«Нетрадиционные методы развития логического мышления у детей начальной школы» (деятельностный метод)
статья по математике на тему

В своей работе мы ставим перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математике, окружающего мира, но и формировать у школьников общелогические мыслительные умения, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Всё это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и помогает им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.

            Если в «традиционной» школе

- дидактические принципы – наглядность, доступность, научность, систематичность, последовательность изложения материала, сознательность.

- метод обучения – объяснительно-иллюстративный.

- форма обучения – классно-урочная.

            не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования, то это послужило толчком к формированию новых дидактических принципов и методов.

 

1.     Принцип деятельности.

Основной вывод псих.-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Деятельностный подход – обучение, реализующее принцип деятельности (включения ребенка в учебно-познавательную деятельность).

Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, теперь он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях (дети – исполнители, учитель – дирижёр).

Ситуация успеха, стимул для получения новых знаний.

 

  1. Принцип целостного представления о мире. (у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук)

Личностное отношение учащегося к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

Например: не просто знать, что нехорошо срывать цветы, оставлять мусор, а принять свое собственное решение так не делать.

 

  1. Принцип непрерывности. (дошк. – начальная школа – старшая школа – ВУЗ).
  2. Принцип минимакса. (школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усваивать содержание по миним.)
  3. Принцип психологической комфортности. (создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома»).
  4. Принцип вариативности.

- развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант).

7. Принцип творчества.

- самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими нового.

 

                                       Эти принципы не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику, выводя её на качественно новый уровень. Эту систему дид. принципов можно назвать вариативным личностно-деятельностным подходом.

 

 

 

 

                                      Деятельностный метод. (Л.Петерсон)

 

                               Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных методов и форм обучения.

                                       Включение уч-ся в деятельность – основной вид освоения знаний в деятельностном подходе.

Этапы подхода.

 

Постановка

учебной задачи

«Открытие»

детьми нового знания

Первичное

закрепление (комментирование)

Самост. раб.

с проверкой в классе

Решение

тренировочных упражнений

Контроль

(принцип мини-макса)

Решение

задач на повторение

 

 

(пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в урок введения нового материала).

 

1.      Постановка учебной задачи.

- это этап мотивации и целеполагания деятельности. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий «проблемную» ситуацию, личностно значимаю для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Четко формулируется цель урока.

2. «Открытие» детьми нового знания.

- решение проблемы, которое осуществляется самими уч-ся в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей  к «открытию» нового знания. В завершении обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Диалогическая форма – каждый включается в процесс.

3.      Первичное закрепление.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действий (что делаю и почему, что идет за чем, что должно получиться).

 

 

4.      Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- самоконтроль и самооценка. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план (алгоритм. про себя. я могу, у меня получится).

            5. Тренировочные упражнения.

(на след.уроках отработка изученного материала, выведение его на уровень автоматизир. умств. действия.)

 

Деятельностный метод не предусматривает уроков «чистого» закрепления. Даже в уроки, главной целью которых является именно отрабртка изученного м-ла, включаются некоторые новые элементы – углубление материала, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению след. тем.

                                       Такой метод позволяет каждому ребенку продвигаться своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы «не спеша» усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки привлекательными для всех детей.

 

 

Упражнения, игры для развития логического мышления.

                                      

                               Русский язык.

  1. Игра «Зашифрованное слово». (эта игра формирует анализ и синтез).

Задание: из каждого слова взять только 1,2,послед.слог и записать полученные слова.

Предлог, логово, железо, низина, енот (по 1 слогу)

Зашифрововать можно слов. слова.

  1. Упражнение «Волшебный ряд букв».

Дается любой ряд букв, с которыми можно выполнить задание (кот. могут предлагать сами дети).

А,б,о,и,к,л,е,п,т.

- деление на группы

- составление слов

- запись в алф. порядке

- лишнюю букву

- составить предложение или текст, чтобы слова в нём начинались на данные буквы.

      3. Игра «Выбывание слов». (сравнивать, анализировать, рассуждать)

задание: уч-ся должны найти слово (группы слов), которые лишние.

Гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает.

А) ед. глаг. мн.ч. (ловили)

Б) глаг. прош.вр. (выбросил)

г) глаг. с приставкой (нагревает)

д) гл. 1 спряжения (встречает)

е) гл - исключение (гонит)

      4. Составление предложений. (развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, логически мыслить).

       5. Упражнение «Поиск общих свойств». (упр-е учит вскрывать связи между предметами, усваивать существенные и несущественные признаки предметов).

Даются 2 слова, мало связанные между собой.

Задание: назвать как можно больше общих признаков.

ШАРФ  ЛОДКА  (сделаны человеком, из дерева, имеют вместимость).

       6. Игра «Составь цепочку». ( сравнивать, находить общие и различные св-ва предметов).

Задание: назвать предметы, как бы «мостики» перехода от одного слова к другому.

ЛЕС – ПИРОГ  (лес – земляника – начинка – пирог)

ДОСКА – СИНИЦА (доска – кормушка – семечки – синица)

            7. Упражнение «Дай определение» (четкость, стройность мышления, фиксирование существенных признаков)

Задание: заполнить пропуски в предложении.

………… - это _________ часть слова, которая _______________.

            8. Игра «Вырази мысль другими словами». (развивает речь, учит выражать свои мысли четко, точно передавать чужие мысли)

Предлагается несложная фраза. ПТИЦЫ ПОЛЕТЕЛИ НА ЮГ.

(Пернатые друзья отправились в дальние страны. Журавли спешат в теплые края. И т.п.)

            9.Использование карточек при обучении грамоте (чтению), когда спадает интерес к чтению.

 

                                                Н

Упражнение 1.

Н А О Т И

 1 2  3  4  5            2 1 4 3 1

                               1 5 1 2

                              2 1 1 2

аа  оо  ннн т

аа  ии  ннн т

 

 

 

Антон

Нина

Анна

                                                   С

Упражнение

а о и у с т к

1 2 3 4 5 6 7                 1 3 5 6

                                     4 6 7 1

                                     2 5 1

аа о и у с т к

аа о и у с т к

 

 

 

аист

утка

оса

 

Вопросы:

- Что объединяет эти слова? (имена, животные)

            (написание с заглавной буквы и т.д.)

- Найдите лишнее слово.

            (варианты ответов)

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе.

Деятельностный метод  обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается ком...

Развитие творческих способностей и логического мышления у учащихся начальной школы

Учитывая новые ФГОС, большое значение придается личностно-ориентированным урокам. А это в свою очередь подразумевает дифференцированный подход в обучении. В данной статье я постаралась показать ...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе

Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация к выступлению на Межрегиональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС общего образования как механизм инновационного развития образовательной организации и профессиональ...

Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников

Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности.   Работаю по государственной программе Министерства образования и нау...