Конспект урока математики "Движение объектов в противоположных направлениях", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Конспект урока математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 4

Тема урока: «Движение в противоположных направлениях».

Цели урока: закрепить умение решать задачи на движение, узнать новый вид задач.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь решать задачи на движение, уметь делать выводы, знать формулы нахождения s,v,t, уметь решать задачи на движение в противоположном направлении, уметь чертить схемы движения.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник математики (А.Л.Чекин, 4кл., 2 часть), печатные тетради, презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈1

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: открытие темы урока.

Словесн.: анализ схем.

Словесн.: ответы на вопросы.

≈10

- Ребята, откройте учебники на странице 46 и прочитайте тему сегодняшнего урока.

- Сегодня мы продолжим решать практические задачи, связанные с процессом движения объектов.

- Как вы знаете, объекты могут двигаться в одном и противоположных направлениях.

- Итак, запишите в тетрадях число.

- На прошлых уроках вы научились решать задачи на движение в одном и том же направлении, а сегодня вы будете учиться решать задачи на движении в противоположных направлениях.

- Для того, чтобы понимать, что такое движение в противоположных направлениях, составьте в тетрадях 2 схемы движения объектов в противоположных направлениях.

- Покажите на доске, какие схемы вы составили.

 - Охарактеризуйте виды движения, которые вы указали на схемах (движение началось одновременно, движутся в противоположных направлениях и навстречу друг другу, скорость объектов разная, движутся из разных пунктов)

- Возникали ли трудности?

- Сегодня мы научимся правильно составлять подобные схемы и решать задачи.

Узнавать тему урока.

Составлять схемы на движение в противоположных направлениях.

Анализировать составленные схемы движения.

Отвечать на вопросы учителя.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: составление схемы, решение задачи.

Словесн.: формулировка вывода.

Практич.: запись правила в тетрадь.

Практич.: составление схемы движения, работа у доски, анализ составленной схемы, решение задачи.

Словесн.: формулировка вывода.

Практич.: чтение и запись правила.

Практич.: решение задачи, самостоятельная работа, взаимопроверка на основе фронтальной.

Практич.: самостоятельная работа над задачей, самопроверка по эталону, работа у доски.

Словесн.: формулировка вывода.

≈30

- Выполним №153.

- Послушайте условие задачи.

- Давайте вместе построим схему к этой задаче.

                       

- Опишите схему (начали одновременно, движутся с разной скоростью в противоположных направлениях)

- Теперь посмотрите на таблицу на доске.

- Давайте решим задачу устно, используя таблицу.

- Кто хочет попробовать?

- 1) 80км/ч*1ч = 80км – расстояние, пройденное 1-м поездом.

2) 70км/ч*1ч = 70км – расстояние, пройденное 2-м поездом.

3) 80км+70км=150км – расстояние между поездами, пройденное за 1 час.

- Сделайте вывод (расстояние между поездами за 1 ч увеличилось на 150км, значит оно увеличивалось со скорость 150км/ч)

- Что такое 150км/ч – скорость изменения расстояния между поездами.

- Запишите в тетрадях правило: скорость увеличения расстояния между объектами, движущимися в противоп.направл., выражается суммой скоростей этих двух объектов.

- Давайте вспомним – скорость уменьшения находим при помощи вычитания меньшей скорости из большей, а скорость увеличения при помощи сложения.

- Теперь выполним №154.

- Прочитайте первый абзац задачи.

- Начертите самостоятельно схему движения.

- Покажите на доске, как составили схему.

- Как вы думаете, через сколько часов произойдёт встреча?

- Давайте проанализируем составленную схему (движение началось одновременно, объекты движутся навстречу друг другу, скорость разная, расстояние между ними 300км)

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос – через сколько часов встретятся поезда? (найти скорость сближения)

- Решим задачу вместе.

- Что узнаем первым действием? (скорость сближения)

- 80км/ч+70км/ч = 150км/ч – v cближения.

- Что узнаем далее?

- Знаем, что расстояние между ними 300км

- Нужно расстояние разделить на скорость – узнаем время.

- 300км:150км/ч = 2ч – через столько встретятся поезда.

- Ребята, а какое расстояние будет между поездами через 3 часа после встречи, если скорость обоих останется прежней?

- Что нужно сделать, чтобы узнать расстояние? (s=v*t)

- Знаем время? (3 ч)

- Знаем скорость сближения? (150км/ч)

- Как найдём расстояние?

- 150км/ч*3ч=450км – расстояние между поездами через 3 часа после их встречи.

- Сделайте вывод.

- Прочитайте правило в учебнике.

- Кто не понял правило?

- Кратко запишите его в тетрадь.

- Выполним № 155.

- Выполните это задание самостоятельно.

- В учебнике дана схема к этой задаче, перечертите её в тетрадь.

- Вам нужно будет составить задачу самостоятельно по схеме.

- Давайте проверим, какие задачи получились.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте.

- Что узнали первым действием? (скорость изменения расстояния)

- Каким действием? (60км/ч+80км/ч=140км/ч – скорость изменения расстояния)

- Что узнали дальше? (через сколько состоится встреча)

- Каким действием? (т.к.280км расстояние между ними (по схеме), то 280км:140км/ч=2ч – через столько встретятся объекты)

- Молодцы.

- Теперь в заключении выполним №157.

- Вам нужно будет так же сформулировать задачу на движение в противоположных направлениях из одного и того же пункта со скоростями 50км/ч и 70км/ч.

- Выполняем самостоятельно.

- Послушайте какую задачу составила я: От одной станции в противоп.направлен. были отправлены 2 поезда – один из них двигался со скоростью 50км/ч, а другой 70км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда через 3 ч?

- И решила я её так: 1) 50км/ч+70км/ч=120км/ч – скорость удаления

2)120км/ч*3ч = 360км – расстояние между ними через 3 часа.

- Покажите на доске, какие задачи составили вы.

- Сделайте вывод по теме урока.

Составлять схему к задаче, решать задачу, отвечать на вопросы учителя, работать всем классом.

Формулировать вывод по задаче.

Записывать правило под диктовку учителя.

Составлять схему к задаче, анализировать составленную схему, решать задачу, делать вывод по задаче.

Читать и записывать правило из учебника.

Самостоятельно выполнять задание, проводить взаимопроверку.

Самостоятельно составлять задачу, выполнять самопроверку по эталону.

Формулировать вывод по теме урока.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов, рефлексия, самооценка.

≈5

- Какую цель мы поставили на уроке?

- Как вы думаете, мы её достигли?

- Сделайте вывод, что вы поняли из урока.

- Есть те, кто не понял тему урока?

- Оцените свою работу на уроке, поставив себе на полях оценку за урок.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, подводить итоги, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 4 класс "Решение задач на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях"

Конспект урока и презентация.Цель:  Закрепить умение решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направленияхЗадачи: 1)...

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математики. Движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока. Математика. Движение в противоположных направлениях. 4 класс.

Конспект урока по математикеДвижение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики «Движение в противоположных направлениях", 4 класс, УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи на движение в противоположных направленияхЗадачи урокаДидактические: 1) Совершенствовать вычислительны...

технологическая карта урока Тема: «Движение в противоположных направлениях»

Технологическая карта урока ФИО учителя: Калинина Екатерина АнатольевнаКласс: 4УМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: «Движение в противоположных направлениях»Тип уро...