Методическая разработка урока математики Тема: Величины. Уравнивание величин.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Афанасьева Ольга Алексеевна

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая  тетрадь, учебник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА. 1 класс.

Тема: Величины. Уравнивание величин.

Цели:

  • Формировать у учащихся  умение выполнять действия с величинами, провести исследовательскую работу на уроке по построению и уравниванию величин с применением математических способов уравнивания, и на основании полученных результатов подвести учащихся к выведению алгоритма поэтапного уравнивания величин и его применения на практике;
  • Развитие творческих способностей у учащихся, мышления, познавательных умений,

интереса к процессу познания.

  • Воспитание позитивного отношения к урокам математики, культуры учебного труда, мотивов труда, интереса к математическим исследованиям, бережное отношение к здоровью.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика» (авт. Александрова Э.И., компьютерная презентация, схемы построения и уравнивания величин, раздаточный материал для построения величин ,рабочая  тетрадь, учебник.

ХОД  УРОКА.

1. Организационный момент: подготовка к работе в группах, нацеливание на урок.

(Всем добрый день !Садитесь, ребята, посмотрите на свою готовность к уроку, все ли у вас готово для работы на уроке математике?!)                                                                                            – А начнем мы сегодня урок с прослушивания стихотворений о математике!

Учитель:  В наше время, чтобы строить и машиной управлять,

                   Помните, что надо срочно математику познать!

       Дети:        Математика повсюду, глазом только поведешь

            И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.

           Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:

           Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.

           Вот строительство большое. Прежде, чем его начать,

           Нужно все еще подробно начертить и рассчитать.

           А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится

           А кому, друзья, скажите, это может нравиться?

- Скажите, почему математику называют – царицей наук? (ответы детей – она повсюду)

- А какой еще наукой ее называют? (точной наукой). А где нужна эта точность?

- Совершенно верно, и мы с вами могли сейчас в этом убедиться, прослушав стихотворение.

- А чтобы у нас не  получилось окно с перекосом и не провалился потолок, как вы думаете, какие « инструменты» нам для этого понадобятся на уроке?                                                        (Внимание,  л/  мышление,   дружная работа и бережное отношение к своему здоровью).

- Я согласна с вами и желаю  удачи!

- А чтобы все это применить на практике, нам прежде всего нужно определить цели и задачи урока, которые всегда сопровождают нас при выполнении любой работы, так как мы должны знать, для чего мы выполняем ту или иную работу.

- Но прежде, чем мы с вами определим цели, сначала прочитаем тему нашего урока.

«Величины. Уравнивание величин»

- Какое бы дополнение, ребята, вы могли бы добавить и продолжить тему урока:

(Действия с величинами и числовыми выражениями  с применением способов уравнивания).

- А вот какие действия мы будем выполнять, это вы узнаете в ходе исследовательской работы.

  1. Цели и задачи урока:
  • Провести исследовательскую работу по построению и уравниванию величин;
  • Показать на практике знания и умения выполнения действий с величинами;
  • Вывести алгоритм поэтапного уравнивания величин;

- Цели мы с вами определили, а теперь поэтапно будем двигаться к их достижению.
3.  Актуализация опорных знаний.  Устный счет: 

- Ребята, я сейчас прочитаю вам несколько сказочных задач, а чтобы у вас получились верные ответы, нужно быть внимательными и хорошо уметь считать.

-Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат

Но один малыш устал, от товарищей отстал,                                                                                               А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?  (5)

-Семь веселых поросят у корытца в ряд стоят

Два ушли в кровать ложиться,  сколько свинок у корытца? (5)

-В снег упал Сережка, а за ним Алешка

А за ним  Иринка,  а за ней Маринка, а потом упал Игнат

Сколько было всех ребят? (5)

-Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька подарили маме дети,

Сколько же цветов в букете?

- Ребята, а что интересного вы заметили в ответах этих «сказочных» задач?

(верно, выполняя устные вычисления, вы получали каждый раз ответ – 5!)

- А сейчас я попрошу вас открыть рабочую тетрадь по математике и посмотреть, какую цифру я вам приготовила для минутки чистописания?

-А теперь вспомним как графически строим цифру – 5. (показ графического построения на доске учителем в квадрате)

-Посмотрите на образец написания этой цифры и постарайтесь также прописать у себя в тетради.

- А  прежде чем вы начнете прописывать цифру 5 – вспомним правила посадки при письме и положение тетради. (прописывают в тетради)

      4.Вводная рефлексия: (цель – помочь ученикам снять психологическое напряжение)

( на доске –« лесенка» знаний)                     __________ Я все знаю, все умею

                                                          ________

                                           _______              

                          ________       ( у каждого ученика листочки с «лесенкой»

             - Попробуйте оценить себя, свои знания в математике. Подумайте, на какой ступеньке вы находитесь в данной ситуации и  поставьте знак + на определенной ступеньке

     5.Формирование новых знаний.

1).Постановка проблемы.

         - Ребята, вспомните, как называется глава, с заданиями которой мы с вами работаем?    «Как уравнивать величины. Сложение и вычитание величин».

- При знакомстве с данной главой, вы выполняли следующие действия:   ( на слайде )

   ________________________                                 _________________________

   ___________                                                             _________________________  

                           А    В                                                                 А = В+С

- О чем вам говорят эти модели схем? Какие действия вы с ними выполняли?

( Уравнивали величины путем увеличения одной (меньшей) величины до ее равенства с другой (большей), т.е. с помощью сложения (+)) – 1-й способ уравнивания.

________________________                                      _________________________

____________                                                                 ______________

                            А    В                                                      А – С =В

- А эти модели схем о чем вам говорят? Какие действия с ними вы выполняли?

(Уравнивали величины путем уменьшения одной (большей) до ее равенства с другой (меньшей), т.е. с помощью вычитания (-)). -   2-й способ уравнивания.

- А есть ли еще какой-то способ уравнивания и, если есть, то какой? (3-й способ уравнивания )

(путем уменьшения одной и увеличения другой на одну и ту же величину).

- Как вы, ребята, считаете, на основе уже полученных знаний по уравниванию величин, вы сможете, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа? (предположения учащихся, выдвижение гипотезы)

- Вы высказывали свои предположения, а предположение – это что есть? (гипотеза)

Гипотеза: Можно ли, глядя на схему, описать способ уравнивания с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?

- Мы с вами выдвинули гипотезу. – А что дальше? ( Нужно ее доказать через исследовательскую работу – дети)

- Я предлагаю вам задания на построение и уравнивание величин с помощью формулы и подбора подходящих чисел по схеме, т.е. по выдвинутой гипотезе, а перед вами стоит задача – провести исследовательскую работу и придти к доказательству гипотезы (раздать задания, открыть на компьютере – слайд – на увеличение и уменьшение уравнивания величин).

Задание: Закончи схему с помощью формулы и подбери подходящие числа.

________________________                          __________________________

_______________                                              _________________

А = В + К                                                               С – К =  Р

- О чем вы должны помнить, работая в группах? (ответы детей).

- Прежде, чем вы приступите к исследовательской работе, я предлагаю вам выполнить двигательную гимнастику.

Физминутка:  (двигательная гимнастика)

         Раз – подняться, потянуться, два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка,

         Головою три кивка, пять – руками помахать, шесть – за парты тихо сесть.

2). Исследовательская работа в группах.

  • Моделирование способа построения и уравнивания величин с помощью формулы и путем подбора подходящих чисел по схеме,  (выполнение работы в группе на основе предложенных заданий)
  • Защита моделей построения и уравнивания величин каждой группой с помощью формулы и подбора подходящих чисел ( разные способы: увеличение, уменьшение)
  • Проверка на компьютере

________________________                         _________________________

________________________                         _________________________

А = В + К         10 = 7 + 3                                   С – К = Р       10 – 3 = 7

-Ребята, у вас возникли какие либо трудности при подборе подходящих чисел по схеме?

- А как вы определяли, какое из трех чисел нужно подбирать первым?

- В каком порядке удобнее подбирать числа? Обсудите это в своих группах.

- Вы подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что глядя на схему можно описать способ уравнивания величин с помощью формулы и подобрать по схеме подходящие числа?

(да, подтвердили…, а какую работу вам пришлось выполнить, чтобы выдвинутая гипотеза была доказана? – (исследовательскую)).

Учитель: Великий математик 19 века Д.Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - Вы согласны с его утверждением?

- Молодцы, вы продуктивно поработали, сделали интересные выводы, а теперь отдохнем.

- Мы считали и устали, дружно все мы тихо встали.

         6.   Физминутка.   ( физминутка для глаз – на компьютере цветик-семицветик)

        7.  Решение учебной задачи. Построение алгоритма поэтапного     выравнивания величин.

- Мы сейчас с вами говорили о подтверждении выдвинутой ранее гипотезы. А теперь я предлагаю вам составить алгоритм пошагового выполнения уравнивания величин для тех, кто желает научиться узнавать по схеме способ уравнивания величин с помощью формулы и подбора по схеме подходящих чисел. Поможем им? Но прежде вспомним, что такое алгоритм? (ответы детей). Помимо уроков, где мы применяем алгоритм? ( в повседневной жизни),  (дети зачитывают составленные алгоритмы и сравнивают с алгоритмом на доске)

Алгоритм

пошагового выполнения уравнивания величин.

  1. По схеме и формуле определить способ уравнивания величин (1-й или 2-й способ).
  2. Записать формулу  уравнивания.
  3. Подобрать по схеме подходящие числа.
  4. Записать числовое выражение.

         8.    Контроль и оценка знаний.

(самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учетом индивидуальных особенностей)

- Я предлагаю проверить, насколько самостоятельно вы можете по схеме составлять формулы для уравнивания величин и подбирать подходящие числа, используя  алгоритм.

Учебник математики, с.38, задание №1.                                                                                                       – Если у кого-то возникнут трудности в подборе чисел, вы можете только составить формулы по схеме (задания разной степени трудности).

(Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму)

- Возникали трудности у кого-то при подборе подходящих чисел?

      9.    Итоговая рефлексия.

- А сейчас возьмите листочки с лесенкой знаний. Поднялся ли кто-нибудь на ступеньку выше?

- А кто еще остался на том же месте? Что нужно, чтобы подняться выше?  Кому было сложно?

- А кому было интересно? Мне тоже было интересно с вами сегодня работать.                    Молодцы. Спасибо всем!

     

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики.Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади»

Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» Цели:·        продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов,на которые разде...

Методическая разработка урока математики. Тема: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)

Методическая разработка урока математики. 4 класс. Тема:  «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ» (развивающая система Школа 2100)...

Методическая разработка урока математики Тема: Решение задач "Будем мы всегда здоровы"

Урок математики  по теме:Решение задач "Будем мы всегда  здоровы" направлен на формирвание у обучающихся умение реализовывать способы действий при решении разных видов задач....

Методическая разработка урока .Математика Тема: Сложение и вычитание вида +2, -2"

Математика 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида +2, -2"...

Методическая разработка урока математики . Тема:«Величины. Килограмм».

Технологическая карта урока по введению новой величины "Величины. Килограмм"....

Методическая разработка урока математики в 4 классе "Величины и их измерение"

Цель урока:способствовать осознанию учениками практической значимости приобретенных знаний по данной теме.Задачи:- обобщить занаия по теме "Величины и их измерение" и придать им практическую...