Тема урока: "Нумерация трёхзначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Тюрина Марина Константиновна

Тема урока "Нумерация. Сравнение трёхзначных чисел. "Школа России" Урок проведён накануне праздника День Космонавтики, поэтому материал тематический.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 3 классе „ Исследуем числа и задачи “ ( Сравнение трёхзначных чисел . Решение задач на нахождение 4-го пропорционального) МОУ «Романовская СОШ» Учитель начальных классов Тюрина М.К.

Слайд 3

День космонавтики

Слайд 4

Трёхзначные числа 108

Слайд 5

599

Слайд 6

729

Слайд 7

116

Слайд 8

365

Слайд 10

СРАВНИТЕ 376 и 378 518 и 508 916 и 816

Слайд 11

ЕДА КОСМОНАВТОВ

Слайд 12

ЗАДАЧА Космонавтам на заводе космических технологий приготовили 36 брикетов сублимированного творога в 4 одинаковых коробках. Сколько брикетов творога поместится в 8 таких же коробок?

Слайд 13

ЗАДАЧА Космонавтам на заводе космических технологий приготовили 36 брикетов сублимированного творога в 4 одинаковых коробках. Сколько брикетов творога поместится в 8 таких же коробок? Количество брикетов в 1 коробке Количество коробок Общее количество брикетов Одинаково е 4 к. 36 бр. 8 к. ? бр.

Слайд 14

ИССЛЕДУЕМ ЗАДАЧУ изменяем сюжет (математический рассказ) изменяем числовые данные изменяем структуру (условие - требование) изменяем требование (вопрос) изменяем решение изменяем ответ исследуем влияние изменения данных на возможность решения задачи

Слайд 15

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Конспект урока математики,

проведённого  в 3а классе

МОУ «Романовская СОШ»

 Тюриной Мариной Константиновной,

учителем высшей категории

Консультант: доцент кафедры НЕМО РГПИ им. А.И. Герцена Ивашова Ольга Александровна

 Исследуем трехзначные числа и задачи

 ( Сравнение трёхзначных чисел. Решение задач на нахождение 4-го пропорционального)

Учебно-методический комплект: «Школа России»

Учебник «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой, Москва: «Просвещение», 20012.

Актуальность темы урока: формирование умения работать с трехзначными числами, умений выполнять простейшие исследования математических объектов (в данном случае чисел и сюжетных задач) соответствует требованиям ФГОС НОО.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и умений, овладения УУД.

Цель урока: познакомить со способом сравнения трёхзначных чисел,  

Задачи урока      

Предметные:

  • учить детей записывать трёхзначные числа, осознавать позиционный принцип записи;
  • научить сравнивать трёхзначные числа на основе поразрядного принципа, используя алгоритм;
  • научить детей грамотно оформлять запись при сравнении трёхзначных чисел;
  •  формировать умение решать задачи с пропорциональными величинами, исследовать их, анализируя текст и изменяя данные
  • совершенствовать умения внетабличного умножения и деления

Метапредметные

Регулятивные:

  • развивать  умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы);
  • развивать умение  контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;

Познавательные:

  • развивать умение работать с моделями разных видов, логическое мышление
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

  • развивать умение работать в группах                                                          

Личностные:

  • воспитывать  аккуратность при оформлении в тетради ;
  • воспитывать  умение внимательно слушать товарищей, учителя .

Планируемые результаты:                                                                              

Предметные

  •  познакомятся с алгоритмом поразрядного сравнения трёхзначных чисел
  •  научатся сравнивать и правильно оформлять запись сравнения трёхзначных чисел                  

 Метапредметные:

  •  научатся ставить перед собой цель и находить способы её реализации, планировать решение учебной задачи, контролировать работу (при необходимости вносить коррективы), анализировать и оценивать свою работу и работу своих товарищей;                                                                                                     Личностные:
  •  научатся в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги; понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и учебника; давать ответы в виде развёрнутых предложений.

Оборудование:

  • учебник («Математика 3класс» М.И.Моро, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой, Москва «Просвещение», 2006 г);  
  •   электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.
  • карточки с примерами для устного счёта
  • задания для групп при исследовании задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

   

2.

3.

4.

5.

6.

Устные вычисления

1.  Что изучали на предыдущих уроках?

Что это такое?

Назовите такие числа

Прочитайте

Сегодня будем исследовать трёхзначные числа и задачи. Сначала подготовимся, для этого выполним знакомую работу с  числами.

2. Запишите   на     следующей строчке числа (диктую):

 538, 173, 450, 272, 506, 880

Назовите,

- в каких числах одна и та же цифра обозначает единицы одинаковых разрядов

- в каком числе одна и та же цифра обозначает

единицы разных разрядов? Почему одна цифра может обозначать  разное? Отчего зависит значение цифры?

- в каком числе отсутствуют единицы какого-либо разряда

Как это увидели? Какой знак использован? (он нам сегодня поможет в исследовании чисел)

3. Теперь подготовимся к исследованию задач.

Запишите решение задач:

№1 В школьном музее 200 открыток об иностранных  космонавтах, а о российских— на 20 открыток больше. Сколько открыток о российских космонавтах в школе?

Какое действие выбрали и почему?

Проверьте у соседей. Кто не справился с вычислением?

Что нужно изменить в задаче, чтобы изменилось действие в решении?

А если изменить требование (вопрос): сколько всего открыток подарили - то, что изменится?

Похожие рассуждения помогут сегодня в исследовании задачи

4. Будем  работать в группах – в командах, давайте, подберём названия.

Какой завтра праздник?

Можно назвать команды по названию первых космических кораблей, на которых полетели в космос первые советские космонавты:

У каждого из вас лежат карточки.

Посмотрите. Что вы видите?

Какое задание можно выполнить?

Что объединяет эти математические выражения?

На какие группы можно разделить?

Найдите значение этих математических выражений, запишите их в тетрадь на следующую строчку и проверьте в группах правильность вычислений, помогите тем, кто ошибся

У кого были ошибки?

Смогли ли исправить?

5. Используя цифры ответов, составьте все возможные трёхзначные числа. Цифры в числе повторяться не должны. Запишите их на следующую строчку. Не забудьте, чтобы не пропустить число и не написать лишнего, нужно использовать какую-то систему, порядок.

Проверка:

Какие повторяются цифры в ответах вашей команды? Какие записали числа? (по командам)

Итог. Почему же с  помощью одних и тех же цифр записали разные числа?

6. Поиграем:

Каждая команда подобрала число, связанное с космосом, космонавтикой.

Подберите вопросы и задания так, чтобы можно было назвать это число, и объясните, чем оно космическое

Физкультминутка

 (ОРУ под песню о полёте в космос: «Заправлены в планшеты»)

СЛАЙД 9

Изучение нового материала

1. Какое ещё задание можно выполнить, работая с трёхзначными числами?

Сравните: 375 и 349,

Почему, ведь у них количество сотен одинаково, а отдельных единиц в числе справа даже больше?

2. Чтобы верно сравнить, нужно составить план, алгоритм сравнения. Попробуйте. С чего начать, что дальше делать?

Кто не согласен?

Сегодня будем учиться сравнивать трёхзначные числа.

3. Откройте учебник на стр.44

Найдите человечка с фонариком.  Прочитайте тему.

Прочитайте объяснение

Сравните его с вашим выводом

Как же сравнивать трёхзначные числа?

 Сегодня знакомимся со способом сравнения.

4.Сравните (с объяснением):

на слайде   376 и 378, 518 и 508, 916 и 816

5. Исследуем числа из космоса

Мне попались цифры с другой планеты,  они другие, только ноль у инопланетян такой же, как у нас. Давайте попробуем сравнить числа, записанные их цифрами и цифрой 0

(задание на доске, для каждой команды по 1, всего 6)

  1. ♓✧λ  * ♓✧0    
  2. 0  * λϒ✧
  1. 0 * ♓λ0
  2. ✧ϒ0 * 0ϒ 
  1. ♓⌑λ * ♓⌑ + λ 
  2. ♓⌑λ * 00 + ⌑λ 

Что помогло правильно выполнить задание с числами, записанными незнакомыми (космическими) цифрами?

6.Выполните самостоятельно №2 по вариантам, стр. 44

Проверьте в парах

У кого без ошибок? Кто ошибся?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

стр. 44 №1, 3, 6

Прочитайте задачу.

Кто понял, как делать краткую запись?

Объясните.

Постарайтесь решить задачу разными способами,  в этом может помочь другая краткая запись — с помощью отрезков.

Исследовательская работа над задачей

Я для вас составила задачу про еду космонавтов. В космос ведь не полетишь с кастрюльками... Причин несколько. Поэтому еду для космонавтов перерабатывают и правильно упаковывают: в тубы, брикеты, как консервы. Продукты сублимируют, т.е. то замораживают, то выпаривают — чтобы в них было как можно меньше влаги, и они имели меньшую массу.

Задача

Космонавтам на заводе космических технологий приготовили 36 брикетов сублимированного творога в 4 одинаковых коробках. Сколько брикетов творога поместится в 8 таких же коробок?

Кто может решить задачу?

Как оформить краткую запись?

Выполняйте

Решайте

Поднимите руки, кому нужна помощь. Посмотрите, я составила вам в помощь таблицу по задаче.

Кому она помогла?

Выполните задание.

Как решили задачу?

Какой вывод можно сделать?

Давайте в задаче попробуем что-либо изменить и проследим, на что повлияет это изменение.

Что можно изменить?

И можно ещё проанализировать, как изменение данных повлияет на возможность решения задачи.

Каждая команда будет работать по своему заданию.

Вы что будете изменять?

Составьте новую краткую запись или решение по требованию задания, решите, запишите ответ, сформулируйте вывод, выберите, кто будет отчитываться

Задания по группам-командам (выданы в печатном виде):

  • Составьте и решите с теми же числами похожую задачу с величинами цена, количество, стоимость. Запишите её в таблицу в тетради.

    Сделайте вывод:

    изменение сюжета задачи повлияло или нет на способ решения и числовое значение выражения.

А что в задаче изменилось?

  • Понаблюдайте, как повлияют на способ решения задачи изменения числовых данных, если в условии задачи заменить:

    число 36 числом 20 (запишите решение)

Сделайте вывод: если ….

     число 8 числом 7  (запишите решение)

Сделайте вывод: если ….

  • Определите структуру задачи, измените структуру: УСЛОВИЕ – ТРЕБОВАНИЕ. Запишите изменённый текст, решите задачу.

Сделайте вывод о том, влияет ли на решение и ответ задачи её структура.

  • Проверьте, как изменится решение задачи, если изменить её вопрос. Составьте таблицу, решите задачу.

   Сделайте вывод

  • Измените задачу так, чтобы её решение было следующим: 36+36 : 4 * 8.

 Составьте таблицу, решите задачу.

  •  Замените в задаче одно из чисел так, чтобы ответ уменьшился. Составьте таблицу, решите задачу.

  • Можно ли решить задачу, если изменить данные:

4к. на 3к.

36 бр. на 20 бр.

 4к. на 7к.  

(Каждая команда делает вывод после своего исследования)

Итог урока

Что исследовали на уроке?

Что помогло сравнивать трёхзначные числа?

Подошли ли наши результаты исследований трёхзначных чисел к инопланетным числам?

Почему?

Какие элементы задачи исследовали?

Вам урок понравился?

Что еще можно на уроках математики исследовать?

Хотите?

Спасибо за работу!

Изучали трёхзначные числа

Это числа, в которых три цифры, т.е. 3 знака

372, 865

874, 506, 342       СЛАЙД 2

538 и 506, 173 и 272, 450 и 880

272, 880

стоит на разных разрядных местах

       

450, 880, 506

0

взаимопроверка

Условие: в 20 раз меньше/больше

на 20 меньше

количество действий

СЛАЙД 3

ВОСТОК 1, ВОСТОК-2, ВОСТОК 6

Примеры, математические выражения

Вычислить, сгруппировать, найти сходство

Работают сначала самостоятельно, по мере выполнения проверяют у товарищей по команде

Цифры могут стоять на местах разных разрядов в числах

СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7, 8

1. Запишите число, в котором 8 отдельных единиц, 1сотня.

-108 минут длился полёт Ю.А.Гагарина

2.Запишите число предыдущее числу 600

-599 суток прошло от полёта Гагарина до полёта Николаева и Поповича

3...., в котором 7 отд. с., 2 отд. Дес., а отд. ед. сумма дес и сотен

-729сек. продолжался первый в мире выход Леонова и Беляева в открытый космос

4...., последующее числу 115

-116 дней между полётами первого и второго космонавтов

5.…, в котором 6 отд. д., 3 отд. с., а отд. единиц — на 2 больше, чем сотен

-365суток — время вращения Земли вокруг Солнца

6.…, которое стоит в ряду чисел между119 и 121

-120км от поверхности океана- расстояние, с которого спутник «Зоркое око» делает снимки планеты

Сравнивать их

375 больше 349

(объяснение)

Читают алгоритм по учебнику

похоже

Объясняют по алгоритму

алгоритм, поразрядное сравнение

СЛАЙД 10

расставляют знаки, доказывая, пользуясь алгоритмом

Наш план объяснения

Каждая инопланетная цифра имеет своё место  и может обозначать ед., дес., с.

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

Таблицей

СЛАЙД 13

36:4*8=72(бр.) Сначала узнал ...

36*(8:4)=72(бр.) Коробок в 2 раза больше, значит и брикетов — в 2 р. б.

Решили разными способами, получили одинаковый ответ, значит, задача решена правильно

Текст ( рассказ, сюжет)

числовые данные

структуру

вопрос (требование)

решение

ответ

СЛАЙД 14

Получают задания и работают в группах

Отчёты по группам

Трёхзначные числа, задачи

алгоритм,

Их можно также поразрядно сравнивать

Текст ( рассказ, сюжет)

числовые данные

структуру

вопрос (требование)

решение

ответ и ...

геометрические фигуры, площадь, периметр, единицы длины, времени, массы...



Предварительный просмотр:


  • Задания для работы по исследованию задачи
  • Составьте и решите похожую задачу с величинами цена, количество, стоимость. Запишите её в таблицу в тетради.

    Сделайте вывод:

    изменение сюжета задачи повлияло или нет на способ решения и числовое значение выражения.

А что в задаче изменилось?

  • Понаблюдай, как повлияют на способ решения задачи изменения числовых данных, если в условии задачи заменить:

    число 36 числом 20 (запишите решение)

   Сделайте вывод: если ….

     число 8 числом 7  (запишите решение)

   Сделайте вывод: если ….

  • Определите структуру задачи, измените структуру: УСЛОВИЕ --- ТРЕБОВАНИЕ. Запишите изменённый текст, решите задачу.

   Сделайте вывод о том, влияет ли на решение и ответ задачи её структура.

  • Проверьте, как изменится решение задачи, если изменить её вопрос. Составьте таблицу, решите задачу.

   Сделайте вывод

  • Измените задачу так, чтобы её решение было следующим: 36+36 : 4 * 8.

 Составьте таблицу, решите задачу.

  • Замените в задаче одно из чисел так, чтобы ответ уменьшился. Составьте таблицу, решите задачу.

  • Можно ли решить задачу, если изменить данные:

   4к. на 3к.

  36 бр. на 20 бр.

   4к. на 7к.  



Предварительный просмотр:

12 * 2              1

21 * 2              1

56 : 14

16 * 4

14 * 3

72 : 3

96 : 16

64 : 32

14 * 3              1

16 * 4              1

56 : 14

96 : 16

32 * 2

64 : 32

84 : 42

12 * 2

18 * 2              2

16 * 4

84 : 28

63 : 21

32 * 2               2

17 * 2

60 : 15

68 : 2

17 * 2              2

21 * 3

75 : 25

64 : 16

3 * 21              2

18 * 2

93 :31

86 : 2

13 * 2              3

6 * 16

99 : 11

52 : 2

31 * 2              3

8 * 12

72 : 12

58 : 2

48 * 2              3

11 * 9

84 : 14

78 : 3

32 * 3               3

4 * 24

38 : 19

78 : 3

23 * 2              4

4 * 17

44 * 2

96 : 12

2 * 24               4

28 * 3

12 * 7

90 : 15

43 * 2               4

4 * 16

14 * 6

88 : 22

2 * 34              4

16 * 3

44 * 2

68 : 17

2 * 11              5

13 * 5

50 : 2

72 : 12

26 * 2              5

3 * 22

75 : 3

84 : 14

28 * 2               5

4 * 13

52 : 2

80 : 16

33 * 2              5

4 * 14

78 : 3

95 : 19

18 * 2               6

3 * 12

88 : 11

72 : 2

2 * 19              6

17 * 4

96 : 16

78 : 2

34 * 2              6

6 * 11

84 :14

2 * 18

21 * 3               6

19 * 2

54 : 18

4 * 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Разрядный состав трёхзначных чисел".

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий...

Презентация на тему:"Алгоритм сложения трёхзначных чисел".

Ученики познакомятся с алгоритмом сложения трехзначных чисел, закрепят вычислительные навыки . Научатся выполнять сложение трехзначных чисел в столбик по алгоритму....

Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;- формирование  умения анализировать арифм...

Конспект урока математики по теме «Способ сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд»

Разработка урока математики с использованием системно-деятельностного подхода...

Урок математики в 5 классе на тему "Умножение полных трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (242х2)

Урок математики в 5 классе "Умножение полных трёхзначных чисел на однозначное число без прехода через разряд (242х2)" составлен на основе материала учебника "Математика" под редакц...