Рабочая программа 3 класс УМК Перспективная начальная школа расчетно-конструкторское бюро
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Королева Галина Владимировна

расчетно-конструкторское бюро

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raschetno-konstruktorskoe_byuro_3_klass.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги

(полное название образовательного учреждения)

« Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                « Утверждаю»

Руководитель методического         Заместитель директора по              Директор МБОУ « Средняя

объединения          учителей           УВР МБОУ   « Средняя                   общеобразовательная школа

_________________________         общеобразовательная школа           №____» г. Калуги

МБОУ « Средняя                              №_____» г. Калуги

Общеобразовательная школа                                                                  _____________/Гапеева С.Г./

№____» г. Калуги                                                                                                   Ф.И.О.

___________/Мартынова О.В/         __________/Кузьмина Л.И./

Ф.И.О.                                              Ф.И.О.

Протокол №_______                                                                                 Приказ №__________

от «___»_____________2014 г         «___»_____________2014 г           от «___»_____________2014 г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Расчетно-конструкторское бюро

( наименование учебного курса, предмета, дисциплины , модуля)

ДЛЯ  3 « Б»  КЛАССА

НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

                                                                      Королева Галина Владимировна, высшая квалификационная  категория

( Ф.И.О. учителя-составителя программы, квалификационная категория)

2014 г.

Общая характеристика курса

Формирование геометрических представлений. Свойства фигур выясняются только экспериментальным путем. Фигуры - носители своих свойств и распознаются по этим свойствам. Рассматривая разнообразные материальные модели геометрических фигур, выполняя с ними разнообразные опыты, ученики выявляют наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и т.п. Часто используется прием сопоставления и противопоставления геометрических фигур.

Развитие мышления. В процессе изучения материала у школьников формируются навыки индуктивного мышления, умение делать простейшие индуктивные умозаключения. Одновременно развиваются навыки дедуктивного мышления. Идет формирование приемов умственных действий, таких, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Одна из задач методики изучения геометрического материала - первоначальное ознакомление учеников с классификацией фигур, со структурой логического следования.

Формирование пространственных представлений и воображения. Пространственные представления (образы) отражают соотношения и свойства реальных предметов. Пространственные представления памяти отражают предмет почти в том виде, как он был дан для восприятия. Представления памяти в начальном курсе математики можно распределить на группы в зависимости от их содержания: образы реальных предметов, образы геометрических тел (материальных моделей) и фигур, образы чертежей и рисунков геометрических фигур и т.д.

Дети воспроизводят по памяти виденные ими ранее образы. Представления воображения отличаются от представлений (образов) памяти тем, что это новые образы, возникающие после мысленной переработки (воссоздающее воображение) заданного материала. Образы воображения создаются на основе образов памяти. При этом  дети  опираются на усвоенные знания, на свой прошлый опыт. Однако не всегда образ воображения  -         это образ предмета, который ребенок встречал в жизни. Образ воображения - это часто новый образ на основе имеющихся представлений. Важный методический прием, обеспечивающий прочные геометрические знания -         формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие детьми конкретных вещей, материальных моделей геометрических образов.                  

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

1)деятельностный,

2)поисковый,

3)эвристический,

4)исследовательский,

5)практический,

6)наглядный,

7)самостоятельный,

8)метод моделирования и конструирования,

9)метод создания игровых ситуаций,

10)метод проектов,

11)метод программированного обучения,

12)проблемное обучение,

13)разноуровневое обучение,

14)индивидуальное обучение,

15)обучение в сотрудничестве:

 а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:

1.Привлекательная цель: перед обучающимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует  педагог.

2.Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

4.Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.Лови ошибку!:

а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

б) обучающийся получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

6.Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

8.Повторяем с контролем: дети составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

9.Повторяем с расширением: обучающиеся составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

10.Свои примеры: школьники подготавливают свои примеры к новому материалу.

11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

12.Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с обучающимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

13.Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).

14.Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ребенок должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).

15.Творчество работает на будущее: обучающиеся выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.

16.Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.

17. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.

18.Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

19. Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

20. Игры-тренинги:

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: обучающиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

21. Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

22.«Да» и «Нет» говорите: учитель или обучающийся загадывает геометрическую фигуру. Обучающиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти вопросы учитель или обучающийся отвечает словами «Да», «Нет».

В ходе решения системы геометрических, исследовательских и проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

•Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•Планировать (составлять план своей деятельности);

•Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов  в усвоении обучающимися   содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа разработана на основе программы и учебников Чекина А.Л. в рамках проекта «Перспективная начальная школа» и системы учебно-практических работ О.А.Захаровой. Программа рассчитана на 34 часа, 1 раза в неделю.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Регулятивные

 обучающиеся научатся:

  • действовать по плану и планировать свою деятельность, контроль.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной деятельности; прогнозировать, корректировать, оценивать.

Познавательные

обучающиеся научатся:

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • осуществлять сравнение, анализ и синтез, декодирование/ считывание информации;  использовать наглядные модели  для решения задач,
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме.

обучающиеся получат возможность научиться:

использовать в учебной деятельности :

  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • установление аналогий;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Коммуникативные 

обучающиеся научатся:

  • производить согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

обучающиеся получат возможность научиться:

  • заранее предвидеть разные возможные мнения;
  • обосновывать и доказывать собственное мнение.

Обучающиеся научатся:

  • соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Содержание курса внеурочной деятельности

  Темы  практических задач

                                          Темы по математике и окружающему миру

Что находится внутри Земли?

Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём.

Помогите Пете Семёнову

Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления.

Много ли на Земле льда? (начало)

Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды).

Много ли на Земле льда? (окончание)

Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды).

Где хранится пресная вода?

Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды).

«Многоэтажная» атмосфера Земли

Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.

Облака

Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа.

Сказочный мир горных пещер

Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.

Жизнь под Землёй

Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы

Природное сообщество — аквариум

Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.

Озеро Байкал

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем

Стены Древнего Кремля

Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

№  п/п

Тема (раздел)

 Основные виды деятельности обучающихся

Решение топологических задач

Составление топологического плана местности. Установление соотношения между значениями одноименных величин и выражение  величины в одних и тех же единицах при выполнении вычислений;

Отличие плана от рисунка

Лабиринты.

Моделирование различных лабиринтов, нахождение выхода из лабиринтов.

Что находится внутри Земли?

Выполнение расчетов. Трехзначные числа. Запись сложения и вычитания столбиком. Умножение и деление. Периметр четырехугольника. Окружность и круг. Изучение планеты, на которой мы живем.

Прямая.

Построение горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых.

Параллельные прямые.

Построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки. Параллельные прямые в природе.

Перпендикулярность прямых.

Построение прямого угла на нелинованной бумаге с помощью циркуля. Осмысление понятий «перпендикулярные прямые», «перпендикуляр».

Помогите Пете Семёнову.

Построение изображение куба. Выполнение расчетов. Связь умножения  и деления. Табличные случаи деления.

Симметрия.

Построение симметричных фигур с помощью угольника, линейки, циркуля.

Много ли на Земле льда?  

Выполнение расчетов. Класс тысяч. Название четырехзначных чисел. Сравнение четырехзначных чисел. Неживая природа ( три состояния воды).  Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи

Деление окружности на 3,4,6 равных частей.

Построение и конструирование узоров из окружностей.  Конструирование  моделей из бумаги

и пластилина

Вписанный многоугольник.

Построение вписанных правильных многоугольников.

Где хранится пресная вода?

Выполнение расчетов. Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды)

Измерение времени.

Выполнение расчетов. Единицы времени. Соотношение между единицами времени. Приборы для измерения времени.

«Многоэтажная» атмосфера Земли.

Выполнение расчетов. Краткое сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение.  Построение диаграммы для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле.

Облака

Классифицирование, группирование, обозначение  и построение с помощью линейки, угольника, циркуля, “по клеточкам” и от руки все типы треугольников: разносторонний/ равносторонний/ равнобедренный; остроугольный/ тупоугольный/ прямоугольный.

Логические задачи и игры

Выполнение расчетов. Решение задач.

Сказочный мир горных пещер

Выполнение расчетов. Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы.

Математические ребусы.

Моделирование математических ребусов

Шифрование предложения, текста.

Выполнение расчетов. Способы шифрования текстов, приспособления для  шифрования, знаки в шифровании.

Жизнь под Землёй

Выполнение расчетов. Частные случаи деления ( на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы( разности) на число.  Горные породы.

Комбинаторные задачи

Решение практических задач.

Природное сообщество — аквариум.

Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества.

Природное сообщество — лес.

Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества

Озеро Байкал.

Решение задач с недостающими данными, задач с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем.

Стены Древнего Кремля.

Выполнение расчетов. Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна – Россия.

Олимпиада по решению практических задач

Решение практических задач.

Старинные и нестандартные задачи

Решение практических задач.

33

34

   Защита итогового проекта.

Материально-техническое обеспечение

  1. Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной  работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
  2. Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
  3. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
  4. Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
  5. Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
  6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
  7. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
  8. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

9.        Компьютер – 1штука

10.        Интерактивная доска – 1 штука

 11.         Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса....

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочая программа по литературе "Перспективная начальная школа" для 1 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс

Рабочие и календарно-тематичские планы по УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс...