Урок математики "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной" с использованием технологии личностно-ориентированного обучения.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Герасимова Светлана Дмитриевна

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_1_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 1 «Г» классе

по развивающей программе Л.В.Занкова,

проведённый в рамках «Недели математики»

Учитель: Герасимова С.Д.

Класс: 1 «Г»

Дата проведения: 27.01.2010 г.

Тема урока. «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Составление задач, обратных данной».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма проведения урока: урок-сказка.  

Цель урока: совершенствовать навык решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Задачи урока:

  • закреплять умение составлять задачи, обратные данной
  • отрабатывать вычислительные навыки в пределах 9
  • развивать аналитические способности, логическое мышление,внимание, интерес к предмету
  • развивать коммуникативные навыки

Оборудование:

  • учебники,
  • схемы задач,
  • компьютер, проектор, экран.

Образовательные технологии:

  • игровые технологии
  • технология проблемного обучения
  • здоровьесберегающие технологии
  • технология разноуровневого обучения
  • информационные технологии

Ход урока.

I.Организационный момент, мотивация.

Учитель:

          Прозвенел звонок, начинается урок математики.

          Я рада нашей встрече, друзья!

          Мы сегодня на уроке будем с вами наблюдать,

          Рассуждать, искать решения и задания выполнять.

          А чтобы урок пошёл каждому впрок,

          Активно в работу включайся, дружок!

Сегодня у нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем. Надеюсь, им у нас понравится. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Желаю вам тоже успехов на уроке. К нам на урок сегодня придёт ещё сказочная героиня. Мы ей будем помогать. Хотите узнать кому? Тогда надо расшифровать её имя.

II.Актуализация опорных знаний. Устный счёт

Учитель: Но сначала, надо получить доступ к этому шифру. Готовы?

- Тогда откройте тетради и потренируйтесь в написании цифр.

- А теперь предлагаю вам математический диктант.

- Прослушайте задачу в стихах, решите устно, запишите только ответ.

1.Математический диктант

Учитель: Работаете самостоятельно. Потом проверим ответы.

а)   Ёжик по лесу шёл

      На обед грибы нашёл

      2 - под берёзой, 1 - у осины,

      Сколько их будет в плетёной корзине?

б)   2 кубика у Маши,

      4 - у Наташи,

      Вы кубики все эти

      Скорей считайте, дети.

в)   2 мяча у Ани,

      2 мяча у Вани,

      2 мяча да 2. Малыш.

      Сколько? Сообразишь?

г)   2 снегиря и 6 синиц.

      Ребята, сколько всего птиц?

д)   7 огурцов собрали с грядки.

      5 огурцов уж съели ребятки.

      Осталось сколько огурцов,

      Кто записать готов?

е)   2 щенка - баловника

      Бегают, резвятся.

      К шалунишкам 3 дружка

      С громким лаем мчатся.

      Вместе будет веселей.

      Сколько же всего друзей?

ж)   5 ворон на крышу сели,

       2 ещё к ним прилетели.

       Сколько всех на крыше птиц?

- Давайте проверим ваши ответы.

Проверка

На экран проецируется ряд чисел

 

3      6      4      8       2       5      7

Учитель: Кто согласен с результатом? Молодцы! Все получили верные ответы.

2. Работа с числовым рядом.

Что вы можете сказать об этих числах?

Дети: Эти числа натуральные.

- Они однозначные.

Учитель: Сумма каких чисел равна 8?

- Разность каких чисел равна 2?

- Ребята, эти числа являются шифром.

- Теперь надо получить ключ к шифру. Для этого выполним следующее задание.

III.Работа по теме.

1.Нахождение значения выражений. Работа над вычислительными навыками.

На экран проецируются записи.

Учитель: Посмотрите на эти записи. Что вы можете сказать о них?

Дети: Это математические выражения.

- Они похожи тем, что в них два действия.

- Я заметил, что первое действие в них вычитание, а второе - сложение.

Учитель: Давайте вычислим значение этих выражений.

 

        3-2+6    -  А                           9-9+3   -   З                      7-6+5   -   О

        6-3+5    -  У                           8-6+2   -   Л                     8-7+1   -   Ш

                                                       9-6+2   -   К

                                         

По «цепочке» ребята находят значение выражений (получают «успешку») и отгадывают название сказки.

3

6

4

8

2

5

7

З

О

Л

У

Ш

К

А

На экран проецируется иллюстрация из сказки «Золушка»

2.Физминутка.

3.Решение задач.

Учитель:  Кому нравится эта сказка?

Злая мачеха с дочками уехала на бал, а Золушку заставили работать. Ей надо приготовить обед, помыть посуду, перебрать фрукты, вытрясти коврики. Помогая нашей героине мы будем выполнять различные математические задания.

- Посмотрите на эти схемы.

На доску проецируются схемы задач.

Как вы думаете какое задание мы будем сейчас выполнять?

Дети: Мы будем решать задачи.

Учитель: Что вы можете сказать о схемах?

Дети: В схемах изменяется вопрос и условие.

- В первой схеме мы находим меньшее число. Во второй задаче мы находим большее число, а в третьей – разность.

Учитель: Как называются такие задачи?

Дети: Это взаимообратные задачи.

Учитель: Кто поможет сформулировать цель нашего урока?

Дети: Мы будем мы решать взаимообратные задачи.

Учитель:  Я уточню, что мы будем их составлять и решать. Я предлагаю вам послушать условие первой задачи:

«Золушка помыла 9 чашек, а кастрюль на несколько штук меньше. Сколько кастрюль помыла Золушка?»

Учитель: Можно ли решить задачу?

Дети:  Нет. В этой задаче не достаёт данных.

Учитель:  На сколько может быть меньше кастрюль?

Дети:  от 1 до 8.

Учитель:  Чтобы выбрать было легче число, давайте посмотрим, что нам предложит учебник.

Работа по учебнику.  с.63 №5.

1 схема.bmp

Учитель:  Посмотрите, какая схема подходит к нашей задаче?

Дети: 1 схема.

Учитель: Что известно в задаче? Что ещё сказано? 9 – это большее число или меньшее?

- Что такое 3? Надо найти большее или меньшее число? Как найти меньшее число? Скажите правило.

- Кто скажет решение задачи? (За ответ выдаётся «успешка») Запишите выражение в прямоугольнике в учебнике. ( 9 - 3 )

Запись решения задачи в тетрадь.

Учитель: А теперь предлагаю вам поработать в паре.

- Составьте задачи, обратные данной, запишите решение в тетрадь. В случае затруднения поднимаете сигнальную карточку.

9-плов                

Проверка работы.

 Заслушиваются условия задач и решение. Затем ребята проверяют ответы по карточке-эталону на доске. На лицевой стороне карточки число, на обратной-слово.

6-борщ

3-компот

Учитель: Вы решили задачи. Перевернём карточки и прочитаем меню обеда приготовленного Золушкой.

4.Работа с неравенствами. Самостоятельная работа.

Дифференцированное задание на доске.

Каждый ученик выбирает то задание ,с которым он может справиться.

6 – 3 * 5                                        3 + 4 * 6                                  4 + 5 * 8

9 – 8 * 3                                        8 – 2 * 9                                  7 + 2 * 7

1 уровень: Решить неравенства в тетради.

2 уровень: Записать неравенства в тетрадь в 2 столбика. В 1 столбик - со знаком >, во второй - со знаком <. Составить по 1 неравенству к каждому столбику.

1) Учитель: Теперь поможем Золушке собрать фрукты в корзины.

- Какое задание вы можете предложить к этим записям?

Дети: Надо сравнить выражение и число.

Учитель: Я вам предлагаю  задание двух уровней сложности.

2) Самостоятельная работа в тетради.

3) Проверка.

- Какие неравенства в 1 столбике?

- Какие во 2 столбике?

2 ученика называют  неравенства, записанные в столбиках и получают «успешки»

Учитель переворачивает карточки с неравенствами и ребята замечают ,что с обратной стороны на карточках с неравенствами со знаком > изображены яблоки, а на карточках с неравенствами со знаком < - груши. Таким образом , все фрукты разложили в две корзины.

Учитель: Кто из вас выбрал 2 уровень задания и составил свои неравенства?

4) Оценивание работы.

5.Работа с геометрическим материалом.

На доску проецируется рисунок.

коврик.bmp

Учитель: Посмотрите на рисунок. На что это может быть похоже?

Дети: Гайка, колесо, подушечка - думка, узор, НЛО, коврик.

Учитель: Да, это коврик надо вытрясти Золушке. Какое задание можно предложить к этому чертежу.

Дети: Из каких геометрических фигур составлен этот чертёж? Сколько здесь окружностей? Сколько здесь треугольников?

Учитель: Мы поможем Золушке вытрясти этот коврик, если расположим числа в порядке возрастания и прочитаем слово, написанное на коврике.

- Это слово:  МОЛОДЦЫ!

- Вы получили такую оценку за урок.

IV.Итог урока. Самооценка.

Учитель: Кто  помнит, кем стала Золушка в конце сказки? За что ждала такая награда Золушку?

- Вы тоже сегодня очень хорошо потрудились. Я хочу вас поблагодарить за урок. Кто сегодня получил «успешки»?

- Поаплодируем им. Что пожелаем остальным?

- Понравился ли вам урок? Приготовьте свои сигнальные карточки и сделайте анализ своей работы.

- Я напомню выполненные на уроке задания, а вы оцените свою работу с помощью сигнальной карточки:

              

1) Составление задач, обратных данной.

2) Решение неравенств.

3) Вычисление значений выражений – «расшифровка».

- Теперь оцените свою работу в тетради. В конце своей работы нарисуйте «солнышко», соответствующее качеству вашей работы.

Спасибо за работу.

Наш урок окончен.

На уроке присутствовали:

Заместитель директора по УВР                             М.Н. Волкова

Председатель МО нач.классов                               А.А.Голикова

Учителя:                                                                      В.М.Долганова

                                                                                       Ю.Г.Мячина

                                                                                       С.В.Шевченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц."

Урок направлен на закрепление умений учащихся решать задачи, применять полученные знания в практической деятельности....

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Конспект урока №45 математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)" разработан в соответствии с УМК "Школа России"....

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Презентация к уроку математики №45 в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)", в которую вставлена музыкальная физкультминутка....

Разработка урока в 1 классе по математике "Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц"

Данная разработка урока математики предназначена для 1 класса к учебнику Моро М.И., УМК "Школа России". Разработка содержит конспект урока и презентацию по теме....

"Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц" (конспект урока по математике в 1 классе).

Умение решать задачи закладывается в первом классе. Иногда трудности в решении задач становятся главным фактором отрицательного отношения ребенка к уроку математики. Использование на уроках заниматель...

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)....

Технологическая карта урока математики «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.Задачи урокаДидактические:•   отраба...