Урок по математике "Вычитание разрядного слагаемого"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Горячкина Валентина Николаевна

Учить применять приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении математических записей и при решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_1_klass.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное образовательное учреждение

Красноватрасская СОШ

Методическая разработка  урока

Вычитание

 разрядного слагаемого

Выполнила: Горячкина Валентина  Николаевна

           учитель начальных классов

       


Класс: 1

Предмет: математика

Тема урока:         Вычитание разрядного слагаемого. 1 класс.

        

Цель для учителя:

Цель для учащихся

Планируемый результат

Критерии оценки

Организовать работу по формированию умения применять приём вычитания разрядного слагаемого.

Учиться применять приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении математических записей и при решении задач.

Уметь применять приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении математических записей и при решении задач.

Умение считывать информацию.

Уметь применять правило сложения 10 с любым однозначным числом и правило вычитания из суммы одного из слагаемых.

Уметь использовать приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении.

Уметь составлять разности со значением 10.

Уметь решать задачи с использованием приёма

 вычитания разрядного слагаемого.

Уметь правильно выбирать действие для решения текстовой задачи.

Задачи

Задачи

  1. Создать условия для формирования умений:

- выполнять сложение числа 10 с любым однозначным числом опираясь на правило;

- примененять правило вычитания из суммы одного из слагаемых;

- использовать приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении;

- решать задачи с использованием приёма

 вычитания разрядного слагаемого;

- правильно выбирать действие для решения текстовой задачи.

2. Развивать монологическую речь, коммуникативные навыки.

3. Организовать деятельность детей по принятию и  удержанию цели.

Обучать планированию.

4. Учить оценивать свою деятельность.

5. Воспитывать интерес к изучению математики.

 

Учиться использовать приём вычитания разрядного слагаемого при вычислении.

Учиться составлять разности со значением 10.

Учиться решать задачи с использованием приёма

 вычитания разрядного слагаемого.

Учиться правильно выбирать действие для решения текстовой задачи.

Оборудование:

- учебник «Математика» 1 класс 2 часть.

        - тетрадь для самостоятельных работ № 2.

        - интерактивная доска

Содержание и технология урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Вводномотивационный

1.1. Организационный момент.

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку.

-Все к уроку вы готовы,

Чтоб узнать о чём-то новом?

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.

1.2. Целеполагание и мотивация.

- Открываем учебник с. 68 и исследуем страницу учебника.

- Назовите тему урока.

- Сформулируем цель урока

- Как вы думаете, сегодня у нас урок открытие новых знаний или закрепление изученных знаний?

Сегодня на уроке мы рассмотрим способы вычитания разрядных слагаемых.

Дети исследуют страницу 68 учебника.

Учащиеся называют тему урока и формулируют цель урока.

Предлагают разные варианты ответов с доказательствами.

1.3. Планирование

- Исследуем страницу учебника и составим план урока.

1. Сложение числа 10 с любым однозначным числом. Применять правило.

2. Применение правило вычитания из суммы одного из слагаемых.

3. Рассмотреть приём вычитания разрядного слагаемого.

4. Упражняться в применении приёма вычитания разрядного слагаемого.

5. Решение задач с использованием приёма

 вычитания разрядного слагаемого.

6. Самостоятельная работа.

7. Самооценка.

2.

Основной.

2.1. Актуализация знаний.

1. Сложение числа 10 с любым однозначным числом.    Применять правило.

 

Рабочая тетрадь стр.95 № 2.

Задание: Вычисли и запиши значения сумм.

    10 + 3 = 

    10 + 7 = 

    10 + 8 = 

    10 + 9 = 

-Что общего в примерах 1 столбика?

-Как выполнить такое сложение? Какое число получается в значении суммы?

2. Применение правила вычитания из суммы одного из слагаемых.

-Рассмотрите математические записи 2 столбика. Как они называются?

    13 –  = 10

   –  = 10

   –  = 10

   –  = 10

-Как называются числа при вычитании?

-Какое задание вам предлагается?

-Можно ли выполнить это задание, опираясь на примеры 1 столбика?

-Вспомните, какое известное вам правило можно применить?

- Это суммы, к двузначному числу 10 прибавляется однозначное число.

 - Правило: при сложении числа 10 с однозначным числом получается двузначное число, у которого в разряде десятков стоит цифра 1, а в разряде единиц - цифра данного однозначного числа.

(Учебник с. 32)

- Это разности.

Ребята вспоминают и называют компоненты вычитания.

- вставить пропущенные числа так, чтобы записи стали верными.

Дети вспоминают правило вычитания из суммы одного из слагаемых.

- Если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

Применяют правило для выполнения задания.

2.2. Открытие новых знаний.

3. Рассмотреть приём вычитания разрядного слагаемого.

Работа с учебником стр. 68 №1.

-рассмотрите и объясните, как можно вычислить значения разностей

17-7= (10+7) - 7 = 10,

17-10 = (10+7) – 10 = 7

- Назовите уменьшаемое в обеих разностях?

-На какие слагаемые разложили уменьшаемое 17?

-Чему равно вычитаемое в первой разности?

-Чему равно вычитаемое во второй разности?

-Что получится, если из суммы вычесть одно из слагаемых?

-Вычислить с объяснением 18-8,15-5, 19-10. Задание выполняется в печатных  тетрадях с.95 №1

-Что сначала вы должны сделать?

-Какое правило вы должны вспомнить далее, чтобы выполнить вычитание?

Дети рассматривают математические записи и отвечают.

- 17

- Уменьшаемое 17 представили в виде суммы разрядных слагаемых.

-Вычитаемое в первой разности равно 7.

-Вычитаемое во второй разности равно 10.

-Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

-Дети выполняют задание с объяснением.

-Чтобы выполнить такое вычитание, надо сначала представить уменьшаемое в виде суммы разрядных слагаемых, а потом вспомнить изученное правило.

Дети снова повторяют правило: если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое

3.Применение изученных знаний.

Физминутка

4. Упражняться в применении приёма вычитания разрядного слагаемого.

1. Работа в рабочей тетради стр. 95 №1

Задание: вставь пропущенные числа так, чтобы записи стали верными

    10 + 2 =             12 – 2 = 

    10 + 5 =             15 – 5 = 

    10 +  = 14              14 –  = 10

     + 7 = 17             – 7 = 10

    19 – 9 =             19 – 10 = 

    11 – 1 =             11 – 10 = 

    10 + 1 =             10 – 1 = 

(на интерактивной доске- инструкция по применению маркера)

Рядом записаны выражения для проверки за шторкой.

Оцените свою работу в паре (волшебная линеечка).

2. Работа с учебником на стр.68. № 2.

(Чтение статьи)

Маша спросила Мишу, сможет ли он составить несколько разностей, значение которых было бы равно 10? Миша написал и сказал, что он понял, как это нужно сделать.

А вы поняли?

Какое задание предлагает №2

Задание: Запишите четыре разности со значением 10 в тетрадь.

(рабочая тетрадь)

Оцените свою индивидуальную работу  (волшебная линеечка)

5. Решение задач с использованием приёма

 вычитания разрядного слагаемого.

Работа с учебником на стр.68. № 3.  

Прочитайте задачу.

Из 12 тракторов в поле работало 10, а остальные стояли на ремонте. Сколько тракторов было на ремонте?

Назовите условие задачи. Назовите требование задачи.

Из предложенных записей выберите правильное  решение  к данной задаче и переместите в рамку. Можно перемещать с помощью звёздочек.

Обоснуйте выбор действия задачи.

Запишите решение и  ответ в тетрадь.

Проверка: нажимаем на ?  - появляется решение задачи с ответом.

Оцените фронтальную  работу (волшебная линеечка)

6. Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь стр.96 №5 (1) – решение задачи.

Оцените свою  самостоятельную работу (волшебная линеечка)

Задание выполняется в парах.

Далее следует проверка

(Слайд 1)

Один из учеников выходит к интерактивной доске и  выполняет задание 1 столбика. Другой ученик  выходит к интерактивной доске и  выполняет задание 2 столбика. Остальные учащиеся  сверяют результаты.

Оценивают  свою работу в паре (волшебная линеечка).

Дети самостоятельно выполняют данное задание в рабочей тетради.

Проверка:

Слайд 2

1  ученик записывает 4 разности на доске. 

Обсуждается работа и исправляются ошибки.

Оценивают  свою работу (волшебная линеечка).

Учебнику стр.68. №3.

Читают задачу.

Слайд 3

Текст задача выносится на интерактивную доску:

Из 12 тракторов в поле работало 10, а остальные стояли на ремонте. Сколько тракторов было на ремонте?

Называют условие задачи, требование задачи.

Выбирают решение  задачи.

Решение задачи выносится на интерактивную доску:

12 + 10 = 22 (т.)

12 - 10 = 2 (т.) 

12 – 10 =1 (т.)

12+10 = 20 (т.)            

Обосновывают выбор действия задачи.

Записывают  решение и ответ задачи в тетрадь.

Слайд 3

Проверка:

12 - 10 = 2 (т)

Ответ: 2 трактора.  

           

Оценивают  свою работу (волшебная линеечка).

 

Дети решают задачу № 1 самостоятельно.

Оценивают  свою самостоятельную работу (волшебная линеечка).

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество, учитывать позицию собеседника – партнёра; умение договариваться.

Личностные УУД: умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соседу.

Регулятивные: умение оценивать результат  своей деятельности и соседа.

Познавательные: умение осознанно выполнять самостоятельно задание.

Регулятивные: умение оценивать результат  своей деятельности и соседа.

Познавательные: уметь выбирать верное решение и обосновывать свой выбор.

Регулятивные: умение оценивать результат  своей деятельности и соседа.

Познавательные: умение осознанно выполнять самостоятельно задание.

Регулятивные: умение оценивать результат  своей деятельности.

4. Рефлексивно - оценочный

Вспомним тему, цель урока.

Какие знания вам пригодились в изучении нового материала?

Проанализируйте свою работу по достижению цели.

Что у вас получилось или над чем ещё надо поработать.

Дети повторяют правила, звучавшие на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"

Презентация  к  уроку  "Представление  многозначных  чисел  в  виде  суммы  разрядных  слагаемых"  (М.И. Моро  "Школы  России")  4...

Урок математики.Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых.

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел....

Разработка урока математики 2 класс "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых."

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;  процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа); распознание разрядного ...

Презентация по математике к уроку во 2 классе "Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых" Школа России

Слайд №2 - Устный счёт.Слайд №3 -Актуализация и мотивация. Найдётся ли среди трёх чисел такое число,которое равно сумме двух других.Слайд №4, №5- Постановка цели и темы урока.Слайд №6- Первичное знако...

презентация к уроку математики "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых урок" 3 класс

quot;Школа России" Урок математики № 99 Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых урок 3 класс Цель: учить записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаем...

Презентация к уроку математики . Тема урока: Разрядные слагаемые многозначного числа. 2 класс.

Данная презентация будет полезна учителям начальных классов, работающим по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....