Учебно - методический комплект по математике на тему "Письменное сложение и вычитание столбиком"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Вяргизова Ксения Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennoe_slozhenie_i_vychitanie_stolbikom.docx526.21 КБ
Файл matematika.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Письменное сложение и вычитание столбиком»

Цели деятельности учителя: закрепление  вычислительных умений и навыков сложения и вычитания столбиком.

Планируемые результаты:

предметные: воспитывать интерес к математике, чувство ответственности, самостоятельность.

личностные: развитие внимания, мышления, памяти.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя и товарища.

  • коммуникативные:

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. 

  • регулятивные:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

≈ 3

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок математики. Можете присаживаться!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

3.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

Фронтальная беседа

Актуализация знаний

Игра «Найди лишнее»

≈ 7

≈1

Ребята, сегодня на уроке математики мы закрепим материал, изученный ранее. И сегодня у нас урок - путешествие за сокровищами.

Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой  я беру самых смелых, находчивых, сообразительных математиков. А есть ли среди вас такие ребята? Это мы проверим, когда вы выполните два задания. 

  1. Найди лишнее. Посмотрите на слайд, найдите, какое из данных чисел лишнее:

15, 18, 20, 3, 45, 37.

Вопросы учителя

Ответы учеников

Определите лишнее число

3

Почему число 3 лишнее?

Число 3 - однозначное. Остальные –

двузначные.

Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало?

13

Какое это число?

Двузначное.

Так как получить из однозначного числа двузначное?

Прибавить десяток.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили первое задание.  Второе задание называется «День - ночь». Сейчас, когда я скажу слово ночь – вы закроете глаза, и попробуете с закрытыми глазами решить цепочку примеров, которые я зачитаю. Когда я скажу – день, вы ответите, сколько же получилось и аргументируете свой ответ.

К девяти +девять –десять + шесть –четырнадцать + двадцать =20

Отвечать на вопросы учителя.  

Слушать внимательно, отвечать на вопросы.

Закреплять пройденный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: Обобщают.

4.

Постановка учебной задачи

≈5

Вы все хорошо справились с заданиями и можете отправляться в путешествие. Вот наш корабль. (слайд с изображением корабля). Смело поднимайтесь на него! Итак, в путь!

Наш корабль подходит к острову попугаев!  

Вас встречает говорящий попугай Гоша. (на слайде большой красивый попугай). Он интересуется, сможете ли вы  вычислить устно примеры с объяснением. (примеры на слайде)

40 + 5 = 45                       45 + 35 = 80                               40 – 35 = 5

45 + 30 = 75                     40 – 5 = 35                                 40 – 30 = 10

45 – 35 = 10                     50 + 30 = 80                                35 – 30 = 5

Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.

Решать примеры, вспоминать пройденный материал.

Р: Выполнение пробного учебного действия.

Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: Участвовать в учебном диалоге.

5.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Работа с учебником

Работа с тетрадями

Физминутка

Работа с задачей.

≈ 10

≈3

≈1

А мы с вами продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту, куда теперь держать путь?  Для того, чтобы узнать, кто является хозяйкой острова – нужно записать число и классная работа.

 Правильно, на остров Обезьян. А вот и сама хозяйка этого острова. (слайд с крупной обезьяной)

Эта умная обезьяна приготовила вам  хитрые задачки (задачи на слайде). Для того, чтобы посмотреть на хитрые задачи, откроем с вами учебники на странице 10 и посмотрим на задание под номером 1. Прочитаем задачу.

Посмотрите, что нужно сделать? (решить задачу). 

  1. Прочитаем условие.
  2. На какой вопрос нам нужно ответить?
  3. Какие слова возьмем для краткой записи?

«Луна» - 6 и.

«Марс» – 6 и.       ? и.

Ждут – 16 и.

О чем  и о ком говорится в задаче? (В задаче говорится об игроках команды «Луна» и «Марс»)

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Потому что мы не знаем, сколько всего игроков на поле)

Что нам известно из условия задачи? (Нам известно, что на поле 6 игроков команды «Луна» и 6 игроков команды «Марс»)

Что нужно знать, чтобы  ответить на вопрос? (Сколько всего человек в обеих командах)

Чтобы узнать, сколько всего человек на поле, что нужно сделать? (Прибавить игроков команды «Луна» к игрокам «Марса»)

6+6=12 (и.) – на поле

Каким действием мы можем узнать, сколько всего игроков на поле? (Сложением)

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (Сможем)

 Чтобы узнать, сколько в обеих командах игроков, что нужно сделать? (Прибавить игроков на поле, к тем игрокам, которые ждут своей очереди)

12+16=28 (и.) – всего в обеих командах.

Каким действием мы можем это узнать? (Сложением)

Решение и ответ запишите самостоятельно у себя в тетради.

Запишем решение этой задачи выражением. (6+6)+16=28 (и.)

Вы хорошо справились с заданием, но главная обезьяна не хочет вас отпускать. Она требует проведения физминутки. 

Обезьяна довольна, она отпускает нас с острова.

Смотрим на карту - впереди остров Добрых Слонов. (слайд с изображением семьи слонов)

Маленький слонёнок давно ждёт гостей.

Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Посмотрите, на партах у вас лежат примеры.

Помогите выполнить слоненку это задание! Посмотрите, какой порядок действий в данных примерах?

Попробуйте найти закономерность, которая есть в этих примерах.

Если вы решили пример, составьте свой.

Давайте проверим, все ли вы верно выполнили. Сравните со слайдом. Обменяйтесь тетрадями.

У кого по – другому? 

30 –(6+6)=30-12=18

40 – (7+7)=40-14=26

50 – (8+8)=50 – 16=34

60 – (9+9)=60 – 18=42

Попрощаемся со слонёнком и снова в путь! 

Наконец, мы доплыли до необитаемого острова Сокровищ!

Но что мы слышим? Стрельба, крики. Наш корабль захватили кровожадные пираты! (слайд с изображением пиратского корабля и пиратов)

Ой, что это? На палубе вода! Кто-то из пиратов всё-таки успел пробить наш корабль. Нам нужно решить задачу под номером 2, на странице 10, чтобы корабль остался на воде!

Прочитайте задачу.

  1. Прочитаем условие.
  2. На какой вопрос нам нужно ответить?
  3. Какие слова возьмем для краткой записи?

«Марс» - 14 к.

Запасных - ?, на 6 меньше.           ? к.

О чем  и о ком говорится в задаче? (В задаче говорится о клюшках и игроках)

Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Потому что мы не знаем, сколько запасных клюшек)

Что нам известно из условия задачи? (Нам известно, что в руках и у игроков команды «Марс» 14 клюшек, а запасных на 6 меньше)

Что нужно знать, чтобы  ответить на вопрос? (Сколько запасных клюшек у команды «Марс»)

На какой вопрос нам нужно ответить, чтобы решить задачу? (Сколько всего клюшек у команды «Марс»)

Один желающий выйдет к доске, чтобы составить схему, остальные работают самостоятельно.

Чтобы узнать, сколько запасных клюшек, что нужно сделать? (из 14 вычесть 6), потому что в задаче есть слово «На  6 меньше»

14 – 6=8 (к.) – запасных

Каким действием мы можем узнать, сколько всего клюшек у команды «Марс»? (Сложением)

14+8=22 (к.) – всего

Решение и ответ запишите самостоятельно у себя в тетради.

Давайте проверим. Посмотрите на слайд. Все ли верно? У кого  по – другому? Что мы  смогли узнать?  (Сколько клюшек всего у игроков команды «Марс»)

Запишем эту задачу выражением.

(14-6)+14=22 к.

Молодцы, ребята!

Но вот случилась беда! Корабль все равно тонет, пробоина оказалась очень большой. Нужно решить еще одно задание!

Откройте страницу 11. Прочитаем задание 8. Что нужно сделать?

Обсудите в паре с соседом, какая из строчек подходит к заданию. Аргументируйте свой ответ.

(последовательность чисел под номером 2)

А вот и сундук с сокровищами.

Что же в нём? (слайд с пословицей). Прочитайте хором!

Красна птица перьями, а человек - знанием.

Молодцы,  ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.                                                                                                          

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать свой ответ. Выполнять задачи в рабочей тетради

Записывать решение задачи в рабочей тетради.

Работать самостоятельно.

Выполнять упражнения, данные учителем.

Работать с карточками.

Работать с задачей, отвечать на вопросы учителя.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л: Установка на ЗОЖ.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

6.

Итог урока.

Домашнее задание

≈5

Подводим итоги. Поставьте себя на 5 ступеньку успеха, если:

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились и можете помочь друзьям.

Вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что было трудно на уроке.

Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал.

Записывать домашнее задание.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.


60 – (9+9)=60 – 18 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

40 – (7+7)=40 – 14 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

60 – (9+9)=60 – 18 =

40 – (7+7)=40 – 14 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

60 – (9+9)=60 – 18 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

60 – (9+9)=60 – 18 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

40 – (7+7)=40 – 14 =

40 – (7+7)=40 – 14 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

60 – (9+9)=60 – 18 =

60 – (9+9)=60 – 18 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

40 – (7+7)=40 – 14 =

50 – (8+8)=50 – 16 =

30 – (6+6)=30 – 12 =

http://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.pnghttp://odvin.ru/upload/medialibrary/599/za_uspekhi_v_uchyebe.png

http://40.media.tumblr.com/265d21f11d86b7d3ea217b06e8f21aee/tumblr_nhijoqjUXE1tbqibqo1_1280.jpghttp://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/003/688/469.jpeg

http://www.kherson.pro/data/img/de0962fada0a67f4669556ef144af541772156fd.jpghttp://www.drewesniy-ugol.ru/sites/default/files/2e646c11a65d2d5955cf3a20f55ef8d0.jpghttp://www.igun.com.ua/images/4099_pic204.jpghttp://5z3udk.assets-01.cdndrive.com/wp-content/uploads/2013/05/oie_13141535um34nq7S.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Письменное сложение и вычитание столбиком

Слайд 2

«Найди лишнее» 10 37 15 18 20 27 14 58 22 3 11 45 70

Слайд 3

День ночь

Слайд 6

Вычисли устно 40 + 5 40 – 35 40 – 5 45 + 30 45 + 35 40 – 30 45 – 35 50 + 30 5 – 30

Слайд 10

50 – (8+8 )= 50 – 16 = 34 40 – (7+7 )= 40 – 14 = 26 30 – (6+6 )= 30 – 12 = 18 60 – (9+9 )= 60 – 18 = 42

Слайд 14

Красна птица перьями, а человек - знанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока математики по теме: «Сложение и вычитание числа 2. Плоские фигуры- графический след элементов объёмных фигур"-"

Использование элементов технологии информационно-категориального подхода. Информация представляется в виде системы заданий, результат выполнения которых ,овладение понятиями категорий  "модель", ...

Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком с переходом через разряд"

Способ сложения столбиком с переходом через разрядпрезентация и конспект урока...

Учебно-методический комплект по математике"Способ сложения столбиком

Конспект урока и презентация для 2 класса по теме "Способ сложения столбиком"...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Прием письменного вычитания вида 52-24» 2 класс (конспект + презентация)

Учебно методический комплект по математике на тему: «Прием письменного вычитания вида 52-24» 2 класс (конспект + презентация)...