Урок математики в 1 классе «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

УМК: «Школа России»

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний (проблемный урок)

Тема:  Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

Номер урока: урок 1 - «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Цель урока:  Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фёдоровская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по математике в 1 классе

                                                                                           

                                                                                          Автор-составитель:

                                                                                                   Чемоданова В.Б., учитель

                                                                                        начальных классов

     МБОУ «Фёдоровская ООШ»                      

г. Юрьев-Польский 2013г.

Предмет: математика

УМК: «Школа России»

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний (проблемный урок)

Тема:  Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.

Номер урока: урок 1 - «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Цель урока:  Знакомство с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Специальные. Познакомить с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток в пределах 20
  2. Общеучебные. Учить определять тему и цель урока; владеть способами контроля и взаимоконтроля, самооценка и взаимооценки; умение работать в коллективе и  в паре.

Воспитательные:

    -  Способствовать воспитанию потребности личности к изучению предмета, формированию поведения учащихся при работе в паре и коллективно

Развивающие:

     - Развивать умение анализировать, сравнивать, выстраивать логические цепочки рассуждать

Развитие УУД:

личностных – самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;

регулятивных – выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, контроль, коррекция и оценка;

познавательных – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, планирование;

коммуникативных – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения, управление поведением партнера.

                                        Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

и к сердечку поднесём. (Слайд 1)

- Вы чувствуете солнечное тепло?

Подарим свои улыбки друг другу.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая, дружеская

атмосфера!

Выполняют движения, эмоционально настраиваются на урок

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Математический диктант.

- Найдите сумму чисел 7 и 3.

- На  сколько 10 больше, чем 5?

- Увеличьте число  6 на 3.

- 1-ое слагаемое 5, 2-ое слагаемое 4. Найдите сумму.

- 8 уменьшите на 6.

Проверка на экране (слайд 2)

2. Устный  счет.

- Посмотрите  на  слайд и  скажите:  

 

 -Какие  числа  здесь  записаны?

-Прочитайте  только  однозначные  числа.

-Почему  называются  они  однозначными?

-Назовите  самое  маленькое  однозначное  число.

-Назовите  самое  большое  однозначное  число.

-Прочитайте  двузначные  числа.

-Почему  они  называются  двузначными

-Из каких разрядов состоят двузначные числа?

 

-Назовите  самое  маленькое  двузначное  число.

-А  кто  знает  самое  большое  двузначное  число?

-Назовите  числа,  которые  находятся  между 16 и 18 ,11 и 13.

-Назовите  соседей  числа 14, 19.

-Какое  число  следует  за 15 , 17 . 19?

-Какое  число  стоит  перед  11 , 13 , 15 ?

-Если  в  команде  два  десятка  человек , то  это  сколько людей ?

-А  если  один  десяток?

3. Задача в стихах (слайд 4,5)

На  лужайке  у  реки

Расселились  мотыльки:

2  сидели  на  ромашках,

8  на  душистых  кашках,

да  1  мотылёк

 Сел  на  синий  василек.

Кто  из  вас  сказать  готов

Сколько  было  мотыльков?

Записывают значения выражений в строчку.

Взаимопроверка в парах.

Слайд 3

Однозначные,  двузначные.

8,9,7,6

При их записи используется одна цифра

1

9

10,12,17,20

При их записи используется одна цифра

Двузначные числа состоят из десятков и единиц

10

99

17,12

13 и 15; 18 и 20

16,18,20

10,12,14

20

10

Мотыльков

 было 11

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

III. Создание проблемной ситуации.

 Ассоциативный ряд.

Слайд 6, 7: Решите примеры

 

Какой пример вызвал затруднение? Почему? 

Ребята решают выражения, обнаруживая, что последнее выражение они не знают как выполнить.

Постановка темы урока детьми.

Регулятивные:

-Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно.

IV.Постановка темы и цели урока.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Какие умения мы можем получить на уроке?

Чему можем научиться?

Постановка темы урока детьми.

- уметь решать выражения нового вида
- найти способ решения.

-составить модель к новому способу

Познавательные:

- Осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

-Формируем умение высказывать своё предположение, строить план действий

V. «Открытие» нового знания.

8+5=


Если не смогут вывести способ решения, даю такое задание:

На листе нарисована корзина с яблоками трёх цветов карточки с числами 8 4 2

-Посчитайте, сколько яблок всего в корзине. Как легче посчитать?


Попробуйте применить этот способ при решении выражения 8+5=

Покажите, как вы это сделали на кругах разного цвета.

Чтобы решать такие выражения, что мы должны знать?

Что мы сейчас сделали?

Оцените себя за это умение

Дети получают листы для работы в группе 8+5=

Дети вспоминают, что к 8+2=10, а к 10 мы можем прибавить любое однозначное число.

Один ученик показывает всему классу.

Знать состав чисел первого десятка

Вывели новый способ

Коммуникативные:

-Стиль поведения в обсуждении, умение принимать критику

Познавательные:

-Знание состава числа 10

Регулятивные:

-Умение проговаривать последовательность действий

VI. Первичное- закрепление.

На доске: 7+4=  5+6=

6+7=  8+7=

8+4=  9+3=

Что мы сейчас делали?

Оцените себя, на сколько вы научились решать

Решение с объяснением первого столбика, второй столбик самостоятельно.

Учились решать выражения нового вида

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Познавательные:

-умение складывать однозначные числа с переходом через десяток в пределах 20

VII. Физкультминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

Дети выполняют движения

Регулятивные:                        -саморегуляция

VIII. Применение полученных знаний.

1.Работа с учебником.

А) Выполнение задания № 1 с комментированием

Б) Решение задачи № 3

В) Геометрический материал № 5

Г) Выполнение задания № 7

Решение примеров с комментированием

Чтение, анализ и решение задачи

Измерение длины звеньев ломаной линии, нахождение суммы длин всех звеньев

Определение места картинки в данной таблице

Регулятивные:

- Составление плана последовательности выполнения действий

Познавательные:

- Осознанное построение  речевого высказывания в устной форме

Познавательные:

- Смысловое чтение, выбор решения задачи

Познавательные:

- Анализ и синтез, построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- Умение выражать свои мысли

Коммуникативные:

- Сотрудничество со сверстниками

Познавательные:

- Анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений

IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Выполнение тестов из электронного приложения к учебнику

Выполнение тестов

Личностные:

- Самоопределение деятельности

Регулятивные:

- Контроль, коррекция

Познавательные:

- Умение структурировать знания

X. Рефлексия деятельности

Дополни предложения.

Оцени свою работу с помощью смайликов.

Спасибо за старание

Ведь главное – желание.

А навыки и знания

С годами к вам придут!

На уроке я узнал…

Сегодня я смог…

У меня получилось…

Мне не удалось…

Я сумел…

Дети оценивают свою работу с помощью смайликов.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

Материально-техническое обеспечение:

  1. учебник «Математика» М. И. Моро (1 класс, часть 2);
  2. электронное приложение к учебнику;
  3. презентация
  4. карточки для работы в парах;
  5. тесты;
  6. смайлики;
  7. компьютер;
  8. мультимедийный проектор;
  9. экран.

Список литературы:

  1. Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник. В 2ч. Ч.2 / 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011  (УМК «Школа России»).
  2. Моро М.И. Электронное приложение к учебнику математика М.И.Моро, 1 класс, - М.: Просвещение, 2011.
  3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс.- М.: ВАКО, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Математика;1 класс;УМК «Школа России»;М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;Табличное сложение и вычитание (22ч), Сложение однозначных чисел с переходом через десяток, урок № 105...

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»

Конспект урока по математике «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»...

презентация к уроку математики «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток» 1 класс

Презентация к уроку  математики «Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток»  1 класс Школа России...

Математика. 1 класс. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток...