Урок математики по программе «Перспективная начальная школа". Тема: «Десяток и единицы»
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Ступина Елена Викторовна

Урок математики в 1 классе по теме "Десяток и единицы"разработан по прогрмме " Перспективная начальная школа"  На уроке дети познакомятся с понятием десяток и понятием единицы,научатся записывать двузначные числа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  математики по программе «Перспективная начальная школа» по ред. Н. А.Чуракова.

Тема: «Десяток и единицы»

Цель: Познакомить учащихся с понятием десяток и единицы.

Планируемые результаты:

предметные:  формирование понятия числа второго десятка; умение записывать двузначные  числа, анализировать структурный смысл записи: число двузначное, первая цифра — число десятков, вторая — число единиц.

метапредметные: ставить учебные цели и задачи, получать информацию  в результате смыслового прочтения текста, использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.

личностные:  воспитывать бережное отношение при работе с учебником и тетрадью для самостоятельной работы; воспитывать дисциплинарные традиции (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить); воспитывать культуру общения.

Оборудование:  учебник, тетрадь для письменных работ, тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация.

Ход урока

1.  Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

 - Ребята, давайте проверим какое у вас сейчас  настроение? У вас на партах лежат рисунки солнышка и тучки. Если вы готовы к уроку и у вас солнечное настроение, то покажите мне солнышко, а если вас что то беспокоит, нет настроения, то покажите мне тучку.

( Дети показывают картинки)

-  Спасибо. Я вижу, что вы все пришли сегодня в класс с хорошим настроением.

-  Тогда приступаем к уроку математики.

2.  Актуализация знаний.

 В начале урока я предлагаю вам отгадать вот такую загадку.

  3         2        1        4        6         5        8        7        9       10

гля       е       дво    дят     дво     да      слу      е      ша      ют

             Ответ: глаза и уши.

 -   На уроке математики надо очень внимательно смотреть и слушать учителя, чтобы не допускать ошибок и  хорошо запомнить изученный материал.

Устный счет. (презентация)

            веселые задачки.

1. Всюду Павлику почёт,

   Павлик блинчики печёт.

   9 блинчиков сгорело,

   А последний был сырой.

   Сколько блинчиков испортил наш «герой»?    (9+1=10)

2. Стала курица считать маленьких цыпляток:

   Жёлтых 5 и чёрных 5,

   Сколько вместе - не понять?    (5+5=10)

3.  Два, один, четыре, три

    Сколько цифр, посмотри,

    Если мы их сложим вместе,

     То получим в сумме…    ( 2+1+4+3=10 )

- Какой ответ получается во всех этих задачах?  ( 10 )

- Кто догадался какая тема нашего сегодняшнего урока? ( ответы детей )

3.  Изучение нового материала.

-  Ребята, откройте учебник на странице 20 и давайте проверим ваши ответы. Прочитайте вверху название сегодняшней темы. (Дети читают название темы: «Десяток и единицы»)

-  Кто-нибудь знает, что такое десяток и что такое единицы? (Ответы детей)

 - Давайте определим с вами цель сегодняшнего урока.

 Дети определяют цель : Узнать на уроке, что же значит десяток и что значит единицы?

-  Сейчас Никита прочитает задание, а вы следите по тексту и внимательно слушаете.

-  Посмотрите на картинку, посчитайте и скажите сколько гвоздей в ящике? (В ящике10 гвоздей).

-  Сколько гвоздей отнес Миша сначала? (Сначала Миша отнес 10 гвоздей)

-  Сколько еще гвоздей понадобилось? (Еще понадобилось 2 гвоздя)

-  Мы можем сказать сколько всего гвоздей Миша отнес дедушке? (Да. Всего Миша отнес дедушке 12 гвоздей)

-  Хорошо. На столе у вас лежат счетные палочки. Отсчитайте 10 палочек. (Дети отсчитывают 10 палочек. )

-  Свяжите их. (Дети связывают. Учитель также связывает десяток из счетных палочек)

-  Ребята, десять связанных палочек — это есть десяток. Положите этот десяток палочек на парту. (Дети кладут десяток на парту)

-  Возьмите еще 2 палочки. (Дети берут 2 палочки)

-  Положи их рядом с десятком. (Дети кладут рядом с десятком 2 палочки )

-  Десять палочек, то есть десяток плюс еще 2 палочки. Сколько всего палочек? (Десяток плюс 2 палочки будет 12)

-  Верно. Как вы думаете, число гвоздей равно числу палочек? (Да равно, потому что гвоздей 12 и палочек получилось 12)

-  Теперь выполняем задание под цифрой 2. Запиши число гвоздей, которые принес Миша, в виде суммы: 10+2. (Учитель записывает сумму на доске, ученики в тетради)

-  Чему равна сумма? (Сумма равна 12)

-  Запиши число 12 в тетрадь. (Дети записывают число в тетрадь, учитель на доске).

-  В данном числе 12 — число 1 это первое слагаемое 10 (десять) то есть десяток, а число 2 это второе слагаемое, которое обозначаем как 2 единицы. (Учитель подчеркивает красным число 1 — десяток и первое слагаемое 10. Синим учитель подчеркивает 2 единицы и второе слагаемое)

-  Сколько цифр используется для записи числа 12? (Для записи числа 12 используется две цифры.)

-  Можно ли это число назвать однозначным? (нет, нельзя)

-  Почему? (Потому что в однозначном числе только одна цифра, а в двузначном две)

-  Все верно. Число 12 — двузначное. И оно называется ДВЕНАДЦАТЬ. Запись состоит из двух цифр. Назовите еще раз из чего состоит число 12? (число 12 состоит из 1-го десятка и 2-х единиц).

-  Ниже найдите рисунок, на котором изображено 12 палочек. Какой это рисунок? (Это второй рисунок)

-  Проверим. На первом рисунке сколько палочек десяток да еще одна палочка, то есть одна единица, сколько всего палочек? (Десяток плюс одна палочка всего 11 палочек)

-  Сколько палочек на втором рисунке? (14 палочек)

-  На третьем? (12 палочек)

-  На четвертом? Один десяток плюс еще один десяток, сколько всего палочек? (20 палочек.)

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.

-  Выполняем задание 3 на странице 21. Рассмотрите рисунки. Что изображено на первом и втором рисунке? (На первом и втором рисунке изображены грибы)

-  Сколько грибов обведено замкнутой линией на каждом рисунке? (Замкнутой линией обведено 10 грибов)

-  По-другому мы как называем число 10? (десяток)

-  Значит на каждом рисунке замкнутой линией обведен десяток грибов. Сколько грибов вне этой линии на каждом рисунке? (На первом рисунке вне линии 5 грибов, на втором рисунке грибов вне линии нет)

-  Значит на первом рисунке вне линии 5 грибов, по другому можно сказать 5 единиц.

-  Для каждого рисунка запиши число всех изображенных предметов в виде числа десятков и числа единиц. Первый рисунок, какое число запишите (Мы запишем число 15.)

-  Почему 15? (Потому что один десяток да еще 5 единиц. Дети записывают в тетрадь число 15, учитель на доске)

-  Второй рисунок, какое число запишите? ( мы запишем число 10)

-  Почему 10? (Потому что изображен всего один десяток. Дети записывают число 10 в тетрадь, учитель на доске).

-  Сравните данные двузначные числа. Сколько десятков в числе 15? (В числе 15 один десяток)

-  Сколько десятков в числе 10? (В числе 10 один десяток) (Десятки подчеркиваются красным цветом.)

-  Сколько единиц в числе 15? (В числе 15, 5 единиц)

-  Сколько единиц в числе 10 (В числе 10, 0 единиц)

-  Какое число будет больше, в котором 5 единиц или в котором 0 единиц? (Число 15 будет больше числа 10, потому что в нем 5 единиц, а 5 единиц больше чем 0 единиц)

-  Итак, в состав каждого числа входит один десяток (то есть число десятков одинаково) и разное число оставшихся единиц. Поэтому больше будет то число, в котором больше число оставшихся единиц.)

-  Выполняем задание 4. Выпиши в свою тетрадь по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток. Сделать это тебе помогут рисунки. Рассмотрите рисунки. (Дети рассматривают рисунки)

-  Красным цветом на рисунке обозначен десяток, а синий — оставшиеся единицы и в полосках и в записи числительных. Прежде чем записать двузначные числа, что мы можем сказать гладя на рисунок, что-нибудь изменяется на рисунке? Что остается неизменным, а что меняется? (Число десятков не изменяется, а число единиц увеличивается)

-  На сколько увеличивается число единиц? (Число единиц увеличивается на один)

-  первый столбик, какое двузначное число в нем спряталось? (Число 10)

-  Во втором столбике? (Число 11) и. т.д. до последнего столбика. (Дети записывают числа в тетрадь, учитель на доске)

-  Ниже рисунка дана цепочка. Начинается она с числа 10 и 11. 10 меньше. 11 меньше какого числа? (11 меньше 12)

-  Продолжи цепочку. (11 меньше 12, 12 меньше 13, 13 меньше 14, 14 меньше 15, 15 меньше 16, 16 меньше 17, 17 меньше 18, 18 меньше 19)

-  Ниже прочитайте, как правильно называются данные числа. (Дети читают названия чисел)

-  Покажите в каждом слове — названии числа ту часть, которая указывает на количество единиц.

4. Закрепление пройденного материала.

-  Закрываем учебники и тетради для письменных работ. Убираем их на край стола. Открываем тетради на печатной основе, страница 26, задание под номером один. Прочитайте задание. (Дети читают задание)

Самостоятельная работа

-  Первый рисунок, сколько палочек изображено? (Изображено 14 палочек).

-  Запишите число 14. ( далее дети выполняют задание самостоятельно)

-  Подчеркни красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим — цифру, обозначающую число единиц. (Дети подчеркивают десятки и единицы)

-  Задание под номером 2. Прочитайте задание. (Дети читают задание и выполняют самостоятельно)

        Взаимопроверка

 - А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как он выполнил задание.

   Кто обнаружил ошибку у товарища, поднимите руку и прокомментируйте его работу.

5.  Рефлексия учебной деятельности.

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Как вы думаете, мы её достигли?

    Формирование самооценки у детей

-  Оцените свою работу на уроке с помощью рисунков солнышка или тучки.

- Прокомментируйте свой выбор, продолжая рассуждение:

   Я выбрал солнышко, потому что сегодня на уроке я ……

   Я выбрал тучку, потому что сегодня на уроке я …….

-  Ребята, я тоже показываю вам солнышко, потому что считаю, что вы сегодня хорошо поработали на уроке и достигли поставленной цели.  Всем спасибо, урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа», тема "Учимся решать уравнения"

Данный урок по типологии является уроком изучения нового материала. Обучающиеся знакомятся с одним из важнейших алгебраических понятий – понятием уравнения. Знакомство это осуществляется на основе соп...

Урок математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Действия первой и второй ступени.

Тема: Действия первой и второй ступени.Цели: рассмотрение вопроса о действиях первой и второй ступени.Образовательные:- Научить выполнять арифметические действия в выражениях без скобок;- Вырабо...

Урок математики во 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" Тема: Тяжелее-легче

При изучении данной темы происходит знакомство учащихся с проявлением новой величины, которая называется «масса».На данном этапе мы ещё не обязательно употреблять термин «масса», но надо выражат...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...