Урок математики «Таблица умножения и деления на 7» (3 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Вьюн Наталья Дмитриевна

Тип урока: Объяснение  новых  знаний

Цель: Совершенствование работы по созданию комфортных условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся 3-ого класса в ходе совместной работы при составлении таблицы умножения  и деления на 7 и её применении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_tablitsa_na_7.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение  «Управление образования»  Партизанского муниципального района Приморского края

Тема конкурсной работы: Урок математики «Таблица умножения и      

                                                 деления на 7» (3 класс,  УМК «Школа России»)

Вьюн Наталья Дмитриевна,

учитель начальных классов,

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

 с. Золотая Долина Партизанского муниципального района

Приморского края

с. Владимиро-Александровское, 2016

Содержание

  1. Анкета-заявка…………………………………………………………………………..3
  2. Пояснительная записка  ………………………………………………………………4
  3. Конспект-сценарий урока……………………………………………………………..6
  4. Приложение……………………………………………………………………………13

Пояснительная записка

Предмет:  Математика

Класс: 3

Тема: «Таблица умножения и деления на 7»

Место в учебном курсе: урок является частью раздела «Умножение и деление чисел». Урок 29.

УМК:  «Школа России»

Тип урока: Объяснение  новых  знаний

Цель: Совершенствование работы по созданию комфортных условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся 3-ого класса в ходе совместной работы при составлении таблицы умножения  и деления на 7 и её применении.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • ориентировать на понимание границы того, «что я знаю» и того «что я не знаю»;
  • ориентировать формирование стремления  к преодолению этого разрыва через осуществление самооценки.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные: 

  • использовать знаково-символические средства при формулировки правил;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • проводить сравнения;
  • выделять общность для ряда единичных объектов; строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: 

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • контролировать действия партнёра.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных  результатов обучения: 

  • повторить умножение и деление на 2, 3, 4, 5, 6;
  • составить таблицу умножения и деления на 7;
  • формировать умения применять составленную таблицу, используя переместительное свойство действия умножения и правила нахождения части числа.

Оборудование:

1) Компьютер, мультимедиа проектор.

2) Карточки для самооценки.

3) Карточки для индивидуальной работы.

3) Энциклопедические словари, энциклопедии растительного и животного мира.

Тип данного урока - введение нового знания.

Т. к. это урок введения нового знания, то основной метод – проблемно –диалоговый. За основу взят подводящий диалог.

Тема урока обозначена  календарно – тематическим планированием рабочей программы.  Данный урок является частью раздела «Умножение и деление чисел». На эту тему отводится 76 часов  ( урок 29). Поскольку это не первый урок на котором происходит знакомство с умножением и делением, то материал урока опирается на знание о представлении числа в виде суммы одинаковых слагаемых и замене суммы на умножение.  Дети знакомы с взаимосвязью операций умножения и деления, переместительном свойством  умножения, таблицами умножения и деления чисел от 2 да 6, а также частными случаями умножения и деления с 0 и 1.

Структура урока обусловлена типом урока – изучение нового материала.

Первый этап урока - Мотивация к учебной деятельности.

Целью второго этапа  урока (актуализация знаний) установить правильность и осознанность знания таблицы умножения и деления, по возможности устранять пробелы.

При этом развивая навык самопроверки и взаимопроверки. Дидактическое задание позволяло стимулировать класс к рациональным вычислительным приёмам, а также подвести к проблеме урока.

Проблема была обнаружена при нахождении значений выражения табличных случаев умножения на 7.

 Учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока и поставили цель, при этом не абстрактную для всего класса, а каждый для себя. Была создана атмосфера важности работы осуществляемой на данном этапе. На основном этапе все задания были направлены на закрепление таблицы умножения и деления числа 7 и на 7.

На уроке применялись различные методы: проблемный, самостоятельная работа, самоанализ, самоконтроль, целеполагание, тестовый контроль.

При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты.

На уроке  удалось:  

  • решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;  
  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;  сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.           

Общая самооценка урока – урок цели достиг, т.к.  осуществлялась  связь ранее усвоенных знаний,  их углубление и развитие в процессе изучения нового.

Основной результат, достигнутый на уроке – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Принцип организации диалога на уроке, осуществление дифференцированного обучения, повышение мотивации и интереса к учению обучающихся позволило помочь ребенку эффективно освоить новую тему и осознать необходимость  изучения табличных случаев умножения.

Конспект-сценарий  урока

   Этапы урока

                                         Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности

Ученик 1.

Все расселись по местам,

  Никому не тесно!

  По секрету скажу Вам,

  Будет интересно!

  Будем мы считать, писать,

  И решать задачи!

  Ученик 2

  Чтоб сегодня как всегда,

  В руки шла удача!

  Узнаем новый материал,

  Закрепим умения,

  Чтобы каждый мог сказать,

  Это всё  умею я!»

Учитель (Уч). Начнём  урок  с хорошего настроения, как у нашего солнышка!! И ещё  убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только  руку подними. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.

Посмотрите  на  доску и ответьте  мне на несколько вопросов:

  • Какое сегодня  число?
  • Дайте полную характеристику этого числа.

Открыли тетради, запишите число, классная работа. № 1. Урок не простой, урок-путешествие. А путешествовать будем…..

II.Актуализация знаний.

Отгадайте шифр.

Найдите значения числовых выражений и запишите их в порядке убывания.

ч

а

н

д

о

л

а

з

н

98-6∙9

48

ч

6∙7+18

60

о

3∙8+4∙3

36

а

14:2∙1

7

з

48: (16:2)

6

а

92-(3∙6+30)

54

д

6∙ (89-83)+6

42

л

52-4∙(35:5)

24

60   54   48   42   36    24   7   6

Проверяем. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Если правильно, на полях поставьте знак (+).  В течение урока заполняем листы самооценки. (см. Приложение 1)

Какое слово зашифровано? Да, действительно, отправимся путешествовать по  удивительному месту нашего Партизанского района хребту Чандолаз.

 Ученик1   Хребет Лозовый (Чандолаз) – самый крупный древний риф и одно из наиболее живописных мест на Дальнем Востоке. Хребту более 250 миллионов лет, и это самый большой скальный массив на юге Приморья, который в глубокой древности поднялся с морского дна в результате процессов,  которые происходили в Земле.

  Ученик 2  Существует поверье, что магия этого хребта заключается уже в самом названии Чандала-Шамбала и что в глубинах его многочисленных пещерных лабиринтов по сей день хранятся сокровища средневековой Золотой империи. Нетрудно заметить, что он к тому же удивительно похож на правильной формы египетские пирамиды.

Уч. Все правильно. Обратимся к нашему ряду чисел.  Найдите лишнее число.  Все правильно. А почему? А вы знаете, что хребет Чандолаз Имеет причудливую гребневидную форму и отвесные скалистые склоны. А протяженность его именно 7 километров, достигая местами высоты 760 м. Молодцы!

III. Постановка  проблемы.

Уч.  Гору Чандолаз еще называют самой колдовской горой в нашем районе. Чего про нее только не рассказывают. Один старожил поведал как-то, что встречал там необычную  змею, которая не пустила его в пещеру, где можно было по неведению провалиться. Все рассказывают про необычную энергетику Чандолаза, здесь даже листья у дубов вырастают просто огромные. А осенью эти листья приобретают необычную красную окраску, почему местные дубы называют «красными».

Вот и у нас такие листочки имеются. Но не простые, а с заданием. Какое задание нужно нам выполнить?

Работаем в парах.  

Приступайте.

6, 7,  ___                     5 ,7 _____                7, 7 _____    

Обратите внимание на алгоритм:

a· b = c     b · a = c      c : a = b      c : b = a

Как нашли значение? Чему равно? Как узнали? Какие знания помогли? Так какая тема урока сегодня? Чему надо учиться? Проверяем.

(Зелёный кружок, кому было   легко и всё понятно. Жёлтый – если что-то не понял , и надо поработать дополнительно. Красный-  красный, кому было трудно   и надо подойти к учителю за помощью.)

Все правильно. Итак, тема урока. Табличные случаи умножения и деления на 7  (см. Приложение 2).

IV.  Построение проекта выхода из  затруднения.

Физминутка

Продолжаем наше путешествие физминуткой. Физминутка для глаз «Осень».

Отдохнули? Замечательно. Продолжаем путешествие к хребту Чандолаз.  В его недрах находится множество больших и малых пещер, среди которых и самые известные в Приморье - пещера Соляник, и пещера Сквозная.  Чтобы добраться до них, нужно выполнить следующее задание.

Работа в группах.

Используя знания прошлых уроков, составьте таблицу умножения и деления на 7.

Вспомним правила работы в группе.

  1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
  2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
  3. Не бойся высказывать своё мнение.
  4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
  5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
  6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
  7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
  8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

7 ∙ 1 = □             □ : 1=7

7 ∙ 2 = □             □ : 2= □  

7 ∙ 3 = □             □ : 3= □  

7 ∙ 4 = □             □ : 4= □  

7 ∙ 5 = □             □ : 5= □  

7 ∙ □ = □             □ : 6= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □  

(учащиеся на специальных листах формата А3 заполняют таблицы (см. Приложение 3)

-Какими правилами будете пользоваться  при составлении таблицы?

(перестановка множителей, нахождение неизвестного множителя)

-Составляя таблицу вспомните  еще раз изученные случаи составьте  таблицу на 7.

-Проверяем. Группа номер 1 зачитайте полученные равенства умножения числа 7 . Вторая группа деление числа 7. Сверяемся.  У кого все верно? У кого есть ошибки. Оцените свою работе.

V. Первичное закрепление с проговариванием.

Работа в парах.

У каждого из вас на столе есть карточка с числами.

-Найдите числа, которые делятся на 7. Подчеркните их. Назовите эти числа и докажите.

13, 21, 7, 14, 15, 25, 30, 42, 28, 35, 24, 49, 48, 56, 63.

-Проверьте работу друг у друга.  Оцените работу товарища. Оцените себя.

VI. Самостоятельная работа в парах по вариантам.

Физминутка.

Молодцы. Отдохнем немножко. Поиграем в игру.

Отдохнули. Продолжаем путешествие.

Следует помнить, что с историей хребта Лозового связывают множество легенд. В том числе довольно зловещих – о пропавших экспедициях и прочих загадочных событиях. Некоторые исследователи считают, что во времена средневековой Золотой Империи Цзинь в глубоких пещерах проводились тайные ритуалы и хранились несметные сокровища, которые, к слову, там до сих пор ищут.

Давайте тоже попытаемся их отыскать.

Работаем в группах. 

Решаем задачу.

В поход на гору Чандолаз   отправилось 7 девочек, а мальчиков в 8 раз больше. Сколько всего детей отправилось в поход?

Прочитайте задачу.

Что известно в задаче?

Что нужно найти?

Что не известно?

Какое задание еще можно предложить с задачей? Возьмите оценочный лист. Оцените свою работу.

VII. Систематизация и повторение.

  1. Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания. Отлично/хорошо.

Сравни выражения.

 

  1. «Блиц-турнир»

Решаем задачи в быстром темпе. Ребята работают самостоятельно на карточках.

Выбери ответ

  1. Для изготовления одной удочки нужно 7 метров лески. Сколько удочек можно изготовить из лески длиной 56 метров?     2     7     8
  2. Во время коллективной рыбалки удалось поймать 8 окуньков, 5 пескарей и 6 щук. Сколько всего рыб поймали рыбаки?    19  23  6
  3. Путешественники варили компоты из ягод. За день они выпили 7 котелков компота по 4 литра в каждом котелке. Сколько всего литров компота выпили путешественники?    28  35 11
  4. За день туристы  съедают 7 кг мясных консервов. Сколько кг мясных консервов они съедят  за 7 дней?    14     49      42

Отмечаем только ответы.  Проверяем.

VIII.Рефлексия деятельности.

       Замечательно! Пора возвращаться из путешествия. Чему новому вы научились сегодня на уроке? Какая тема была урока? Какую цель ставили? Достигли цели? В начале урока мы поставили перед собой цель: составить и выучить таблицу  умножения и деления.  

  • Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте зеленый листочек  на дерево.
  • Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте желтый листочек.
  • Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте красный листочек.

Лучшие месяцы для посещения хребта Лозовый – август и сентябрь.

Но побывать здесь можно в период с апреля по ноябрь.

Хребет удобен также тем, что имеет небольшую высоту и хорошую сгруппированность достопримечательностей.

Путешествие на хребет Лозовый - это увлекательная и познавательная затея, ведь многие из местных пещер абсолютно уникальны, а местность вокруг весьма живописна.

Вы сегодня молодцы!

Отметки за урок поставлю следующим учащимся…

Предполагаемая домашняя работа (вкл. инвариант и

вариант).

Приложение 1.

Лист самооценки ученика 3 класса ___________________

Критерии

Готовность к уроку

Личный вклад в работу группы

Личный вклад в работу пары

Сам. работа

Активность на уроке

Итог

Шифр

Четверки равенств

Таблица на 7

Числа, которые делятся на 7

Задача

Сам. работа

Блиц-турнир

Итог

Приложение 2.

Тема урока.

Табличные случаи умножения и деления на 7.

Приложение 3.

7 ∙ 1 = □             □ : 1= 7

7 ∙ 2 = □             □ : 2= □  

7 ∙ 3 = □             □ : 3= □  

7 ∙ 4 = □             □ : 4= □  

7 ∙ 5 = □             □ : 5= □  

7 ∙ □ = □             □ : 6= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □  

7 ∙ □ = □             □ : □= □

Приложение 4.

Электронный носитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Приемы умножения и деления на 10" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:знакомство с приемами умножения и деления на 10; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счета, умения решать задачи.Планируемые  результаты:Предметные...

Конспект урока математики "Приемы умножения и деления на 10" 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИТЕМА: «Приемы умножения и деления на 10»   Цели деятельности учителя: формирование знаний о приемах умножения и деления на 10; совершенствование вычислит...

Технологическая карта урока математики "Таблица умножения и деления на 9", 3 класс (УМК "Школа России", М. И. Моро)

Тип урока: открытие нового знания;  Цель урока: формирование знаний о случаях умножения и деления на число 9, закрепление знания таблицы умножения.Задачи урока Дидактические:...

Технологическая карта урока математики "Таблица умножения и деления на 3" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Таблица умножения и деления на 3» Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для отработки знаний учащихся о таблице умножение и деления на 3....

Технологическая карта урока математики «Приемы умножения и деления на 10» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для формирования приемов умножения и деления на 10. Совершенствовать вычислительные навыки устного счёта.Задачи урокаДидактические:Познакомить с умножением и делением числ...

Технологическая карта урока математики «Приемы умножения и деления на 10» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для формирования приемов умножения и деления на 10. Совершенствовать вычислительные навыки устного счёта.Задачи урокаДидактические:Познакомить с умножением и делением числ...

Технологическая карта урока по математике "Таблица умножения и деления на 4"(3 класс, Умк "Школа России")

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о таблице умножения и деления на 4Задачи урока:Дидактические: 1 закрепить таблицу умножения и деления с числами 2 и 3;2 познакомить обучающихся с т...