Урок математики в 4 класссе на тему : "Действия с длинами. Периметр многоугольника".
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Журавлева Лидия Арсентьевна

Урок матьематики в 4 классе на тему " Действия с длинами. Периметр многоугольника". Цели урока:  из предложенного материала выделить понятие периметр и выявить способ нахождения периметра многоугольника. Развивать математические способности: логическое мышление, внимание, умения анализировать и делать вывод; формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, формирование умения ориентироваться на плоскости листа; формирование функциональной грамотности чтения, коммуникативных навыков. Воспитывать нравственные черты личности: понимание, доброту, способность бескорыстно помогать друг другу, интерес к предмету, уверенность в своих силах; творческую самоответственность личности, стремящуюся к

самореализации .

Методы обучения: наглядный, проблемный,  практический, самоконтроля, взаимоконтроля.

Организационные формы урока: фронтальная, групповая,  индивидуальная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костанайская область

Костанайский район

Надеждинская средняя школа

Учитель начальных классов: Журавлева Лидия Арсентьевна

Урок математики для 4 класса . Учебник «Математика» издательства «Атамура»

Тема: Действия над длинами. Периметр многоугольника.    Дата:_______

Цели:  из предложенного материала выделить понятие периметр и выявить способ нахождения периметра многоугольника. Развивать математические способности: логическое мышление, внимание, умения анализировать и делать вывод; формирование умений измерять стороны многоугольника, находить сумму длин сторон многоугольника, формирование умения ориентироваться на плоскости листа; формирование функциональной грамотности чтения, коммуникативных навыков. Воспитывать нравственные черты личности: понимание, доброту, способность бескорыстно помогать друг другу, интерес к предмету, уверенность в своих силах; творческую самоответственность личности, стремящуюся к

самореализации .

Оборудование:  компьютер, таблицы, инд карточки, тест.

Методы обучения: наглядный, проблемный,  практический, самоконтроля, взаимоконтроля.

Организационные формы урока: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Тип: комбинированный

                                      Ход урока

I. Организационный момент.

-Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь. Садитесь.

Руки? На месте.

Ноги? На месте.

Локти? У края.

Спинка? Прямая. Слайд №1

Девизом нашего урока сегодня будет выражение:

«Мало знать, надо применять. Мало хотеть, надо делать». Слайд №2

    II. Актуализация опорных знаний.

-Начнем мы сегодня свой урок с игры «Ловушка».

Темы для повторения правил на доске.(Формулы движения, единицы времени, периметр квадрата, прямоугольника) (самооценка)

-Не забываем оценивать себя на уроке. Критерии самооценки на доске.

-А теперь приготовились к устному счету.

  1.  Устный счет. (логические задачи)

•        Если в 12 часов ночи идёт дождь, то можно ли ожидать, что через 48 часов будет солнечная погода?

•        Самолёт покрывает расстояние от города А до города В за 1 час 20 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 80 мин. Как вы это объясните?

•        Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 1 месяц 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось?

•        Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой?

•Если самолет летит со скоростью 500 км/ч ,то какое расстояние он пролетит за 2 часа?

•Если поезд за 3 часа проехал 180 км, то с какой скоростью он двигался?

Одновременно у доски 2 ученика решают по карточкам. (взаимопроверка, самооценивание)

1 ученик.                                                                              2ученик

  2 ч30 мин=……мин                                                               х* 7 = 9394

  700 лет=…..в                                                                          

 2 сут 12 ч=…..сут                                                                  

   

3. Математический диктант.                                   И. карт №1

– произведение чисел 400 и 2;
– произведение чисел 300 и 2 уменьшить в 10 раз;
– число в 9 раз больше 50;
– состоящее из 1 тыс 3 сотен 8дес. 0ед.

-частное чисел 810 и 9

- вторую часть числа 60

- частное чисел 1000 и 0.  (самопроверка: 800,60,450,1380,90,30,наноль делить нельзя)  Слайд № 3

Самооценка.
III.Подготовка к восприятию нового.

  1. Работа с таблицами: геометрические фигуры. Слайд №4

– У вас на партах лежат карточки под №1.Ваша задача установить  соответствие названия и фигуры.

-Давайте проверим. По цепочке  выполните это задание у доски.

(самопроверка, самооценка)

2.Рисунок домика.

-Из каких геометрических фигур состоит рисунок домика? Дети называют. Слайд № 5.

-Каким словом можно назвать эти фигуры? Многоугольники.

-Все ли многоугольники? Почему?

-Что такое многоугольник? Многоугольник - замкнутая ломаная линия. Слайд №6.

-3. Работа по таблице «Многоугольники».

-Назовите фигуры, которые вы видите на таблице: № 1,2,3,4,5

-Назовите их.

- Ребята, в домике живут медвежата.

- У них есть огород, в котором они выращивают морковь. Ходят они в него каждый по своей дорожке.

-Какие геометрические фигуры представляют дорожки? Ломаные линии.

-Сколько звеньев у каждой ломаной линии? 3 и 4.

-Какие это ломаные? Какие еще бывают? (работа по таблице № 2)

-По какой дорожке можно дойти быстрее до огорода, при одинаковой скорости движения?

-Как это узнать точно? Измерить и сложить звенья ломаной линии.

(Длина которой будет короче, по той быстрее дойти до огорода, так как скорость одинаковая.)

     Практическая работа №1.Карт №2

Работа по инд карточкам  Детям выдаётся раздаточный материал с изображением ломаных линий. Дети измеряют и складывают.

- Сделайте вывод, как вы нашли длину ломаной линии.

Вывод: чтобы найти длину ломаной линии, надо измерить длину каждого звена и сложить.

(Самооценка.)

- Оцените свое умение измерять и находить длину ломаной линии. Дети оценивают в листах самооценки.

-Медвежата выращивали морковь, но её стали таскать зайцы. Медвежата выгоняли их из огорода. Слайд №7

IV. Целеполагание.

-Как защитить медведям огород? Огородить.

-Чем можно огородить огород? (приводят примеры)

-Возьмем кусок проволоки. Какой длины отрезать кусок? Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу? Нет.

-Почему? Не знаем общую длину сторон огорода.

-Так в чем наша проблема? Мы не знаем общую длину сторон  огорода.

-На какой вопрос нам надо сейчас ответить?

-Как найти общую длину всех сторон многоугольника. Записываю вопрос на доске.

- Как называется  в математике сумма длин всех сторон одним словом?(периметр)

Дети читают термин. (Периметр). Слайд №.8

  - Как обозначается периметр?

-Периметр обозначается латинской буквой Р. Слайд №78.

-Определите тему и цели  нашего урока.слайд №9

-Чему будем учиться на уроке?

          Физминутка за минутку. (восп. момент: учить ценить время)

– Как вы думаете, 1 мин – это много или мало?
– За 1 мин кто больше напишет пятизначных чисел? Следим за временем по песочным часам.

-Посчитайте, кто больше7
– Что же можно сделать за минуту?
– А поссориться и помириться можно за минуту?
– Итак, мы проверили, сколько простейших упражнений можно выполнить за 1 минуту. Пройдут годы, и вы уже не в игре, а на работе будете стараться за 1 минуту выполнить как можно больше заданий. 1 минута для страны – это много.

Таблица:

                            1 минута
220 т стали                            1200 т угля
1200 пар обуви                     2700 экз. книг Слайд №10

-какие пословицы мы с вами знаем о бережливости времени?

-Научитесь ценить минуту и время вообще. Это очень важно. В народе говорят: «Копейка рубль бережёт». Ну а из минут складываются часы, дни, недели, месяцы, годы.

-А теперь встали все .                   Физминутка.

V. Открытие нового знания. 

-Итак, ребята возвращаемся к нашей проблеме. Нам нужно узнать сколько метров материала потребуется для ограды огорода.

Практическая работа №2. Работа по карточкам №3

 Изображение  огорода.

-Что такое периметр многоугольника?

-Как будем находить длину всех сторон этого многоугольника? Измерим длину каждой стороны и потом сложим  все длины. Слайд №11

-А какой формы может быть огород?

-Узнайте сумму длин сторон своего многоугольника. Дети узнают и называют устно.

-Какой формы были ваши огороды? (отвечают)

-У кого огород был прямоугольной формы?

-Как еще можно узнать периметр прямоугольного огорода? (называют формулы)

 слайд №12.

    - У кого огород был квадратной формы?

-Что интересного заметили, когда находили длину огорода квадратной формы? Одинаковые слагаемые.

-Нужно ли измерять все стороны у квадрата? Нет. У него все стороны равны.

-Назовите формулу нахождения периметра квадрата.

      -Как вы узнавали общую длину сторон многоугольника, у которого все стороны разные по длине?

-Можно ли к ним применить наши формулы?

- Почему?

-Сделайте вывод, как найти периметр многоугольника.

Самооценка. Оцените умение находить периметр многоугольника.

VI. Закрепление изученного.

  1. Работа у доски .

Задачи на нахождение периметра многоугольника.

а-12см                                                             а- 15 см

           в-?см, на 7см  больше, чем а                    в-?см, в 2 раза больше,чем а

           с-16 см                                                             с-? См,  на 12 см меньше , чем в

Р-? см                                                               Р-?см

(взаимопроверка, самооценивание)

  1. Работа по учебнику.

Стр. 144 №2                                                  И- стр. 144 №2 (1,2)

(самооценивание)

                                       

       VII. Проверка усвоения.

  1. Самостоятельная работа по слайду № 13.                                   И. карт №2.

(самопроверка слайд14)

2 . Работа по карточкам №4.

Карточка №4.              ФИ___________________________________

1.Многоугольником называется      _______________________________ломаная.

2. Чтобы найти периметр многоугольника, нужно__________________длины сторон и  потом их ____________________.

3.Периметр обозначается буквой_______.

4.Периметр –это ____________________длин сторон.

       Слова для справок: сумма, замкнутая, сложить, измерить, Р.(самопроверка слайд №15.

   VIII. Рефлексия. Возвращаемся к цели урока.

Продолжите фразу «Я научился на уроке»: №16

IX. Домашнее задание.  Слайд №17.

  1. Найти периметр учебника математики.        И- стр.                     №

 стр. 144     №6,7

Спасибо за урок! Слайд №18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе.Тема: Проектное задание. Расставляем мебель. Периметр. Единицы длины.

Цель: Формировать универсальные учебные действия.Задачи урока: применять на практике знания, полученные по теме:...

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России

Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс  по теме "Периметр" УМК Школа России...

Конспект урока математики с презентацией по теме "Периметр" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Класс - 4Тема урока "Периметр многоугольника"Тип урока: комбинированныйФорма проведения: Урок - сказкаТип урока:урок усвоения новых знаний...

Урок математики в 1 классе. Тема: Многоугольник.

Урок математики в 1 классе. Тема: Многоугольник. УМК "Школа России"...

Урок математики в 4 классе. Тема "Действия с многозначными числами".

Урок - деловая игра. Материал интересный, много интересных вещей узнают во время выполнения заданий....

План-конспект урока математики во 2 классе. Тема: "Единица измерения длины:дециметр".

Данный материал представляет собой план-конспект урока математики во 2 классе "Единица измерения длины:дециметр". Это урок-знакомство с новым материалом....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «МНОГОУГОЛЬНИКИ»

Технологическая карта  урока математики   в 1 классеТема: «многоугольники»...