Рабочая адаптированная программа "Математика 2 класс" для обучающихся специальных коррекционных школ I и II видов
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Михайленко Лариса Александровна

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

1.         формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

2.         развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

3.         развитие пространственного воображения;

4.         развитие математической речи;

5.         формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

6.         формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

7.         формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

8.         развитие познавательных способностей;

9.         воспитание стремления к расширению математических знаний;

10.     формирование критичности мышления;

11.     развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»

     Наименование учебного предмета:   математика

     Класс  2

    Уровень общего образования:  начальное

     Учитель:  Михайленко Л.А

    Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016

    Количество часов по учебному плану

    Всего 140 часов  в год; в неделю   4 часа

    Планирование составлено на основе Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) Т.С.Зыковой.

    Рабочую программу составила: Михайленко Л.А.

                                                               


Содержание.

  1. Пояснительная записка

  1. Общая характеристика учебного предмета

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

  1. Содержание учебного предмета

  1. Календарно – тематическое планирование

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа "Математика. 2 класс" составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой, а также Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) Т.С.Зыковой.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы освоения глухими и слабослышащими детьми начального курса математики, что должно создать прочную основу для осознанного овладения ими систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования. Кроме того, актуальность изучения программы возрастает в связи с тем, что  она будет способствовать развитию словесно-логического мышления, коррекции его недостатков у обучающихся.

Цель рабочей программы: создание условий для осознанного освоения  глухими и слабослышащими детьми начального курса математики.

Задачи программы:

-формировать понятие о натуральном числе;

-формировать умения производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 100;

-формировать умение анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;

-формировать первоначальные умения использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей.

Программа адресована учителям начальных классов специальных (коррекционных) школ I и II видов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  1. формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  2. развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  3. развитие пространственного воображения;
  4. развитие математической речи;
  5. формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  6. формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  7. формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  8. развитие познавательных способностей;
  9. воспитание стремления к расширению математических знаний;
  10. формирование критичности мышления;
  11. развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание обучающимися универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения глухими детьми систематического курса математики на следующих ступенях школьного образования, а также способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих детей, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и сурдопедагогических путей их преодоления. Программа оснащена инструментарием оценки базовых знаний, умений и навыков детей.

Основу курса составляют представления о натуральном числе от 1 до 10000 и нуле, четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах и основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Курс предусматривает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с уроками ППО, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами.. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики направлено на повышение уровня формируемых обобщений и развития абстрактного мышления, что особенно важно для детей с нарушениями слуха.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики формируются представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Обучающиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах 10000; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Структура программы помогает представить соотношение тематических разделов курса, задач обучения и соответствующих им видов деятельности детей, этапов обучения и их последовательности, типовых заданий и упражнений, помогает определить необходимый объем математических терминов и типовых фраз, которые должны быть освоены детьми.

Материал в программе сгруппирован таким образом, чтобы ребенок последовательно изучал связанные между собой понятия, действия, математические задачи. Освоение предшествующего материала служит основой для изучения последующего.

Основные задачи начального курса математики:

  1. формирование понятия о натуральном числе;
  2. формирование умений производить устные и письменные вычисления с целыми положительными числами в пределах 10 000;
  3. формирование умений анализировать действительность, выделяя значимые для математического анализа параметры;
  4. развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать математические факты;
  5. формирование умений использовать полученные математические знания для решения практических (житейских) задач, соответствующих уровню развития и возрастным интересам детей.

К концу цикла начального обучения математике, т. е. к концу IV класса, глухие учащиеся должны:

  • знать нумерацию многозначных чисел в пределах 10 000;
  • уметь выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);
  • уметь выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 10 000; умножение и деление на однозначное число;
  • уметь решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;
  • уметь решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия;
  • решать составные задачи в 2—3 действия по вопросам и с объяснением каждого действия;
  • составлять простые и составные задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);
  • решать примеры, включающие в себя 3—4 действия со скобками и без скобок;
  • знать меры длины, массы, времени, соотношения между ними; уметь выполнять действия с числами с указанными мерами;
  • чертить отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, окружность, угол;
  • измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур.

Прочное и осознанное усвоение математических знаний, умений и навыков невозможно без их описания и речи, поэтому по отношению к каждой теме в программе выделены необходимые математические термины, а также те типовые фразы, которые ребенок должен научиться понимать и использовать.

В I классе в 1-й четверти повторяются числа первого десятка, изучается сложение и вычитание в пределах 10, возможность перестановки слагаемых в случаях прибавления чисел 6, 7, 8, 9.

В программе I класса специально выделена тема «Состав чисел 2—10». На изучение этой темы необходимо обратить особое внимание, так как представления ребенка о составе числа принадлежат к фундаментальным математическим представлениям, прочное освоение которых определяет успех усвоения многих последующих тем, в частности сложения и вычитания с переходом через десяток.

Во 2-й четверти I класса изучаются числа от 11 до 20: нумерация чисел, сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток, сравнение чисел второго десятка. В 3-й и 4-й четвертях изучаются числа от 1 до 100: устная и письменная нумерация, все случаи сложения и вычитания в пределах сотни (устные приемы вычислений), осваиваются соответствующие математические термины, решаются простейшие уравнения. Учитывая трудности глухих детей в освоении математической терминологии, не обязательно требовать от всех учащихся I класса умения самостоятельно использовать вводимые термины в самостоятельной речи (при ответах ученики могут пользоваться карточками «помощи»), но понимать термины и знать правила решения уравнений должны все дети в классе. Обучение решению уравнений, в которых неизвестно одно из слагаемых, уменьшаемое или вычитаемое, можно начинать лишь после того, как ученики прочно усвоят приемы сложения и вычитания в пределах сотни и навыки выполнения этих действий будут доведены до автоматизма.

Школьники знакомятся с письменными приемами сложения и вычитания, умножения и деления на однозначное число.

Курс завершается в IV классе темой «Числа в пределах 10 000». Изучается нумерация чисел класса тысяч, развиваются и закрепляются навыки устных и письменных вычислений в пределах 10 000, решаются уравнения на основе понимания зависимости между компонентами и результатом действий, дети учатся вычислять значения числовых выражений в 3—4 действия со скобками и без скобок, а также значения буквенных выражений.

Целенаправленное закрепление навыков решения всех типов простых задач в одно действие с прямой формулировкой условия осуществляется в III классе и служит основой для дальнейшего обучения решению составных задач. К концу III класса учащиеся должны свободно ориентироваться во всех типах простых задач, указанных в программе, безошибочно и самостоятельно решать любую из них. Они должны уметь применительно к любой простой задаче выполнять рисунок, записывать решение (в виде примера) и ответ. В III классе наряду с выполнением рисунка составляется краткая запись условия задачи.

На основе освоенных умений решать простые арифметические задачи в III классе начинается обучение учащихся решению составных задач в следующей последовательности:

  • составные задачи в 2 действия, включающие в себя простые задачи на нахождение суммы и остатка, увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;
  • составные задачи в 2 действия, включающие в себя простые задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемые умножением, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз и на разностное сравнение;
  • составные задачи в 2 действия, включающие в себя простые задачи на деление на равные части и по содержанию, на кратное сравнение.

В программе представлены тексты простых и составных задач основных типов по всем темам начального курса математики, которые служат моделью для составления аналогичных задач учителем.

Школьники учатся анализировать условие составной задачи, выясняют, что известно и что неизвестно в задаче, составляют краткую запись условия, анализируют решение, обосновывая правильность выбранного действия. Запись решения задачи сопровождается вопросами или пояснениями к каждому действию. Необходимо учить школьников сравнивать простые и составные задачи, предлагая тексты задач, отличающихся только вопросами.

В 3-й четверти IV класса после изучения мер времени и действий с ними дети учатся решать задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события.

Прочное и осознанное усвоение математических знаний, умений и навыков невозможно без их описания и речи, поэтому по отношению к каждой теме в программе выделены необходимые математические термины, а также те типовые фразы, которые ребенок должен научиться понимать и использовать.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Систематическое обучение решению задач начинается со 2-й четверти I класса, т. е. только после того, как дети осознают математический смысл действий сложения и вычитания на основе наглядно-практической деятельности (прибавление предметов, пересчет общего количества, дорисовка необходимого количества, пересчет оставшегося количества и т. д.) и научатся понимать без опоры на слова-подсказки («взял», «осталось» — вычитание, «всего» — сложение), в каких случаях выполняется сложение и вычитание. Вся подготовительная работа к обучению решению задач проходит в 1-й четверти в процессе изучения сложения и вычитания в пределах первого десятка. Начать систематическое обучение решению задач необходимо во 2-й четверти еще и потому, что некоторые глухие дети поступают в I класс, имея недостаточно прочную дошкольную подготовку.

На первых годах обучения решаются задачи, описывающие те предметные ситуации, которые знакомы ребенку по жизненному опыту и соответствуют освоенным им представлениям. Предлагаемый программой словарь служит опорой педагогу при составлении текстов задач. Он может варьироваться, но только с учетом реальных возможностей детей.

Во 2-й четверти I класса начинается обучение решению простых арифметических задач в одно действие. Дается представление о задаче, составляется условие задачи из рассыпного текста, ставится вопрос к условию, сравнивается текст задачи и обычный текст, выполняется рисунок, решение записывается в виде строчки. Начинается обучение детей составлению простых арифметических задач: добавление числовых данных в готовый текст задачи, составление вопроса к условию, составление задач по рисунку и др.

В программе предусмотрена определенная последовательность обучения решению простых задач:

  • задачи на нахождение суммы, остатка, неизвестного слагаемого;
  • задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; разностное сравнение;
  • задачи на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемые действием умножения;
  • задачи на увеличение числа в несколько раз;
  • задачи на деление на равные части и по содержанию;
  • задачи на уменьшение числа в несколько раз, кратное сравнение;
  • простые задачи всех типов.

На протяжении всего цикла обучения начальной математике школьники изучают величины: длину, массу, время и соотношения между ними. При изучении мер длины следует уделять большое внимание формированию умений детей правильно измерять линейкой и сантиметровой лентой окружающие предметы как в школе, так и дома, выполнять практические работы на местности (при знакомстве с километром). Изучая меры массы, необходимо использовать весы с гирями, пружинные и напольные весы.

Прочное и осознанное усвоение математических знаний, умений и навыков невозможно без их описания и речи, поэтому по отношению к каждой теме в программе выделены необходимые математические термины, а также те типовые фразы, которые ребенок должен научиться понимать и использовать.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у обучающихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, образовательного учреждения, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Обучающиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник). Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, справочников.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления обучающихся. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу.

Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала обучающиеся знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст,  задавать вопросы по ходу выполнения заданий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности обучающихся.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение обучающихся математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Обучающиеся  научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению обучающихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для обучающихся обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Во 2-ом классе продолжается изучение чисел от 1до 100. В 1-ой четверти дети учатся находить сумму нескольких равных слагаемых, вводится новое действие - умножение, изучается таблица умножения на 2, 3, 4, 5, название чисел при умножении. Во 2-ой четверти продолжается изучение действия умножения, ученики знакомятся с таблицей умножения на 6, 7, 8, 9, выделяются случаи умножения на 1 и на 0.

Необходимо добиваться понимания детьми смысла действия умножения и формировать у них прочные навыки умножения в ходе многократных и разнообразных упражнений. Дети должны хорошо знать таблицу умножения. Только на этой основе можно приступить к изучению действия деления, так как деление - действие обратное умножению, и успешность его усвоения непосредственно зависит от сформированности представлений о действии умножения и прочного знания всей таблицы умножения.

В 3-ей и 4-ой четвертях изучается деление на равные части и деление по содержанию, табличное деление, название чисел при делении, решение простейших уравнений, в которых неизвестными являются сомножители, делимое, делитель.

Основным способом восприятия учебного материала глухими детьми является слухо-зрительный.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 136 часов в год по 4 часа в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом, Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление. Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, - усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

                  ЛИЧНОСТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ                

                                    СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение рабочей программы «Математика» ориентировано  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные УУД.

- воспринимать русский язык как средство общения;

- проявлять уважение к семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов общества;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

- оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке своих поступков;

- выполнять правила этикета, бережно относиться к природе;

-внимательно относиться к своим переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства;

- признавать свои ошибки, сопоставлять свою оценку собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные УУД:

-соблюдать правила устного общения;

-читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное, понимать тему высказывания (текста) по заголовку.

Коммуникативные УУД (выделенные в соответствии с особенностями ОУ):

-умение воспринимать весь материал разговорной речи слухо-зрительно;

-обращаться к собеседнику и реагировать на обращение товарища;

-адресовывать собственное речевое высказывание непосредственно к собеседнику, к которому оно обращено, и активно воспринимать адресованное речевое высказывание;

-получать результат собственного речевого воздействия на собеседника и реагировать на речь товарища выполнением действия или ответным высказыванием;

-повторять или корректировать собственное речевое высказывание и проявлять встречную активность для уточнения понимания в целях достижения желаемого результата.

-определение цели высказывания и его задач;

-планирование высказывания;

-выделение главной мысли;

-отбор речевых средств;

-контроль и корректировка точности высказывания.

-умение представлять и раскрывать тему;

-выделять основную мысль высказывания;

-систематизировать материал (отбирать, группировать его, устанавливать связи между частями, определять и соблюдать логику изложения мыслей, планировать высказывание);

-выражать свои мысли правильно, точно, ясно.

Регулятивные УУД.

- самостоятельно организовывать своё рабочее место;

- следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

-определять цель учебной деятельности  с помощью учителя;

- определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;

- осуществлять само- и взаимопроверку работ;

- корректировать выполнение задания;

- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять,  в чём сложность выполнения.

Познавательные УУД.

- ориентироваться в учебниках;

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в словарях, таблицах;

- ориентироваться в рисунках, схемах,  таблицах, представленных в учебниках;

- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;

- наблюдать и делать выводы под руководством учителя;

- выполнять задания по аналогии.

Предметные результаты.

К концу обучения математике во 2-ом классе обучающиеся должны:

-знать нумерацию чисел в пределах 100;

-уметь выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление);

-уметь решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий;

-уметь решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия;

-составлять простые задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу);

-решать примеры, включающие в себя 3-4 действия со скобками и без скобок;

-знать меры длины, времени, соотношения между ними;

-чертить отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник;

-измерить длину отрезка, длины сторон геометрических фигур

                    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Числа от 1 до 100.

Десятки. Счет десятками.

Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100.

Однозначные и двузначные числа.

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30.

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

Устные приемы вычислений. 36+2, 36+20, 36-2, 36-20.

Устные приемы вычислений. 26+4, 20-5.

Ч Сравнение числовых выражений.

Числовые выражения.

Порядок выполнения действий со скобками и без скобок.

Сложение и вычитание в пределе 100 с переходом через разряд.

Сочетательное свойство сложения.

Применение переместительного и сочетательного свойств сложения.

Выражения с переменной вида Х+12, Х-15, 48-Х.

Решение уравнений.

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Понятие о действии умножения.

Название и обозначение действия умножения.

Названия чисел при умножении.

Перестановка сомножителей.

Таблица умножения на 2,3,4,5,6,7,8,9,0,1.

Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник.

Измерение и вычерчивание отрезков.

Решение задач на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемых умножением.

Меры длины: сантиметр, миллиметр, дециметр, метр. Соотношения мер длины.

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Порядок действий в выражениях, содержащих 2, 3 действия. (со скобками и без скобок)

Меры времени: час.

Определение времени по часам. (С точностью до часа).

Понятие о делении на равные части.

Название и обозначение действия деления.

Названия чисел при делении.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Решение задач на деление на равные части.

Нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении.

Свойство сторон квадрата и прямоугольника.

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

Составление краткой записи условия задачи.

Составление задач.


                                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№пп

Дата

Название темы урока

Кол-во час.

Форма организации учебных занятий

Характеристика основных видов учебных действий

Вид контроля

Домашнее задание

Предметные результаты

УУД

П – познавательные

К – коммуникативные

Р – регулятивные

Л - личностные

Числа от 1 до 100.

(36 часов)

Образовывать, называть и записывать числа

в пределах 100.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.
Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30 .

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Решать задачи изученных типов с числовыми данными в пределах 100.

Р:Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Л:Целостное восприятие окружающего мира.

1

Вводный урок. Знакомство с учебником и пособиями.

1

2-3

Числа от 1 до 100..

2

Повторение и закрепление изученного материала

Фронтальный опрос

4

Десятки. Счет десятками

1

Изучение нового материала

Математический диктант

5-6

Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100.

2

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

7

Однозначные и двузначные числа.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

8

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

1

Повторение и закрепление изученного материала

Индивидуальный опрос

9-11

Сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30.

3

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

12-13

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

2

Обобщение и систематизация знаний

Взаимопроверка

14-15

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

2

Обобщение и систематизация знаний

Взаимопроверка

16-17

Устные приемы вычислений. 36+2, 36+20, 36-2, 36-20.

2

Обобщение и систематизация знаний

Самопроверка

18-19

Устные приемы вычислений. 26+4, 20-5.

2

Обобщение и систематизация знаний

Самопроверка

20-21

Числовые выражения. Порядок выполнения действий со скобками и без скобок.

2

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный контроль

22-23

Сравнение числовых выражений.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

24-26

Сложение и вычитание в пределе 100 с переходом через разряд.

3

Повторение и систематизация знаний.

Самопроверка

27

Сочетательное свойство сложения.

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

28

Применение переместительного и сочетательного свойств сложения.

1

Обобщение и систематизация знаний

Взаимопроверка

29

Решение уравнений

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

30

Контрольная работа за 1 четверть

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

31

РНО.Выражения с переменной вида Х+12, Х-15, 48-Х

1

Обобщение и систематизация знаний

Проверочная работа

32

Закрепление изученного материала

1

33

Решение уравнений

1

Совершенствование знаний. Умений и навыков

Самопроверка

34

К.р. «Сложение и вычитание в пределах 100»

1

Контроль усвоения знаний

Контрольная работа

35

Работа над ошибками

1

Учет и оценка знаний

Самопроверка

36

Решение примеров и задач.

1

Повторение и закрепление полученных знаний

Самоконтроль

Умножение

(68 часов)

Моделировать действие умножение.

Заменять сумму одинаковых слагаемых

Произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно).

Умножать 1 и 0 на число.

Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение.

Решать текстовые задачи на умножение.

Р:Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

П:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

К:Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Л: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

37-38

Нахождение суммы одинаковых слагаемых.

2

Изучение нового материала

Фронтальная проверка

39

Понятие о действии умножения

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

40

Название и обозначение действия умножения

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

41-42

Названия чисел при умножении

2

Изучение нового материала

Математический диктант

43

Перестановка сомножителей

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

44

Таблица умножения на 2

1

Изучение нового материала

Взаимопроверка

45

Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

1

Изучение нового материала

Самопроверка

46

Таблица умножения на 3

1

Изучение нового материала

Самопроверка

47-48

Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник.

2

Изучение нового материала

Индивидуальный контроль

49-50

Таблица умножения на 4.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

51

Измерение и вычерчивание отрезков.

1

Изучение нового материала

Индивид. контроль

52-53

Таблица умножения на 5.

2

Изучение нового материала

Самопроверка

54-55

Решение задач на нахождение суммы нескольких равных слагаемых, решаемых умножением.

2

Изучение нового материала

Взаимопроверка

56-57

Меры длины: сантиметр.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

58-59

Таблица умножения на 6.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

60-61

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

2

Изучение нового материала

Взаимопроверка

62

Закрепление изученного материала

1

Повторение и обобщение знаний

Фронтальный опрос

63

Контрольная работа за 2 четверть

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

64

Работа над ошибками.

1

Систематизация знаний

Самопроверка

Умножение (продолжение)

65-66

Меры длины: дециметр.

2

Изучение нового материала

Математический диктант

67-68

Таблица умножения на 7.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

69-71

Решение задач на увеличение числа в несколько раз.

3

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный контроль

72

Закрепление изученного материала

1

Совершенствование знаний, умений и навыков

Самопроверка

73

Контрольная работа «Умножение. Решение задач».

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

74

Работа над ошибками. Повторение.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальный опрос

75-76

Таблица умножения на 8.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

77-78

Решение задач на увеличение числа в несколько раз

2

Изучение нового материала

Индив. контроль

79-80

Таблица умножения на 9.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

81-82

Меры длины: миллиметр.

2

Изучение нового материала

Индив. контроль

83-84

Практическая работа : измерение размеров класса, доски, стола.

2

Закрепление умений и навыков

Фронтальный опрос

85

Умножение на 1

1

Изучение нового материала

Самопроверка

86

Умножение на 0.

1

Изучение нового материала

Самопроверка

87

Закрепление изученного материала.

1

Обобщение и систематизация знаний

Взаимный диктант

88

Контрольная работа «Таблица умножения»

1

Контроль усвоения знаний

Контрольная работа

89

Работа над ошибками

1

Учет и оценка знаний

Самопроверка

90-92

Порядок действий в выражениях, содержащих 2, 3 действия.

3

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

93-94

Меры времени: час.

2

Изучение нового материала.

Словарная работа

95-96

Определение времени по часам. (С точностью до часа).

2

Изучение нового материала

Инд. контроль

97-99

Решение задач изученных видов

3

Повторение и систематизация знаний

Самопроверка

100-101

Порядок действий в выражениях со скобками.

2

Изучение нового материала

Взаимопроверка

102

Закрепление изученного материала

1

Обобщение и систематизация знаний

Инд. контроль

103

Контрольная работа за 3 четверть

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

104

Работа над ошибками. Повторение.

1

Повторение и систематизация знаний

Самопроверка

Деление

 (32 часа)

Моделировать действие деление.

Решать текстовые задачи на деление.

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления.

Умножать и делить на 1, на 0.

 Составлять простые задачи по рисунку (схеме, краткой записи условия, вопросу).

Решать задачи на деление по содержанию.

Решать задачи на деление на равные части.

Чертить отрезок, квадрат, прямоугольник, треугольник;

Измерить  длину отрезка, длины сторон геометрических фигур.

Знать свойство сторон квадрата и прямоугольника

Р:Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую

 составлять простой план учебно-научного текста.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Л: Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

105

Понятие о делении на равные части

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

106-107

Название и обозначение действия деления

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

108-109

Названия чисел при делении.

2

Изучение нового материала

Матем. диктант

110-111

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

2

Обобщение и систематизация знаний.

Самопроверка

112-114

Решение задач на деление на равные части

3

Изучение нового материала

Инд. контроль

115

Меры длины: мм.см.дм.м и их соотношения

1

Изучение нового материала

Мат. диктант

116-117

Нахождение неизвестных компонентов при умножении и делении.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

118-119

Решение уравнений

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

120-121

Свойство сторон квадрата и прямоугольника.

2

Изучение нового материала

Самопроверка

122-123

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз

2

Изучение нового материала

Инд.контроль

124

Закрепление изученного материала

1

Обобщение и систематизация знаний

Самопроверка

125

Контрольная работа «Деление. Решение задач и уравнений»

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

126-127

Решение задач с прямой формулировкой в 1 действие.

2

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

128-129

Числовые выражения в несколько действий (со скобками и без скобок)

2

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

130-131

Составление краткой записи условия задачи.

2

Изучение нового материала

Инд. контроль

132

Составление задач

1

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

133

Решение уравнений

1

Повторение и систематизация знаний

Фронтальный опрос

134

Закрепление изученного материала

1

Обобщение знаний

Инд.контроль

135

Контрольная работа за год

1

Учет и оценка знаний

Контрольная работа

136

Работа над ошибками

1

Повторение изученного материала

Самопроверка

137-140

Повторение и закрепление изученного материала

4

Обобщение и систематизация знаний


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование объектов и средств материально-технического

обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Программа специальных (коррекционных) образовательных

учреждений I вида

Учебники:

Учебник: 4 класс.

Математика,  Н.Ф. Слезина,  Э.П Гроза.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, пространственного воображения и математической речи.
Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Печатные пособия

Демонстрационные таблицы

Счётный материал по математике

Пособия содержат материал для организации дифференцированного обучения.

Содержание пособий для обучающихся расширяет и углубляет геометрический материал основного курса математики. Задания направлены на развитие пространственного воображения, элементов алгоритмического и конструкторского мышления, формирование графической грамотности, совершенствование практических действий с чертёжными инструментами.

Разрезной материал предназначен для организации самостоятельной практической работы, используется на протяжении всего первого года обучения. Включает карточки (цифры, математические знаки), наборы (предметные картинки, геометрические фигуры, монеты, полоски для измерения тела),материал для математических игр.

Материал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и пространственных отношений предметов, приёмы вычислений, зависимости между величинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».

В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...

Домашние задания по русскому языку, развитию речи и математике для обучающихся и родителей 2 класса специальных (коррекционных) школ I и II видов

Предложенные домашние задания предназначены для родителей и обучающихся, имеющих нарушения слуха. Они доступны, подкреплены словарем, рисунками и пояснениями. Иногда задания дублируют те, что выполнял...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме:"«Рассказ Е.Чарушина «Рысь» для обучающихся специальных (коррекционных) школ II вида (II отделение III вариант)

Материал предназначен для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида(II отделение III вариант), а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях и...

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс

Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...

«Эстетическое воспитание обучающихся специальной (коррекционной) школы»

Затрагивая вопросы эстетического воспитания в специальной  коррекционной школе, необходимо отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и понятия о красоте постоянно подкрепляютс...