конспект урока математики в 3 классе (УМК "Школа России")
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Головенченкова Людмила Ивановна

Урок проводился накануне Дня Освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Весь материал связан с историей освобождения города. 

Тема урока: Решение уравнений на основе взаимосвязи между компонентами умножения и деления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 3 классе (УМК «Школа России»)

Урок проводился в канун Дня Освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков.

Тема:Решение уравнений на основе связи между  результатами  и компонентами умножения и деления

Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений решать уравнения на основе знания между результатом и компонентами умножения, выполнять проверку вычислений, решать составные задачи

Тип урока: закрепление знаний и способов действий

Формируемые УУД:

Предметные:

-научатся решать уравнения на основе  знания связи между результатом  и компонентами умножения, выполнять проверку вычислений, решать составные задачи

Метапредметные:

Овладеют умениями понимать учебную задачу урока, ставить цель , отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения н уроке, пользоваться алгоритмом.

Личностные

Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, осознание себя как гражданина своей страны

  • восприятие нравственного содержания поступков окружающих людей;
  • понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый - сочетание восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса

Формы обучения: работа в группах, в парах, индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины: решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления.

  1. Средства обучения: карточки, ИКТ (презентация)

Технологии:

Информационно-коммуникативная технология,

  1. Технология проблемного обучения

Этап урока

Содержание детельности

Самоопределение к деятельности

(Организационный)

Добрый день, дорогие ребята!  Меня зовут Людмила Ивановна. Сегодня мы с вами проведем  урок математики. Он необычный: во-первых, у нас на уроке присутствуют гости- а значит мы должны показать все свои лучшие стороны; во-вторых, сегодня особая дата -5 февраля. Что означает эта дата для каждого старооскольца? (ответы детей)

Да, именно утром 5 февраля 1943 года  бойцы 340и  107 Стрелковой дивизии решительным штурмом освободили старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Мы гордимся нашей историей. Наши потомки сделали всё от них зависящее, чтобы мы с вами жили в мирное время, чтобы мы учились, дружили, любили, мечтали. Мы с вами счастливые люди-потому, что живём в мирной стране. Мы любим свой город, свою страну, и мы готовы прийти на помощь другу в трудную минуту. Чтобы всё на уроке у нас получилось, давайте возьмёмся за руки , посмотрим друг на друга и произнесём:

Верь в себя,

Верь в друзей!

И на уроке  ждёт тебя успех!

Тогда, солдаты в 43 году выбрали свой путь –ценой своей жизни освободить наш город от врага.

А какой путь на уроке выбираете вы? (дорога к цели)

На одном из них указано:

Если выбрал этот путь

Взять с собою не забудь

Ум. Смекалку и стремленье

Чтобы все решить сомненья.

Цель поставь перед собой

И шагай своей тропой.

Стремись вперед, а не назад,

И будет лучшим результат!

Почему именно этот путь? (ответы детей)

На втором указателе написано: 9путь без результата)

Будет здесь прямой дорога

Без сомнений и задора.

Только путь без результата

Времени пустая трата.

-Переворачиваю карточку. На ней план и закрытые буквы.

Это схема освобождения города Старый Оскол. Если вы удачно справитесь со всеми заданиями на уроке, то вам откроется слово, которое помогло солдатам выстоять в той кровопролитной войне.

Актуализация знаний

1. Устный счет

5.02.1943

-Из цифр и чисел даты составьте примеры на умножение и деление

-решите пример 23*4

-Прочитайте по-разному этот пример.

Как  можем проверить этот пример?

92:4=23

-Как называется число 92?

-Как называется число 4?

Что обозначает число 23?

2. Закончи вывод:

Чтобы найти неизвестный множитель, надо__________ М=П:М    

Чтобы найти неизвестное делимое, надо     __________Дм =Дт*Ч    

Чтобы найти неизвестный делитель, надо___________ Дт=Ч*Дм

Постановка целей урока

Найдите среди записей уравнения. Докажите свой выбор.

28*3   30+x?40    36:x=9    x*5

Что мы называем уравнением?

Уравнение-это_______________, в котором есть___________

Разделите уравнения на 2 группы:

32-x=16    62+x=16       x-15=45

X*7=84     x:3=24         76:х=38

По какому признаку вы делили?

С уравнениями какой группы вы хорошо знакомы?

Вы сможете решить уравнения 2 группы? Что значит решить уравнения?

_ -Какая тема будет у нас на уроке?

К какому результату мы должны прийти на уроке? Чего достичь?

Цель: научиться решать равнения  на основе компонентов умножения и деления?

Введение  в проблему

X*7=84

Кто сможет объяснить решение уравнения?

-Что неизвестно?        

-Как найдём?

-как проверим?

Правы мы или нет узнаем , открыв учебники на стр20.

Первичное закрепление.

Работа в группах

Во время оккупации на территории Старооскольского края действовали партизанские отряды. Небольшими группами солдаты справлялись с трудными заданиями и наносили серьёзный  урон противнику. Сплочённость, организованность. Чувство ответственности –были главными качествами партизан.

А мы умеем работать в группах и справляться с заданиями? Ваша задача решить примеры и узнать кто из 17 героев-бронебойщиков  остался в живых в январе 1943 года у Майсюковой будки?

1 группа получают ответ:

Бабков Тихон Петрович

Решите с объяснением уравнение

18*x=54

В этом уравнении неизвестно ……

Чтобы найти ……, надо…..

Выполним проверку..

Соотнесите свой ответ с фамилией и прочтите

2-Тимофей Саввин

3-Тихон Бабков

4-Пётр Толмачёв

6-Михаил Яблоков

Из 17 героев –бронебойщиков в живых остался ………..

2 группа получает ответ:

Абдбек Бутбаев

Решите с объяснением уравнение

X: 16=3

В этом уравнении неизвестно ……

Чтобы найти ……, надо…..

Выполним проверку..

Соотнесите свой ответ с фамилией и прочтите

34-Алексей Золотарёв

48-Абдбек Бутбаев

50-Пётр Толмачёв

49-Пётр Николаев

Из 17 героев –бронебойщиков в живых остался ………..

3 группа

Василий Иванович Кукушкин

Решите с объяснением уравнение

57: x=3

В этом уравнении неизвестно ……

Чтобы найти ……, надо…..

Выполним проверку..

Соотнесите свой ответ с фамилией и прочтите

19-Василий Кукушкин

21-Алексей Золотарёв

18-Тимофей Саввин

17-Валентин Плотников

Из 17 героев –бронебойщиков в живых остался ………..

4 группа

Павел Егорович Рябушкин

Решите с объяснением уравнение

X*15=75

В этом уравнении неизвестно ……

Чтобы найти ……, надо…..

Выполним проверку..

Соотнесите свой ответ с фамилией и прочтите

6-Михаил Яблоков

8-Григорий Опарин

7-Алексей Золотарёв

5-Павел Рябушкин

Из 17 героев –бронебойщиков в живых остался ………..

бронебойщиков в живых остался ………..

Первичное закрепление

Работа в парах.

На войне каждый солдат чувствовал  плечо друга. Каждый знал, что товарищ не подведёт, что на него всегда можно положиться в трудную минут.

А на вас можно положиться? Сейчас мы это проверим. Работа   в парах. Каждой паре достаётся вопрос , на который вы сможете ответить только решив пример.

Вопросы:

-Сколько месяцев находился Старый Оскол в оккупации? (7 месяцев)  13*x=91

-Когда совершили героический подвиг воины –бронебойщики? (31 января) x *3=93

-Какой армии войска Воронежского фронта освобождали Старый Оскол? (40) x:2=20

-Какой армии войска Воронежского фронта освобождали Старый Оскол? (21 армия) х*3=63

-Сколько бюстов Старооскольцев-Героям Советского Союза на аллее славы? (16) 80:х=5

-На каком км от Старого Оскола находился разъезд  Набокино? ( 8 км) 12*х=96

-Сколько братских могил на территории города и района? (30)  х*2=15

-Сколько братских могил в Старом Осколе? (6) х*12=6

-Сколько воинов –бронебойщиков не пропустили 500 человек противника? х*3=51?

1 человек  проговаривает как решали пример, 2 ой  отвечает на поставленный вопрос.

Физкульминутка для глаз

На войне случались и минуты затишья. Солнце согревало их своими лучами. Каждый смотрел на небо и думал в эти минуты о своей семье, о своём доме. Давайте мы отдохнём и посмотрим на лучи солнца (презентация)

Самостоятельная работа с самопроверкой

На войне каждый ставил себе планку-чаще всего непреодолимую.  И наверное, они сами от себя не ожидали на что способны. Они просто хотели освободить свою землю от фашистов- любой ценой. Сколько  таких примеров мужества и отваги -когда  один останавливал вражескую колонну, когда 17 не пропустили 500 человек.

Пусть каждый из вас берет свою планку, свой уровень.

Красный-задание повышенной сложности (ответ: старший лейтенант Валентин Плотников). Из данных уравнений выпишите те, которые решаются делением:

Х:18=5 Пётр

96:х=16-Валентин

Х:5=11-Толмачёв

80:6=15 - Плотников)

Кто командовал отрядом бронебойщиков?

Синий- средний уровень (младший лейтенант Василий  Бондаренко): Из данных уравнений выпишите те, которые решаются умножением:

Х:18=5Василий

Х*11=55-Михаил

Х:15=6- Бондаренко

96:х=16-Дроздов

Зелёный- низкий уровень (в братской могиле №1 на улице Ленина):

Решите уравнение х*18=18

Вставьте свой ответ в предложение

Воины –бронебойщики захоронены в братской могиле №…. На улице Ленина)

У вас на столах лежат листочки. Разного цвета. Выберете каждый для себя свой уровень.

Физкультминутка

При освобождении Старого Оскола были применены новые ракетные установки, которые в народе ласково называли «Катюша». В газете «За победу» были напечатаны стихи неизвестного поэта:

 Чтец

 Шли бои на море и на суше,

 Грохотали выстрелы кругом

 Распевали песенку «Катюша»

 Под Осколом, Курском и Орлом.

-Я думаю, что нам с вами пора отдохнуть .Давайте все вместе исполним «Катюшу»

Включение нового знания  в систему знаний

Песня подняла нам настроение и мы легко справимся со следующим заданием

Задача :№4

Прочитайте задачу.

Что известно? Что неизвестно?

Что означают эти выражения?  19*2       19*3    2+3

Составим выражения:

19*(2+3)        19*2+19*2=

Девочки решают по 1 способу, мальчики по 2 способу

Мы справились с всеми заданиями. Слово открылось (подвиг).

Показ презентации

     31 января 1943 года в бою, который известен как подвиг 17-ти воинов-бронебойщиков под командованием старшего лейтенанта Валентина Плотникова и младшего лейтенанта Василия Бондаренко в восьми километрах севернее города у разъезда  Набокино, на 592 км у Майсюковой будки. (Слайд 3)

    Для обороны этого пункта было выделено стрелковое подразделение и взвод бронебойщиков. Разведчики донесли: «К будке приближается до пятисот гитлеровцев». Фашисты шли с автоматами за плечами, не видя советских воинов, окапавшихся в глубоком снегу. По сигналу лейтенанта Бондаренко бойцы открыли огонь. Фашисты в панике отступили. Но вскоре к Майсюковой будке подошла вражеская колонна из пятисот человек. Против них сражалось семнадцать советских бойцов.

      А из семнадцати смельчаков остались в живых четверо – Тихон Петрович Бабков, Абдбек Бутбаев, Василий Иванович Кукушкин и Павел Егорович Рябушкин. Их славные имена записаны в летописи Великой Отечественной войны. (Слайды 13-14) Воины-герои  захоронены в братской могиле №1 на улице Ленина. Двоим воинам – Кукушкину Василию Ивановичу и Рябушкину Павлу Егоровичу присвоено звание Почетных граждан города Старый Оскол. В честь памяти славных защитников одна улица Старого Оскола названа именем 17-ти Героев.

   Враг не прошёл через 592-й км. На месте сражения воинов-бронебойщиков после войны установлен памятник.

Итог  урока. Рефлексия

Воины бронебойщики достигли своей цели – не пропустили противника в город. А какую цель на уроке ставили мы?

Справились ли мы с целью?

_Кто хорошо умеет решать уравнения на основе компонентов умножения и деления?

-Кто умеет с подсказкой

-Кому надо тренироваться в решении уравнений?

Как вы думаете где нам может пригодится это умение?

-Вы довольны своей работой на уроке?

-С кем бы вы хотели поделиться об этом уроке? ( с родителями)

Домашнее задание

Я надеюсь ваши родители сегодня будут довольны как вы выполните домашнее задание. На обратной стороне карточке у каждого из вас записано.

Сегодня на уроке математики мы прикоснулись к нашей истории. Во имя мира на земле мы не должны забывать какой ценой досталась нам победа

Благодарим, солдаты , вас

 За жизнь, за детство, за весну.

 За тишину, за мирный дом,

 За мир, в котором мы живём.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

конспект урока математики 3 класс Школа России Закрепление. Таблица умножения

Конспект урока математики, где для проверки усвоения используют карточки....

План конспект урока математики 3 класс Школа России

Тема: Таблица  умножения.  Закрепление.  Решение  задач.Цели: Закрепить знания таблиц умножения и деления. Совершенствовать умение решать простые и составные задачи. Находить...

Конспект урока математики 1 класс "Школа России"

Урок по теме: "Слагаемые. Сумма", с использованием ТРКМ...

Конспект урока математики. 1 класс. Школа России.

Конспект содержит планируемые результаты, подробные вопросы к учебнику и работе в тетради....

Конспект урока математики 1 класс Школа России по теме "Вычитание из числа 14"

Конспект урока математики 1 класс Школа России.  Тема урока " Случаи вычитания из числа 14". Изучение темы совпало с празднованием  праздника Дня Победы. Учащиеся на уроке не только   и...