рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Клуб юных математиков"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Программа разработана на основе программы по математики к учебникам М.И. Моро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_klub_yunyh_matematikov_3_klass.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

г.Меленки Владимирской области

Обсуждена и согласована на методическом объединении

Протокол №_____ __

от «_____» ____________ 2016г.

Принята на педагогическом

совете

Протокол №___________

от «____» _____________ 2016г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от  «____» __________ 2016г.

№_________

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

общеинтеллектуальной направленности

«Клуб юных математиков»

для 3 «а» класса

Автор – составитель программы:

учитель начальных классов

Харузина Ирина Валерьевна

г.Меленки

2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы «Математика» М.И. Моро, М.Ю. Колякина, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой)/ Школа России. В программе учтены требования федерального государственного образовательного стандарта к подготовке обучающихся начальной школы. 
Общая характеристика курса

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу математики. Необходимость массовой внеурочной работы по математике с учащимися начальных классов вызвана еще и тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Внеурочную работу рассматривают как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учетом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному.

Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т.д.
Место курса
Курс «Юный математик» рассчитан на учащихся 3-го класса, 34 часа, в неделю 1 час (34 учебных недели).

Возраст детей 9 лет


Цель курса - формирование навыков произвольности и самоконтроля, достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного развития абстрактно-логического мышления.
Задачи курса:
- овладение общеинтеллектуальными умениями (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, гибкость мыслительных процессов);
- пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике;
- расширение и углубление знаний по математике;
- формирование творческих способностей;
- содействие развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
- развитие личностной сферы (снятие робости, тревожности, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
- воспитание чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном математическом  игре-конкурсе для детей «Кенгуру».

Характеристика деятельности учащихся:

Сравнивать математические понятия, выражения по разным основаниям. 
Анализировать различные способы хода рассуждения. 
Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.
Планировать поиск пути решения задачи. 

Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий.

Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному.
Объяснять выполнение задания. 

Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.
Конструировать модели геометрических фигур
Преобразовывать модели. 
Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. 
Обобщать данные.
Моделировать изучение зависимости. 
Контролировать правильность выполнения задания. 
Использовать различные способы решения: правильности выполнения
Высказывать прогнозы
Формулировать выводы.
Находить решение разными способами. 
Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. 
Конструировать геометрические фигуры из подручного материала

Предполагаемые результаты:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные  варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

 Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и         вопрос, данные и искомые числа(величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Характеристика деятельности учащихся

Развитие приемов умственной деятельности.

 

 

Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Признаки предметов. Существенные признаки предметов. Несущественные признаки предметов.  Полное и неполное сравнение.

Обучение сравнению. Задания на сравнения и анализ зрительных образов. Выделение в предмете разных свойств и качеств. Признаки предметов. Варьирование существенных и несущественных признаков предметов.

Сравнивать предметы (фигуры) по разным основаниям. Анализировать различные способы хода рассуждения. Устанавливать закономерности по заданному или выбранному правилу.

Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д. Упражнения по формированию одностороннего (разностороннего) анализа. Понятийный и операционный анализ.

Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д. сочетание признаков разных предметов. Виды анализа. Развитие способности анализировать простые закономерности.

Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному.

Развитие внимания.

 

 

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, "Графический диктант" с выявлением закономерностей, составление простых узоров по образцу ("Мозаика"), знакомство с математической игрой.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах. Развитие концентрации внимания. Поиск закономерностей. "Веселая переменка". "Графический диктант". Тренировка внимания. Упражнения.

Объяснять выполнение задания. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки.

Развитие восприятия и воображения.

 

 

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструкторских навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.п.)

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструкторских навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.п.). Сов

Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. Обобщать данные.

Развитие памяти.

 

 

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета и с учетом месторасположения), игры "Внимательный художник", "Найди отличия" и др.

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета и с учетом месторасположения). Тренировка памяти (слуховой, зрительной). Упражнения.

Моделировать изучение зависимости. Контролировать правильность выполнения задания. Использовать различные способы решения: правильности выполнения.

Развитие логического мышления.

 

 

Формирование умения правильно строить предложения, верно использовать логические связки НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ, …ТО, слова ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, НЕКОТОРЫЙ и др.

Рассуждения (суждения). Построение индуктивных и дедуктивных умозаключений со словами ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, НЕКОТОРЫЙ и др. при решении нестандартных задач.

Высказывать прогнозы. Формулировать выводы.

Решение логических задач. Конструктивные задачи, способствующие развитию логического мышления. Решение конструктивных задач разных видов: по образцу, по описанию, по аналогии, свободное. Геометрическое конструирование.

Логически-поисковые задания Решение конструктивных задач разных видов. Приемы решения конструктивных задач. Решение логических задач способом составления таблицы.

Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. Конструировать геометрические фигуры из палочек.

Календарно- тематическое планирование.

Наименование тем

Планируемые результаты

Дата

1-2

Простые задачи на процессы.  

Личностные:

-  развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении

разнообразных заданий проблемного характера;

-развитие   умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

Метапредметные:

-Понимание и принятие  учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- оценивание результатов своей деятельности;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

-Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для

выполнения конкретного задания.

-Включаться  в   групповую   работу.  

- Участвовать  в   обсуждении   проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

                         Предметные:

Решать нестандартные задачи;

-вычленять существенные  и  необходимые признаки  объекта или процесса при решении  задач;

- решать определённую задачу  несколькими  способами  и  находить  среди  них  наиболее рациональные и

оригинальные;

- решать  задачи  с  помощью составления   таблиц;

-строить,   распознавать  и  использовать   истинные   и  ложные высказывания  при  решении  задач;

  • применять графические методы  при решении задач;

3

Составные задачи на процессы  с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)» или «больше (меньше) на».

4

Задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата.

5

Простые задачи с отношением кратного сравнения.

6

Простые и составные задачи на покупку товара.

7

Решение простых задач составлением уравнения.

8

Составные задачи с одной величиной.

9

Задачи на нахождение периметра треугольника.

10-11

Доли.

12

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.

13

Задачи на процессы.

14

Простые задачи на деление.

15

Решение уравнений с двумя действиями в левой части.

16

Решение задач с помощью уравнения.

17

 Задачи на деление.

18

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связью «всего (вместе)».

19

Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. Составные задачи с сюжетом «было – изменение – стало».  

20

Задачи, в условии которых комбинируются разные сюжетные линии.  

21

Задачи на нахождение чисел по сумме и разности, по сумме или разности и кратному отношению.

22

Задачи, обратные задаче на нахождение площади (периметра) прямоугольника (квадрата).

23

Простые задачи на движение.

24

Составные задачи с одной величиной повышенной сложности.

25

Составные задачи с геометрическим содержанием.

26

Задачи на процессы, обратные составной задаче с двумя ситуациями и связями «всего (вместе)», «столько же».

27

Комбинаторные  задачи.

28-29

Решение нестандартных задач.

29

Решение составных задач повышенной сложности.

31

Решение составных задач повышенной сложности.

32

Решение нестандартных задач.

33-34

Турнир юных математиков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст]/ Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Агафонова, И. Учимся думать [Текст] : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996.
  3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика [Текст]/ Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М. : Контекст, 1995.
  4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы[Текст]/ О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст]/ Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
  6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
  7. Сахаров, И. П. Забавная арифметика [Текст]/ И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицын. – СПб. : Лань, 1995.
  8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]/ А. Э. Симановский. - М. : Академкнига/Учебник, 2002.
  9. Сухин, И. Г. Занимательные материалы [Текст]/ И. Г. Сухин. – М. : Вако, 2004.
  10. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст]/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
  11. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст]/ Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"

Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа юного лингвиста"

Рабочая  программа  по  внеурочной  деятельности     "Школа  юного  лингвиста"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр юного актёра" для 1-4 классов

Программа предназначена на 4 года. Включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-юный исследователь" для 1-4 класа

Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя титульный лист, пояснительную записку. содержание программы, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков».

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков»....