Конспект урока по математике " Старинные меры длины"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Старинные меры длины»

Урок математики 2 класс.

Ход урока

  1. Орг. момент

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьёзных, и весёлых!

Вы здороваетесь как?

Вот так!

Вы садитесь тихо как?

Вот так!

Настроение какое? Вот такое!

Игра «Подари тепло другу»

Ученики сели за парты и потерли ладошке о ладошку. Один ученик раскрывает ладони, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук?

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

-Нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь поддержать другого.

2. Чистописание. 
      — Установите числовую последовательность и продолжите ее в своих тетрадях письменно до конца строчки: 99 88 77.

  1. Устный счет
  • Математическая головоломка

-На предыдущих уроках мы стали настоящими путешественниками. И сегодня нам с вами выпало отправиться в путешествие, в удивительную страну. А вот какую вы узнаете после того как расшифруете мое задание. Но прежде чем приступить к выполнению задания, нужно вспомнить, все арифметические действия, с которыми знакомились ранее.

-Назовите мне их.( Сложение, вычитание, деление, умножение)

- Назовите компоненты сложения ( 1 сл., 2 сл., сумма)

-Что бы найти 1 слагаемое. Что нужно сделать? (Из суммы вычесть 2 сл.)

-Назовите компоненты вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое , разность)

- А как найти вычитаемое?( из уменьшаемого вычесть разность

-Как найти уменьшаемое?(  разности прибавить вычитаемое) 

-Компоненты деления? Умножения?

-Приступим к выполнению задания.

Шифровальщик

5*3+4 Ф

20:2:2 Р,  

5+7:7 А,

 18:3*2И

5+5*3   К,

19-10/2 А

Так куда мы с вами отправляемся?(Африку)

  • Работа с геометрическим материалом (многоугольники)

Посмотрите, на каком самолете мы полетим в путешествие.

Что в нем необычного?

Какие геометрические фигуры вы видите? Назовите их.

Сколько здесь пятиугольников? Кругов? Треугольников? Прямоугольников?

  • Работа с геометрическим материалом (линии)

Ребята, чтобы добраться до Африки и не сбиться с пути, нам надо выбрать правильный маршрутный лист. Посмотрите есть 5 вариантов, вам надо выбрать правильный и показать его номер с помощью числового веера.

Наш маршрут – это незамкнутая, ломаная линия, которая состоит из 6 звеньев.

Приготовьте ответы, покажите.

-Ну вот мы и справились со всеми заданиями,  можем лететь.( Звук полета)

-Итак приготовились мы идем на посадку. Мы в Африке. Посмотрите, как здесь красиво.

  1. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности

-Ребята, посмотрите, нас встречают герои мультфильма «38 попугаев». Давайте узнаем, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?

Просмотр м/ф.

-Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину)

-Смогли ли друзья помочь Удаву? (да)

-Каким образом? (Они измерили его в попугаях)

-А как еще можно измерить длину?( с помощью линейки, метра и т.д)

-А как вы думаете, в старину были ли эти предметы?

-Как же люди измеряли тогда  расстояние, площадь?

  1. Постановка учебной задачи

Опираясь на мультфильм скажите, чем мы будем заниматься на уроке?

(знакомиться со старинными мерами длины)

Какие цели перед собой поставим? ( познакомиться и применить полученные знания на практике)

  1. Освоение нового содержания

Я тоже хочу обратиться к вам с просьбой. У меня есть моток веревки, длину которой надо измерить? Как мы это можем это сделать?

(ответы детей)

С древних времен люди, задумываясь над этим вопросом, предлагали разные способы измерения длины. В старину на Руси длину предметов измеряли вот так.

Посмотрите.

Вершок -определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4см 5 мм

Дюйм- мерка, первоначально равная длине фаланги большого пальца, что составляет примерно 2 см 5 мм.

Пядь

  • Малая пядь - расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 19 см.
  • Великая пядь - расстоянию между концами большого пальца и мизинца, примерно 23 см.
  • Пядь с кувырком - малая пядь и две длины сустава указательного (по некоторым источникам – среднего) пальца, примерно 27 см.

Локоть –

  • расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно     46 см и 38 см соответственно.
  •  большой локоть, равен длине руки от основания плеча до большого пальца, а это приблизительно 54 см

Аршин- равен длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца, примерно 72см

Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ;длина такой сажени примерно 248 см. «Косая сажень в плечах».

Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук , ее длина  3 аршина или 213 см.

Ладонь – ширина 4-х пальцев.

 

Я вам прочитаю отрывок из сказки, в которой тоже употребляются старинные меры длины. А вы подумайте, о ком идет речь?

…Да игрушечку-конька

Ростом только

В три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами…

О ком идет речь? Написал эту сказку П.П. Ершов.

Какие старинные меры измерения длины вам встретились в этом отрывке? (Вершок, аршин)

  1. Физминутка из м/ф «Зарядка для хвоста»

Измерим длину моей верёвки разными мерами длины (маховая сажень, аршин и локоть) (учитель измеряет, дети считают).

Верёвка одна и та же, а результаты у всех разные. Почему? (ответы детей)

Если мы используем разные мерки, получается разные результаты измерения одного и того же предмета.

Откройте конверт, возьмите веревку. Вы будете работать в парах (измерить пядью и ладонью). Почему получились разные результаты?

  1. Проверка освоения нового содержания

Работа по учебнику №

Чем измеряет длину ткани первый продавец? Второй продавец?

В каком куске больше ткани в оранжевом или желтом? В желтом или голубом?

В красном или голубом? Закройте учебники.

  1. Закрепление

Посмотрите, на ваших листочках есть две полоски.

Чем мы можем измерить их длину? Назовите длину первой полоски, второй полоски. Нарисуйте третью полоску синим карандашом так, чтобы ее длина была меньше первой и второй полоски? Чему равна длина третьей полоски?

  1. Экспресс-диагностика

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться.

Мы сможем это сделать, если вы правильно подчеркнете то, с помощью чего можно измерять длину.

Вершок, литр, локоть, клетка, сажень, грамм (прочитать слова)

Посмотрите на правильные ответы, встаньте те, кто выполнил это задание так же.

Мы можем возвращаться домой.

  1. Итог урока

Что нового вы узнали за время нашего путешествия? Что научились делать?

  1. Рефлексия

Если вам понравилось наше путешествие, выходя из класса, прикрепите к пальме желтый банан, а если во время путешествия вы скучали – зеленый!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Старинные меры длины" в технологии МДО

Разработка урока по окружающему миру "Старинные меры длины": организационный проэкт,  конспект урока, дидактический материал, диагностическая работа....

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"

Конспект урока по математике "Величины.Единицы длины"...

Внеклассное занятие по математике "Старинные меры длины" 3 класс.

Цель внеклассного занятия - знакомство со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая сажень, пядь). Технологии: групповая, игровая, проектная, личностно-ориентированного обучения....

План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок  открытия новых знаний,  урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...

Конспект урока по математике по теме "Длина"

Конспект урока по математике по теме "Длина". Программа "Школа 2000". 1 класс...

Проектная задача по математике "Старинные меры длины"

Данный материал - поэтапное описание  работы над мини - проектом ( проектной задачей) по математике "Старинные меры длины"....