Учебно- методический комплект по математике на тему:"Может ли величина изменяться" 4 класс.
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект+презентация+наглядности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Может ли величина изменяться»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с существованием постоянных и переменных величин.

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому предмету-математике;

                          формирование умения работать индивидуально, в парах;

                           развитие желания преодолевать трудности.

  • Предметные: закрепить понятие величина.

                          учить определять постоянные и переменные величины.

Оборудование: учебник математики, презентация, наглядность (таблички в тетрадь) , фигуры на доску, фигурки за ответы

№ п/п

Этап урока. Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

I этап.

Организационный момент.

Метод: словесный инструктаж

1 мин

Здравствуйте, ребята! Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садиться тихо первый ряд, второй и третий. Открываем тетради, записываем дату и, отступив, пишем классная работа. За работу на уроке, я вам буду раздавать вот такие фигурки, кто наберет их больше всех, тот получит приз.(блокнот)

Приветствовать учителя. Готовить рабочее место к уроку.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

II этап.

Актуализация знаний.

Метод: словесный, устный счет

7 мин

Устный счет.(за каждый ответ по фигурке)

Ребята, посмотрите на экран.(1 слайд) 

Что вы видите?(квадрат)

А что мы должны с ним сделать?(найти значение в каждой клеточки этого квадрата)

Подумайте, каким действием мы его найдем?(вычитанием)

Решите его со своим соседом по парте.

А теперь по цепочке начинаем отвечать.

(ответ)(2 слайд)

7

8

9

6

Хорошо. Молодцы ребята.

Трудно было? (ответ детей)

А теперь давайте посчитаем. (3 слайд) (за каждый ответ по фигурке)

Продолжаем работать по цепочке…

Выразите:

  1. 16 м 50 см=1650 см
  2. 3т               = 3000кг
  3. 86 ц            =8600кг
  4. 3 км            =3000м
  5. 2 км 567м = 2567м
  6. 8т               = 8000кг
  7. 3т 482 кг   = 3482кг
  8. 25 м 46 см =2546см

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание по образцу

Производить вычисления на доске

Познавательные:

Проводить сравнение, классификацию;

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

III этап.

Постановка учебной задачи.

Метод: словесный-беседа

3 мин

Хорошо. молодцы. А тему нашего сегодняшнего урока вы можете посмотреть в учебнике.

Откройте учебник на с.33.

Прочитайте тему урока. (4 слайд).

Это новая тема? (да)

Какую цель мы ставим перед собой? ( познакомиться с постоянными и переменными величинами) (5 слайд)

Формулировать выводы наблюдений. Высказывать свое мнение. Анализировать.

Познавательные:

Строить логическую цепь рассуждений;

Строить объяснение в устной форме. Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.

IV этап.

Первичное закрепление.

Метод: практический.

15мин

На стр.33 учебника № 91.

У вас на парте лежат таблички, сейчас мы с вами будем их заполнять.

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

?

?

?

?

b- ширина (см)

2

2

2

2

Рассмотрите прямоугольники в учебнике.

Какова ширина у прямоугольников? (одинаковая -2 см)

Какова длина всех прямоугольников? (неизвестна)

Каким инструментом вы можете измерить длину? (линейкой).

Измерьте длину каждого прямоугольника и запишите ее в таблицу. ( 1- 5 см, 2- 4 см, 3- 6 см, 4- 3 см)

Что можете сказать о длине каждого прямоугольника?(разная у каждого)

Какая величина у данных фигур не изменяется? (ширина)

Величина, которая при переходе от одного прямоугольника к другому не изменяется- называется ПОСТОЯННОЙ.

(6 слайд)

А какая величина изменяется? (длина)

А вот величина, которая изменяется при переходе от одного прямоугольника к другому- называется ПЕРЕМЕННОЙ.

(7 слайд)

Что можно сказать о площади этих фигур?(площадь фигур разная)

А как это можно проверить? (вычислить)

А по какой формуле находится площадь? (S= a*b)(8 слайд)

Вычисляем площадь прямоугольников в тетради.

Разная получилась или одинаковая?

Тогда какой величиной является площадь в данном случае? (ПЕРЕМЕННОЙ)

Будет ли изменяться площадь фигуры, или останется постоянной, если мы изменим только одну сторону фигуры?

 (площадь  будет изменяться, при изменении только одной стороны прямоугольника. Если же изменять обе стороны, то площадь может оставаться и постоянной. Например прямоугольник со сторонами 6см и 4 см и прямоугольник со сторонами 8 см и 3 см. Эти прямоугольники имеют одну и ту же площадь. Но также при изменении обоих сторон площадь может быть и переменной.)(фигуры на доске)

А будет ли площадь одной и той же фигуры постоянной или переменной, если мы изменим положение фигуры на плоскости?

 (положение фигуры на плоскости  никак не влияет на её площадь. Здесь площадь является ПОСТОЯННОЙ величиной)

Смотрим №92 в учебнике.

Назовите среди перечисленных величин те, которые являются ПЕРЕМЕННЫМИ:

1.рост человека в течении жизни

2.масса человека в течении жизни

3.площадь классной комнаты, в которой вы учитесь

4.высота стакана по мере наполнения его водой

5.масса стакана по мере наполнения его водой

6. число учащихся вашего класса за все годы обучения

(ответ: 1, 2, 5, 6)

 

№ 93.

Учительница Мария Евдокимовна поручила Маше фиксировать посещаемость занятий учащимися класса в течении 2-х недель. Маша составила следующую таблицу.

Посмотрите на таблицу.

Сверху указаны дни недели, а слевого бока 1-я учеб.неделя и 2-я учеб.неделя.

Посмотрите и скажите в течении какой недели число учащихся присутствующих на уроке, было ПОСОЯННЫМ (1 неделя), а ПЕРЕМЕННЫМ? (вторая неделя)  

№ 94.

Приведите примеры ПОСТОЯННЫХ величин из  повседневной жизни (дни недели, собственное имя, номер школы)

ПЕРЕМЕННЫХ (кол-во уроков, оценки, одежда)

Физминутка.(9 слайд)

Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклоны.
Сколько здесь кружков, столько сделаем прыжков.
Дружно звездочки считаем, столько раз мы приседаем.

Отвечать на вопросы учителя. Анализировать. Формулировать выводы наблюдений.

Выполнять действия по заданию

Отвечать на поставленные учителем вопросы.

Формулировать правильные и полные ответы

Перечислять название величин и выполнять действия по заданию

Решать задачу

Рассмотреть таблицу и сделать выводы

Учиться приводить примеры

Выполнять действие по образцу

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные

извлечение из текста необходимой информации

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Построение логической цепи рассуждений.

Познавательные

извлечение из текста необходимой информации

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

V этап.

Закрепление изученного.

Метод: практический – упражнения;

работа с книгой – выполнение упражнения

15 мин

№95.

А теперь поработаем самостоятельно в тетраде с таблицами, которые лежат на партах. Заполняем таблицы, а все расчеты ведем в тетрадях.

Задание: проведи необходимые вычисления и продолжи заполнение таблицы.

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

?

?

?

?

Площадь (см2)

?

?

?

?

 (ответ на слайде: 1- 50см,24 см2

                               2- 28см,24 см2

                               3- 22см, 24 см2

                               4- 20см, 24 см2)(10 слайд)

Какие величины в таблице являются ПОСТОЯННЫМИ? (площадь)

ПЕРЕМЕННЫМИ?(длина, ширина, периметр)

№96

Прочитайте задание. Как его выполнить?

( уменьшить число звеньев при переходе от одной ломаной к другой, а длину оставить неизменной. Т.Е возьмем длину= 10 см. Например:

  1. 3см+2см+2см+1см+2см
  2. 2см+3см+3см+2см
  3. 4см+1см+4см
  4. 5см+5см

Кто желает пойти к доске и начертит три ломаных линии по заданию? (выходит 3 ученика)

№ 98

Прочитаем задание.

Кто догадался, как его выполнить?(например возьмем ломанную состоящую из 3 звеньев)

  1. 3см+3см+3см
  2. 2см+2 см+2см
  3. 1см+1см+1см

Может ли одновременно число звеньев ломаной линии  увеличиваться, а длина уменьшаться?

(Может. Например: 4 звена ломаной линии по 0.5 см= 5 мм. Получается звеньев стало больше, а длина уменьшилась 2см)

Работать самостоятельно и заполнить таблицу

Сделать выводы по заданию

Отвечать на вопросы учителя, учиться объяснять суть задания

Выполнять учебное действие

Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения  

Познавательные

извлечение из текста необходимой информации

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

 

6.

VI этап.

Итог урока.

Метод: словесный-беседа. Словесный инструктаж

3 мин

Наш закончился урок,
Подведём ему итог.

Какую цель мы сегодня ставили на уроке?

Можете ли вы теперь отличить ПОСТОЯННУЮ величину от ПЕРЕМЕННОЙ?

Где мы можем применить свои знания? (в повседневной жизни, на уроках, на работе)

Достаем дневники и записываем д/з: учебник, стр.35 _№97__.(учитель записывает д/з на доске в правом верхнем углу).(11 слайд)

Отвечать на вопросы  и формулировать речевые высказывания

Записать домашнее задание.

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Регулятивные: Коррекция, контроль

7.

VII этап.

Рефлексия

Метод: словесный-беседа.

2 мин

Что нового вы узнали на уроке? Пригодиться ли вам это знание в будущем?

Посчитайте свои фигурки и определим победителя.(вручаю приз) (12 слайд)

Большое спасибо всем за отличную работу. Молодцы!

Отвечать на вопросы и слушать учителя

Познавательные: Контроль и оценка результатов своей деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

9 16 15 15 14 7 8 6

Слайд 2

16 м 50 см = 3 т = 86 ц = 3 км = 2 км 567 м = 8 т = 3 т 482 кг = 25 м 46 см = см кг кг кг кг см м м 1650 3000 8600 3000 2567 8000 3482 2546

Слайд 3

Тема урока: Может ли величина изменяться? Цель урока: Познакомиться с постоянными и временными величинами

Слайд 4

Величина, которая при переходе от одного предмета к другому не изменяется – называется ПОСТОЯННОЙ Величина , которая при переходе от одного предмета к другому изменяется – называется ПЕРЕМЕННОЙ

Слайд 9

№ прямоугольника 1 2 3 4 Длина (см) 24 12 8 6 Ширина (см) 1 2 3 4 Периметр (см) 50 28 22 20 Площадь (см 2 ) 24 24 24 24 № 95

Слайд 10

Домашнее задание: Учебник стр.35, №97 по заданию



Предварительный просмотр:

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

b- ширина (см)

2

2

2

2

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

b- ширина (см)

2

2

2

2

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

b- ширина (см)

2

2

2

2

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

b- ширина (см)

2

2

2

2

№ прямоугольника

1

2

3

4

а- длина (см)

b- ширина (см)

2

2

2

2



Предварительный просмотр:

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

Площадь (см2)

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

Площадь (см2)

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

Площадь (см2)

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

Площадь (см2)

№ прямоугольника

1

2

3

4

Длина (см)

24

12

8

6

Ширина (см)

1

2

3

4

Периметр (см)

Площадь (см2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Час, минута, секунда." 4 класс. (Конспект + презентация)

Цель: Расширить знания о единицах времени, познакомимся с новой единицей времени - секундой, будем учиться выражать минуты и часы  в секундах,  учится решать задачи с этими величинами....

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Кратное сравнение чисел и величин" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Какой остаток может получиться при делении на 2?" 4 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по математике на тему: "Какой остаток может получиться при делении на 2?" 4 класс (конспект + презентация)...