Конспект урока математики в 1 классе по теме "Объём"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Наева Наталья Владимировна

Урок математики в 1 классе разработан по программе "Школа 2100". Урок-путешествие по сказке "Иван-Царевич и Серый Волк". В ходе практической работы учащиеся знакомятся с понятием "объём".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyom.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа: «Школа 2100» 1 класс

Учитель: Наева Наталья Владимировна, г. Саяногорск МБОУ СОШ №5

Тема урока: «Объём».

Место урока: III четверть, раздел «Величины»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цели: 1. Познакомить с величиной «объём» (вместимость), единицами измерения объёма; учить практически сравнивать предметы по объёму с помощью переливания, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание объёмов предметов.

           2. Развивать аналитические способности, память, внимание.

           3. Воспитывать отношения делового сотрудничества; прививать интерес к русскому     народному творчеству.

Оборудование: карта с изображением царств; картинки Ивана-царевича, волка, Елены Прекрасной; рисунок Жар-птицы; перо Жар-птицы на каждого ученика; две разные бутылочки для живой и мёртвой воды; сосуды вместимостью 1 литр, но различные по виду; стаканчики и рюмочки для измерения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Звонок прозвенел,

Он позвал на урок.

Пора! Тишина!

К нам наука идёт.

1. Вводная беседа.

Ребята, сегодня мы проведём урок-путешествие. А путешествовать будем вместе с героями сказки, которую читали на уроке внеклассного чтения.

Чтение отрывка учителем.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

 Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.

Старший сын говорит:

 Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.

Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.

Утром царь его спрашивает:

 Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?

 Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

- Напомните, как называется сказка? («Иван-царевич и серый волк»)

- Смог ли Иван-царевич поймать Жар-птицу?

- Что у него осталось в руках? (перо)

        У вас на столах лежат перья Жар-птицы. Но они не яркие, не пёстрые, и поэтому мало похожи на настоящие.

- Что надо с ними сделать? (раскрасить)

        За каждое правильно выполненное задание вы будете раскрашивать по одному сектору. А в конце урока мы посмотрим, какие перья у вас получились.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Решил царь Берендей раздобыть себе Жар-птицу, и отправляет он своих сыновей в царство царя Афрона. Давайте и мы вместе с Иваном-царевичем отправимся. Дорога предстоит долгая и трудная. Узнаем, какое расстояние нам нужно преодолеть.
  1. Счёт до двадцати через один с хлопком в ладоши.
  2. Обратный счёт «по цепочке»
  3. На «вертушках» записаны числа 3,5,8.

- назовите самое большое число

- назовите самое маленькое число

- какое число является суммой двух других?

- расскажите всё, что знаете о числе 8

- как ещё его можно получить?

- назовите соседей каждого числа

4) Работа с «веером» цифр

- покажите число, которое больше, чем 5 на 2

- покажите число, которое меньше 8 на 4

- на сколько 5 меньше 8

- увеличьте 3 на 6

- уменьшите 5 на 3

Молодцы! Закрасьте 1 сектор.

  1. Добыл Иван-царевич Жар-птицу, но вопреки словам волка золотую клетку потрогал, а за это царь Афрон наказал царевичу привезти коня златогривого из царства царя Кусмана. Отправимся с ними?

- Посмотрите на схему, записанную на доске.                                  ВЕЛИЧИНЫ

                                                                                                 

                                                                                                        ЗАПАХ    КГ     СМ

- Правильно ли она составлена? Почему? (запах – не величина, а кг и см – это мерки)

- Что называется «величиной»?

      На стенах класса висят таблички. Выберите нужные и правильно составьте схему.

                                           ВЕЛИЧИНЫ

                               ДЛИНА                   МАССА

                                    СМ                            КГ

Из оставшихся слов составьте отдельный столбик (Таблички: запах, аппетит, вкус, цвет, форма, размер, масса, длина, кг, см)

- Почему «запах», «вкус» … не являются величиной?

Сейчас вы будете работать в парах. Решите примеры и запишите ответы.

9 кг – 8 кг =

5 см + 2 см =

3 кг + 4 кг =

8 см – 2 кг =

- Какой пример можно назвать лишним? Почему? (разные единицы измерения)

Молодцы! Можете закрасить 2 сектор.

  1. Физминутка для глаз.

Добыл Иван-царевич и коня златогривого, но не послушал он волка и потрогал золотую уздечку. Рассердился царь Кусман и послал царевича за Еленой Прекрасной в царство царя Далмата. Давайте и мы с ними отправимся.

(Над доской прикреплён плакат) Встречаются нам на пути горы, бурные реки и овраги. Пройдитесь по ним глазами туда и обратно.

  1. Постановка проблемы. Открытие нового.
  1. На прошлых уроках мы познакомились с величинами «длина» и «масса». Сегодня мы узнаем ещё об одной величине.

У вас на партах есть листочки голубого цвета. Работать будете в парах. Решите

примеры и запишите ответы в соответствующие клеточки. У вас должно получиться слово.

2 + 4 =    Ё

8 -  = 7    О

 + 3 = 3   М

9 – 5 =   Б

6 +  = 8  Ъ

     1

     4

    2

     6

      0

2 + 4 =    Ё

8 -  = 7    О

 + 3 = 3   М

9 – 5 =   Б

6 +  = 8  Ъ

     1

     4

    2

     6

      0

    О

     Б

    Ъ

     Ё

      М

 

- Кто знает, что такое «объём»? (Предположения детей). Закройте глаза и мысленно запишите это слово перед собой, чтобы запомнить.

Вы хорошо справились с решением примеров. Закрасьте 3 сектор.

  1. Нашёл Иван-царевич Елену Прекрасную, и поскакали они домой, а по дороге решили передохнуть. Только уснул Иван-царевич, как подъехали братья, сговорились и убили его. Волк знает, что залечить раны и оживить его может живая и мёртвая вода. Принёс ему ворон две бутылочки, а в какой какая вода – не сказал. Но живой воды ворон принёс больше, чем мёртвой. Если мы определим, в какой из бутылочек воды больше, там и будет… (живая вода)

- А как же это сделать? Ведь бутылочки совсем разные. (Предположения детей)

- Какую мерку для воды можно выбрать, ведь её нельзя измерить ни в длину, ни в ширину, ни в высоту? (стакан, кружка и т.д.)

- У меня есть две мерки. Приглашаю 4 ребят, которые переливают воду из бутылочек и измеряют.

- Обозначим объём одной бутылочки буквой А, а другой – буквой Б.

- Чему равен объём бутылки А? (А = 3 стаканчикам)

- чему равен объём бутылки Б? ( Б = 4 рюмочкам)

- Получается, что А<Б

- Можем ли мы с точностью это утверждать? Почему? (мерки разные)

- Как же нам добиться истины? (выбрать одну мерку)

Приглашаю ещё 4 ребят, которые теперь измеряют одной меркой.

- Какой результат у вас получился? (А = 5 рюмочек, Б = 4 рюмочки)

- Вот теперь мы можем с точностью утверждать, что в бутылке А живая вода. (Приклеиваю надпись на бутылочку)

  1. Физминутка.

Побрызгал волк раны Ивану-царевичу мёртвой водой – все раны срослись. Побрызгал живой водой – ожил Иван-царевич. Предлагаю вам тоже умыться этой живой водой.

        Водичка, водичка,

        Умой моё личико,

        Чтобы глазки блестели,

        Чтобы щёчки горели,

        Чтоб смеялся роток

        И кусался зубок.

- Является ли «объём» величиной? Дополняем схему:

                                                            ВЕЛИЧИНЫ

                               ДЛИНА                   МАССА            ОБЪЁМ

                                    СМ                            КГ

Молодцы! Закрасьте 4 сектор.

  1. Работа по учебнику.
  1. с.10 № 2

- Всегда ли для сравнения по объёму необходимо переливание? Можно ли, глядя на рисунки, сказать, в какой из банок вместимость больше?

- Какие поставите знаки?

  1. с. 10 № 3(б)

- Сравните по объёму сосуду а и б, если в сосуд а входит 5 стаканов, а в сосуд б-8 стаканов.

  1. с.11 № 6

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитайте условие, вопрос. Можно ли на него ответить? (нет, т.к. мерки разные)

Правильно, ребята. Поэтому во всём мире существует единая единица измерения объёма –ЛИТР (Л). (Дополняю схему)

                                                            ВЕЛИЧИНЫ

                               ДЛИНА                   МАССА            ОБЪЁМ

                                    СМ                            КГ                ЛИТР (Л)

  1. Практическая работа.

У меня есть несколько сосудов. Все они разные по форме и высоте. Давайте проверим их вместимость.

- Можно ли сказать, что вместимость этих сосудов одинаковая? (да)

- Чему она равна? (1 литр)

У воды есть важное свойство – она занимает весь предоставленный объём.

           

                4) с. 11 № 7

              Выполните вычисления и запишите ответы. (Параллельно ведётся работа у доски)

И с этим заданием вы справились. Молодцы! Закрасьте 5 сектор.

  1. Подведение итогов урока

Посадил Иван-царевич Елену Прекрасную на коня и привёз к отцу царю Берендею. И наше путешествие заканчивается.

- С какой новой величиной мы познакомились на уроке?

- Назовите единицу измерения объёма

- Покажите перья, которые вы раскрашивали.

Рефлексия.

Перед вами Жар-птица. Если вам на уроке было всё понятно – то прикрепите перо там, где хвост. Если вы не всё поняли, то прикрепите перо, будто оно упало.

Я вижу, что вы всё поняли на уроке.

Спасибо. Отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...