейчас читали?

Как же вы отличали слово?

-слова всегда что-нибудь значат, у них есть значение.

Физическая пауза (рыбки)

г)отличие звука, слога, слова и предложения.

Скажите, что я произнесла слово, слог или ещё что-то: р-р-р

-это звук;

А это: в воздухе кружатся пушистые снежинки.

Почему вы решили, что это предложение? В предложении о чём то сообщают(вы сообщили нам о снежинках, что они пушистые и кружатся в воздухе)

А это предложение - стул, солнце, ветер?

д)работа с учебником.

Откройте 2-ую закладку.

А вот и страничка Незнайки.

Это первое задание. Он составил звуковую схему слова ... (рисунок кота).

Проверьте. Кот!

Обратите внимание на рисунок. Незнайка здесь решил научиться составлять и записывать схему предложения.

Какое слово он написал под первой картинкой? ПАЛЬТО.

Знаю, что Знайка его похвалил.

Как подписал вторую картинку? ДВА ПАЛЬТО.

А под третьей картинкой задумался. Не знает, как правильно подписать:

Так

или так

он рассуждал так: каждая чёрточка обозначает слово. Висело одно пальто - я написал одно слово. Знайка меня похвалил. Висело два пальто- я написал два слова. Три пальто- наверное, надо написать три слова? Так?

Ребята, посчитайте слова, проверьте своего друга. Запишите правильную схему на свои листочки.

Учебник страница 119.

Следующая картинка. Знайка спросил Незнайку о том, к какой картинке подходит эта схема.

Незнайка ответил, что ко второй, рассуждая так: в схеме три слова, на картинке три птички.

Верно?

Кто хочет быть Знайкой и объяснить Незнайке ошибку.

Ребята составьте своё предложение из трёх слов.

ВИСИТ ПУСТАЯ КОРМУШКА.

СИНИЧКА КЛЮЁТ ЗЕРНО.

ВСЕ ПТИЧКИ УЛЕТЕЛИ.

Вывод: предложение из трёх слов можно придумать к любой картинке; совсем не важно, сколько на ней предметов нарисовано.

4.Закрепление материала.

Игра «ловушка».

Я называю предложение и показываю, сколько в нем слов. Вы тоже должны показать количество слов.

ДВЕ ПАРТЫ. (2)

ТРИ ПАРТЫ. (3)

СТОЯТ ЧЕТЫРЕ ПАРТЫ. (4)

5.Итог урока.

Молодцы, работали все дружно, старались отвечать на вопросы, правильно выполняли задания.

Какие задания вам понравились больше?

В коробочке ещё что-то лежит.

Грамота 1 классу от Знайки. Он дарит её вам, а так же кассету о Незнайке, о себе и всех друзьях Цветочного города.

Урок грамоты в 1 классе.

 

 

Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью уст материалов сайта - размещение баннера  -ОБЛЬНО!!!

 

Тема. Отработка навыка чтения слогов и слов с пройденными буквами.Уточнение представлений учащихся о предложении, слове, слоге, звуке.

Цели:

1) учить различать количество слов в предложении и количество предметов, о которых идёт речь;

2)развивать речь и логическое мышление;

3)воспитывать любознательность, любовь к чтению.

Ход урока.

1 .Организационный момент. 

Сообщение целей урока.Сейчас у нас урок грамоты. Чему мы учимся на этом уроке? Мы продолжаем своё путешествие в Страну слов.

2.Речевая разминка.

Я загадала слово, которое начинается с буквы «з». Произнесите первый звук задуманного слова (это сделать невозможно: надо узнать следующую букву). Откройте «Пособие по чтению» 1-ую закладку, проведём языковую ( речевую) разминку.

Читаем слоги хором. 2-ую закладку открываем; чтение слов по цепочке. Ребята следите, губками читаем все слова и только своё слово читаем громко.

3.Работа по теме урока.

а)С помощью чего мы путешествуем по Стране слов? (с помощью книги)

У вас на партах лежат листочки в форме раскрытой книги.

Напечатайте слоговую схему слова КНИГА

У меня тоже 2 книги; с помощью ударения надо открыть добрую книгу и отправиться в путешествие.Поставьте ударение, укажите ударный слог.

б)Вносят кассету.

Интересно, что это? Чья это коробочка с секретом?

Так это от Незнайки; он сегодня обещал прийти.

Текст звукового письма: «Привет, мои маленькие друзья! Извините, что не смог прийти на занятия. Я хочу стать чародеем-магом, хочу научиться читать мысли на расстоянии. Сегодня первый мой урок. Так вот: вы читайте, пишите, отвечайте, а я буду тел ер, терлер, тилепатир, телепатировать - во!- ваши мысли читать. Кое-какие задания я уже сделал, проверьте уж. Счастливо! Будущий маг Незнайка».

Незнайка что-нибудь да придумает, никогда не сидит без дела. Кем он только не был.

Помните? Художником. Поэтом.

Итак, продолжим нашу работу. Постараемся работать так, чтобы нас Незнайка понял.

Да?!

в)игра «магазин»;

-посмотрите на доску; у нас на доске расположен магазин; слева и справа слова в столбиках.

СУ, Д, КОТ. РОСТ, ТАНЯ, РН, ШОШ. КРО, Р, У, ДА.

Вы читаете слова , а продавцы будут решать: принимать ваш товар или нет.В продавцы нужно 4 человека(продавец принимает только свой товар; из магазинаслогов-слоги, из магазина слов-слова; если они берут читаемое нами, то ставите +; слова из Букваря и с карточек)

Что мы сейчас читали?

Как же вы отличали слово?

-слова всегда что-нибудь значат, у них есть значение.

Физическая пауза (рыбки)

г)отличие звука, слога, слова и предложения.

Скажите, что я произнесла слово, слог или ещё что-то: р-р-р

-это звук;

А это: в воздухе кружатся пушистые снежинки.

Почему вы решили, что это предложение? В предложении о чём то сообщают(вы сообщили нам о снежинках, что они пушистые и кружатся в воздухе)

А это предложение - стул, солнце, ветер?

д)работа с учебником.

Откройте 2-ую закладку.

А вот и страничка Незнайки.

Это первое задание. Он составил звуковую схему слова ... (рисунок кота).

Проверьте. Кот!

Обратите внимание на рисунок. Незнайка здесь решил научиться составлять и записывать схему предложения.

Какое слово он написал под первой картинкой? ПАЛЬТО.

Знаю, что Знайка его похвалил.

Как подписал вторую картинку? ДВА ПАЛЬТО.

А под третьей картинкой задумался. Не знает, как правильно подписать:

Так

или так

он рассуждал так: каждая чёрточка обозначает слово. Висело одно пальто - я написал одно слово. Знайка меня похвалил. Висело два пальто- я написал два слова. Три пальто- наверное, надо написать три слова? Так?

Ребята, посчитайте слова, проверьте своего друга. Запишите правильную схему на свои листочки.

Учебник страница 119.

Следующая картинка. Знайка спросил Незнайку о том, к какой картинке подходит эта схема.

Незнайка ответил, что ко второй, рассуждая так: в схеме три слова, на картинке три птички.

Верно?

Кто хочет быть Знайкой и объяснить Незнайке ошибку.

Ребята составьте своё предложение из трёх слов.

ВИСИТ ПУСТАЯ КОРМУШКА.

СИНИЧКА КЛЮЁТ ЗЕРНО.

ВСЕ ПТИЧКИ УЛЕТЕЛИ.

Вывод: предложение из трёх слов можно придумать к любой картинке; совсем не важно, сколько на ней предметов нарисовано.

4.Закрепление материала.

Игра «ловушка».

Я называю предложение и показываю, сколько в нем слов. Вы тоже должны показать количество слов.

ДВЕ ПАРТЫ. (2)

ТРИ ПАРТЫ. (3)

СТОЯТ ЧЕТЫРЕ ПАРТЫ. (4)

5.Итог урока.

Молодцы, работали все дружно, старались отвечать на вопросы, правильно выполняли задания.

Какие задания вам понравились больше?

В коробочке ещё что-то лежит.

Грамота 1 классу от Знайки. Он дарит её вам, а так же кассету о Незнайке, о себе и всех друзьях Цветочного города.

Урок грамоты в 1 классе.

 

 

   

Урок математики в 1 классе по теме: "Число и цифра 7"

 

Тема: "Число и цифра 7".

Основные цели: 

  • 1) сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  • 2) закрепить взаимосвязь между частью и целым;
  • 3) сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
  • 4) повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству, запись результатов сравнения с помощью знаков "больше", "меньше", "равно".

Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

картинки к устному счёту, к задачам экологического характера;

  • 1) карточки с графическим изображением чисел и знаков;
  • 2) модель числового отрезка;
  • 3) карточка для графической модели числа 7 на листе А-4, чёрный фломастер, красный фломастер;
  • 4) эталон состава числа 7;
  • 5) образцы выполнения заданий из учебника;
  • 6) книга с иллюстрациями "Семь чудес света".

Раздаточный материал:

  • 1) математические альбомы;
  • 2) карточка с заданием (решение примеров по числовому отрезку);
  • 3) "светофорчики" для настроения и самооценки.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):

Долгожданный дан звонок

-Начинается урок!

-Покажите на "светофоре" с каким настроением вы начинаете урок?

2.Актуализация опорных знаний:

1) Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):

  • - Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5.
  • - Назовите последующее число 8, 13. Как получить последующее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
  • - Назовите предыдущее число 6, 19. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
  • - Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16?
  • - Какое число стоит справа от 17? А слева от 11?
  • - Назовите "соседей" числа 13.

2) "Потерялось" число. Найдите его место в натуральном ряду чисел:

12 3 4 6 7 8 9 10

-Что вы можете сказать о числе 5 ?

-Как получить число 5 ? Придумайте разные варианты.

3) Закономерность : 

Установите закономерность и скажите, какое число надо вставить?

4) Множество решения неравенства:

Вставьте в "окошко" число, чтобы полученное неравенство было верным: 6. Назовите все возможные варианты и докажите с помощью числового отрезка.

5) Математические задачи с экологической направленностью: 

/ответы дети показывают с помощью числового "веера"/

Почтальон Печкин по утрам всегда читает новости об охране природы из свежих газет. Утром он прочитал 2 статьи, днём ещё 2 статьи, а вечером - 1 статью.

Сколько всего статей прочитал Печкин?

( 2+2+1=5)

  • - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (сумма)
  • - Из скольких частей состоит эта сумма? (из 3)
  • - Как называется результат этого выражения, какое число мы искали? (целое)
  • - Как называются компоненты при сложении? (слагаемые, сумма)

Малыш и Карлсон хотели сделать 6 скворечников, а за один день сделали только 3 скворечника.

Сколько скворечников им ещё осталось сделать?

(6-3=3)

  • - Какое числовое выражение вы составили при решении этой задачи? Как называется это выражение? (разность)
  • -Назовите компоненты разности. (6-уменьшаемое, целое; 3-вычитаемое, часть; 3-разность, часть)
  • -Ребята, а как вы думаете, почему Колобок из одноимённой сказки убежал в лес от бабушки с дедушкой? (варианты ответов детей)
  • -Знаете, ребята, есть и ещё одна версия. Послушайте её:

Пока Колобок остужался на окошке, он услышал по радио передачу об охране окружающей среды. О том, что люди, отдыхая в лесу, часто нарушают правила бережного отношения к природе. И он решил на время убежать от дедушки с бабушкой в лес, чтобы навести порядок. Он уговорил Зайца, встретившего его первым на тропинке, помочь ему приготовить и развесить запрещающие знаки: "Свалка мусора запрещена!", "Жечь мусор запрещено!", "Птичьи гнёзда не трогать!", "Ручей не засорять!", "Берегите лес от пожаров!". Колобок поставил 3 знака и Зайчик тоже 3. 

Сколько всего знаков поставили в лесу Колобок и Зайчонок?

(3+3=6)

Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. А вот Незнайка во время стоянки часто оставляет включённым мотор своей машины. Жители Солнечного города в понедельник сделали ему 2 замечания, во вторник 3 замечания, а в среду ещё 1 замечание. 

Сколько всего замечаний сделали жители Солнечного города Незнайке? 

(2+3+1=6)

Каждая сломанная ветка - это маленькая рана, нанесённая природе. Мальвина, живя в лесу и, прячась от злого кукольника Карабаса-Барабаса, заботилась о деревьях. Она перевязала больные веточки на деревьях. На одном дереве она перевязала 4 веточки, на другом 2 веточки. Три веточки не прижились. 

Сколько же веточек на дереве вылечила Мальвина? 

(4+2-3=3)

Когда Крокодил Гена и Чебурашка узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили возле своего дома деревья. Гена посадил 5 тополей, а Чебурашка - 2 клёна. 

Сколько всего деревьев посадили Гена с Чебурашкой?

(5+2=7)

6) Заполни пропуски (на доске): 

2 + * = 6

- Как найти неизвестную часть в числовом равенстве?

* - 2 = 3

- Как найти неизвестное целое в числовом равенстве?

Постановка проблемы. Открытие нового:

Цель:

7) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения;

8) согласовать тему и цель урока.

-Давайте выполним задание на карточке с числовыми отрезками. Решите примеры, используя числовые отрезки.

(проблема!)

-Что случилось? В чём проблема? (мы не знаем, как обозначается цифра 7, и на числовом отрезке не хватает ещё одного отрезка )

-Какова цель нашего урока? (договориться, как будем обозначать число 7, изучить, из каких частей оно состоит).

-Значит, ТЕМА урока - … ("Число и цифра 7")

Историческая справка:

-Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы: "Семь бед - один ответ", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "На седьмом небе от счастья", "Семеро одного не ждут", "Лук от семи недуг"…и т.д.

Все вы знаете знаменитые сказки "Волк и семеро козлят", "Белоснежка и семь гномов", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции, 7 цветов радуги…

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Физкультминутка: 

У медведя дом большой,

а у зайки маленький.

Наш медведь идёт домой,

А за ним и заинька.

Мы зверушек провожаем

И урок наш продолжаем.

3. Проектирование и фиксация нового знания.

-Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(дни недели)

  • - Назовите хором названия дней недели. (…)
  • - Покажите на числовом "веере" цифру обозначающую количество дней в неделе.
  • - Как получить число 7 ? (…)
  • - Можем ли мы записать число 7 с помощью точек? (…)
  • - На листочках, на пустом домино чёрным фломастером изобразите число 7 в виде точек. (разные варианты вывешиваются на доске)

Работа с учебником (стр. 2-3):

  • -Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 7. (на стр. 2-3 учебника)
  • - На что похожа цифра 7? (…)
  • -Рассмотрим образец написания цифры 7. (на стр. 3)
  • -Из скольких элементов состоит эта цифра?

Демонстрация написания цифры 7:

  • - Откуда надо начинать писать цифру 7? (чуть ниже середины верхней линии клетки)
  • - Поставлю точку в этом месте. Далее ведём вверх с небольшим плавным закруглением, делаем волнистую линию до правого верхнего угла и оттуда ведём прямую линию вниз до середины нижней линии клетки.
  • - Пропишите красиво три цифры 7 на клеточной строчке.
  • - Теперь вернёмся к нашему заданию на карточке, где возникло затруднение.
  • - Можем ли мы теперь записать результат? (да)
  • - Запишите.
  • - Можем ли мы проверить результат на числовом отрезке? (нет)
  • - Почему? (числовой отрезок оканчивается на 6)
  • - Что будем делать? (надо достроить ещё один единичный отрезок)
  • - Как будем достраивать числовой отрезок? (от числа 6 вправо проведём один единичный отрезок)

/Ученик достраивает числовой отрезок на доске и подписывает цифру 7/.

Определение состава числа 7 и фиксирование его на эталоне.

  • -Теперь, когда мы научились писать цифру 7, определим состав числа 7. А помогут нам в этом математические домики в альбоме на стр. 1.
  • -Итак, как получить число 7? (…) /Учитель помещает эталон состава числа 7/ 
  • -Справились мы с возникшим затруднением? (да)
  • -Что теперь будем делать? (тренироваться в использовании числа и цифры 7)

4. Первичное закрепление.

Красиво пропишите цифру 7 до конца клеточной строки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

5. Самоконтроль с проверкой по эталону:

  • -Давайте проверим наши знания, выполнив задание № 1 на стр.2 самостоятельно.
  • -Теперь сравните свою запись с эталоном. /Учитель вывешивает на доску образец выполнения задания/ 
  • - Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с примером знак "?" и исправьте свои ошибки.
  • -А кто выполнил задание правильно, поставьте себе "+".
  • -Кто понял и исправил свою ошибку? (дети поднимают руки). МОЛОДЦЫ!
  • -Кто выполнил без ошибок? Я за вас рада!

6. Включение в систему знаний и повторение.

Задание №3. 

  • -Что нужно сделать в этом задании? (сравнить группы предметов по количеству)
  • -Самостоятельно выполните это задание.

/После окончания работы учащимися, учитель вывешивает на доске эталон (образец) выполнения данного задания/

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • -Чему вы учились на этом уроке?
  • -Какие задания вам показались особенно интересными?
  • -Что запомнилось больше всего?
  • -Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите? Покажите на "светофоре".
  • -С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
  • -Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО.

 

Дидактические требования к современному уроку-

формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

 

Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"

Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART....

ФГОС. План-конспект урока русского языка в 1классе. УМК "Начальная школа 21 в"

Разработка урока по русскому языку по теме "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы "какой" "какие" и правила правописания имен собственных" в соответствии с ФГОС....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 1классе по теме "Буква "Ю" и её звуки.Строчная буква "ю".(УМК "Школа 2100")

Конспект урока и презентация по обучению грамоте в 1 классе.Тема "Буква "Ю" и её звуки. Строчная буква "ю". ("Школа 2100")...