Образовательная ситуация в старшей группе. Тема: "Сложение".
план-конспект по математике на тему

Александрова Елена Алексеевна

Тип образовательной ситуации - открытие нового знания.Цель: формирование представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака "+".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация в старшей группе

(интеграция областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация»).

Тип ОС: открытие нового знания.

Тема: «Сложение».

Педагог: Елена Алексеевна Александрова, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ № 10.

Цель: формирование представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;

Задачи:

Образовательные:

 - формировать представления о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака «+»;

- совершенствовать  умение выделять и называть свойства предметов,

- совершенствовать умение сравнивать предметы по свойствам;

Развивающие:

развивать:

 - зрительное внимание;

- память;

- объяснительную речь;

- воображение;

- логическое мышление;

- мелкую моторику рук;

- творческие способности;

Воспитательные:

- самостоятельность;

 - отзывчивость;

- желание помочь друг другу.

Раздаточный материал:

  1. Вазы из цветного картона к игре «Разбитая ваза» - 1 ваза на каждого ребенка. (Все вазы одинаковы, но разрезаны по-разному).
  2. «Мешки» (прямоугольники с закруглёнными краями из белого картона) по одному большому (1/4 А 4 и по два маленьких (1/8 А 4) на каждого ребёнка;
  3. Жёлтый треугольник, красный кружок; знаки «+», «=» на каждого ребёнка (в основании квадрат 2Х2 см) – по 2 набора;
  4. Карточки-билеты для посадки в трамвай к игре «Трамвай», на которых нарисованы два «мешка» с «лежащими» в них геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком «+». В каждом мешке должно быть по одной фигуре – по 1 набору на каждого ребёнка.
  5. Карточки с нарисованными на них большими «мешками» с «положенными» в них геометрическими фигурами (результат сложения двух маленьких «мешков») – 1 набор на каждого ребёнка.
  6. Набор геометрических фигур (кружки разного размера и цвета по 5 шт.).

Демонстрационный материал:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета (один побольше, два поменьше).
  2. «Мешки» (прямоугольники с закруглёнными краями из белого картона), один большой (А 4), два маленьких (1/2 А4)
  3. Треугольник жёлтого цвета, кружок красного цвета, карточки со знаками «+», «=»  (размер в основании 5 см) – 2 набора;
  4. Муляжи (или картинки) яблока и груши.
  5. Карточки для обозначения вагонов к игре « Трамвай».

Предварительная работа:

Дидактические игры «Складывание целого предмета из частей», «Графическое письмо», «Волшебные ниточки».  Сюжетно – ролевая игра «Магазин».

Сценарий образовательной ситуации:

1.Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Требования:

  •  Ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя в круг и рассказывает о том, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

- Как вы думаете, правильно ли поступили дети? (Нет, играть дома в салочки нельзя.)

- В какие игры нельзя играть дома? (В подвижные.)

- Почему? (Можно что-то разбить, упасть и удариться обо что-нибудь. Мало места…)

Воспитатель рассказывает о том, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее и предлагает детям исправить положение.

- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

- Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу? (Хотим.)

- Сможете это сделать? (Сможем.)

- Как вы думаете, а надо помочь ребятам? (Да.)

- Что для этого нужно сделать? (Взять части вазы и соединить их.)

2. Актуализация знаний.

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

  • Актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Игра «Разбитая ваза».

Цель: упражнение в складывании целого из двух частей.

Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

- Покажите одну часть, другую часть.

- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой её части.)

Игра «В магазине».

Цель: упражнение в складывании, объединении  двух групп предметов в одно целое.

Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет, больший размером. Звучит рассказ о том, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу).  Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко).

- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

 - Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты? (Нет.)

- Почему? (Фрукты и руки не мытые. Есть нельзя!)

 - Можно ли накормить этими фруктами животных в зоопарке? (Можно. Нельзя.)

- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить животных запрещается.)

- Как вы думаете, почему этого нельзя делать? (В зоопарке кормят животных по режиму, готовят для них специальную еду. От разной неизвестной еды они могут заболеть и даже погибнуть.)

- Таня и Ваня решили сложить фрукты в один большой мамин пакет.

Воспитатель складывает яблоко и грушу в третий, большой мамин пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в одно целое (показывает на большой пакет («мешок»).

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

  •  Создание ситуации затруднения;
  • Фиксация в речи причины затруднения.

Игра «Письмо бабушке».

Цель: тренировка в замещении предметов геометрическими фигурами, подведение детей к знакомству с новыми математическими знаками.

 - Таня и Ваня хотят написать бабушке письмо и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку. Поможем им это сделать? (Да.)

- Как? ( Напишем графическое письмо). 

Дети садятся за столы, где разложены листочки («мешки»), по одному большому и по два маленьких на каждого ребёнка и геометрические фигуры (жёлтые треугольник и красные кружки).

- Что мама купила Тане? (Грушу.)

- Заменим грушу жёлтым треугольником. Выкладываем его в первый маленький «мешок».

- Что мама купила Ване? (Яблоко.)

-Заменим его красным кружком. Выкладываем его во второй маленький «мешок».

- Что дети сделали потом? (Сложили всё  в большой мамин пакет.)

  Воспитатель уточняет: покупки сложили, объединили в одно целое.

 - Для того чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить знак, который рассказывает о том, что части складывают.

- Какой знак мы можем записать? (Не знаем.Знак сложения.)

(Надо подвести детей к тому, что они не знают, как записывается знак сложения.)

- Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того, кто знает.)

 

4.Открытие нового знания.

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования к организации этапа:

  • Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • Фиксация нового знания в речи и знаково;
  • Создание ситуации успеха.

- Кто знает такой знак? (Не знаем.)

После ответов детей воспитатель «пишет» на доске между маленькими «мешками» знак «+» и говорит, что действие сложения обозначается знаком «плюс». Дети выкладывают знак «+» на столах.

 - Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

- «Положите» яблоко и грушу в большой пакет.

Дети выкладывают фигуры на столах, воспитатель – на доске.

Обращается внимание детей на два маленьких «мешка» со знаком «+» между ними и на большой «мешок».

- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака «+», а во втором случае – части «положили» в один «мешок» и тоже получили целое.

- Мы получили два целых.

- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких «мешках» яблоко и груша и в одном большом «мешке» то же самое - яблоко и груша.)

- Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки от маленьких «мешков» к большому «мешку».)

- Какой знак можно поставить между маленькими «мешками» и большим «мешком»? (Знак « =»).

 Воспитатель «пишет» знак равенства на доске, дети – выкладывают на столах.

- Покажите части покупки. (Показывают у себя).

- Покажите целую покупку. (Показывают).

  Воспитатель делает вывод:

1.Знак «+» говорит о том, что части (показывает на маленькие «мешки») сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой «мешок»);

2.Знак «=» говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.

- Теперь бабушка останется довольна и ей будет понятно из письма, что купили Таня и Ваня, и сколько всего фруктов они купили.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

  • Соответствие используемых игр цели занятия;
  • Индивидуальные затруднения в играх;
  • Ситуация успеха в совместной деятельности.

Игра «Трамвай».

Цель: тренировка в выполнении действия сложения.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней поехать в другие магазины и приобрести покупки.

- На чём можно ездить по городу? (На автобусе, троллейбусе, маршрутном такси, трамвае.)

- Выбираем, например, трамвай. Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку, на которой нарисованы два «мешка» с  геометрическими фигурами и стоящим между ними знаком «+». В каждом мешке должно быть по одной фигуре. Воспитатель раздает детям билеты.

 На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с нарисованными на них большими «мешками» с геометрическими фигурами. Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю», на котором находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у детей забираются. Дети изображают руками движение колёс трамвая и двигаются по заранее заданному маршруту (по группе).

 - Приехали. Наша остановка. «Булочная».

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением детей в булочной.

- В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

- Что несла из булочной Таня? (Баранки.)

- Сколько баранок? (Три.)

- Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

- Что нёс Ваня? (Батон.)

- Сколько батонов? (Один.)

- Это какая часть? (Вторая часть.)

Воспитатель предлагает детям выполнить сложение. Один ребёнок выполняет сложение у доски на коврографе , остальные – индивидуально за столом с использованием игровизора  Воскобовича.

- Какой знак поставили между «мешками» для того, чтобы было понятно, что надо сложить баранки и батон? (Знак «+».)

- Как вы будете выполнять сложение? (Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом «мешке» нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал).

- Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести волшебные ниточки.)

- Какой знак нужно поставить между маленькими «мешками» и большим «мешком»? (Знак «=».)

Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, заранее выложенному воспитателем на доске.

6.Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

  • Организация анализа детской цели; фиксация нового знания в речи;
  • Определение выполнения взрослой цели; создание ситуации успеха в совместной деятельности.

  Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали? (В магазине).

- Что полезное сделали? (Помогли Тане и Ване склеить вазу, написали бабушке письмо, сделали покупки.)

- Какие новые знания дали вам возможность написать бабушке письмо? (Новый знак сложения «плюс».)

- Какие новые знания помогли найти вам нужный трамвай? Сделать покупки? (Научились складывать группы предметов, узнали про знаки «+» и «=».)

- Где нам это пригодится? (Когда будем делать настоящие покупки в магазине.)

- Что было самым интересным? (Склеивать вазу. Писать бабушке письмо. Искать вагон трамвая. Складывать группы предметов.)

- Что было трудно делать? (Искать части вазы. Искать вагоны трамвая. Записывать сложение. Складывать.)

- Ребята, вы молодцы! Были внимательные, отзывчивые, добрые, дружные! Я горжусь вами! Я уверена, что теперь вы будете использовать свои знания в жизни, когда потребуется складывать группы предметов и помогать своим близким и друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Путешествие в страну "Здоровья"Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Физическая...

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе Тема: «Город, в котором я живу»

Тема: «Город, в котором я живу»Задачи: Образовательные:Продолжать формировать интерес к малой Родине. Познакомить с историей возникновения города Новозыбкова.Уточнить и систематизировать знания детей ...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с ТНР Художественное развитие. Рисование на тему: «Спасская башня Кремля».

Задачи:1)Образовательные: продолжить учить создавать сюжет, соблюдая пропорции и характерные особенности Спасской башни и части Кремлевской стены, выбирать яркие цветовые решения, знакомить с достопри...

Индивидуальный проект. Разработка сценария образовательной ситуации в средней группе по теме: «Счёт до шести. Число и цифра 6»

1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством восп...

ООД "Помощь сказочнику" Открытая итоговая образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная образовательная деятельность направлена на закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по пройденному материалу за учебный год....

конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе "Новые приключения колобка"

 Конспект открытого занятия для детей старшей группы.Тема: «Новые приключения колобка»Цель: развитие у детей осознанного отношения к выполнению правил дорожного движе...