«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Воробель Наталья Викторовна

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам,  что способствует успешному формированию его деятельностных способностей и общеучебных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема. «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше»  - урок открытия нового знания»

( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

                                                 

Содержание

Страницы

1.

Введение

С. 3

2.

Основная часть

Проект урока по математике

«Какая площадь больше

С. 4 - 8

3.

Заключение

С. 9

4.

Список литературы

С. 10

Введение

Актуальность

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Поэтому современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают обучающимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться.

 Универсальные учебные действия   младшего школьника - это важная составляющая системно - деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества.

      Деятельностный подход в образовании - это процесс учения, деятельности ученика, направленный на становление его саморазвития.

      В основе такого подхода лежит принцип деятельности.  Он заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его деятельностных способностей и общеучебных умений.

     В моей творческой разработке представлен  проект урока математики для 3 класса, УМК "Перспективная начальная школа"

       

Урок математики в 3 классе

Тема: «Какая площадь больше»

Цель урока: создание условий для  овладения  способом сравнения площади фигур разбиением на равные квадраты.

Предметный результат:

предъявление способа сравнения  фигур

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- самоопределение.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы;

- строить логичесую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с партнером;

- владение монологической  и диалогической формами речи

Ход урока

  1. Организация класса на работу.
  2. Актуализация знаний.  Мотивация.
  1. Воспроизведение известного способа сравнения площади фигур путем наложения одной на другую.
  1. На доске расположены фигуры парами (по цвету)

Беседа

- Что вы видите на доске? Чем фигуры в паре  отличаются друг от друга?

( Фигуры отличаются размером; - Они занимают разные площади.)

- А можете ли определить какая из пары фигура занимает бóльшую площадь? Какой способом сравнения фигур по площади вам известен? (- Их нужно наложить друг на друга)

  1.2. Решение данной практической задачи.  По одному уч-ся выходят к доске и сравнивают площади фигур известным способом.

  III. Постановка учебной задачи

  1)  При сравнении последней пары выясняется, что способ наложения не подходит

    - Почему же так произошло? Какая проблема возникла? (- Способ наложения фигур не подходит)

   - Но ведь нам надо сравнить площади этих фигур. Вы хотели бы решить эту задачу? Что нам для этого необходимо? (- Нужно найти новый способ сравнения площади фигур)

   - Нам помогут открыть этот способ Маша и Миша.

IV.  Решение учебной задачи

  1. Задание № 143 (У-2,с.52)

1.1. Учащиеся самостоятельно читают текст, часть задания и мнение Миши, рассматривая план комнаты и веранды (в учебнике).

   Миша и Маша красили пол в доме у бабушки. Миша красил в комнате, длина которой – 5м, а ширина – 3м. Маша красила на веранде, которая имеет квадратную форму со стороной 4 м. Кто из них выполнил бóльшую работу?

   Миша считает, что работа была одинаковая, так как комната на 1 м длиннее веранды, но на 1 м уже. Прав ли он?

   - Прав ли Миша?

 В ходе беседы выясняем мнения учащихся.

   -  Прочитаем,  как предложила решить проблему   Маша. (- Мысленно разбить пол комнаты  и  веранды  на квадраты со стороной 1 м.)

  -  Как выполнить разбиение фигуры на квадраты на плане? Какой длины будет сторона квадрата? (- Длина стороны квадрата будет 1см)

    1.2. - Выполните такое разбиение на плане комнаты и плане веранды в  печатной тетради. (Т-2, с. 37, № 81)

Задание выполняется индивидуально. Во время выполнения задания проводится контроль учителем.

 2) Проверка выполнения проводится фронтально.

  2.1.  - Сколько таких квадратов  на левом рисунке? (15)

   - Сколько таких квадратов  на правом рисунке? (16)

При ответе учащихся учитель переворачивает 2 фигуры, помещенных на доске (с обратной стороны они разбиты на равные квадраты),  площади которых дети не смогли сравнить (когда возникло противоречие).

Выясняем, что на левом рисунке на один  квадрат больше, чем на правом.

2.2. Вывод:  площадь, которую занимает веранда больше площади, которую занимает комната. Значит,  Маша выполнила бо́льшую работу,  так как число квадратов на плане веранды на один больше, чем число квадратов на плане комнаты. Следовательно, она выкрасила на 1 квадрат больше, чем Миша.

2.3. - Какую задачу мы ставили перед собой? (Найти новый способ сравнения площади фигур).

    - Смогли ли вы решить поставленную задачу? Какой новый способ вам помог?  ( - Способ деления фигур на равные квадраты. По количеству равных квадратов каждой фигуры смогли сравнить площади.)

V. Первичное закрепление нового знания.

Задание № 144 (У-2,с.53)

Сравнить площади данных фигур (прямоугольника и круга) на глаз (Пауза).

   - Можно ли на глаз определить какая из фигур занимает бóльшую площадь?

   - А как вы можете доказать, что  площадь прямоугольника больше площади круга?

( - Разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см).

Учащиеся от руки разбивают  на квадраты  (1 см х 1 см) прямоугольник и круг и подсчитывают примерно, какое число квадратов покрывает площадь круга и площадь прямоугольника (Т-2,с.37, №82)

 Проверка выполнения, фронтально, индивидуально.

Вывод: площадь  прямоугольника больше площади круга.

VI. Работа в паре

Задание № 145 (У-2,с.53)

  1. - Прочитайте задание (Пауза). Что  знаем про 1-ю фигуру? 2-ю фигуру? (1-я разбита на 7 квадратов, а вторая фигура разбита на 9 таких же квадратов)  
  2.  - Что сказано про площадь фигуры, которую надо составить? (Ее площадь больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры)
  3. – У вас на партах равные квадраты, используя нужное количество квадратов, постройте из них фигуру, чтобы это соответствовало требованию задачи. Обсудите с соседом процесс выполнения задания. Подготовьтесь объяснить решение данной задачи.

3)  Проверка выполнения задания. Несколько пар (2-3) по очереди представляют свой вариант фигуры, составляя ее на доске из предложенных квадратов.

      - Сколько квадратов вам понадобилось? Почему 8 квадратов? (-Фигура, площадь которой больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратов).

 В зависимости от количества вариантов получившихся фигур можно предложить свои варианты (заранее составленных на обратной стороне доски).

      - Отличаются ли данные фигуры по форме? А что можно сказать о площади этих фигур? (-Данные фигуры отличаются по форме, но имеют равные площади)

VII. Рефлексивная оценка

- Что знали о способе сравнения площади фигур?

-Всегда можно воспользоваться способом наложения фигур друг на друга? 

-Изменились ли ваши знания сегодня?

-Какую учебную задачу перед собой ставили? (Узнать новый способ сравнения площади фигур)

- Какой новый способ сравнения площади фигур узнали? (- Способ деления фигур на равные квадраты)

Закончите фразы:

- Теперь я знаю, что……..

-Теперь я смогу……..

-Меня удивило………

VIII. Задание на дом:

  1. Задание № 148 (У-2,с.54).                                                                        
  2.  Дополнительно: № 83 (Т-2,с.37).

Заключение

      Применение деятельностного подхода способствует формированию учебной деятельности обучающихся.

       Таким образом, на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную практическую деятельность. На этапе нахождения нового способа сравнения площади  фигур была организована парная работа.

       Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

       Интенсивность урока была оптимальной, с учётом  психолого-возрастных  особенностей обучающихся 3 класса.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Чуракова Р. Г. Математика. Поурочное планирование. 3класс. В 2 ч. − М: Академкнига/Учебник, 2013.
  5. Чуракова Р. Г. Математика. 2 класс. Методические пособие для учителя. – М: Академкнига/Учебник, 2012.
  6. Математика [Текст]: 3 класс: Учебник: В 2 ч./ А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой.  – М: Академкнига/Учебник, 2013. – Ч. 2 : 160  с.
  7. Математика в вопросах и заданиях [Текст] : 3 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы № 2/ О. А. Захарова, Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой. – М: Академкнига/Учебник, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья рассматривает проблему формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у учащихся 1 класса. Авторами анализируется ситуация с мониторингом сформированности УУД младш...

«Формирование пространственных понятий на уроке математики, «Впереди и позади» - урок открытия нового знания (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Данный урок математики способствует формированию пространственных отношений, связанных с ориентировкой в пространстве и на плоскости: «впереди», «позади» и повторению ранее изученных понятий «справа»,...

Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»

Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает  особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...

Конспект урока математики: «Умножение числа 0 и на число 0» (УМК «Перспективная Начальная Школа» 2 класс, А.Л. Чекин),

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение числа 0 и на число 0» Цель деятельности учителя: формирование представлений о способе умножения числа на 0 и на число 0; выведение и...

Приёмы формирования универсальных учебных действий при помощи интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе.

Как ИКТ средства помогут учителю формировать УУД у младших школьников на разныхэтапах урока Ключевые слова: понятие "универсальные учебные действия, деятельносный метод обучения, виды ИКТ ресурсо...

Технологическая карта урока математики «Натуральный ряд чисел и другие числовые последовательности» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с понятием «числовая последовательность» как последовательность чисел, составленная по правилу; формирование умения за...

Формирование универсальных учебных действий в системе работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...