Урок математики во 2 классе "Приёмы умножения и деления с числом 10". Школа России.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Кучерявых Наталья Михайловна

Урок математики "Приёмы умножения и деления с числом 10" (открытие нового знания)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель

Кучерявых Наталья Михайловна

Сроки

4 четверть

Класс

2

Предмет

Математика

Тема урока

Приёмы умножения и деления с числом 10

УМК

«Школа России»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Создать педагогические условия для выведения правила умножения и деления с числом 10 через проблемную ситуацию.

Задачи:

Образовательные

 - вывести приём умножения с числом 10;

 - вывести приём деления на 10;

 - включить новые знания в систему знаний.

Развивающие

- способствовать развитию математической речи;

 - развивать вычислительные навыки;

 - развивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательные

 - совершенствовать коммуникативные навыки;

 - воспитывать умение вести учебный диалог при работе в группах, парах;

 - воспитывать гордость за свою страну.

Планируемые  результаты:

Личностные УУД: 

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявление самостоятельности, личной ответственности.

Предметные УУД:

 умение правильно умножать и делить на число 10, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения.

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.

Познавательные: 

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные:

оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.

Ресурсы:

Мультимедийное сопровождение урока,  презентация Power Point к уроку, карточки-звёздочки, карта путешествия, плакат с изображением космического корабля, учебник  «Математика» 2 класс, часть 2, автор  М.И.Моро и др.,

Технологическая карта урока (40 минут)

Этап

Цель

Слайды

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Мы готовы.

Всё в порядке. 
Начинается урок.

-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте с улыбкой поприветствуем наших дорогих гостей и с хорошим настроением начнём наш урок.

-Какое значимое событие отмечала недавно наша страна?

12 апреля — День Космонавтики.

2016 год — год 55-летия полёта человека в космос.

-А кто был этот человек?

Юрий Алексеевич Гагарин

Верно. Ровно 55 лет назад Юрий Алексеевич Гагарин на своём космическом корабле «Восток"  поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли за 1 ч 48 мин.

-Сегодня мы с вами тоже отправимся  в увлекательное космическое путешествие.

-Вашими космическими кораблями станут ваши парты. А бортовыми журналами — ваши тетради .

-Откройте ваши бортовые журналы, запишите дату нашего полёта. Классная работа.

Минутка чистописания.

-Какие числа встретились в моём сообщении?

Минутка чистописания.

Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!

После объяснения дети пишут строку:

1 0 0 1 1 0 0 1  -  найдите закономерность и продолжите ряд.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий,  организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

СЛАЙДЫ

2-7

-Давайте проверим

показания  приборов наших космических кораблей. Если обнаружим сбой или ошибку — исправим.

РАБОТА В ГРУППАХ

-Повторим правила работы в группах.

(на столах карточки с ошибочными выражениями)

Задание:

Составьте выражение к высказыванию, используя необходимое арифметическое действие

  1. 10 яблок разложили на две тарелки поровну

(10*2)

  1. 9 конфет раздали трём детям поровну

(9:3)

  1. 8 тетрадей раздали четырём ученикам поровну
  • (8:3)

-Показания приборов исправили.

Дети находят ошибки и составляют верные выражения

  1. 1.Обращаясь к собеседнику, называй его по имени.
    2. Не перебивай собеседника, выслушай его до конца и тогда задай ему уточняющий вопрос, если ты что-то не понял. 
    3. Свое мнение высказывай негромко, но чётко и твердо.
    4. Уважай мнение собеседника.
    5. Старайся быть вежливым и доброжелательным.
    6. Не отказывайся от предлагаемой помощи и сам помогай другим.

Самооценка!!!

-У каждого из вас на парте билет на космический корабль, где вы будете отмечать результаты своей работы.

!!Отметьте результаты выполнения первого испытания.

Дети отмечают результаты своей работы.

(Пальчиковая гимнастика)

СЛАЙД

8

-Всё готово. Поехали!

(Пальчиковая гимнастика)

Два пилота-космолёта

Приготовились к полету.

— Я готов!

— И я готов!

Отойдите от винтов.

(Поставить  кулачки на стол,  большие  пальцы поднять вверх. Пошевелить  большим пальцем  левой руки, затем — правым).

Мы взлетаем выше, выше.

Там  внизу деревья, крыши.

И дороги, и поля —

Вся  огромная  земля.

И туда, куда хотим.

Мы летим, летим, летим!

(Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх. Крутить пальцами все быстрее и быстрее). 

3.

  1. Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причину затруднения.

Слайд

8

-Но что это?! Мы попали

под метеоритный дождь!

-Нужно проявить скорость вождения нашими космическими кораблями и уйти от опасности.

«Цепочка выражений»

55+1=56+4=60*0=0+92=92-80=12-4=8*10=??? : 10??? ПРОБЛЕМА!

4

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Знаем?

-Умеем?

-Перед нами возникла проблема.

(На 1 умеем, на 0 умеем, на 10 ещё не умеем).

-Чему мы должны научиться, сформулируйте цель нашего урока?

 -Проверим своё предположения, откроем учебник и прочитаем цель урока.

-Следовательно, тема нашего урока...

- Интересными будут задания,

Сегодня число 10 в центре внимания.

-Нет.

-Нет.

-Научиться выполнять...умножение и деление с числом 10.

Дети открывают учебники, читают цель урока.

-Приёмы умножения и деления с числом 10.( Записать в тетрадь).

5

  1. Реализация построенного проекта

  1. Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слайд

9

щелчок

-А мы продолжаем наше путешествие.

Впереди по курсу —

  1. удивительная планета.
  2. Встретили нас необычные существа – марсиане.  Они  просят помощи…

Дело в том, что в этом году на их замечательной планете...Марс уродилось на славу огрооомное количество…

  1. ... мандаринов. Но на Марсе нет и никогда не было школ. И поэтому бедные марсиане не могут их сосчитать. Поможем им?

-Да.

- Марсианин мне дал 2 пакета. В каждом пакете по 10 мандаринов. Сколько мандаринов в 2-х пакетах? Как посчитать мандарины?

-Мы по 10 мандаринов возьмём 2 раза. Запишем выражение.

-10+10=20 (м.)

-Запишем при помощи умножения

-10*2 =20 (м.)

-Сколько у меня мандаринов в 2-х пакетах?

20 мандаринов в 2-х пакетах

Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика

10*2 =20- на доске появилась первая запись

-Верно. Марсиане в благодарность за помощь угостили нас мандаринами.

-А мы летим дальше.

6

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Прочитать текст

 1

Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!

Дети решают фронтально

-применяя переместительное свойство умножения, получаю 2*10-20

-20:2=...применяю правило: если произведение разделить на второй множитель, то получим первый множитель

-20:10=…

-Как связаны между собой четыре столбика примеров?

- Какую закономерность можно увидеть?

 -Как же умножить число на 10?

( При составлении 2 столбика используется переместительное свойство умножения, при составлении 3 и 4столбика – правило о том,  что если значение произведения разделить на один множитель, то получится другой)

(Приписываем 0)

(Приписать 0)

Вывод :

-С чёрными дырами мы справились.

при умножении с числом 10  к числу справа дописывается 0,

при делении на 10  у числа 0 убирается!

(ЭТАЛОН)

Самооценка!!!

Отметьте результаты выполнения этого испытания.

-Возвращаемся к нашему

метеоритному дождю.

...8*10=??? : 10??? ПРОБЛЕМА!

Комментируют!!!

8*10=

Применяю правило: чтобы число умножить на 10, надо справа приписать ноль = 80:10=

Применяю правило: чтобы разделить число на 10, надо 0 убрать = 8

Самооценка!!!

Отметьте результаты выполнения этого испытания.

7

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили планету будущего. Ученики на этой планете выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Научим детей решать  без компьютеров. Это очень легко.

№9

(РАБОТА В ПАРАХ)

-Повторим правила работы в парах

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и образцу

  1. Самооценка!!!

Отметьте результаты выполнения этого испытания.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)

8

  1. Включение в систему знаний, повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания,   использование  его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включить новый способ действий в систему знаний.

-А мы продолжаем наш путь.

- С чем мы встретимся? Еще неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это новая планета. Это планета Туманности. Почему она так названа? Её жители как в тумане, они не могут справиться с задачей. 

№2

  1. Прочитали про себя.
  2. О чём говорится в задаче?
  3. Что известно?
  4. О чём спрашивается в задаче?
  5. Я предлагаю изменить вопрос в соответствии с темой нашего урока.
  6. Сколько стоят…
  7. Какой рисунок к задаче мы сделаем?

-

-

-

  1. -Сколько стоят...10 ручек?

-

  1. -При помощи какого действия решим задачу?
  2. Как удобнее записать решение задачи: при помощи сложения или умножения?
  3. -Вы при решении использовали новое знание? Как?
  1. -
  2. В задаче говорится о ручках.
  3. Известно, что цена ручки 6 рублей.
  4. Сколько стоят 2.3.4. ручки?
  5. -
  6. Сколько стоят...10 ручек?
  7. Мы нарисуем 10 ручек, цена каждой ручки — 6 рублей.

6

6

6

6

6

6

6

6

6

  1.                             ? р.
  2. Чтобы узнать, сколько стоят...10 ручек, надо по 6 рублей взять 10 раз.
  3. ???Умножения.???Сложения.

-

  1. Умножения:
  2. 6*10=(правило)60(р.)

Ответ: 60 р. стоят 10 ручек.

  1. Самооценка!!!

Отметьте результаты выполнения этого испытания.

№6 (2 столбик)

Космос – это дорога без конца, однако, пора возвращаться домой, на Землю. Но мы сбились с пути. Найдём значения выражений в №6  и навигатор восстановит пароль, определит маршрут и мы окажемся дома.

2 столбик 1 выраж. — фронтально,

2 столбик 2 выраж. - самостоятельно,

3 столбик 1 выраж. — фронтально,

3 столбик 2 выраж. - самостоятельно.

  1. Самооценка!!!

Отметьте результаты выполнения этого испытания.

9

Рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

СЛАЙДЫ

Мы заходим на посадку.

Рейс окончен.  Все в порядке.

(Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки.  Вновь поставить кулачки на стол).

- Итак, наш полет закончен. Мы благополучно приземлились на Землю

-Какое открытие сделали во время космического путешествия?

- Какое задание было для вас наиболее интересно?

- С какими трудностями вы столкнулись?

-Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

-Как вы думаете, достигли ли мы своей цели?

- Для чего нам нужно уметь умножать и делить на 10?

(научились умножать и делить на 10)

Оцените свою деятельность на уроке:

– Кто все понял и не допустил ошибок в самостоятельной работе зелёный смайлик.

– Кто допустил ошибки в самостоятельной работе, но сумел самостоятельно их исправить жёлтый смайлик.

– Кто не понял тему, допустил ошибки в самостоятельной работе и не смог их исправить самостоятельно - красный.

- Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)

-Хранить её, оберегать и украшать её наша задача. Сегодня её украсит ваше настроение от урока.

Возвращаясь домой, мы наблюдаем замечательное явление – звездопад. Это, к счастью, друзья говорят.Поделитесь своим настроением, выберите звезду и украсьте ими наше путешествие.

Дети украшают  звездочками карту путешествия.

-Я очень рада за вас , рада тому как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали.  Молодцы!

А домашнее задание будет такое:  для тех, кто не боится трудностей  - стр.74, № 4, а для всех № 5

Подчеркните первый множитель и произведение. Как изменилось число?

Опишите свои рассуждения:

- у нас был пример_______

- заменив умножение сложением, мы получили_______

- мы заметили, что_____________________________

- вывод: чтобы число умножить на 10, надо____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме " Умножение и деление с числом 9"

Презентация помогает в организации следующих этапов урока : организационного , минутки чистописания, устного счета....

Техкарта урока математики 3 класс умножение и деление с числом 4

Техкарта урока математики 3 класс умножение и деление с числом 4 Школа России Моро Бантова...

Конспект урока математики: "Конкретный смысл умножения и деления." ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: Конкретный смысл умножения и деления.Цели деятельности учителя:   формирование умений заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; совершенствование вычислительных навыков и умений ...

Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Умножение и деление" 3 класс. Школа России

Контрольная работа по теме "Числа от 1 до 1000. Умножение и деление" 3 класс. Школа России...

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление» 3 класс "Школа России"

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление» 3 класс "Школа России"...

Технологическая карта урока математики «Закрепление. Табличное умножение и деление» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний таблицы умножения и деления на 2, терминов «множитель», «произведение», «делимое», «делитель», «частное», уме...