Урок математики "Отрезок и его обозначение"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью дать представление о понятии «отрезок»;  закрепить представления о понятиях «прямая», «луч».

Задачи:

Предметные:  научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

Метапредметные:

  • Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
  • Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
  • Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
  • Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_otrezok_i_ego_oboznachenie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отрезок и его обозначение.

Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью дать представление о понятии «отрезок»;  закрепить представления о понятиях «прямая», «луч».

Задачи:

Предметные:  научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

Метапредметные:

  • Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
  • Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
  • Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
  • Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.

Ход урока.

  1. Мотивация

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

- Прочитайте  японскую пословицу. «Начинай взбираться вверх снизу».

- Как вы её понимаете?

- Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.

- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Точка

 Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.

 Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.

 Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.

 Фломастером ткнёшь посредине листочка.

 И на листе получается точка.

 Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по стране Геометрия. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она? (Точка)

- Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске? (Линии)

- Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии?

- Вы у себя на листах, а …… у доски выполнит это задание.  

- По какому признаку разделили на множества? (По форме)

  1. Постановка проблемы

- Все ли прямые фигуры вам известны?

- Как они называются? (прямая, луч, отрезок)

(- Почему вы решили, что это отрезок?)

- Обратимся за помощью к нашей королеве Точке.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства.

Точка была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

- Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь - ка я путешествовать!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой?

Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец прямой линии? (У прямой нет конца)

- Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.  

- Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (У прямой нет конца)

Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!

Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»

Вдруг Точка решила:

- а что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.

Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

- Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы.

- Как интересно! – воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.

- Ребята, как это называется? (Отрезок)

(- Почему вы решили, что название этой фигуры отрезок?)

- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка ты стоишь на отрезке прямой.

- Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (Имеет концы)

- Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом.

- Так как у каждого дома есть свой номер, то есть название, отрезок мы тоже будем  обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита.

Вывод: Что же такое отрезок?

- Почему часть прямой называют отрезком? (отрезана, ограничена по краям)

- Давайте посмотрим, как дают определение отрезка авторы учебника. Откройте учебник на странице 56. Постарайтесь запомнить.

- Посмотрите в номере 1 изображены отрезки. Они могут располагаться в разном направлении: горизонтально, вертикально, наискосок.

- Сколько всего отрезков? Назовите, как обозначен первый по счету отрезок, второй, третий, четвертый?

 - Закройте учебник, уберите на край стола.

  1. Реализация построенного проекта

- Мы познакомились с понятием отрезок, а для чего мы изучаем эту тему?

- Где эти знания нам могут пригодиться в дальнейшем?

- Как вы думаете, какова будет дальнейшая работа с отрезком?

- Чему мы должны будем научиться?

- Для этого нам необходимо составить план, как правильно построить отрезок.

Итак, что нам необходимо для построения отрезка. (Линейка, карандаш)

Шаг 1. Берем линейку, карандаш.

Шаг 2. Ставим на листе бумаги 2 точки.

Шаг 3. Накладываем линейку на лист.

Шаг 4. Соединяем точки карандашом по линейке.

Шаг 5. Даем имя отрезку.

Физминутка

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Прежде чем попробовать самим начертить отрезок, еще раз повторим план.

- По слайду.

- Как называется эта фигура?

  1. Самостоятельная работа с самооценкой.

- Вспомните план построения отрезка и самостоятельно начертите его.

- Каждый работает на своем месте, один ученик  у доски.

- У кого возникло затруднение, поднимите руку, я помогу.

- Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу».

- Нашим девизом сегодня была японская пословица.

- Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли?

- Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось добиться результата?

3. Правильно ли выполнили или с ошибкой?

4. Самостоятельно работали или вам помогали?

- Оцените себя.

- У кого сегодня получилось добраться до вершины?

- Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, все впереди.

  1. Включение в систему знаний и повторение с самопроверкой по эталону.

1) - Выберете из предложенных прямых линий отрезок и обведите его синим карандашом.

- Посмотрите, кто сделал так же, поставьте +.

2) - Что обозначают точки (границы) отрезка, если правильно, то +:

а) буквы алфавита;

б) название отрезка;

в) название прямой.

3) Внимательно посмотри на фигуры, найди лишнюю. Кто сделал так же +

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)

- Найдите отрезки в окружающей обстановке.

- Так что такое отрезок?

- Если вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите улыбающуюся рожицу.

- Если на уроке возникли затруднения, то…

- Я надеюсь, что на следующих уроках, у вас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Урок проводился во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой.Тип урока:ОНЗ. Цель урока:научить обозначать мягкость согласных звуков в конце и середине слова....

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Презентация подготовлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Урок математики во 2 классе. Луч и его обозначение.

Урок математики во 2 кл. по теме "Луч и его обозначение" (программа "Начальная школа XXI века")...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.

Интегрированный урок в ходе которого решается проблема об обозначении мягкости согласных на письме....

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...

«Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме»

Тема, представленного мною урока русского языка: «Звук [й,]. Обозначение его на письме. Мягкий  разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме». Обозначение звука  [й,] на письме...