Учебная программа по математике для 1 класса (ФГОС)
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Учебная программа по математике учителя МБОУ СОШ №36 г.Липецка Колдиной Елены Николаевны для УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_1_klass_fgos.docx.zip48.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы

- Федеральный  закон  «Об образовании  в Российской Федерации»  от 29.12.2012г.  №273-ФЗ

- Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Примерная программа для начального общего образования по математике 1 класс.

- Учебный  план МБОУ СОШ №36 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.

- Календарный учебный  график на 2013-2014 учебный год.

Общие цели начального общего образования

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач,

-предоставление младшим школьникам основ начальных математических  знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств различий, закономерностей); измерять наиболее распространенные в практике величины;

-умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

-реализация воспитательного аспекта  обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются:

  • создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения;
  • овладение учащимися первого класса основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема рушения задач как  универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся во втором классе.

Общая характеристика учебного курса

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребёнка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учётом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы: анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе; возможность широкого применения изучаемого материала на практике; взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе; обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, традиционно не изучавшихся в начальной школе.

Основу данного курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается всё содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

В соответствии с требованиями стандарта начального общего образования в современном учебном процессе предусмотрена работа с информацией (представление, анализ и интерпретация данных, чтение диаграмм и пр.). В данном курсе математики этот материал не выделяется в отдельную содержательную линию, а регулярно присутствует при изучении программных вопросов, образующих каждую из вышеназванных линий содержания обучения.

Общее содержание обучения математике представлено в программе следующими разделами: «Число и счёт», «Арифметические действия и их свойства», «Величины», «Работа с текстовыми задачами», «Геометрические понятия», «Логико-математическая подготовка», «Работа с информацией».

Формирование первоначальных представлений о натуральном числе начинается в 1 классе. При этом последовательность изучения материала такова: учащиеся знакомятся с названиями чисел первых двух десятков, учатся называть их в прямом и в обратном порядке; затем, используя изученную последовательность слов (один, два, три, ... , двадцать), учатся пересчитывать предметы, выражать результат пересчитывания числом и записывать его цифрами.

На первом этапе параллельно с формированием умения пересчитывать предметы начинается подготовка к решению арифметических задач, основанная па выполнении практических действий с множествами предметов. При этом арифметическая задача предстаёт перед учащимися как описание некоторой реальной жизненной ситуации; решение сводится к простому пересчитыванию предметов. Упражнения подобраны и сформулированы таким образом, чтобы у учащихся накопился опыт практического выполнения не только сложения и вычитания, но и умножения и деления, что в дальнейшем существенно облегчит усвоение смысла этих действий.

Дети начинают знакомиться с первой из величин (длиной): они получают первые представления о длинах предметов и о практических способах сравнения длин; вводятся единицы длины — сантиметр и дециметр. Длина предмета измеряется с помощью шкалы обычной ученической линейки. Одновременно дети учатся чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

В соответствии с программой учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если ... , то»; «неверно, что...», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах.

Важной составляющей линии логического развития ученика является обучение действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности его выполнения.

В программе чётко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространёнными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб,), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам), Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на рисунках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

Важное место в формировании у учащихся умения работать с информацией принадлежит арифметическим текстовым задачам. Работа над задачами заключается в выработке умения не только их решать, но и преобразовывать текст: изменять одно из данных или вопрос, составлять и решать новую задачу с изменёнными данными и пр. Форма предъявления текста задачи может быть разной (текст с пропуском данных, часть данных представлена на рисунке, схеме или в таблице). Нередко перед учащимися ставится задача обнаружения недостаточности информации в тексте и связанной с ней необходимости корректировки этого текста.

Сведения о программе:

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), авторской программы «Математика» для 1 класса В.Н.Рудницкой-М: Вентана – Граф,2012. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф Виноградова).

Информация о внесённых изменениях в программу

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Описание места  учебного курса в учебном плане

Содержание курса математики направлено прежде всего на интел- лектуальное  развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация породовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах  этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения  учащимися математическим языком, знако-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей.

Особой ценностью содержания обучения является  работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения конкретного учебного курса

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, « какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  • готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  • умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения;
  • способность к самоорганизованности;
  • готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем п учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог;
  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространённые в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Информация о количестве учебных часов:

Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 132 учебных часа в год. Диагностических  обследований-3

Комплексная  контрольная работа -1.

I триместр – 44 ч.    II триместр – 42 ч.        III триместр – 46 ч.

Формы организации образовательного процесса:

  • общеклассные формы: урок, урок – путешествие, урок - игра.
  • групповые формы: групповая работа на уроке,  групповые творческие задания.
  • индивидуальные формы: письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; самостоятельные письменные упражнения.

В данной программе предусмотрены уроки:

1. Урок изучения нового материала.

2. Урок закрепления новых знаний.

3. Повторительно-обобщающий урок;

4. Комбинированный урок.

5.Диагностический урок.

6.Урок-практикум.

Технологии обучения:

дифференцированное, проблемное, развивающее, классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Виды и формы контроля:

Виды контроля: педагогическая  диагностика ( входная  и  итоговая), итоговая  комплексная контрольная  работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»

Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов.

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: «больше», «меньше», «одинаковые по размерам»; «длиннее», «короче», «такой же длины» (ширины, высоты).

Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), «больше», «меньше» (на несколько предметов).

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;
  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);
  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путём составления пар предметов).

Число и счёт

Счёт предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков >, =, <.

.Универсальные учебные действия:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;
  • сравнивать числа;
  • упорядочивать данное множество чисел.

Арифметические действия и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +,  - ,   ,  : .

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность;

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырёх арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
  • оценивать правильность предъявленных вычислений;
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;
  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нём арифметических действий.

Величины

Цена, количество, стоимость  товара.

Стоимость и её единица (рубль)

Российские монеты

Вычисление стоимости товара

Геометрические величины.

Длина предмета в сантиметрах, дециметрах, в дециметрах и сантиметрах.  Расстояние между точками. Длина отрезка.

Практическая работа. Отмерить и отрезать от катушки ниток нить заданной длины.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать значения однородных величин;
  • упорядочивать данные значения величины;
  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

Работа с текстовыми задачами

Понятие текстовой задачи. Структура арифметической задачи (условия, вопросы).

Простая и составная арифметическая текстовая  задача. Запись решения задачи с использованием арифметических действий.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;
  • планировать ход решения задачи;
  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения;
  • прогнозировать результат решения;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;
  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;
  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий.

Геометрические  фигуры

Форма предмета. Круг, квадрат, треугольник, пятиугольник. Различия между

шаром и кругом, кубом и квадратом.

Точка и линия. Отрезок.

Многоугольник.

Практическая работа. Составление фигуры из частей. Изображение геометрических фигур  с использованием кальки.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);
  • различать геометрические фигуры;
  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;
  • конструировать указанную фигуру из частей.

Логико-математическая подготовка

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.

Классификация множества предметов.

 Решение несложных задач логического характера.

Универсальные учебные действия:

  • конструировать алгоритм решения логической задачи;
  • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

Работа с информацией

Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица. Чтение и заполнение данной информацией несложных таблиц.

Перевод информации из текстовой  формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением, и её иптерпретация.

Универсальные учебные действия:

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел программы

Программное

 Содержание

Характеристика деятельности                             обучающихся

Множества предметов.

Отношения между предметами и между множествами предметов.

Число и счёт.

Арифметические действия и их свойства.

Величины

Работа с текстовыми  задачами.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

.

Логико-математическая подготовка.

Работа с информацией.

Предметы и их свойства.

Сходство и различия предметов.

Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством.

Отношения между предметами, фигурами.

Соотношение размеров предметов (фигур)

Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Отношения между множествами предметов.

Сравнение множества предметов по их численности. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше  (на сколько предметов)

Графы отношений «больше» , «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел.

Натуральные числа. Нуль.

Названия  и последовательность натуральных чисел от 1 до 20.

Число предметов в множестве. Пересчитывание предметов.

Число и цифра. Запись результатов пересчета предметов цифрами. Число и цифра 0.

Расположение чисел от 0 до 20 на шкале линейки.

Сравнение чисел. Понятия: больше, меньше, равно; больше, меньше(на сколько единиц).

Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 20.

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков «+», «-», «.», «:». Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность).

Сложение и вычитание  (умножение и деление) как взаимно-обратные действия.

Приёмы сложения и вычитания вида: 10+8,

18-8, 13-10.

Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания.

Приёмы вычисления суммы и разности с помощью шкалы линейки; прибавление и вычитание числа по частям, вычитание с помощью таблицы сложения.

Правило сравнения чисел с помощью вычитания.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Свойства сложения и вычитания.

Сложение и вычитание с нулём. Свойство сложения: складывать два числа можно в любом порядке. Свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее; разность двух одинаковых чисел равна нулю.

Порядок выполнения действий  в составных выражениях со скобками.

________________________________

Цена, количество, стоимость товара.

Рубль. Монеты достоинством 1р., 2р.,5р.,10р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи.

Вычисление стоимости товара по двум другим известным величинам (цене и количеству товара).

________________________________

Геометрические величины.

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр.

Обозначение: см,  дм. Соотношение: 1дм=10см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах.

Выражение длины в указанных единицах; записи вида 1дм 6см=16см, 12см=1дм 2 см

Расстояние между двумя точками.

Текстовая арифметическая задача и её решение.

Понятие арифметической задачи.

Условие и вопрос задачи.

Задачи, требующие однократного применения арифметических действий (простые задачи).

Запись решения и ответа.

Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие в условии более двух числовых данных и несколько вопросов.

Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями.

Взаимное расположение предметов.

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри.

Осевая симметрия.

Отображение предметов в зеркале.

Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии.

Геометрические фигуры.

Форма предмета. Понятие: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки.

Логические понятия.

Понятия: все, не все; все, кроме; каждый; какой-нибудь; один из; любой.

Классификация  множества предметов по заданному признаку.

Решение несложных задач логического характера.

________________________________
Представление и сбор информации.

Таблица. Строка и столбцы таблицы.

Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур.

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходства и различия

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству.

________________________

Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке их увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков.

________________________

Сравнивать два множества предметов по их численности путем составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: «больше,чем..»; « меньше, чем...»; « столько же..»;  « больше на..»; « меньше на…»

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения ).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) для выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел.

Называть числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке.

Пересчитывать предметы, выражать числами полученные результаты.

Различать понятия «число», «цифра».

Устанавливать соответствие между числом и множеством предметов, а также между множеством предметов и числом.

Моделировать соответствующую ситуацию с помощью фишек.

Характеризовать расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между).

Сравнивать числа разными способами ( с помощью шкалы линейки, на основе счёта).

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки).

Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек.

Моделировать зависимость между арифметическими действиями.

Использовать знание десятичного состава двузначных чисел при выполнении вычислений.

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел, а также результаты соответствующих случаев вычитания.

Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать удобные способы для выполнения конкретных вычислений.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять  вычислительные ошибки .

Формулировать правило сравнения чисел с помощью вычитания и использовать его при вычислениях.

Выбирать необходимое арифметическое действие для решения практических задач на увеличение или уменьшение данного числа на несколько единиц.

Формулировать изученные свойства сложения и вычитания, обосновывать с их помощью способы вычислений.

Устанавливать порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два арифметических действия и скобки.

Различать монеты; цену и стоимость товара.

Различать единицы длины.

Сравнивать длины отрезков на глаз и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами.

Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением.

Сравнивать данные тексты с целью выбора текста, который является арифметической задачей.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схемы.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с измененным текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с данной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.

Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы.

Различать предметы по форме.

Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, среди окружающих предметов.

Описывать сходство и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать  фигуры из частей.

________________________

Различать по смыслу слова: каждый, все,  один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать (распределять) элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи.

Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец; фиксировать результаты.

Выявлять  соотношения между значениями данных в таблице величин.

Собирать требуемую информацию из указанных источников. Фиксировать результаты разными способами.

Устанавливать правило составления предъявленной последовательности, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МАТЕМАТИКЕ

Учебный период

Разделы

Количество часов раздела

Диагно-

стичес-

кое

обследова

ние

Комплекс-

ная

работа

I триместр

Подготовитель-

ный период

44 ч

II триместр

Подготовитель-ный период

17ч

 Свойства сложения и вычитания.

13 ч

Сложение и вычитание в пределах 10.

12 ч

III триместр

 Сложение и вычитание в пределах 10.

10 ч

Сравнение чисел

14ч

Прибавление и вычитание чисел 7,8,9 с переходом через

Десяток

10 ч

  Симметрия

        12ч

Год

132ч

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:

-предмет, расположенный левее  (правее), выше (ниже) данного предмета , над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
-натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

-число, большее (меньшее) данного числа (на  несколько единиц);

-геометрическую фигуру  (точка, отрезок, треугольник, квадрат, куб, шар);

различать:

-число и цифру;

-знаки арифметических действий;

-круг и шар, квадрат и куб;

-многоугольники по числу сторон (углов);

-направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

- числа в пределах 20, записанные цифрами;

- записи вида 3+2=5,  6-4=2,  5*2=10,  9:3=3;

сравнивать:

- предметы с целью выявления в них сходства и различий;

- предметы по размерам (больше, меньше);

- два числа ( больше, меньше, больше на, меньше на);

- данные значения длины;

- отрезки по длине;

воспроизводить:

- результаты табличного значения любых однозначных чисел;

- результаты табличного вычитания однозначных чисел;

- способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

- геометрические фигуры;

моделировать:

- отношения «больше », «меньше», «больше на…», «меньше на…» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

- ситуация, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);

- ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

- расположение предметов на плоскости и в пространстве;

- расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

- результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

- предъявленные геометрическую фигуру (форма, размеры);

- расположение предметов или числовых данных в таблице: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

- тест арифметической задачи: выделять условия и вопрос, данные и искомые числа ( величины);

- предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

- распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:

- предметы (по высоте, длине, ширине);

- отрезки в соответствии с их длинами;

- числа (в порядке увеличения или уменьшения) ;

конструировать:

- алгоритм решения задачи;

- несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

- свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

- расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

-предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

- пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

- записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

- решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

- измерять длину отрезка с помощью линейки;

- изображать отрезок заданной длины;

- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

- выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

- ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

К  концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться сравнивать:

- разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

- воспроизводить способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

- определять основание классификации;

обосновывать:

- приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

- осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

- преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

- использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

- выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы ( отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

- составлять фигуры из частей;

- разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

- изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

- находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей) ;

- определять, имеет ли данная фигура ось симметрии, и называть число осей;

- представлять заданную информацию в виде таблицы;

- выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока п/п

Дата

проведения

Раздел

Тема урока

Примеча

ние(для корректировки

программы)

1-2

02.09, 03.09

Подготовитель-

ный период

(61 ч)

Сравниваем.

3

04.09

Слева направо. Справа налево.

4

05.09

Знакомимся с таблицей.

5

09.09

Сравниваем.

6

10.09

Числа и цифры. Число и цифра 1.

7

11.09

Числа и цифры. Число и цифра 2.  Первое диагностическое обследование.

8

12.09

Конструируем

9

16.09

Готовимся выполнять сложение.

10

17.09

Находим фигуры.

11

18.09

Вправо. Влево.

12

19.09

Готовимся выполнять вычитание.

13-14

23.09, 24.09

Сравниваем.

15-16

25.09, 26.09

Готовимся решать задачи.

17

30.09

Складываем числа.

18

01.10

Вычитаем числа.

19

02.10

Числа и цифры.

20

03.10

Число и цифра 0.

21-22

09.10, 10.10

Измеряем длину в сантиметрах.

23-24

14.10, 15.10

Увеличение и уменьшение числа на 1, на2.

25

16.10

Число 10.

26

17.10

Измеряем длину в дециметрах.

27

21.10

Знакомимся с многоугольниками.

28

22.10

Знакомимся с задачей.

29-30

23.10, 24.10

Решаем задачи.

31-32

28.10, 29.10

Числа от 11 до 20.

33-34

30.10, 31.10

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах.

35

04.11

Составляем задачи.

36

05.11

Числа от 1 до 20.

37-38

06.11, 07.11

Готовимся выполнять умножение.

39

11.11

Составляем и решаем задачи.

40-41

12.11, 13.11

Умножаем числа.

42-43

14.11, 18.11

Решаем задачи.

44

19.11

Верно ли, что.. ?.

45

25.11

Готовимся выполнять деление.

46-47

26.11, 27.11

Делим числа.

48

28.11

Сравниваем.

49

02.12

Работаем с числами.

50

03.12

Решаем задачи.

51-52

04.12, 05.12

Складываем и вычитаем числа.

53

09.12

Умножаем и делим числа.

54

10.12

Решаем задачи разными способами.

55

11.12

Вспоминаем  пройденное. Повторение изученного.

56

12.12

Второе диагностическое обследование.

57-58

16.12, 17.12

Закрепление темы.

59

18.12

Вспоминаем пройденное. Повторение изученного.

60-61

19.12, 23.12

Перестановка чисел при сложении.

62-63

24.12, 25.12

Свойства сложения и вычитания

 (13 ч)

Шар, куб. Сложение с числом 0.

64

26.12

Сложение с числом 0.

65-66

30.12, 13.01

Свойства вычитания.

67-68

14.01, 15.01

Вычитание числа 0.

69

16.01

Деление на группы по несколько предметов.

70

20.01

Деление на группы по несколько предметов.

71

21.01

Сложение с числом 10.

72

22.01

Сложение с числом 10 .

73-74

23.01, 27.01

Закрепление темы

75

28.01

Сложение и вычитание в пределах 10

(22 ч)

Прибавление и вычитание числа 1.

76

29.01

Прибавление и вычитание числа 1.

77

30.01

Прибавление числа 2.

78

03.02

Прибавление числа 2.

79

04.02

Вычитание числа 2.

80

05.02

Вычитание числа 2.

81

06.02

Прибавление числа 3.

82

10.02

Прибавление числа 3.

83

11.02

Вычитание числа 3.

84

12.02

Вычитание числа 3.

85

13.02

Прибавление числа 4.

86

17.02

Прибавление числа 4.

87

24.02

Прибавление числа 4.

88

25.02

Вычитание числа 4.

89

26.02

Вычитание числа 4.

90

27.02

Вычитание числа 4.

91

03.03

Прибавление и вычитание числа 5.

92

04.03

Прибавление и вычитание числа 5.

93

05.03

Прибавление и вычитание числа 5.

94

06.03

Прибавление и вычитание числа 6.

95

10.03

Прибавление и вычитание числа 6.

96

11.03

Прибавление и вычитание числа 6.

97

12.03

Сравнение чисел (14 ч)

Сравнение чисел по рисункам.

98

13.03

Сравнение чисел с помощью шкалы линейки.

99

17.03

Сравнение чисел с помощью цветных стрелок.

100

18.03

Результат сравнения.

101

19.03

На сколько больше или меньше.

102

20.03

На сколько больше или меньше.

103

24.03

На сколько больше или меньше.

104

31.03

Увеличение числа на несколько единиц.

105

01.04

Увеличение числа на несколько единиц.

106

02.04

Увеличение числа на несколько единиц.

107

03.04

Уменьшение числа на несколько единиц.

108

07.04

Уменьшение числа на несколько единиц.

109

08.04

Уменьшение числа на несколько единиц.

110

09.04

Третье диагностическое обследование.

111

10.04

Прибавление и вычитание чисел 7, 8, 9 с переходом через десяток (10 ч).

Прибавление числа 7.

112

14.04

Прибавление числа 8.

113

15.04

Прибавление числа 9.

114

16.04

Таблица сложения.

115

17.04

Вычитание  числа 7.

116

21.04

Вычитание числа 8.

117

22.04

Вычитание числа 9.

118

23.04

Сложение и вычитание. Скобки.

119

24.04

Сложение и вычитание Скобки.

120

05.05

Числовые выражения со скобками.

121

06.05

Симметрия

 11 ч)

Зеркальное отражение предметов.

122

   07.05

Зеркальное отражение предметов.

123

   08.05  

Ось симметрии.

124

12.05

Итоговая комплексная работа.

125

13.05

Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников.

126

14.05

Построение фигуры, симметричной данной.

127

15.05

Фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии.

128

19.05

Вспоминаем пройденное.

129

130

131

132

20.05

21.05

22.05

25.05

Обобщающий урок по темам года.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Печатные средства обучения

Наименование

                         

Описание

1

2

Рудницкая В.II. Программа четырёхлетней начальной школы по математике. — М.: Вентана-Граф, 2013. — (Начальная школа XXI века).

Рудницкая В.II., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.Л.Методика обучения.1 класс М.: Вентана-Граф, 2013. — (Начальная школа XXI века

В программе сформулированы основные цели курса математики 1-4 классов, определено его содержание, приведено тематическое планирование учебного материала с характеристикой деятельности учащихся, примерное поурочное планирование, сформулированы планируемые результаты, достигаемые учащимися к концу каждого года обучения, приведены примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения учащихся, оканчивающих начальную школу; дан перечень средств материально-технического обеспечения процесса обучения.

Рудницкая В.II., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.Л. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Рудницкая В Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. — М.: Вентана-Граф, 2011.

В учебниках содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи.

Кочурова Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2013.

Рудницкая В. Н. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2013.

.

Рабочие тетради содержат задачи и упражнения тренировочного характера, служащие для закрепления нового материала, повторения ранее изученного. Значительная часть упражнений предназначена для самостоятельной работы учащихся. Тетради для каждого класса используются в комплекте с соответствующим учебником.

Технические средства обучения и оборудование.

Компьютер.

Магнитная доска.

Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.

Наборы предметных картинок.

Измерительные приборы: часы.

Электронный образовательный ресурс.

Математика.1 класс. Содержит интерактивные варианты заданий учебника и рабочих тетрадей УМК 1 класс (Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе  О.А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс ФГОС(Р.С. Эльконина - Давыдова)

При реализации данной рабочей программ используется учебник для 1 класса начальной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)  авторы: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева....

Рабочая учебная программа по математике 3 класс (Школа 2100)

         Рабочая программа по математике разработана на основе  авторской учебной программы по математике Л.Г.Петерсон, входящей в Образовательную систему «П...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС

      Рабочая программа по математике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС

Рабочая программа по математике в начальных классах разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...