Свойства сложения.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Прокина Людмила Кирилловна

Этот урок с использованием документ- камеры знакомит с свойствами сложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat._otkrytyy_urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике.

Тема: Свойства сложения.

Тип урока: Сообщение нового материала.

Класс: 1 «Б»

Дата проведения: 01.11.2012г.

Учебник: Математика для 1 класса начальной школы. В 2ч.УМК «Планета знаний»-

Учитель: Прокина Людмила Кирилловна

 Цель: Познакомить еще с одним свойством сложения, основанным на группировке слагаемых.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- принимают и осваивают социальную рольобучающиеся;

- стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

-проявляют самостоятельность, личностную ответственность.

Предметные:

Знают:

 - свойства сложения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, отличительные особенности задачи;

 - что такое периметр многоугольника;

Умеют:

 - применять свойства сложения для нахождения значения числового выражения, решать задачи изученных видов, составлять задачи обратные данной, находить периметр.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов УУД):

Регулятивные:

-формируют учебную задачу урока, соотнося то, что уже известно, и то, что неизвестно и предстоит узнать;

- прогнозируют результат деятельности, контролируют и оценивают, собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки, способны к саморегуляции.

Познавательные:

- формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию;

- создают алгоритм деятельности, структурируют знания, анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

 - знают правило ведения диалога, достаточно полно и точно выражают свои мысли, уважают в общении и сотрудничестве всех учеников образовательного процесса;

 -аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Методы и формы обучения :

частично поисковый: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

1.Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. (Текст) / В.В. Волина – М. : Знание, 1993.

2.http: // www. Fizkult-ura.ru / node/ 113

Оборудование:

 - кораблики;

  - наглядные пособия: бабочки, барашки, цыплята;

  - сигнальные карточки;

 - муз.сопровождение (мелодия песни «Кораблики»);

  - ИКТ (документ-камера);

Сценарий урока

1. Организационный момент

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Влево, вправо повернулись,

Друг другу улыбнулись

И в работу окунулись

2.Мотивация урока.

Учитель:

-Здравствуйте! Я рада видеть вас всех на уроке математики. Какое настроение вы принесли на урок, я узнаю по индикаторам настроения (ученики показывают картинку, соответствующую их настроению в начале урока) Начать работу по теме урока мне хотелось бы с высказывания древнегреческого философа Саади «Ученик, который учится без желания -  это птица без крыльев». И мне хотелось бы, чтобы было у вас желание учиться, узнавать новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими «крыльями» будете взлетать все выше и выше.

Учитель:

-Ребята, какие знания вы приобрели на прошлых уроках?

Ученик:

 - Находили периметр многоугольников.

Учитель:

-Верно. Что вам помогает находить периметр?

Ученик:

 -Правило.

Учитель:

-Где эти знания нам необходимы?

Ученик:

- В задачах.

Учитель:

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями на прошлых уроках. Хотите и сегодня открыть сами новые знания?

Ученик:

-Да.

Учитель:

-Тогда – в путь! И пусть  девизом урока будут слова.

Ученик: (использование документ - камеры)

 Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Учитель:

-В дорогу каждый из вас получает лист учета, в который будете вносить результаты своей работы на уроке. В начале урока каждый из вас поставит на этом листе ту оценку, которую он считает, что сможет сегодня  получить. А в конце урока мы сравним  этот результат с конечным.

Учитель:

-Посмотрите на доску, какое сегодня число?

Ученик: 

-1 ноября

Учитель:

- Что вы знаете об этом числе?

Ученик:

-1 – это однозначное число, состоящие 1 единицы, предыдущие число 0, последующие 2.

Учитель:

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.  

3.Каллиграфическая минутка.

Ученики: (использование документ - камеры)

Ручки в руки надо взять,

Будем числа мы писать.

Что за числа? Вы узнайте,

Поскорей их называйте.

Учитель:

-Назовите число, которое состоит из трех единиц.

Ученик: 3

Учитель:

- Число, в котором 3 десятка, а количество единиц равно нулю.

Ученик: 30

Учитель:

- Пропишите в тетрадях строчку чисел 3 и 30, чередуя их.

В листе учета оцените себя.

4. Устный счет. (использование документ - камеры)

Учитель:

-Продолжаем урок с устного счета.

1.Круговые примеры (ответ предыдущего примера является началом следующегося).

Посмотрите на доску, что на ней мы видим?

Ученик: (под мелодию «Кораблики»)

- кораблики

Учитель:

-Послушайте задание:

 Веселые кораблики,

В игрушечном порту.

У каждого кораблика

Примеры на борту.

Соедини кораблики

Волшебною чертой,

Ответом предыдущего,

Чтоб стал корабль другой.

Ученик: 7+7,13-4, 8+3,5+8,11-4,9+6,14-9,15-7.

2.Пропущенное число.

Учитель:

Посмотрите на этот пример --+7=13

-Этот пример на сложение или вычитание?

-Как называются компоненты при сложении?

Ученик:

-1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма

Учитель:

-Как найти 1е слагаемое?

Ученик:

 -Из суммы вычесть 2е слагаемое

Учитель:

-Найдем.

Ученик:

13-7=6, значит 6+7=13

Учитель:

Посмотрите на пример 84- =80

-Этот пример на сложение или вычитание?

Ученик:

-Вычитание

Учитель:

-Как называются компоненты при вычитании?

Ученик:

- Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Учитель:

-Как найти вычитаемое?

Ученик:

 -Надо из уменьшаемого вычесть разность.

Оцените себя.

3.Работа парами.

Учитель:

Перед вами листочки, работать будем в парах.

-Задумайте три двузначных числа.

-Уменьшите каждое из задуманных вами чисел на 10.

- Назовите вновь поученное число своему соседу, пусть он догадается, какие числа вы задумали.

-Ваш сосед прав?

-Задумайте 3 однозначных числа.

-Увеличьте каждое на 50.

-Назовите вновь полученные числа своему соседу, пусть он догадается, какие числа вы задумали.

-Ваш сосед прав?

Оцените себя.

5.Сообщение темы и целей учебной деятельности, открытие новых знаний.

1.Стихотворение-загадк а. ( использование документ-камера)

Учитель:

Послушайте задачу и решите ее.

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы.

-Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех пересчитайте?

Учитель:

- Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы сосчитать все рукавички?

Ученик:

-Сложить числа.

Учитель:

-Как называются числа при сложении?

-Назовите решение.

Ученик:

 2+2+2=6

Учитель:

-Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со свойствами сложения и научитесь находить значения выражений, используя свойства сложения.

2.Новый материал.

Учитель:

-Рассмотрите сумму чисел, записанную на доске.

5+3+2=10

- Давайте вспомним имена всех чисел в данном выражении.

- Как по-разному можно найти значение данной суммы?

Способ 1.(использование наглядности)

Сначала к первому слагаемому 5 прибавим второе слагаемое 3, получим 8. Затем к числу 8 прибавим третье слагаемое 2, получим 10. (5+3)+2=10

Способ 2.

Сначала ко второму слагаемому 3 прибавляем третье слагаемое 2, получим 5. Затем к полученному числу 5 прибавим к первому слагаемому 5, получим 10. 5+(3+2)=10

- какой способ показался вам более удобным?

Закрепим полученные знания.        

3.Работа с примерами.

Учитель: (использование документ - камеры)

-Посмотрите на примеры, чем эти числовые выражения отличаются от предыдущих?

Ученик:

-Есть скобки

Учитель:

- Вспомните, как решаются числовые выражения со скобками?

4+(1+3)=8    (4+3)+1=8

(4+1)+3=8    1+(4+3)=8

- Сравните суммы, записанные на доске

-Как вы думаете, значение этих сумм равны? Почему так считаете?

-Сформулируйте вывод и сравните его с правилом, данным в учебнике страница 44.

- Подумайте, правильно ли будет сказать: если нужно сложить несколько чисел, то их можно складывать в любом порядке, значение суммы при этом не изменится.

4. Закрепление примеров. (использование документ - камеры)

Упражнение 3 страница 45.

7+8+3+2=20

7+3+8+2=20

(7+3)+(8+2)=20

Физкультминутка: (использование ИКТ).

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились 2раза

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

6.Работа над задачами.

Учитель:

- Прочитайте задачу про себя. Вслух.

- О чем говорится в задачи?

- Что надо узнать?

-Начнем нашу работу с  схематического чертежа

Ученик: Решает  у доски

Учитель:

-Записываем решение и ответ.

Ученик:  20+40=60 (мин).

Учитель:

- Составьте две обратные задачи.

1задача.

Экскурсия вместе с дорогой в парк и обратно заняла 1 час. На дорогу было потрачено 20 минут. Сколько длилась экскурсия?

Ученики:

2задача.

Экскурсия вместе с дорогой в парк и обратно заняла 1 час. Экскурсия длилась 40 минут. Сколько времени было потрачено на дорогу?

Оцените себя.

7.Работа с геометрическим материалом.(использование документ - камеры)

Учитель:

- Вспомните, что называется периметром многоугольников?

- Как найти периметр?

- Найдите периметр треугольника, две стороны которого имеют длину по 4см. Каждая, а третья сторона –5см.

Ученик: решает у доски.

Дано:ABC-треугольник

АВ=4см.

ВС=4см.

СА=5см.

Найти :Р треугольника-?

Решение:

Р=AB+BC+CA

Р= 4см+4см+5см= 13см

Ответ: Р тр. =13см.

Оцените себя.

Учитель:

- Рассмотрите кораблик, изображенный в учебнике страница 39.

- Из каких геометрических фигур он состоит?

-Какой фигуры  не хватает, чтобы получился такой же?

8.Рефлексия учебной деятельности.

- Чему научил вас урок?

-Чем важны приобретенные сегодня знания?

-Посмотрите как вы себя оценили в течении урока, покажите сигнальной карточкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство сложения

Этот урок по программе Л.В.Занкова....

Переместительное свойство сложения

Проблемно - диалектический урок по математике  в 1 классе по программе "Перспектива", (работа с ИКТ)...

Сложение. Переместительное свойство сложения.

Разработка раздела программы по математике для 1 класса общеобразовательной школы по программе "Гармония" по теме "Сложение. Переместительное свойство сложения"....

Проект урока по математике. УМК «Перспектива». Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения».

Тема: «Сложение. Переместительное свойство сложения.»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель  урока: познакомить учащихся с переместительным свойством сложенияЗадачи:Образовате...

Смысл сложения. Свойства сложения. Выражение. Равенство

Цели урока: 1.азъяснить смысл действий сложения и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, раве...