Конспект урока математики по теме "Сантиметр" 1 класс УМК Гармония
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Кожанова Ирина Дмитриевна

Конспект урока математики по теме "Сантиметр". 1 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог: Кожанова Ирина Дмитриевна

Предмет:    математика    1 класс                    

 Тема:  «Единицы длины. Сантиметр»       УМК «Гармония»

 Цель урока: Познакомить с единицей измерения длины – сантиметр.

 Задачи урока:

- ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины;

 - научить измерять отрезки, используя линейку;

 - формирование познавательных  и коммуникативных  универсальных учебных умений через практическую деятельность;

 - развивать математические исследовательские способности;

  -развивать навыки рефлексии

- продолжить работу по формированию умений работать в парах, группах

 Медиапродукт:  презентация  20 слайдов  (среда PowerPoint)

 Форма использования – проецирование на экран при фронтальной  и самостоятельной работе с классом.

 Тип урока:  изучение нового материала.

 Вид урока:  урок с применением ИКТ.

 Методы обучения: - словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником ;

                                      - наглядные методы: наблюдение;

                                      -практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Педагогические технологии: 
- личностно – ориентированного обучения; 
- объяснительно – иллюстративного обучения; 
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); 
-ИКТ - технология (презентация). 

 Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, индивидуальный раздаточный материал: полоски, мерка в 1см, кружки для рефлексии

 Ожидаемый результат: 
• знать что такое сантиметр; уметь измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой; 
• расширение знаний о величинах; 
• повышение активности обучающихся на уроках; 
• улучшение результатов обучения; 
• использование обучающимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. 
• обогащение словарного запаса.

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент

Цель учителя:   настроить   на познавательную деятельность.

Цель обучающихся: проверить готовность к началу урока, настроиться на учебную деятельность.

Словесный метод: беседа

Результат:  готовность обучающихся к уроку, положительный настрой на урок.

Доклад дежурного. Приветствие.

 - Посмотрите всё ли у вас  готово к уроку.

Прочитайте стихотворение (на слайде 2.).

-Из какого мультфильма прозвучала    песня  в начале урока? Кто автор этой сказки?

-Назовите героев этого фильма.

-Они пришли к нам на урок и приготовили для вас  задания.

Приветствует  обучающихся, настраивает  на познавательную деятельность 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2.

Опрос  обучающихся  по заданному на дом материалу, актуализация знаний.

Цель учителя: контролировать уровень усвоения обучающимися ранее пройденного материала.

Цель обучающихся:  повторение изученного  материала необходимого для открытия нового знания, учиться работать в паре.

Методы:  беседа, наблюдение.

Результат: определена подготовленность обучающихся к усвоению нового материала; создана ситуация успешности и  активности учеников при выполнении дальнейших заданий.

Посмотрите на геометрическую фигуру Мартышки и скажите, что изменилось. (слайд 3)

-Каких чисел нет в этом ряду?    (слайд 4)

-Что это за числа?

-В каком порядке записаны эти  числа?

- У вас на партах карточки с цифрами. Разложите карточки с цифрами, обозначающими числа, в порядке возрастания.  

Покажите на числовом веере:

-Какое число следует за числом 5?8?

-Как называются эти числа?

-Какое число стоит перед числом 4,7.

-Как эти числа называются?

-Какое число на один больше чем 7?  на 2      меньше, чем 5?

-6 это 4 и еще сколько?

-7 без 2 это сколько?

-Помогите Мартышке решить примеры.  (слайд 5)

Что получится?

-Слон просит вас  открыть свои тетради

-Найдите цифру 9.

-Посмотрите, как красиво и правильно напишет эту цифру наш волшебный карандаш. (слайд 6)

-А теперь сами пропишите эту цифру девять раз.

-Возьмите карандаш и подчеркните у себя самую красивую цифру.

Опора на имеющиеся знания у детей.

Опора на знания «числового ряда»

Проверяет знания состава чисел.

Организует работу в тетрадях.

Показ написания цифры 9.

Индивидуальная работа.  Ответы детей:  размер, цвет, форма

В порядке  убывания.

Работа с кассой цифр в парах.

Фронтальная работа.

-6,9

-последующие

-3,6

-предыдущие

8,3

-2

-5

-6

Работа в тетради

Письмо цифры 9.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель учителя:  ввести понятие нового термина «сантиметр» - единицы измерения длины, организовать индивидуальную и парную  проблемно-поисковую работу.

Цель обучающихся: определить и сформулировать  с помощью учителя учебную задачу,   усвоить новое знание по теме урока, учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Методы: объяснение, беседа, наблюдение, практическая работа в парах.

Результат: поставлена  учебная  задача в сотрудничестве с учителем, смоделирована проблемная ситуация, выстроен алгоритм решения проблемы, введены новые знания по теме «Сантиметр».

Задание  в тетради.

-Возьмите  синий  карандаш нарисуйте  дорожку от синего треугольника.

-К какому числу она вас привела?

-Коричневым  карандашом двигайтесь по дорожке от коричневого  квадрата?

-К какому числу пришли?

-Оранжевым – от оранжевого круга.

-Можете ли вы сказать какая дорожка длиннее?

- Что мы должны сделать, чтобы узнать длину дорожек?  

Физминутка.  

А теперь мы дружно встанем, физминутку  проведём.

 (Музыка «4 шага»)   (слайд 7)

У вас на столе лежат  полоски.  Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими, а третий- желтыми. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова.

  “В одиночку не одолеешь и кочку”

- Какую длину получил первый ряд, какую – второй ,какую –третий?  (результат получился разный).

Просмотр фрагмента мультфильма.

- Что такое, разве у нас парты разные? Ребята, с такой же проблемой столкнулся и герой мультфильма.

  Просмотр фрагмента мультфильма “38 попугаев” ( слайд  8)

Что делали зверята?

- Как они его измеряли?- Почему получались разные результаты?

- А какой должна быть мерка при  измерении длины?

Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка.

- Вернитесь к нашему числовому ряду и переверните по порядку  карточки, на которых написаны цифры?  

- Прочитайте, какое слово получилось?

- Что вы знаете об этом понятии?

- Какую учебную задачу мы себе поставим?

Тема нашего урока: «Единицы длины. Сантиметр».   (слайд 9)

- Чему мы будем учиться?

- Давайте вспомним, что такое длина?   (слайд 10)

-Помогите Удаву найти длинную и короткую полоски.   (слайд 11)

- Как вы думаете, всегда ли люди пользовались при измерении длины только данными мерками? Шаг - длина человеческого шага. Ладонь - ширина ладони. Дюйм - ширина большого пальца. Фут - длина стопы. Сажень-расстояние между концами пальцев распростёртых рук.   (слайд 12)

-Можем  ли  мы  определить длину этих полосок? Как?

-Давайте попросим  Попугая помочь нам.    (слайд 13)

У вас на парте три полоски.

-Что можно сказать об их длине?

-Как определить, какая из них длиннее, какая короче?

-Действительно, это верный способ - наложение друг на друга.

-У вас на партах мерка.

-Измерьте длину этих полосок с помощью мерки.

Возьмите линейку и измерьте длину  нашей мерки.

-Кто может сказать какова её длина?

-Мы познакомились с современной единицей длины - сантиметр.  (карточка на доске)

Создает проблемную ситуацию.

Показывает отрывок из мультфильма “38 попугаев”

Постановка вопросов.

Опора на имеющиеся знания у детей.

Обобщает ответы детей.

Корректирует ответы учащихся.

Дает информацию о старинных единицах измерения длины.

Организует  работу в парах.

Направляет на практическую деятельность.

Карточка на доске

1 сантиметр   1 см

Знакомит с новым знанием.

Работа в тетрадях.

Выполняют задания.

- числу 4.

- числу 5.

- числу 9.

Рассуждают, высказывают свои суждения.

Измерить при помощи мерки.

Работа в парах.

Просмотр отрывка из мультфильма

Ответы учащихся

Мерка должна быть одинаковая

Сантиметр.

Формулируют познавательную задачу урока.

Ответы детей.

Высказывают свое мнение

Поиск выхода из проблемной ситуации.

Работают в парах.

-Надо наложить их друг на друга.

Определяют длину полосок с помощью мерки.

4.

Закрепление учебного материала.

Цель учителя: сформировать умение измерять отрезки, используя  линейку

Цель обучающихся: научиться определять длину предметов при помощи линейки.

Методы:   практическая работа в парах, дифференцированная  индивидуальная работа, наблюдение, работа с учебником.

Результат: выполнение заданий на измерение и построение отрезков при помощи новой мерки «сантиметра».

Можем ли мы узнать длину каждой полоски в сантиметрах?

- Какова их длина?

- С помощью какого инструмента вы  будете находить длину отрезков?

- А вот Мартышка и Слон измерили длину одинакового отрезка.   (слайд 14)

-Длина отрезка у Слона 5см, а у Мартышки -4см.

-Почему  у них отрезок  разной длины?

-Кто из них правильно измерил?

Посмотрите, как надо правильно измерять длину отрезка. (слайд 15)  

- На какой отметке находится начало отрезка?

Расстояние от одной отметки до следующей называется сантиметр. Сколько здесь сантиметров- 8 см. Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается. Посмотрите на слайд, и скажите, сколько сантиметров длина каждого отрезка.

- Мартышка и  слонёнок приготовили  для вас задания – определить длину отрезка  (учебник  стр. 73  №163)     (слайд 16)

- Возьмите карточку №1, измерьте чему равна длина  ластика? Ручки?  (карточка №1)  (слайд 17)

-  Работаем по карточке №2. Вы можете выбрать для себя карточку с заданием, кто уверен в своих знаниях возьмите  карточку зеленого цвета, а у кого остались вопросы возьмите для себя карточку белого цвета.

-Какова длина красного и синего отрезка?  (карточка №2) 

Создает проблемную ситуацию.

Учит правильно измерять длину отрезка.

Организует самостоятельную работу и взаимопроверку.

Организует дифференцированную работу

Выполняют задание

Называют длину отрезков.

Высказывают свои суждения.

Учатся определять длину предметов.

Самостоятельно измеряют длину отрезков

4см, 3см, 7см, 10см

-9см, 8см.

Взаимопроверка.

5

Итог урока.  Рефлексия.

Цель учителя:  развивать навыки рефлексии, умение оценивать свою работу, работу одноклассников, а так же  значимость полученных знаний.

Цель обучающихся:  проанализировать  свою

Деятельность, адекватно понимать оценку одноклассника и взрослого.

Методы: беседа

Результат: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Кто был у нас в гостях?        (слайд 18)

- С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?

- Зачем нужны единицы измерения длины?

- Где в жизни они нам пригодятся?

-Что было легко? Что было трудно? Кому понравился урок?

-Кого из учеников могли бы отметить за работу?

 -Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-У вас на столе бананы для мартышки. Оцените цветом свою работу на уроке.   (слайд 19)

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтый  цвет.

-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем разобрались в теме – зеленый цвет.

-Герои мультфильма благодарят вас за работу.  (слайд 20)

Подводит итог урока.

Анализируют свою

деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 4 классе УМК Гармония

Тема урока "Случаи деления с остатком на 10,100,1000"...

Конспект урока математики во 2 классе УМК Гармония

Тема урока "Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20"...

конспект урока математике по программе "Гармония" 4 класс

Конспект урока математике по программе "Гармония" 4 класс по теме "Объём фигуры". На уроке через практическую исследовательскую деятельность формируется представление о величине фигуры - объёме. Элект...

План-конспект урока математики во 2 классе по УМК "Гармония": "Единица измерения длины - метр".

В данном материале представлена разработка урока математики по УМК "Гармония" на тему "Единица измерения длины - метр". К уроку подготовлена презентация. К сожалению, используемый в презентации отрыво...

План конспект урока математики 4 класс программа "Гармония" по теме "Доли, дроби".

Урок проводится в групповой форме. Этот урок является обобщающим в теме, итог деятельности учащихся на уроке это создание проекта" Математической газеты " каждой группой.В урока учащиеся закрепляют ма...

Конспект урока математики урока в 3 классе УМК "Гармония".

В данном материале представлен конспект урока математики в 3 классе и презентация по теме "Решение задач" УМК "Гармония"....

презентация и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония "Предметный смысл сложения"

Презентация  и конспект урока математики 1 класс УМК Гармония. Тема урока "Предметный смысл сложения"...