Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
учебно-методический материал по математике по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке математики в технологии  деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Мавлютова Г.С.,

учитель начальных классов (высшей категории)

МБОУ «Бардымская гимназия» Бардымского района

Успешность процесса изучения математики зависит от желания обучающихся  овладеть основами науки, а это возможно лишь при заинтересованности предметом.

Важнейшим фактором успеха в обучении является познавательный интерес к предмету, следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными.

Математику можно представить в виде рассуждений, требующих критического и творческого мышления. В процессе такого обучения появляется интерес и желание учиться ,  а « где есть желание- найдется путь» (Д.Пойа).

Главной целью преподавания математики в школе считаю создание оптимальных условий для развития личности в процессе освоения  математики и математической деятельности. Исходя из цели обучения , определяю основные задачи:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;
  • развитие математического мышления и творческих способностей;
  • формирование ключевых компетенций;
  • обучение школьников самостоятельно пополнять знания по математике.

Научить школьника, который мыслит и говорит почти всегда на своем родном (татарском) языке, чувствовать слово, осмысливать закономерности математического языка и понимать (пусть на своем уровне) красоту в математических задачах - сложная задача.

Моя педагогическая идея состоит  в том, чтобы процесс усвоения новых знаний стал  осознанным и творческим. Значит, мне нужно было изменить методику преподавания предмета, а именно ту её часть, которая отвечает за усвоение нового материала: ученики должны открывать  знания, а не получать в готовом виде.

Для меня место занимает технология деятельностного метода обучения, разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...»,Л. Г. Петерсон.  Данная технология предлагает все необходимое для реализации ФГОС НОО.

Являясь учителем начальных классов, я осознаю важность самостоятельности обучающихся и поэтому практикую парные и групповые формы деятельности на уроке в сочетании с индивидуальной работой.  Только в самостоятельной деятельности формируются все виды универсальных учебных действий: личностные, метапредметные и предметные.

Я остановлюсь подробнее на структуре урока открытия нового знания, предложенной Л.Г. Петерсон. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:      Урок открытия нового знания.

Реализуя этапы данной технологии, и внедряя её в практику , я выявила следующие положения: процесс усвоения новых знаний должен быть осознанным и проходить в нескольких творческих этапах:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Постановка учебной проблемы осуществляется на этапе актуализации знаний. Для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог выдвигать гипотезы, осознавать противоречия и проводить их проверку, необходимо подготовить его мыслительную деятельность к проектировочной: активизировать ЗУН, провести тренинг соответствующих операций. Актуализация , по- моему мнению ,должна быть заложена в домашней работе и её дальнейшей проверке.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.

5. Реализация построенного проекта.

Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждается различные варианты и выбирается оптимальный вариант. Преобладание коллективных форм работы позволяет слабоуспевающим ученикам полноправно включаться в обсуждение решаемой задачи и участвовать в меру своих возможностей.

В других случаях проблемная ситуация может возникнуть в результате осознания противоречивости фактов, либо в результате невыполнимого задания. Главное ,не просто увидеть проблему , а понять и захотеть её решить.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально ,в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Таким образом, педагогическая задача  моя состоит в подведении детей к осознанию затруднения и необходимости введения нового метода и понятия. Иногда я этим ограничиваюсь. Если ученик пришел поиску нового способа решения, то уже произошло  « открытие»  знания. Далее показываю способы решения проблемы: с использованием учебника, справочника или другой дополнительной литературы. Содействие отработке навыков поиска выхода из проблемной ситуации – основная педагогическая задача.

Что же дает такой подход к введению новых знаний? Я увидела, деятельностная технология способствует развитию умственных сил учащихся ( противоречия заставляют задуматься и искать выход); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и.т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения); деятельностная технология обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и не долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

В конечном счёте, использование данной технологии на уроках математики   положительно влияет на  качество образовательных достижений учащихся, а это главное.

Результаты ЕМТ по математике:2008/09г-.68%; 2009/10- 76%; 2011/ (1 полугодие)-84%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ...

Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физической культуры (плавания)

Особенности, цели, задачи и технологии формирования УУД на уроке физкультуры (плавания)....

Проект «Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики».

quot;Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством эффективных приемов и методов обучения на уроках математики"...

Статья на тему: Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по УМК «Начальная школа 21 века»

Данная статья раскрывает возмжности УМК "Начальная школа 21 века" в формировании универсальных учебных действий на уроках математики....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...