Этап урока | Деятельность учителя |
1.Мотивация 3 мин.
| Цель: настрой на активную работу . АМО«Поделись теплом своей ладони» - Добрый день дорогие ребята. Меня зовут Елена Николаевна. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам всем радость общения друг с другом и будет продуктивным. Прикоснитесь ладошками друг другу со своим соседом, чувствуете тепло, оно идёт от ваших ладошек, как от маленьких солнышек. (слайд ) Обменяйтесь этим теплом друг с другом, подарите свои солнышки друг другу. А я вам дарю, своё солнышко и пусть на протяжении всего урока вам будет тепло и уютно. (дети с учителем становятся в круг и прикосаются ладонями друг к другу)
- Садитесь. На столе лежат коверты, возьмите под № 1, на листочках написаны части предложения. Составьте из них пословицу. День, прошёл , впустую, если, ты, не узнал, ничего, нового. -Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое.
- Сегодня наш урок будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие во времени. (слайд № 2)звучит музыка -На минутку закройте глаза, представьте, что мы переместились из нашей холодной зимы в африканское жаркое лето, сейчас мы вместе попытаемся окунуться в загадочный мир Древнего Египта.(СЛАЙД и музыка продолжает звучать) -Откройте глаза и взгляните на экран. Египет это страна многих чудес и достопримечательностей, начиная от древних пирамид Гизы, до удивительных храмов. Это страна усыпальниц фараонов - царей Древнего Египта. Загадочная страна, удивляющей своими красками.(выключить музыку) |
2.Актуализация. 7 мин.
| Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Работа с геометрическим материалом. -Я предлагаю вам задания в группах, но сначала мы вспомним правила работы в группах: (правила высвечиваются на экране)(СЛАЙД) - Умейте слушать и слышать.
- Умейте спорить, но не ссориться.
- Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
- Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.
-В конверте № 2 находится задание для вас, которое необходимо выполнить по принципу игры «Морской бой». В этой игре каждая клетка на игровом поле определяется двумя координатами буквой и цифрой (СЛАЙД) (учитель показывает на экране). -Например, если вам надо отметить клетку с координатами 5 В. Вы находите строку с цифрой 5 и столбик под буквой В, проводим глазками линию, и та клетка, в которой они сходятся нам надо закрасить и в середине поставить точку фломастером. - У каждой группы свои координаты, закрасьте данные клетки, а в середине этой клетке поставьте фломастером точку. После соедините все точки так, чтобы у вас получилась геометрическая фигура. Группа 1. (СЛАЙД) Б9, И9, Ж7. Группа 2. Б9, И9, И6, Б6. Группа 3. В10, Ж10, Ж6, В6. (дети выходят и показывают свои фигуры) 1 группа: - Какая фигура у вас получилась? (СЛАЙД) 2 группа: -Какая фигура у вас получилась? (СЛАЙД) 3 группа: - Какая фигура у вас получилась? (СЛАЙД) -Это всё геометрические фигуры. (на доске кластер) -Итогом нашей работы будет составление кластера. Это …. - Как можно назвать все эти три фигуры? МНОГОУГОЛЬНИКИ (ребята садятся) Разные фигуры есть Все их нам не перечесть На фигуры посмотри И скорей определи… (СЛАЙД) - На какие группы, можно разбить данные фигуры. (Плоские и объемные)(СЛАЙД) -Каким, одним словом можно назвать фигуры каждой группы? (Плоские – многоугольники (ЩЕЛЧОК), объемные – многогранники (фигуры, которые занимают некоторое место в пространстве)(ЩЕЛЧОК)) (на доске кластер) |
3. Постановка учебной задачи. 7-10 мин.
| 1)Зашифрованное слово. (СЛАЙД) - Здесь зашифровано слово, как вы думаете, по какому принципу? -Каждое число означает место буквы в алфавите. Разгадав слово вы узнаете тему урока. Итак, какая группа быстрее расшифрует слово. -Тема сегодняшнего урока-ПИРАМИДА. (вывешивается табличка на доске)(СЛАЙД) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово «пирамида» -Исходя из темы урока, сформулируем главную цель. Продолжите фразу:(СЛАЙД) изучение …(ЩЕЛЧОК)(пирамиды). -Какие задачи для этого нам нужно решить? Продолжите фразы:(ЩЕЛЧОК) определить …(ЩЕЛЧОК )(элементы пирамиды), различать …(ЩЕЛЧОК )(пирамиду и других многогранников) 2. Работа с толковым словарем. «Пирамида» - слово греческого происхождения, означает «костер», «огонь». (СЛАЙД) Почему? (Ответы учащихся)(СЛАЙД) -Пирамида олицетворяла огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени. -Первые упоминания об этих фигурах ещё были известны три тысячи лет до нашей эры в Египте. Математиков поражала их красота, совершенство и гармония. Ученые считали эти фигуры божественными.
-Кто из вас встречал или видел подобные фигуры в окружающем мире? (ответы детей) -Форму пирамиды могут иметь крыши домов, (СЛАЙД) разнообразные другие архитектурные сооружения, также можно встретить пирамиду в виде сувениров,новогодних игрушек, пакетиков чая, пачки молока. (учитель показывает) -Одним из интересных фактов является то, что продукты, находящиеся в упаковке в виде пирамиды, лучше и дольше сохраняются. Вот почему в начальных классах вам дают пачку молока в виде пирамиды. (СЛАЙД) -Знаменитая пирамида Хеопса - крупнейшая из египетских пирамид, единственное из семи чудес света, сохранившаяся до наших дней. Свое название она получила от имени её создателя — царя-фараона Хеопса. - Кто-нибудь из вас был в Египте? Видели пирамиду Хеопса? |
4. Изучение нового материала. 10-15 мин. | 1.Путешествие в прошлое. (просмотр видео о пирамиде Хеопса)
2. Работа с пирамидой (геометрической фигурой). (высвечивается на экране геом. фигура) (СЛАЙД) - Но мы рассмотрим понятие пирамиды с математической точки зрения. - Попробуйте дать определение пирамиде. (Ответы учащихся). Определение (дает учитель после ученических): Пирамида – это многогранник, состоящий из многоугольника и треугольников. Многоугольник – основание (ЩЕЛЧОК), треугольники – боковые грани. (ЩЕЛЧОК) Отрезки, по которым грани пересекаются – ребрами называются, у пирамиды различают ребра боковые и (ЩЕЛЧОК) ребра основания. (ЩЕЛЧОК) Точки, где ребра пересекаются – вершинами называются. (СЛАЙД) Называют пирамиду по числу сторон ее основания. Если в основании - треугольник – треугольная. (СЛАЙД 3 штуки)Дайте название следующим пирамидам. (Четырехугольная, шестиугольная, пятиугольная) (слайд) -Сколько сторон у основания, столько и граней у пирамиды. Работа с большой пирамидой. -Какая это геометрическая фигура? -Какая это пирамида? (четырехугольная) -Сколько значит будет граней? (4) -Сколько всего ребер? (8) Сравнение пирамиды и других многогранников. (учитель показывает объемные фигуры – пирамиду, параллелепипед, конус и куб). По одному ученику выходят и сравнивают фигуры. -Посмотрите внимательно на фигуры и скажите что общего и них? (объемные фигуры, у них есть грани, вершины, ребра) -В чем отличие? (у пирамиды все грани сходятся в одну вершину и имеет основание) А если сравнить пирамиду с конусом? (ответы детей) -Пирамида очень похожа на конус, только у конуса основание – круг) Работа с кластером. - С какими многогранниками мы работали? (куб, параллелепипед, пирамида, конус) - Из чего состоит пирамида? (вершина, грань, ребро, основание) |
5.Практическая деятельность учащихся 10 мин.
| Цель:осмысление новой информации детьми и применение на практике. 1. Построение пирамиды в координатных углах. - Давайте вернемся к листочку, где мы играли в «Морской бой». - Можно ли из многоугольника построить многогранник, из плоской фигуры – объемную? -Что надо сделать? -Закрасьте необходимый квадратик, поставьте в серединке точку и соедините ее с другими точками. -Какая геометрическая фигура у вас получилась? (объемная) - Надо посторить невидимые ребра невидимых граней. Невидимые ребра принято обозначать пунктиром. - Итак, мы на плоском листе бумаги изобразили объемную фигуру – пирамиду. ФИЗМИНУТКА Цель этапа: сохранение здоровья детей. -Нам необходимо немного отдохнуть, давайте встанем. Я вам зачитываю высказывания, если вы согласны – 1 хлопок ладошками, если нет – надо встать и потянуться. 1. Верно ли что всякий квадрат является прямоугольником. (да) 2. Верно ли, что всякий прямоугольник является квадратом. (нет) 3. Верно ли, что у каждого многоугольника несколько углов. (да) 4. Верно ли, что куб - это многоугольник. (нет) 5. Верно ли, что куб – это многогранник. (да) 6. Верно ли, что треугольник – это не многоугольник. (нет) 7. Верно ли, что пирамида Хеопса – величайшее сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком. (да) 8. Верно ли, что пирамида Хеопса высотой 146 м. (да) 2. Конструирование пирамиды. -А теперь мы попробуем сконструировать пирамиду из деревянных палочек и пластилина. Подумайте в группах, как это можно сделать и выполните. (дети конструируют, звучит музыка) 3. Исследование пирамид. (в каждую группу по одной пирамиде) 1 группа- треугольник 2 группа- четырехугольник (квадрат) 3 группа-четырехугольник (прямоугольник) - Исследуйте свою пирамиду и по результатам заполните таблицу (детям выдается пустая таблица). Заполнить таблицу. Вопросы | Ответы | 1. Число вершин пирамиды | | 2. Число вершин основания пирамиды | | 3. Число ребер у пирамиды | | 4. Число боковых граней | | 5. Число сторон основания | |
Проверка по слайду.
Вопросы | I | II | III | 1. Число вершин пирамиды | 4 | 5 | 5 | 2. Число вершин основания пирамиды | 3 | 4 | 4 | 3. Число ребер у пирамиды | 6 | 8 | 8 | 4. Число боковых граней | 3 | 4 | 4 | 5. Число сторон основания | 3 | 4 | 4 |
- А теперь проверим ответы, вписанные в текст. (СЛАЙД) -Почему результаты исследования 2 и 3 группы одинаковы? -Какие у вас пирамиды?
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль 5 мин. | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 1. Работа с геометрическим материалом. 1)Работа на листах (задания напечатаны)(СЛАЙД) –Найдите многогранники и отметьте значком. -Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а невидимые синим. - Закрасьте цветным карандашом основание пирамиды. |
| 2. Подведение итогов работы с кластером.
3. Работа над синквейном. - Сейчас мы поработаем над синквейном. Напоминаю вам, что это стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Составлен синквейн к слову «ПИРАМИДА». Заполните пропуски. (задание на карточках) - пирамида (СЛАЙД)
- треугольная, объёмная, многогранная
- увлекает, открывает, интересует
- многогранник
3. Подведение итогов. - В начале урока мы с вами переместились в жаркое африканское лето. Давайте мы на минутку закроем глаза и опять вернемся в нашу холодную зиму. Ведь каждое время года хорошо собой. - Какие ассоциации у вас с зимой? Откройте глаза и ответьте. (новогодний праздник). -В этот праздник принято в доме ставить елку, посмотрите какая у меня есть елочка. -Обратите внимание из какой геометрической фигуры сделана она? -Чтобы эта елочка создавала атмосферу вам праздничного настроения давайте ее украсим красивыми шариками. (СЛАЙД) - Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте синий шарик, если во время урока у вас не все получалось, но вы старались – желтый шарик. -Вот какая нарядная елка у нас с вами получилась. |
8.Рефлексия учебной деятельности 10 мин. | Цель:формирование умения осмысливать свои достижения. -Заканчивая наше путешествие в прошлое, подведем итоги. Вернемся к пословице……. И узнаем ,впустую прошёл наш урок или нет. -В начале урока перед нами были поставлены цели. Продолжите фразы: (СЛАЙД) -НА УРОКЕ Я УЗНАЛ……. -НА УРОКЕ Я ПОВТОРИЛ…. -МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ … -НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ…… -МОЕ НАСТРОЕНИЕ …. (фразы на экране, ученики высказывают свое мнение) - Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни? - Где мы можем использовать эти знания? -В завершении урока хочу вам открыть маленький секрет, наша пирамида непростая, и она построена не для царей-фараонов, а для ПЕТУХА. Так как наступающий новый год год Петуха. И у него для вас небольшие сувениры в виде пирамиды с пожеланиями на следующий год на память о нашем уроке. (учитель раздает сувениры) -Спасибо за урок. Было приятно с вами работать. |