Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Светлана Викторовна Лаптева

Учебник Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Истомина Н. Б. Математика. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike.docx79.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Рабочая программа

по  математике

Учитель   Лаптева С. В. 

Класс        1

Общее количество часов в год   132

Учебник Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Рабочая программа составлена на основе программы Истомина Н. Б. Математика. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

                   

с. Виткулово

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по математике

Рабочая программа    по математике для 1 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы  по математике  (автор – д. п. н., профессор Н. Б. Истомина), утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Программа Н. Б. Истоминой  входит в УМК «Гармония».

Рабочая программа по математике  рассчитана на 132 часа  (33 недели). Из расчёта 4 часа  в неделю.

Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония» (завершённая предметная линия учебников):

1. Истомина Н. Б. Математика. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

2. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

3. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Уроки Математики: 1 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

4. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

5. Истомина Н. Б., Шмырева Г. Г. Математика. Контрольные работы к учебнику для 1 класса. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

6. Истомина Н. Б., Виноградова Е. П. Математика: учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь к учебнику для 1-2 классов. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.

7. Истомина Н. Б. Учимся решать задачи: тетрадь по математике для 1-2 классов. Москва: Линка-Пресс, 2012.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа разработана в полном соответствии с данной программой и учебно-методическим комплектом, поэтому коррекция программы не проводилась.

      Изучение математики в первом классе направлено на достижение следующих целей:

математическое развитие первоклассника – начало формирования способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково–символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умения  строить рассуждения;

освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование

арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики;

развитие мышления, качеств личности, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Направленность процесса обучения математике в начальных классах на формирование основных мыслительных

операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1. В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового знания (постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся, направленной на ее решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка).

Организация такого продуктивного повторения обеспечивает преемственность тем курса и создает условия для активного использования приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания.

2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. в мир математических знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции курса, логике построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия. В связи с этим процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением.

Конечно, в процесс выполнения учебных заданий включается и репродуктивная деятельность, которая связана с

использованием необходимой математической терминологии для объяснения выполняемых действий; с вычислениями; с усвоением определенных правил. Но при этом даже выполнение вычислительных упражнений обязательно сопровождается выявлением определенных зависимостей, связей, закономерностей. Для этого в заданиях специально подбираются математические выражения, анализ которых способствует усвоению математических понятий, их свойств, формированию вычислительных умений и навыков, а также повышению уровня вычислительной культуры учащихся. В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования, вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются определенные представления. Они являются основой для дальнейшего усвоения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.

4. В методике обучения решению текстовых задач, которая сориентирована на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между ними и на этой основе выбирать те арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.

В соответствии с этой методикой учащиеся знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки, которые необходимы им для овладения обобщенными умениями решать текстовые задачи. В их число входят:

а) навыки чтения;

б) усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения;

в) приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, графических и символических моделей;

г) сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение);

д) умение складывать и вычитать отрезки;

е) знакомство со схемой как способом моделирования.

Такая подготовительная работа позволяет построить методику формирования обобщенных умений для решения текстовых задач адекватно концепции курса и сориентировать тем самым процесс их решения на развитие мышления младших школьников.

5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.

При выполнении геометрических заданий у учащихся формируются навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. Для развития пространственного мышления выполняются различные задания с моделью куба и его изображением.

Для развития пространственного мышления учащиеся выполняют задания на установление соответствия между моделью куба, его изображением и разверткой.

6. В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определенными методическими возможностями. Данное средство (калькулятор) можно использовать для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способа действий, для проверки предположений и числового результата, для усвоения математической терминологии и символики, для выявления закономерностей и зависимостей, для эффективного формирования вычислительных навыков.

7. В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий.

8. В построении уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса, система учебных заданий, адекватная его концепции, и создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки развивающих уроков являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность предлагаемых учителем учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приемами, сочетанием разнообразных средств и форм обучения, активным высказыванием детьми самостоятельных суждений и способов их обоснования.

В соответствии с концепцией курса целенаправленная и систематическая работа по формированию приемов умственной деятельности начинается с первых уроков математики при изучении темы «Признаки предметов». Учитывая опыт ребенка и опираясь на имеющиеся у него представления, учитель предлагает задания на выделение различных свойств предметов, в том числе и таких, как форма, цвет, размер. В результате дети осознают, что любой объект (предмет) можно рассматривать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию у учащихся представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Для этой цели используются задания на установление соответствия между предметами по одному свойству; на наблюдение изменений, происходящих с конкретными объектами (предметами) по одному, двум, трем свойствам; на выявление определенных закономерностей в изменении свойств предметов. Включение подобных заданий в процесс обучения способствует созданию комфортных условий для активной работы на уроке математики каждого ребенка в соответствии с его способностями, опытом и уровнем развития речи. Это помогает детям быстрее адаптироваться к школьной обстановке, научиться общаться друг с другом и с учителем.

Ориентируясь в целом на тематический (содержательный) принцип построения курса, нельзя не учитывать, что именно в начальных классах ребенок должен научиться красиво писать цифры, пользоваться линейкой, циркулем, овладеть математической терминологией и символикой. Так как формирование этих умений и навыков процесс длительный, то он распределяется во времени и включается в различные темы курса. Навыки написания цифр, например, формируются у детей параллельно с изучением тем: «Точка. Прямая и кривая линии. Луч», «Длина предметов», «Отрезок». В предлагаемом курсе дети сначала усваивают (или уточняют, если они пришли в школу подготовленными в этом плане) последовательность слов-числительных, которыми можно пользоваться для счета предметов. Затем овладевают операцией счета, то есть устанавливают взаимно-однозначное соответствие между предметом и словом-числительным.

Заменяя слова-числительные знаками (в произвольном порядке), учащиеся знакомятся с цифрами и учатся красиво писать их. Можно, например, начать с цифры 1, затем научиться писать цифру 4, затем 7, 6 и т. д.

В теме «Однозначные числа» учащиеся знакомятся с отрезком натурального ряда чисел от 1 до 9. Пересчитывая предметы данной совокупности и заменяя слова-числительные соответствующими знаками (цифрами), они получают ряд чисел, которым можно пользоваться для счета предметов. Принцип построения этого ряда осознается детьми в процессе выполнения различных заданий, которые связаны с операцией счета, присчитывания и отсчитывания.

Знакомство учащихся с лучом, отрезком и способом измерения длины с помощью различных мерок позволяет ввести понятие «числовой луч» и использовать его как наглядное средство для сравнения чисел, а затем для их сложения и вычитания.

В качестве математической основы разъяснения смысла сложения выступает теоретико-множественная трактовка суммы. Она легко переводится на язык предметных действий, что позволяет при формировании представлений о смысле сложения опираться на опыт детей, активно используя счет и операции присчитывания и отсчитывания.

Для разъяснения смысла сложения используется идея соответствия предметного действия его словесному описанию и математической записи, которые интерпретируются на числовом луче. Для чтения математических записей вводится терминология: неравенство, выражение, равенство, слагаемое, значение суммы, употребление которой позволяет исключить такой термин, как «примеры». Интерпретация сложения на числовом луче помогает ребенку абстрагироваться от предметных действий.

При изучении состава однозначных чисел также используется идея соответствия предметной ситуации и математической записи. Аналогично формируется представление о смысле действия вычитания.

Введение в программу темы «Целое и части» помогает детям осознать взаимосвязь между сложением и вычитанием, между компонентами и результатами этих действий. Процесс усвоения состава однозначных чисел (и соответствующих случаев вычитания) распределяется во времени и тесно связан с изучением таких понятий, как «увеличить на», «уменьшить на», «целое и части», «число и цифра нуль», разностное сравнение (На сколько больше? На сколько меньше?).

Для усвоения состава однозначных чисел учащимся предлагаются разнообразные задания: на классификацию; на соотношение рисунков и математических записей; на выбор рисунков, соответствующих данному числовому выражению, и на выбор числовых выражений, соответствующих данному рисунку.

Параллельно с изучением смысла действий сложения и вычитания и формированием табличных навыков в пределах 10 уточняются представления учащихся о величинах и устанавливается взаимосвязь между числом и величиной. Работа по формированию представления о величинах осуществляется поэтапно: на первом этапе выясняются и уточняются имеющиеся у детей представления о данной величине, которые они выражают в речи с помощью различных житейских понятий; на втором этапе величины сравниваются различными способами (наложением, приложением, визуально, с помощью различных мерок); на третьем этапе учащиеся знакомятся с единицами величин, с соотношениями между ними и с измерительным прибором. На последующих этапах учащиеся выполняют действия с величинами: сложение, вычитание, умножение и деление величины на число. По отношению к величине «длина» первые три этапа нашли отражение в темах первого класса: «Длина предметов», «Измерение длины», «Единицы длины».

При изучении нумерации двузначных чисел деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц. Для этого используются как предметные наглядные пособия, так и калькулятор.

Усвоение таблиц сложения и соответствующих случаев вычитания в пределах 10, разрядного состава двузначных чисел является основой для формирования умения складывать и вычитать круглые десятки, двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд. В процессе формирования этих вычислительных умений совершенствуются табличные навыки сложения и вычитания в пределах 10, поэтому рассмотрение этих случаев предшествует изучению таблицы сложения однозначных чисел с переходом в другой разряд и соответствующих случаев вычитания. Для усвоения вычислительных приемов используются соотнесение предметной и знаковой модели, смысл действий сложения и вычитания, анализ и сравнение выражений (установление их сходства и различия), а также задания на выявление различных закономерностей и зависимостей, которые тесно связаны с вычислением результата.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Одним из результатов обучения математики является начало осмысления и начало присвоения учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимание закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,

государства.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходим мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

В основе учебно–воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, факторов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждения;  опровергать или подтверждать истинность предположения).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА К КОНЦУ 1 КЛАССА

1. Личностные результаты освоения предмета: 

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение к урокам математики.

Могут быть сформированы:

умение признавать собственные ошибки.

2. Метапредметные результаты освоения предмета:

2.1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Учащиеся научатся:

отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные листы);

учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;        

проверять результаты вычислений;        

адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;

планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).

2.2. Познавательные универсальные учебные действия.

Учащиеся научатся:

анализировать текстовые ситуации и строить к ним предметные модели;

сопоставлять предметные модели и текстовые ситуации;

моделировать отношения с помощью отрезков;        

устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);        

осуществлять синтез числового выражения (восстановление деформированных равенств).        

Учащиеся получат возможность научиться:

видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;        

выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.        

2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся научатся:

сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;        

задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

организовывать взаимопроверку выполненной работы;

высказывать свое мнение при обсуждении задания.

3. Предметные результаты освоения предмета: 

Учащиеся научатся:        

читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;        

представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;

выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел, сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);        

выполнять сложение и вычитание с числом 0;        

правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность);        

распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная; многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;        

измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;        

находить длину ломаной и периметр многоугольника.        

Учащиеся получат возможность научиться:

вычислять значение числового выражения в 2-3 действия рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);        

сравнивать значения числовых выражений.      

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований. Он характеризуется минимумом знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение требований второго уровня позволяет перевести ребенка в следующий класс.

Первый уровень

Знать:

-Состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания).

-Разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами.

-Термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл.

-Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними.

-Переместительное и сочетательное свойства сложения.

Уметь:

-Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать «круглые» десятки. Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки. Соотносить предметные действия с математическими выражениями. Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот).

-Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений.

Второй уровень

-Знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания в пределах 10.

-Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и вычитания.

-Распознавать геометрические фигуры на чертеже.

-Интерпретировать отношения на предметных, вербальных, схематических и символических моделях. Единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения между ними; единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда).

-Названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч). Отношения «столько же», «больше»,

«меньше», «больше на...», «меньше на...».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Признаки предметов (10 ч)

Отношения (3 ч)

Однозначные числа. Счет. Цифры (14 ч)

Точка. Прямая и кривая линии (2 ч)

Луч (3 ч)

Отрезок. Длина отрезка (5 ч)

Числовой луч (2 ч)

Неравенства (3 ч)

Сложение. Переместительное свойство сложения (17 ч)

Вычитание (4 ч)

Целое и части (5 ч)

Отношения (больше на…, меньше на…,увеличить на…,уменьшить на…) (7 ч)

Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (4 ч)

Двузначные числа. Названия и запись (6 ч)

Двузначные числа. Сложение. Вычитание (9 ч)

Ломаная (2 ч)

Длина. Сравнение. Измерение (21 ч)

Масса. Сравнение. Измерение (6 ч)

Проверь себя, чему ты научился в первом классе (10 ч)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Виткуловская средняя общеобразовательная школа  

Принято на                                                                        Согласовано                                                                         Утверждаю

пед. совете                                                                         Зам. директора по УВР                                                       Директор школы

№ 22                                                                                   _____________                                                                     _____________

от 30.08.2013 г.                                                                 В. С. Кошелева                                                                     А. А. Пронин

                                                                                           30.08.2013 г.                                                                          Приказ № 110

                                                                                                                                                                                           от 30.08.2013 г.

Календарно – тематическое планирование

Название курса        

Математика

Класс  

1

Программа    

Истомина Н. Б. Математика. Программа 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Учебник 

Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1 класса. В 2 частях. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.

Количество часов    

132 (4 часа в неделю)

Планируется   

Контрольных работ – 7.

Учитель

Лаптева С. В.

                 

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с графиком промежуточной аттестации,

утверждаемым приказом руководителя образовательного учреждения

МБОУ Виткуловская СОШ Прониным А. А.


Календарно-тематическое планирование по математике

№ урока

Тема урока

Номера заданий

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

План

Факт

Признаки, расположение и счёт предметов (10 ч) № 1-53

1

Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт.

1-4

1

Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Измене-ние признаков предме-тов. Общий признак совокупности предме-тов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составле-ние последовательнос-ти предметов по опре-делённому правилу. Представление о зако-номерностях. Сравне-ние количества пред-метов в совокупностях (выделение пар). Рабо-та с информацией, пре-дставленной в виде ри-сунка. Изменение коли-чества предметов. Вза-имное расположение предметов на плоскос-ти и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между и т. д.). Описа-ние местоположения предмета в простран-стве и на плоскости.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь различными отношениями (выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов).

Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и столбце.

Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Составлять фигуры различной формы из данных фигур.

Описывать в речевой форме иллюс-трации ситуаций, пользуясь отноше-ниями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже».

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность дейс-твий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числи-тельные).

2.09

2

Выделение «лишнего» предмета. Счёт.

5–9

1

3.09

3

Выявление закономерно-сти (правила). Счёт.

10–14

1

4.09

4

Пространственные отно-шения «перед», «за», «между». Счёт.

15–19

1

5.09

5

Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт.

20–24

1

9.09

6

Пространственные отно-шения «слева», «справа», «выше», «ниже». Счёт.

25–30

1

10.09

7

Пространственные отно-шения. Счёт. Последова-тельность событий во времени.

31–35

1

11.09

8

Построение таблиц или ря-да фигур по определённо-му правилу. Счёт.

36–41

1

12.09

9

Порядок расположения предметов. Выбор недоста-ющих элементов таблицы. Счёт.

42–48

1

16.09

10

Изменение признаков предметов по определён-ному правилу. Счёт.

49–53

1

17.09

Отношения (3 ч) № 54–62

11

Предметный смысл отно-шений «больше», «мень-ше», «столько же».

54–56

1

Предметный смысл от-ношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно однозначном соответствии. Способы установления взаимно-однозначного соответ-ствия. Образование пар предметов. Счёт. Пред-ставление о других ви-дах соответствий.

Моделировать различные способы установления взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях.

Анализировать модель взаимно-однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары.

Анализировать ситуации с точки зрения заданных отношений.

Использовать логические выражения, содержащие связки «если…, то…», «каждый», «не».

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

18.09

12

Применение отношений «больше», «меньше», «столько же».

57–59

1

19.09

13

Проверка усвоения школь-никами смысла отношений «больше», «меньше», «столько же».

60–62

1

23.09

Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 ч) № 63–121

14

Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «циф-ра». Последовательность событий.

63–67

1

Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счёта. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел. Варианты выбора двух

предметов из трёх. Отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9. Присчитывание и от-считывание по одному предмету. Счёт. Вер-бальная (название), предметная (совокуп-ность предметов), сим-волическая (знак-циф-ра) модель числа.

Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символиче-ской моделями числа.

Выбирать символическую модель чис-ла (цифру) по данной предметной и вер-бальной модели.

Записывать цифрой количество пред-метов.

Определять число способов выбора одного предмета из данной совокуп-ности предметов.

Разбивать предметы данной совокуп-ности на группы по различным приз-накам (цвет, форма, размер).

Обозначать предметы кругами (квад-ратами, треугольниками).

Планировать последовательность дей-ствий в речевой форме при выполнении задания.

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следую-щий в ряду объект, выявлять (обоб-щать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком.

Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представлен-ной в вербальной и наглядной (пред-метной) формах, используя  логические выражения, содержащие связки «ес-ли…, то…», «или», «не» и др.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной формах.

Присчитывать и отсчитывать по од-ному предмету.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

24.09

15

Число и цифра 7. Разбие-ние на группы. Варианты выбора одного предмета.

68–74

1

25.09

16

Число и цифра 4. Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначения-ми. Коррекция ответов.

75–78

1

26.09

17

Число и цифра 6. Законо-мерность в изменении признаков предметов.

79–82

1

30.09

18

Число и цифра 5. Разбие-ние фигур на две группы.

83–86

1

1.10

19

Число и цифра 9. Выбор и коррекция ответов.

87–89

1

2.10

20

Число и цифра 3. Само-контроль.

90–93

1

3.10

21

Число и цифра 2. Простей-шие рассуждения. Вариан-ты выбора.

94–99

1

7.10

22

Число и цифра 8. Класси-фикация.

100–103

1

8.10

23

Запись ряда чисел при счёте предметов (отрезок натурального ряда чисел).

104–109

1

9.10

24

Предметный смысл прави-ла построения ряда одно-значных чисел. Присчи-тывание и отсчитывание по одному предмету.

110–116

1

10.10

25-26

Выявление закономернос-тей. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Число и цифра нуль.

117–121

2

14.10

15.10

27

Проверить умение рабо-тать самостоятельно.

ТПО № 1

1

16.10

Точка. Прямая и кривая линии (2 ч) № 122–133

28

Линейка – инструмент для проведения прямых линий и средство самоконтроля.

122–127

1

Представление о пря-мой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых ли-ний. Проведение пря-мой через одну точку, через две точки. Точка

пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкну-тые кривые линии. Изо-бражение прямых и кривых линий на плос-кости. Пересечение кривых и прямых ли-ний на плоскости.

Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Проводить (строить), пользуясь лине-йкой, прямые линии через одну точку.

Определять количество прямых, изо-бражённых на рисунке.

Определять количество точек пересе-чения прямых, изображённых на рисун-ке.

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки.

Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии.

17.10

29

Замкнутые и незамкнутые кривые.

128–133

1

21.10

Луч (3 ч) № 134-139

30

Изображение луча. Обо-значение буквой начала луча.

134–136

1

Представление о луче. Существенный признак изображения луча (точ-ка, обозначающая его начало). Различное рас-положение луча на пло-скости. Варианты про-ведения лучей из дан-ной точки. Обозначе-ние луча одной буквой. Пересечение лучей.

Различать изображения луча и прямой.

Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча.

Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.

Строить точку пересечения двух лу-чей, точку пересечения прямой и луча.

Определять количество лучей, изображённых на рисунке.

22.10

31

Построение лучей. Пере-сечение линий.

137–139

1

23.10

32

Контрольная работа № 1.

1

24.10

Отрезок. Длина отрезка (5 ч) № 140–163

33

Построение отрезка. Выяв-ление отрезков на сложном чертеже.

140–145

1

Построение отрезка. Существенные призна-ки отрезка (проводится по линейке, имеет два конца и длину). Обо-значение отрезка двумя буквами. Представле-ние о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сра-внения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помо-щью мерок. Линейка как инструмент для из-мерения длин отрезков.

Единица длины санти-метр. Построение отре-зка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства.

Строить отрезок с помощью линейки.

Выражать в речевой форме признаки сходства и различия в изображениях луча и отрезка.

Находить отрезки на сложном чертеже.

Сравнивать длины отрезков визуально (длина меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля.

Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, пря-моугольник).

Обозначать количество предметов.

 Выбирать пары отрезков, соответству-ющих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины).

Называть отрезки, пользуясь двумя буквами.

Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка.

Строить отрезок заданной длины с по-мощью циркуля.

Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах.

Строить отрезок заданной длины (в сантиметрах).

Сравнивать длины сторон треуголь-ника, квадрата, прямоугольника визу-ально и с помощью циркуля.

Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их.

28.10

34

Сравнение длин отрезков с помощью циркуля.

146–150

1

29.10

35

Моделирование отноше-ний с помощью отрезков.

151–155

1

30.10

36

Построение отрезков на луче. Сравнение длин от-резков с помощью мерок.

156–158

1

31.10

37

Единица длины сантиметр.

159–163

1

11.11

Числовой луч (2 ч) № 164–168

38

Изображение числового луча.

164-165

1

Изображение числово-го луча. Последователь-ность выполняемых действий при построе-нии луча. Запись чисел (натуральных), соответ-ствующих данным точ-кам на числовом луче. Сравнение длин отрез-ков на числовом луче.

Строить числовой луч по инструкции (действовать по плану).

Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.

Определять количество мерок в отрез-ках, данных на числовом луче.

Конструировать простейшие с помо-щью логических связок «…и/или...», «ес-ли…, то…».

Слушать ответы одноклассников, ана-лизировать и корректировать их.

12.11

39

Сравнение длин отрезков с помощью числового луча.

166–168

1

13.11

Неравенства (3 ч) № 169–180

40

Числовые неравенства, их запись. Знаки «больше», «меньше».

169–173

1

Запись неравенства. За-мена слов «больше», «меньше» соответству-ющими знаками. Срав-нение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.

Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >,<. .

Проверять на числовом луче резуль-таты сравнения. (Моделировать срав-нение чисел на числовом луче.)

Выявлять правило, по которому соста-влены два и более неравенств.

Записывать различные неравенства с числами, которые соответствуют точкам.

14.11

41

Сравнение однозначных чисел. Числовой луч как средство самоконтроля.

174–176

1

18.11

42

Запись числовых нера-венств по данному усло-вию.

177–180

1

19.11

Сложение. Переместительное свойство сложения (17 ч) № 181–266

43

Предметный смысл сложе-ния. Знакомство с терми-нологией: выражение, ра-венство, названия компо-нентов и результата дей-ствия. Изображение ра-венств на числовом луче.

181-182

1

Предметный смысл сложения. Знак дейст-вия сложения. Число-вое выражение (сумма).

Описывать в речевой форме ситуации (действия с предметами), изображённые на рисунках.

Анализировать рисунки с количест-венной точки зрения.

20.11

44

Переместительное свойст-во сложения. Состав чисел 4 и 6. Классификация пре-дметов.

183–189

1

Числовое равенство. Названия компонентов и результата действия сложения (первое сла-гаемое, второе слагае-мое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на чис-ловом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как сред-ства самоконтроля. Пе-реместительное свойс-тво сложения. Состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых (табли-ца сложения). Устано-вка на запоминание со-става однозначных чи-сел (карточки для  са-мопроверки результа-тов). Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4+2 > 5, 6 > 3+2, 4+2 > 3+2.

Выбирать знаково-символические мо-дели (числовые выражения), соответ-ствующие действиям, изображённым на рисунке.

Изображать сложение чисел на число-вом луче (графическая модель).

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

Выбирать рисунок, которому соответ-ствует данное равенство.

Выбирать равенства, которые соответ-ствуют данному рисунку.

Записывать равенство, изображённое на числовом луче.

Записывать равенство, соответствую-щее рисунку.

Набирать определённое количество денег, пользуясь различными монетами.

Находить количество предметов, поль-зуясь присчитыванием и отсчитыва-нием по единице.

Выявлять правило, по которому соста-влена таблица и заполнять её в соответ-ствии с правилом.

Дополнять равенства пропущенными числами.

Вычислять значения сумм из трёх, че-тырёх слагаемых, выполняя последо-вательно действие сложения слева направо.

Выявлять основание для классифи-кации группы предметов.

21.11

45

Переместительное свойст-во сложения. Соотнесение предметных, графических

и символических моделей.

190–195

1

25.11

46

Контрольная работа № 2.

1

26.11

47

Работа над ошибками.

1

27.11

48

Состав числа 6. Установка на запоминание.

196–201

1

28.11

49

Состав числа 5. Преобра-зование графической моде-ли в символическую.

202–209

1

2.12

50

Состав числа 5. Установка на запоминание. Неравен-ства.

210–216

1

3.12

51

Состав числа 8. Класси-фикация предметов.

217–222

1

4.12

52

Состав числа 8. Установка на запоминание.

223–228

1

5.12

53

Состав числа 7. Сложение длин отрезков.

229–237

1

9.12

54

Состав числа 7. Установка на запоминание. Запись выражений по определён-ному правилу.

238–246

1

10.12

55

Состав числа 9. Установка на запоминание. Преобра-зование символической модели в графическую.

247–253

1

11.12

56

Проверка усвоения таблич-ных навыков сложения.

254–259

1

12.12

57

Проверка табличных навы-ков сложения. Навыки са-моконтроля и самооценки.

260–266

1

16.12

58

Контрольная работа № 3.

1

17.12

59

Работа над ошибками.

1

18.12

Вычитание (4 ч) № 1–18

60

Предметный смысл вычи-тания. Знакомство с назва-ниями компонентов и ре-зультата действия вычи-тания.

1–4

1

Предметный смысл вы-читания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Названия компонентов и резуль-тата действия (умень-шаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение вычита-ния чисел на числовом луче. Предметные мо-дели и луч как средства самоконтроля вычис-лений. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Построение предмет-ной модели по данной ситуации.

Моделировать ситуации, иллюстриру-ющие арифметическое действие вычи-тания (предметные, вербальные, графи-ческие и символические модели).

Записывать равенство, которое изо-бразили на числовом луче.

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности.

Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания.

 Находить результат вычитания, поль-зуясь отсчитыванием предметов.

Выбирать разность с наибольшим зна-чением в данных выражениях с одина-ковыми уменьшаемыми.

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

19.12

61

Изображение вычитания на числовом луче. Сумма длин отрезков.

5–10

1

23.12

62-63

Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

11–18

2

24.12

25.12

Целое и части (5 ч) № 19–36

64

Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания.

19–22

1

Представление о целом и его частях. Взаимо-связь сложения и вычи-тания. Таблица сложе-ния в пределах 10 и со-ответствующие ей слу-чаи вычитания.

Составлять объект из двух данных частей.

Выделять части предмета.

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной мо-делью.

Соотносить графическую и символи-ческую модели, пользуясь словами «це-лое», «часть», «отрезок», «мерка».

Вычислять значения выражений, вы-полняя последовательно действия слева направо, и проверять полученный резу-льтат. 

Записывать равенства, соответствую-щие графической модели.

Проверять на числовом луче, какие ра-венства верные, а какие неверные.

Записывать неверные равенства в виде неравенств.

Выбирать из данных выражений те, ко-торые соответствуют предметной моде-ли, и находить их значения.

Составлять, если это возможно, четы-ре верных равенства, пользуясь тремя данными числами.

Конструировать простейшие выска-зывания с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…», «неверно, что…».

26.12

65-66

Табличные случаи сложе-ния и соответствующие им случаи вычитания.

23 – 29

2

13.01

14.01

67

Преобразование неверных равенств в неравенства.

30–32

1

15.01

68

Изображение с помощью отрезков взаимосвязи ком-понентов и результатов де-йствий сложения и вычи-тания.

33–36

1

16.01

Отношения (больше на..., меньше на..., увеличить на..., уменьшить на...) (7 ч) № 37–63

69

Знакомство с терминами «увеличить на…», «умень-шить на…». Табличные навыки.

37–42

1

Предметный смысл от-ношений «больше на…», «меньше на…». Запись количественных изменений (увеличить на…, уменьшить на…) в виде символической модели. Использование математической терми-нологии (названий компонентов, результа-тов действий, отноше-ний) при чтении ра-венств. Число нуль как компонент и результат арифметического дейс-твия. Увеличение дли-ны отрезка на данную величину. Уменьшение

длины отрезка на дан-ную величину.

Заменять предметную модель симво-лической.

Читать равенства, используя матема-тическую терминологию.

Выбирать пару предметных совокуп-ностей (картинок), соответствующих данному отношению.

Выбирать символические модели, со-ответствующие данным предметным моделям.

Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания) и проверять ответ.

Выявлять и обобщать правило (зако-номерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продол-жать ряд по тому же правилу.

Сравнивать выражения (сумма, раз-ность) и записывать результат сравне-ния в виде неравенства.

Выявлять закономерности в измене-нии данных выражений.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

20.01

70

Возрастание и убывание числового ряда. Выявле-ние закономерностей.

43–48

1

21.01

71

Замена вербальной модели предметной. Табличные навыки. Действия сложе-ния и вычитания с числом нуль.

49–54

1

22.01

72

Закономерность в измене-нии числовых выражений. Построение отрезков по данным условиям.

55–60

1

23.01

73

Предметные и графичес-кие модели как средство самоконтроля.

61–63

1

27.01

74

Контрольная работа № 4.

1

28.01

75

Работа над ошибками.

1

29.01

Отношения (на сколько больше? на сколько меньше?) (4 ч) № 64–80

76

Предметный смысл разно-стного сравнения. Таблич-ные навыки.

64–67

1

Предметный смысл от-ношений (разностное сравнение). Модель от-ношений «на сколько больше…?», «на сколь-ко меньше…?». Пост-роение разности двух отрезков.

Моделировать отношения «на сколько больше…?», «на сколько меньше…?».

Выбирать предметные модели, соотве-тствующие данному равенству.

Преобразовывать графическую модель в символическую.

Анализировать способ построения ра-зности двух отрезков, проговаривать план действий.

Записывать равенства, соответству-ющие предметной модели.

Выбирать на сложном чертеже отрез-ки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок.

30.01

77

Вычитание отрезков с по-мощью циркуля. Преобра-зование предметной или графической модели в си-мволическую.

68–71

1

3.02

78

Запись равенств, соответс-твующих предметной и графической моделям.

72–75

1

4.02

79

Построение суммы и раз-ности отрезков.

76–80

1

5.02

Двузначные числа. Названия и запись (6 ч) № 81–108

80

Наименьшее двузначное число. Счётная единица «десяток». Состав числа 10

81–87

1

Запись числа 10 цифра-ми 1 и 0. Модели десят-ка и единицы. Запись числа 10 в виде суммы двух однозначных чи-сел. Счёт десятками. Структура двузначного числа. Запись двузна-чного числа в виде десятков и единиц. Раз-ряды двузначного чис-ла. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Чтение и запись дву-значных чисел. Назваия десятков. Правила чте-ния и записи двузнач-ных чисел от 10 до 19, от 20 до 99.

Моделировать состав числа 10, ис-пользуя предметные, графические, сим-волические модели.

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его пред-метной модели. 

Записывать двузначное число цифра-ми, пользуясь его предметной моделью.

Выявлять правило (закономерность) в названии десятков.

Записывать двузначное число по его названию.

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отме-ченные точками на числовом луче.

Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель чис-ла, соответствующую данной пред-метной модели.

Преобразовывать предметную (симво-лическую) модель по данной символи-ческой (предметной) модели.

Классифицировать двузначные числа по разным основаниям.

Использовать предметные модели (де-сятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел.

6.02

81

Разряд единиц, разряд де-сятков. Названия десятков. Предметные модели одно-го десятка и одной еди-ницы. Табличные навыки.

88–93

1

10.02

82

Запись и чтение двузнач-ных чисел. Табличные на-выки.

94–101

1

11.02

83

Чтение и запись двузнач-ных чисел. Табличные на-выки.

102–108

1

12.02

84

Контрольная работа № 5.

1

13.02

85

Работа над ошибками.

1

24.02

Двузначные числа. Сложение. Вычитание (9 ч) № 109–175

86

Сложение круглых десят-ков. Предметные и симво-лические модели.

109–114

1

Сложение (вычитание) десятков. Запись дву-значных чисел в виде суммы двух слагаемых.

Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузна-чных чисел на несколь-ко десятков.

Наблюдать изменение в записи дву-значного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные моде-ли и калькулятор.

Обобщать приём сложения (вычита-ния) десятков (круглых двузначных чи-сел).

Выявлять закономерность в записи ряда чисел.

Группировать числа, пользуясь пере-местительным свойством сложения.

Выбирать из данных чисел те, с кото-рыми можно составить верные равен-ства.

Увеличивать (уменьшать) любое дву-значное число на 1.

Выбирать выражения, соответству-ющие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении.

Записывать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Выявлять (обобщать) правило, по ко-торому составлены пары выражений.

 Обозначать данное количество пред-метов отрезком. 

Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания).

Записывать различные двузначные чи-сла, используя данные две или три ци-фры (с условием их повторения в запи-си числа), способом перебора или с по-мощью таблицы.

Выявлять закономерность в записи числового ряда.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в ви-де текста.

Записывать равенства, соответствую-щие данным рисункам.

Выявлять правило, по которому соста-влена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Выбирать выражения, соответствую-щие данному условию, и вычислять их значения.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

25.02

87

Вычитание круглых деся-тков. Предметные и симво-лические модели.

115–122

1

26.02

88

Последовательность выра-жений и чисел, составлен-ных по определённому правилу. Табличные навы-ки.

123–127

1

27.02

89

Разрядные слагаемые. Вы-бор выражений, соответс-твующих предметной мо-дели. Сложение и вычита-ние десятков.

128–137

1

3.03

90

Сравнение двузначных чи-сел и выражений. Разряд-ные слагаемые.

138–145

1

4.03

91

Сложение двузначных и однозначных чисел без пе-рехода в другой разряд.

146–152

1

5.03

92

Сложение двузначных чи-сел, одно из которых круг-лое число.

153–161

1

6.03

93

Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд.

162–167

1

10.03

94

Вычитание из двузначного числа круглых десятков.

168–175

1

11.03

Ломаная (2 ч) № 176–184

95

Знакомство с ломаной ли-нией и её элементами. По-строение ломаных линий по данным условиям.

176–179

1

Построение ломаной. Звенья и вершины ло-маной. Обозначение вершин ломаной бук-вами. Замкнутая и неза-мкнутая ломаные. Сра-внение длин ломаных с помощью циркуля и ли-нейки.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.

Выбирать ломаную из данных сово-купностей различных линий.

Описывать последовательность дейс-твий при сравнении длин ломаных ли-ний.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответ-ствующую данному условию.

Строить ломаную линию  из данных отрезков.

12.03

96

Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных.

180–184

1

13.03

Длина. Сравнение. Измерение (21 ч) № 185–277

97

Знакомство с единицами длины миллиметр, деци-метр, их соотношение.

185–190

1

Сравнение длин пред-метов. Введение терми-на «величина». Знаком-ство с единицами дли-ны миллиметром, деци-метром. Запись сложе-ния и вычитания вели-чин (длина).

Сравнивать длину предметов с помо-щью циркуля, с помощью линейки.

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для изме-рения (единицы длины сантиметр, мил-лиметр, дециметр).

Определять соотношение единиц дли-ны, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллимет-рах).

Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >, <, =.

Записывать данные величины в по-рядке их возрастания (убывания).

Увеличивать (уменьшать) длину от-резка в соответствии с данным требо-ванием.

17.03

98

Сумма и разность длин от-резков. Сравнение длин от-резков.

191–195

1

18.03

99-100

Сравнение длин отрезков и реальных предметов.

196–201

2

19.03

20.03

101-102

Измерение длин отрезков. Соотношение единиц дли-ны. Увеличение и умень-шение длины отрезков.

202–210

2

 2.04

3.04

103

Измерение длин отрезков, их сравнение, сложение, вычитание. Неравенства.

211–218

1

7.04

104

Табличные навыки. По-строение ряда чисел по оп-ределённому правилу (за-кономерности).  Увеличе-ние и уменьшение длин от-резков.

219–226

1

8.04

105

Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу.

227–230

1

9.04

106

Построение отрезков за-данной длины.

231-232

1

10.04

107

Действия с величинами (длина). Выявление прави-ла построения ряда чисел и его продолжение. Вычис-лительные умения и навы-ки.

233–239

1

14.04

108

Предметная модель ситу-ации. Сумма и разность длин отрезков, их постро-ение. Вычислительные умения и навыки.

240–245

1

15.04

109

Сравнение выражений. Вычислительные умения и навыки.

246–249

1

Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку.

Вставлять в данные неравенства и ра-венства пропущенные знаки арифме-тических действий, цифры.

Использовать различные способы до-казательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вы-числения, измерения, контрпримеры). Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

16.04

110

Предметная и графическая модели ситуации. Запись ряда чисел по правилу (за-кономерности).

250–254

1

17.04

111

Соотнесение предметной и вербальной моделей. Вы-числительные умения и навыки.

255–259

1

21.04

112

Введение термина «схе-ма». Изображение и чте-ние схемы.

260–264

1

22.04

113

Моделирование отноше-ний с помощью отрезков. Моделирование выраже-ний на схеме.

265–267

1

23.04

114

Анализ и пояснение схе-мы.

268–271

1

Введение термина «схе-ма».

Находить на схеме отрезок, соответст-вующий данному выражению.

Изображать в виде схемы данную си-туацию.

Обосновывать в речевой форме соот-ветствие схемы и ситуации.

24.04

115

Соотнесение вербальной и схематической моделей.

272–277

1

28.04

116

Контрольная работа № 6.

1

29.04

117

Работа над ошибками.

1

30.04

Масса. Сравнение. Измерение (6 ч) № 278-297

118

Формирование представ-лений о массе. Единица массы килограмм.

278–282

1

Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы кило-граммом. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.

Сравнивать предметы по определён-ному свойству (массе).

Определять массу предмета по инфор-мации, данной на рисунке.

Обозначать массу предмета отрезком.

Выбирать отрезок, соответствующий данной массе. 

Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.

Записывать данные величины в поряд-ке их возрастания (убывания).

Выбирать однородные величины.

Выполнять сложение и вычитание од-нородных величин.

Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду.

Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов

5.05

119

Масса предметов. Замена вербальной модели пред-метной.

283–289

1

6.05

120-121

Моделирование отноше-ний. Логические задачи. Закономерность записи величин в ряду.

290–297

2

7.05

8.05

122

Контрольная работа № 7.

1

12.05

123

Работа над ошибками.

1

13.05

Проверь себя, чему ты научился в первом классе (10 ч) № 298–314

124-126

Самостоятельная работа.

298-307

3

Самостоятельные рабо-ты, задания для итого-вого тестирования, зак-репление изученного.

14,15,

19.05

127

Итоговое тестирование.

1

 20.05

128

Работа над ошибками.

1

21.05

129

Интеллектуальная ярмарка

1

22.05

130-133

Закрепление пройденного.

308-314

4

26,27,

28,

29.05

Работа с информацией включена в каждую тему начального курса мате-матики. Это находит от-ражение в формулировке учебных заданий и в спо-собах организации учеб-ной деятельности млад-ших школьников.

Сбор информации на основе анализа предме-тных, вербальных, гра-фических и символиче-ских моделей. Описа-ние: 1) предметов и их признаков (цвет, фор-ма, размер, количест-во); 2) отношений; 3) величин на основе по-лученной информации. Конструирование прос-тейших высказываний. Логические выражения, содержащие связки. Упорядочение матема-тических объектов. За-полнение и чтение не-сложной   таблицы.

Осуществлять поиск информации в со-ответствии с заданием или вопросом.

Понимать информацию, представлен-ную в виде рисунка, текста, таблицы, схемы.

Анализировать, сравнивать и обоб-щать полученную информацию.

Использовать информацию для уста-новления количественных и простран-ственных отношений, причинно-след-ственных связей.

Строить и объяснять простейшие ло-гические выражения.

Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур.

Планировать и проводить несложные исследования, связанные с поиском, представлением и интерпретацией.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...