Урок математики для учащихся 2 класса по теме " Сложение и вычитание двузначных чисел"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Мерзлютина Ирина Александровна

Урок разработан по программе Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку2.28 МБ
Файл конспект урока27.7 КБ

Подписи к слайдам:

Мерзлютина Ирина Александровна,учитель начальных классов,Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2, г. Воронежа
17 апреля.
Классная работа.
.
.
.
.
.
1
2
5
+
1
2
=
3
7
2
1
+
2
5
=
3
7
7
3
-
2
5
=
1
2
2
3
7
-
1
2
=
5
I
II
2
7
кг
1
5
кг
? . кг
? . кг
1)
2
7
-
1
5
=
1
2 (кг)
- со II грядки.
2)
2
7
+
1
2
=
3
9 (кг)
Ответ: 39 кг клубники собрали с двух грядок.


Предварительный просмотр:

Мерзлютина Ирина Александровна

город Воронеж, Воронежская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прогимназия № 2

учитель начальных классов/ 2 класс

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Цели:

  1. Закрепить знание нумерации двузначных чисел, навыки сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд;
  2. умение решать уравнения и текстовые задачи;
  3. развивать речь, логическое мышление, аналитические способности, интерес к предмету.

Ход урока.

  1. Организация класса. Контроль, коррекция и закрепление знаний. 
    1. Организация урока. 

 - Где наши ножки? 

 - Стоят на полу.

- Где наши ручки? 

 - Лежат на парте. 

 - Где наши глазки? 

 - Смотрят на доску. 

 - Где наши ушки? 

 - Ушки на макушке. 

 -  Прозвенел уже звонок – 

Начинается урок. 

- На наш урок математики пришли гости, и как полагается, гостей нужно приветствовать. Поверните головы к ним и обменяйтесь улыбками.

 2. Постановка задачи

- Давайте прочитаем девиз урока: Слайд 1. 

 • Быстро, аккуратно, прочно. Хоровое чтение.

- Как вы понимаете эти слова? Работаем быстро, пишем аккуратно, запоминаем прочно. 

- Согласны? Ну, тогда приступим.

- Начнём наш урок с разминки.

3. Разминка. Слайд 2

- Ответьте на мои вопросы:

  • Результат сложения. Сумма
  • Название первого числа при вычитании. Уменьшаемое
  • Еденица измерения массы предмета. Килограмм
  • Еденица измерения объёма жидкости. Литр
  • Результат вычитания. Разность
  • Знак между числами при сложении. Плюс
  • Единица измерения длины отрезка. См
  • Знак между числами при вычитании
  1. Работа в тетради. Слайд 3

- Откройте тетради. Пропустили 4 клетки. Запишите число – 17 апреля.

- Каким числом обозначена дата? Оно двузначное, для записи этого числа нужно две цифры.

- Что обозначает каждая цифра в записи числа? 1д и 7ед

- Представьте число 17 в виде суммы разрядных слагаемых. 10 + 7- один ученик на доске

- Назовите последующее число. 18

- На сколько последующее число больше предыдущего? На 1

- Назовите предыдущее число. 16

- На сколько предыдущее число меньше последующего? На 1

- Запишите ниже в тетрадях: Классная работа.

  1. Математический диктант. Слайд 4 - 5

- Ребята, а сейчас математический диктант? А проведём мы его вместе…. А в прочем отгадайте сами. Звучит музыкальный фрагмент песенки Винни-Пуха. Появляется картинка Винни-Пуха.

- Ребята, два дня назад, а точнее 15 апреля – день рождение Винни-Пуха. Ответы записывают в тетрадь.

  • Вы узнаете, сколько он пригласил гостей, если уменьшите число 10 на 1. (9)
  • Когда Винни-Пух заказал праздничный пирог узнаем, если назовем число, в котором 1 дес. 3 ед. (13)
  • Разность чисел 15 и 4 – это число, когда именинник отправил приглашения своим гостям. (11)
  • Расставьте ответы в порядке возрастания. 9, 11, 13
  • Установите закономерность и продлите ряд на 3 числа. …15, 17, 19

- Какое число “лишнее”? Почему? “Лишнее” число 9, т.к. оно не двузначное, а остальные числа двузначные.

- Какое число мы называем двузначным? Двузначное число – число, которое записывается двумя цифрами, левое показывает число десятков, правое – число единиц.

III.  Постановка учебной задачи.

- Мы встречались с этими числами на прошлом уроке.

- Что мы учились делать с двузначными числами? Складывать и вычитать двузначные числа.

- Сегодня на уроке мы продолжим тему “Сложение и вычитание двузначных чисел”. Слайд 6

- А ваши знания помогут Винни-Пуху справиться с заданиями, которые необходимо выполнить на уроке.

- Изобразите графически число 31, 4. эти числа нужно сложить. Как это сделать? На доске. http://festival.1september.ru/articles/419703/img1.gifНадо к десяткам прибавить десятки, а к единицам - единицы. Слайд 7

  1. Применение знаний.

- Откройте учебник на странице 70 № 1 (а). Изобразите графически сумму чисел 31 и 4. На доске и в тетрадях. Слайд 8

- Какое число получили? Запишите его. 35

- Посмотрите на схему выражения под буквой (б). Число 4 заменили числом 40.

- Что заметили? Вместо 4 единиц надо прибавить 4 десятка (число 40).

- Зарисуйте сумму 31 и 40.

- Каким правилом пользовались? Десятки прибавляем к десяткам… У доски выполняется сложение: 31 + 4 и 31 + 40. Выходят по рядам.

- Ребята, давайте “оживим” это правило. Мальчики выполнят роль десятков, а девочки - единиц.

- Зафиксируем их положение с помощью моделей.  

- Чего не хватает в записи? Знаков + и  =. Куда их поставим?  С чего начинаем сложение? Девочек пропустим вперед. Что получим? Где запишем?

- Какое число получилось? Запишите сумму числом. Сумма 71.

- А как изменится это правило, если потребуется вычесть? Поменять знак + на -.

  1. Самостоятельное применение знаний.

- Пользуясь этими схемами, я предлагаю выполнить следующие выражения в № 1 с. 70 с помощью графического изображения чисел. Все выполняют № 1

- Тем ребятам, кто может без графического изображения чисел выполнить сложение и вычитание двузначных чисел, предлагаю № 2 с. 70. Все выполняют № 2.

- Встанут те, кто выбирает № 1 и те, кто № 2. Работают самостоятельно.

- А теперь выполним проверку.

- Каким правилом пользовались?

  1. Самостоятельное применение знаний.

Мы дружно потрудились

Немного устали

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем, потом разведём.

В ладоши похлопаем, потом их встряхнём.

Направо посмотрим, налево посмотрим

И очень глубоко всей грудью вздохнём!

Или

  1. Геометрический материал.

Игра “ Танграм”.

- Эти ответы для Винни-Пуха принесли животные, которые получились у вас при составлении аппликаций из частей квадрата.

- Это гости Винни-Пуха.

- Вывесите свои работы на доску, кто хочет.

- Те ребята, которые составили фигуры по своему замыслу, подарят свои аппликации имениннику. Вывешивают на доску аппликации, выполненные дома по заданию из учебника № 5 с. 69.

- Выйдем и посмотрим на работы друг друга. Это было очень интересное задание.

Физкультминутка.

- Попробуем изобразить, как двигаются эти животные: кенгуру – прыгаем, страус – наклоняемся (прячет голову), журавль – летит из теплых стран.

  1. Сравнение двузначных чисел.

- Посмотрите на с. 70 учебника, кто спешит в гости к Винни-Пуху? Пятачок и ослик ИА

- Мы должны помочь им доставить подарки. Для этого прочитаем задание № 3.

- Что такое равенство? Выражение, левая часть которого равна правой.

- Попробуем составить эти равенства из чисел: 40, 8, 48. На доске изображение весов 48 = 40 + 8

- Кто может составить другое равенство из этих чисел? 48 - 8 = 40

- Кто может сам составить двумя способами, выполните задание под (б) в № 3 в парах. Работают в парах, составляют равенства. Слайд 8

- Кому трудно, поднимите сигнальную карточку (учитель оказывает индивидуальную помощь). Проверка у доски. Дети, которые затрудняются, выполняя задание, поднимают сигнальную карточку.?

- Какое правило помогло справиться с этим заданием?

Физкультминутка (Идем в гости к Винни-Пуху).

“Кочка” - присесть,

“стог” - встать,

“тропинка” - руки в стороны,

“дорожка” - руки вперед.

Мы шли-шли-шли – землянику нашли,

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем искать опять. Шагают, приседают.

VII. Решение составных задач. № 4 с. 71. Слайд 9

- Послушайте задачу и подберите схему к этой задаче. Показывают схему задачи.

- Откройте с. 71 № 4 и проверьте себя.

- Заполним схему.

- Как решить задачу. Известно, что с одной грядки собрали 27 кг клубники, а со второй – на 15 кг меньше. Надо узнать, сколько клубники собрали с двух грядок. Чтобы это узнать, надо сложить клубнику, которую собрали с I грядки и со II грядки.

- Почему? Ищем целое. Сразу мы это сделать не можем, т.к. неизвестно сколько клубники собрали со II грядки. Чтобы это найти, надо из 27 вычесть 15, т.к. ищем меньшее число.

- Какое же будет I действие? 27 – 15 = 12 (кг)

- Какое же запишите II действие? Вторым действием надо сложить 27 кг и 12 кг.

- Запишите решение в тетрадях. 27 + 12 = 39 (кг)

- Назовите ответ задачи. Ответ: 39 кг клубники собрали с двух грядок.

- Какие правила помогли сосчитать значения выражения в задаче № 4?

- Составьте, пожалуйста, выражение ко второй схеме в № 5 и найдите его значение.

- Какое выражение составили? 64 – 31 – 20 = 13

- Почему вычитали? Искали часть.

  1. Домашнее задание. № 5(1) Слайд 10

- Посмотрите на схему внимательно. Похожа она на ту задачу, которую мы решали на уроке? Да, ищем целое. Неизвестно меньшее число.

- А чем отличается? Первым действием находим первую часть, а не вторую.

- Составьте, пожалуйста, задачу к этой схеме дома и решите ее.

№№ 7,8

  1. Итог урока.

- Подведём итог.

- С какими числами работали? С двузначными.

- Какие действия выполняли? + и -

- Как складывать двузначные числа? Ответы детей.

- Как вычитать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач".

Конспект открытого урока по математике во 2 классе по теме: " Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Составление и решение задач"....

Авторская методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разработка урока  предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе "Начальная школа XXI века". Большое внимание на уроке уделено здоровьесберегающей технологии, используются фи...

Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел"

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ "В ГОСТИ К БЕЛОСНЕЖКЕ" Тема:   "Сложение и вычитание двузначных чисел"  Итоговый урок по теме.Цели:   Знания и умения по предмету: Умение выде...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. УМК "Гармония"

Данный материал содержит подробный конспект урока математики во 2 классе по теме:Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Задания для детей сопровождаются красочной презентацией...

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...