Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Планета Знаний"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Шайгараева Лариса Илюсовна

Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike.docx53.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение  «Школа-интернат среднего (полного) общего образования  с. Новокабаново»

Муниципального района Краснокамский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании ШМО                  Согласовано зам.директора по УВР                 «Утверждаю»:

протокол № от «__»___________2015 г.               _______ З.М.Габдрахманова                                ____________ Г.Г.Башарова

Руководитель ШМО ____________                    «____»___________________2015 г.                             «___»_______________2015 г.

Шайгараева Л.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математика»

для 2 класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель программы:

учитель начальных классов

Шайгараева Лариса Илюсовна

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа УМК « Планета знаний» Математика 1-4 кл. М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдова. Программа по математике составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в его примерной (базисной) программе курса математики.

Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования:

  • математическое развитие младшего школьника;
  • освоение начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике.

В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

— формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

— формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

— формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

— развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

— развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

— формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;  

— формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

— формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

— формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах.

Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем. Отбор содержания опирается на стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний».

Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

Это способствует осмысленному освоению обязательного  материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования.

В учебнике ориентиром обязательного уровня обучения могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания». Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений.

Большое значение придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников.

В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений. Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем — на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем — на знании правил сравнения многозначных чисел.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел.

Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).

Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность  (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию программы по математике  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 540 часов (4 часа в неделю):

1 классе – 132  часа, 2-4 классы – по  136 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
  • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);
  • названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность),
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 100;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • оценивать результаты арифметических действий разными способами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата;
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданной геометрической фигуры, мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач,
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий, переводить информацию из одного вида в другой,

находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
  • осуществлять взаимопроверку;
  • обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи);
  • объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

Календарно - тематическое планирование по математике 2 класс УМК «Планета Знаний»

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

Примечание

Планируемая

Фактическая

Что мы знаем о цифрах (16 ч)

1    

Рисуем цифры

1

1.09

2    

Собираем группы

1

2.09

3  

Считаем десятками и сотнями

1

3.09

4  

Записываем числа

1

7.09

5  

Расставляем числа по порядку

1

8.09

6    

Сравниваем числа

1

9.09

7    

Вычисляем в пределах десятка

1

10.09

8    

Прибавляем и вычитаем однозначное число

1

14.09

9  

Считаем до 100

1

15.09

10    

Задачи принцессы Турандот

1

16.09

11  

Придумываем задачи

1

17.09

12

Входная контрольная работа

1

21.09

13

Работа над ошибками входной контрольной работы. Семь раз отмерь

1

22.09

14-16

 

Повторение, обобщение изученного по главе «Что мы знаем о цифрах»

3

23.09,28.09,29.09

Сложение и вычитание до 20 (19 ч)

17  

Почему 20?

1

30.09

18    

Волшебная таблица

1

1.10

19  

Двенадцать месяцев

1

5.10

20    

В сумме XV

1

6.10

21    

От года до полутора

1

7.10

22    

С девяткой работать легко

1

8.10

23    

Вокруг дюжины

1

12.10

24    

Считаем глазами

1

13.10

25  

Две недели

1

14.10

26    

Кругом 16

1

15.10

27  

Между 16 и 18

1

19.10

28    

От 16 до 20

1

20.10

29  

Работаем с календарем

1

21.10

30-32  

Решаем задачи

3

22,26.27.10

33  

Контрольная работа за 1 четверть.

1

28.10

34-35

Повторение, обобщение изученного по главе «Сложение и вычитание до 20»

2

29.10,5.11

Наглядная геометрия (11 ч)

36

Геометрический словарь

1

9.11

37    

Геометрические фигуры

1

10.11

38

Углы

1

11.11

39    

Проектируем парк Винни-Пуха

1

12.11

40    

Четырёхугольники

1

16.11

41    

Треугольники

1

17.11

42    

Контрольная работа по теме «Решение примеров и задач»

1

18.11

43-46

Повторение, обобщение изученного по главе «Наглядная геометрия»

4

19,23,24,25.11

Вычисления в пределах 100 (20 ч)

47    

Складываем и вычитаем по разрядам

1

26.11

48    

Тренируемся в вычислениях

1

30.11

49    

Переходим через разряд

1

1.12

50    

Складываем двузначные числа

1

2.12

51    

Решаем задачи

1

3.12

52    

Дополняем до десятка

1

7.12

53    

Выбираем способ сложения

1

8.12

54    

Вслед за сложением идёт вычитание

1

9.12

55    

Занимаем десяток

1

10.12

56    

На сколько больше?

1

14.12

57-59    

Вычитаем и  переходим через разряд

3

15,16,17.12

60  

Туда и обратно

1

21.12

61  

Продолжаем вычитать

1

22.12

62    

Играем с автоматом

1

23.12

63  

Контрольная работа по теме «Вычисления в пределах 100» 

1

24.12

64-66    

Повторение, обобщение изученного по главе «Вычисления в пределах 100»

3

28,29,30.12

«Умножение»

67

Что такое умножение

1

14.01

68  

Что вдоль, что поперёк

1

18.01

69    

Используем знак умножения

1

19.01

70    

Вдвое больше

 1

20.01

71    

Половина

1

21.01

72    

Делим на равные части

1

25.01

73

Как раздать лакомство

1

26.01

74

Все четыре действия

1

27.01

75,76

Умножение и деление в задачах

2

28.01,1.02

77

Варианты

1

2.02

78-81

Повторение, обобщение изученного по теме «Умножение»

4

3,4,8,9.02

82

Среди величин

1

10.02

83

Измеряем длину

1

11.02

84

Вычисляем расстояние

1

15.02

85

Вычисляем площадь

1

16.02

86

Как вычислить площадь квадрата?

1

17.02

87

Определяем время

1

18.02

88

Работаем диспетчерами

1

24.02

89-92

Повторение, обобщение изученного по теме «Единицы измерения»

4

25,29.02,

1,2.03

93

Контрольная работа по теме «Единицы измерения».

1

3.03

94

Квадраты. Таблица умножения

1

9.03

95

Разрезаем квадраты на части

1

10.03

96

Умножаем и делим на 2

1

14.03

97

Умножаем на 3

1

15.03

98

Двойки и тройки

1

16.03

99

Тройки и двойки

1

17.03

100

Считаем четвёрками

1

21.03

101

Как разделить Число на 4

1

22.03

102

Увеличиваем и уменьшаем...

1

23.03

103

Контрольная работа за 3 четверть

1

24.03

104

Работа над ошибками контрольной работы. Увеличиваем в несколько раз

1

25.03

105

Счёт пятёрками

1

4.04

106

Опять 25

1

5.04

107

Тренируемся в вычислениях

1

6.04

108

Решаем задачи по действиям

1

7.04

109

Умножаем и делим на 10

1

11.04

110

Большие квадраты. Умножаем на 9

1

12.04

111-112

Трудные случаи

2

13,14.04

113

Ещё раз про деление

 1

18.04

114

Малыш и Карлсон

1

19.04

115

Умножение в геометрии

1

20.04

116-119

Повторение, обобщение изученного по теме «Умножение»

4

21.25,26,

27.04

120

Сложение и умножение

1

28.04

121

Ноль и единица

 1

2.05

122

Обратные действия

1

3.05

123

Выражения

1

4.05

124

Выполняем действия по порядку

1

5.05

125

Тренируемся в вычислениях

1

10.05

126

Выражения со скобками

1

 11.05

127

Порядок действий

1

12.05

128-130

Равные выражения

3

16,17,18.05

131

Итоговая контрольная работа

1

19.05

132

Сравниваем выражения

1

23.05

133

Группируем слагаемые и множители

1

24.05

134

Составляем выражения

1

25.05

135,136

Повторение, обобщение изученного  за год  

2

26,30.05