Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Волченко Наталья Евгеньевна

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_transportir.odt21.06 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                   

  Конспект урока математики

      Тема: « Транспортир - прибор для измерения углов»

Программа развивающего обучения

Л.В. Занкова

Цели:

1. Учебные:

закрепить знания обучающихся о центральных углах;

познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;

учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.

2. Развивающие:

развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;

развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

3. Воспитательные:

всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;

воспитание желания учиться.

Тип урока: Урок открытия нового знания .

Оборудование:

компьютер.

проектор.

презентация слайдов.

транспортир.

карточки для работы в парах.

памятка для работы с транспортиром.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.(1 мин)

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?

 Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!

Проверка готовности к уроку

2. Целеполагание и мотивация. (10 мин)

Слайд №1

Дорогу осилит идущий , а математику – мыслящий.

Как понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову мыслящий

Мозговой штурм. (Слайд №2: круг)

Что вы видите?

Какую форму имеет?

 Как называется линия, которая является границей круга?

Как называется точка, вокруг которой чертят окружность?

 Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности?

Что образовывают радиусы?

Как называются эти углы?

Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? сиреневыми?

 Проверка индивидуальной работы у доски.

Чем отличаются углы справа? слева?

Сколько может быть центральных углов?

Вспомните, как разделили окружность давным-давно?

Работа в тетради и на доске

Минутка чистописания: 26, прямой угол, самый большой острый угол, самый маленький тупой угол, самый большой тупой угол.

Индивидуальная работа( задание на листе- Приложение №1)

торт, цветок, колесо, узор, централь-ные углы, круг и т.д.

круг

окружность

центр окружности

радиус

угол

центральные

на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет

бесконечное множество

«Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)».

Записали число, классная работа.

26, 90, 89, 91, 179.

3. Актуализация знаний обучающихся.( 10 мин)

1) (Слайд №3: линейка, часы, весы.)

Для чего служат эти приборы?

Что у них общего?

Рассмотрим линейку.

С какого деления начинается шкала у линейки?

Какой это прибор?

Прямолинейная шкала.

(Слайд №4: измеряем красную полоску.)

По какой линейке измеряем красную полоску?

2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС, (учитель тоже чертит угол на доске).

А сейчас - внимание! Начертите еще раз точно такой же угол по величине и назовите его МКН.

У кого получилось? Вы уверены? Как чертили?  Что значит на глаз?

А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь?

3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.

Может, кто знает, как он называется?

измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы

шкала

чертежный

по верхней, так как шкала начинается с деления «0»

 работу дети выполняют в тетради

на глаз

не знаете размера угла АВС)

транспортир

4. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин)

Кто догадался. Какая тема нашего урока?

Чем будем заниматься?

Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.

Слайд №5: виды транспортиров

 Какой похож на ваш?

В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°.

1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Саша .

Материал из Википедии – свободной энциклопедии.

2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.)

Что общего с теми приборами?

Давайте посмотрим, сколько их на транспортире?

Догадались почему?

Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале?

Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°.

Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами?

Слайды № 7,8:

Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?

Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.

Вывод на доске: (Приложение №2)

Совмещаем вершину угла с центром транспортира;

Одна из сторон угла проходит через деление «0»;

Идем по этой шкале  до другой стороны угла и определяем величину угла.

Транспортир

Будем измерять углы транспортиром.

круглый, полукруглый

полукруглый

Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.

шкала

три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные

углы измерять

(центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)

отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине

5. Первичная проверка понимания. (5 мин)

А теперь возвращаемся к нашему заданию.

4) Измеряем свои углы АВС и МКS. Какие результаты? У кого углы одинаковые?

 Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли?

Выполняют  измерения

Разность

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(6 мин)

(Слайд №9: углы.)

Измерение углов в парах

 

2) Проверка по слайду №10.

Вытягивают жребий от каждой колонки: острый , прямой, тупой угол.(Приложение №3)

Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.

7. Рефлексия, Д.з    

 Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий. (4 мин)

(Слайд №11.)

Анализ деятельности на уроке.        

Д.з на альб листе начертить 6 разных углов, назвать, измерить, записать величину углов.

Ребята, какова была цель урока? Мы её добились?

А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем уроке.

Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение

построить углы по заданной величине

                              Общепедагогический анализ урока

1. Общие сведения: 26.12.2014, 3 «Б» класс, математика.

2. Организация класса. Учитель мобилизовал внимание учащихся на учебную работу с девиза для создания рабочей обстановки в классе.

3. Тема и   основные цели урока.

Тема: Знакомство с транспортиром; геометрические инструменты

Цели:

1. Учебные:

закрепить знания обучающихся о центральных углах;

познакомить детей с чертежным прибором – транспортиром, который используют для измерения и построения углов;

учить овладевать практическими способами работы с транспортиром.

2. Развивающие:

развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания;

развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

3. Воспитательные:

всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;

воспитание желания учиться.

Данный урок является 6 в системе уроков по теме «Измерение углов», тема предыдущего урока «Единица измерения углов - градус»

4. Организация урока:

Тип урока: Урок открытия нового знания .

 

Структура урока

Виды учебной деятельности

Формируемые УУД

Формы обучения

1. Организационный момент.(1 мин)

Включение в рабочий ритм.

Личностные

Фронтальная

2. Целеполагание и мотивация. (10 мин)

Анализ и сравнение углов,

формулирование вывода о видах углов.

Познавательные

Регулятивные

Индивидуальная

Фронтальная

3. Актуализация знаний обучающихся.( 10 мин)

Сравнение различных измерительных приборов и выход на проблему «Как измерить угол»

Коммуникативные

Фронтальная

4. Усвоение новых знаний и способов действий. (15 мин)

Совместное определение темы и цели урока.

Слушание сообщения заранее подготовленного ученика «Из истории транспортира»

Наблюдение, сравнение, анализ различных приемов использования транспортира с последующим составлением алгоритма «Измерение углов при помощи транспортира».

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Фронтальная

Индивилуальная

5. Первичная проверка понимания. (5 мин)

Измерение углов с комментированием выполняемых действий. Выполнение математических операций с полученными ведичинами.

Коммуникативные

Познавательные

Индивидуальная

Фронтальная

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.(6 мин)

Самостоятельная работа по алгоритму, выведенному ранее «Измерение углов при помощи транспортира».

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Работа в парах

7. Рефлексия, Д.з  

Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий. (4 мин)

Самооценка своей деятельности.

Совместное определение Д.з

Планирование дальнейших действий.

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Фронтальная

 

5. Содержание  урока:

На уроке соблюдены принципы научности и доступности

Для каждого этапа урока подобран доступный, эффективный, интересный материал, соответсвующий программным требованиям.

Особо выделена практическая значимость использования транспортира в жизни.

При изучении нового материала использовались ранее полученные знания.

На уроке наблюдалась связь с русским языком: выяснение лексического значения прилагательного мыслящий и подбор к нему синонимов; лексического значения фразеологизма  Глаз - алмаз.

6. Методика проведения урока:

На уроке использовалась презентация и интерактивное оборудование – транспортир с целью повышения эффективности урока, познавательной активности учащихся, экономии времени. Соблюдая  принцип здоровьесбережения учитель включил работу с ИКТ в разные этапы урока ( всего 20 мин). Кроме этого использовался раздаточный дидактический материал.

Методы  и приемы, используемые на уроке соответствуют  образовательным, воспитательным и развивающим задачам урока, возрасту и уровню  подготовки учащихся.

На уроке осуществлялся дифференцированный подход: слабоуспевающим учащимся предлагались задания в соответствии с их возможностями, самостоятельная работа в парах с сильными учениками. Использовались здоровьесберегающие технологии: щадящее использование ИКТ, физминутка, гимнастика для глаз, соблюдение санитарных норм при посадке учащихся, проветривание помещения перед уроком, чередование видов деятельности.

7. Организация познавательной деятельности учащихся:

Самостоятельная работа проводилась на этапе применения знаний и умений в новой ситуации с использованием дидактического материала с изображением углов, транспортира и алгоритма. Самостоятельная работа ориентирована на практическое применение полученных навыков в дальнейшей жизни.

Вывод: Урок достиг поставленных целей, решена дидактическая задача. Структура урока соответствуют требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 4 классе по "Измерение углов" (УМК «Школа 2000»)

Цели:1.   Ввести понятие «измерить величину угла», уметь выражать величину угла определенными мерками.2.   Закреплять умение анализировать и самостоятельно выбирать ход решения зад...

Конспект урока математики в 4 классе. Углы. Сравнение углов.

- способствовать знакомству с новой геометрической фигурой и понятиями:       "стороны угла", "вершины угла", "тупой угол", "острый угол", "прямой угол";- учить находить ...

Конспект урока математики УМК Школа России "Единицы измерения длины.Сантиметр"

Конспект урока математики УМК Школа России "Единицы измерения длины.Сантиметр"...

Конспект урока математики по теме "Площадь. Единицы измерения площади", 3 класс. Презентация к уроку

Урок выстроен в рамках системно-деятельностного подхода, включает в себя практические работы по сопоставлению,  измерению площади фигур. В процессе работы возникают проблемные ситуации, требующие...

Урок математики по теме "Сравнение и измерение углов"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Сравнение и измерение углов", УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока математики. Тема: "Виды треугольников по видам углов"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о классификации треугольников по видам углов. Планируемые результаты:Предметные:Знать: виды треугольников по типу углов, их ос...

Конспект урока по технологии "Картон.Мера для измерения углов" 3 класс,УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: Картон. Мера для измерения углов.Цели деятельности учителя: знакомство с назначением картона, приемами разметки заготовки с помощью угольника.Планируемые резуль...