Конспект урока в 4 классе по теме "Скорость. Единицы скорости"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Екатерина Сергеевна Бибичева

Конспект урока в 4 классе по теме "Скорость. Единицы скорости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_deyatelnosti_uchitelya.docx220.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ключанская средняя школа»

Конспект урока математики в 4 классе по теме

«Скорость. Единицы скорости»

Учитель математики: Бибичева Е.С.

Ключ 2016

Цель деятельности учителя: способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, способствовать установлению связи между скоростью, временем и расстоянием, развитию умений решать уравнения

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Планируемые образовательные результаты: предметные – познакомятся со скоростью равномерного движения и решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, установят взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, скорректируют навыки решения уравнений;

метапредметные  - овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

личностные – понимают значимость математических знаний в жизни человека.

Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная; методы – наглядный, словесный, практический.

Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, проектор.

Основные понятия и термины: скорость, единицы скорости.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организационного взаимодействия на уроке

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Какое слово зашифровано в ребусе?

- Верно. С этим понятием мы сегодня еще встретимся

Слушают учителя, готовят рабочее место к уроку, демонстрируют готовность к уроку, отвечают на вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому предмету.

Наблюдение учителя за организацией учащимися своего рабочего места.

  1. Актуализация

Арифметический диктант.

а) Найдите частное чисел 420 и 6 (70).

б) Какое число надо увеличить в 8 раз, чтобы получить 64 (8)

в) Запишите число, которое больше 20 в 5 раз (100)

г) Первый множитель 42, второй – 2. Чему равно произведение? (84)

д) На сколько нужно разделить 560, чтобы получилось 80?

Выполняют задания, выполняют проверку по эталону, осуществляют взаимооценку,работают с технологической картой урока

Фронтальная, индивидуальная

П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, планируют, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – принимают активное участие в работе.

Л – осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета, понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека

Наблюдение учителя

  1. Определение темы урока, целеполагание

Ребята, представьте себе ситуацию. Утром мы все отправляемся в школу. Андрей идет пешком, а Дима едет на велосипеде. Кстати, напомните мне, по какой стороне дороги нужно идти? А ехать? Кто доберется до школы быстрее?

-Почему?

-А что такое скорость?

-Скорость – это пройденный путь за определенное время

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Чтобы точнее сформулировать тему и цели урока, найдем опорные слова. Я хочу предложить вам следующее задание. Работая в парах, расположите единицы измерения в порядке возрастания.

дм, км, м, см, мм

ч, мин, сут, с, мес

Проверка по эталону

(мм, см, дм, м, км)

(с, мин, ч, сут, мес)

Итак, опорные слова «скорость» и «единицы измерения». Кто поможет мне формулировать тему урока?

Ребята, скажите является ли эта тема важной и для чего нам нужно ее изучать.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

-Дима

-Скорость велосипеда больше

Ответы учащихся

Читают определение в технологических картах

О скорости

Выполняют задания

Работают с технологической картой

Скорость. Единицы измерения скорости

Ответы детей

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

К – принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, умеют слушать собеседника, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему

  1. Пробное действие. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача1. Легковая машина прошла 160 км за 2 ч. В течение каждого часа она проходила одинаковое расстояние. Сколько км проходила эта машина за 1 ч?

Можно ли сказать, что время 2 часа и расстояние 160 км являются единицами измерения скорости?

 А показателями скорости?

160:2 = 80.

Можно сказать, что скорость машины 80 км в ч. Сокращенно записывают 80 км/ч.

Задача 2. Космический корабль пролетает 8000 м за 1 с. Как можно записать его скорость?

8000 м/с = 8 км/с.

Прочитайте единицы скорости: м/с, м/мин, км/ч, км/с ( на доске)

Задача 3. Лыжник прошел на лыжах расстояние 1100 м за 11 мин. С какой скоростью двигался лыжник?

Всегда ли удобно делать чертеж к задаче?

В математике принято обозначать величину латинскими буквами.

S – расстояние

t – время

v – скорость.

S

t

v

1100 м

11 мин

?

Как найти скорость?

Скажите то же самое, но используя буквы.

v=S:t

Это формула, по которой находят скорость движения. Этой формулой вы будете пользоваться и в старших классах, в том числе на уроках физики.

Какова скорость лыжника?

1100:11=100 (м/мин)

-Нет

-Да

8000 м/с

Читают

Нет

Нужно расстояние разделить на время

v=S:t

Фронтальная

П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме, делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы, владеют логическими действиями, способами выполнения действий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют способы задания учебной деятельности, планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К – строят речевое общение в устной форме, используя математическую терминологию, принимают активное участие в работе, используют умение вести диалог, речевые коммуникативные средства, формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, умеют слушать собеседника, признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему

Л – осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями и трудолюбием, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека.

Решение текстовых арифметических задач

Определение взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием.

  1. Физкультминутка

Когда я называю единицы времени – хлопок над головой, единицы длины приседание, единицы скорости – руки в стороны

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу

К – проявляют готовность слушать

Л – имеют установку на здоровый образ жизни

Выполнение движений согласно инструкции

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа с технологической картой

Задача. Самолет за 3 ч пролетает 840 км, а вертолет такое же расстояние преодолевает за 7 ч. Найдите скорость самолета и вертолета.

  1. 840:3 = 280 (км/ч) – скорость самолета
  2. 840:7 – 120 (км/ч) – скорость вертолета

Задача. Вы часто бываете пассажирами и знаете. что движение на дороге регулируется дорожными знаками. На дороге часто возникает следующая ситуация. На участке длиной 360 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли водитель правила, если  он преодолел это расстояние за 4 ч.

360:4 = 90 (км/ч)

Проверка: водитель нарушил правила

Ребята, нельзя нарушать правила дорожного движения. Это не просто нарушение, это опасно.

Решают с комментированием, записывают решение в тетрадь, один учащийся у доски

Работают в парах

Фронтальная

П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека

Решение текстовых арифметических задач

  1. Самостоятельная работа

Задачу №1 выбирают те, кто еще не очень хорошо понял тему, но хочет попробовать свои силы.

Улитка проползла 100 см за 2 мин. Найдите скорость улитки

100:2 = 50 см/мин

Задачу №2 выбирают те, кто хорошо разобрался в теме, но приступать к более сложным задачам еще не готовы

Заяц, когда ему угрожает опасность, пробегает за 6 с 72 м, а мышь бежит со скоростью 2 м/с. Кто из них бежит быстрее и на сколько?

  1. 72:6=12(м/с) – скорость зайца
  2. 12-2 = 10 (м/с)

Задачу №3 выбирают те. кто хорошо разобрался в теме и хочет попробовать решить более сложную задачу.

Трактор за 6 часов проезжает 240 км, а машина то же расстояние за 3 часа. Во сколько раз скорость машины больше скорости трактора?

  1. 240:6 = 40 км/ч – скорость трактора
  2. 240:3 = 80 км/ч – скорость машины
  3. 80:40=2

Выбирают задачу, решают, записывая в тетрадь, сверяют решение с эталоном.

Самооценка

Индивидуальная

П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека

Решение текстовых арифметических задач

  1. Включение в систему знаний, повторение

Работа с технологической картой

Заполнение таблицы

Решение уравнений

Животное

Расстояние

Время

Скорость

Лось

210 км

3 ч

Жираф

80 км

2 ч

Зебра

240 км

4 ч

Гепард

330 км

3 ч

Лев

320 км

4 ч

Как вы думаете, кто из животных самый быстрый?

Математика не любит недоказанных предположений, поэтому я предлагаю провести нам с вами небольшую исследовательскую работу и выяснить это наверняка.

Теперь мы с точностью можем сказать, кто из животных быстрее.

Кто же был прав?

v

t

S

45 км/ч

2 ч

3 км/ч

15 км

10 мин

100 м

Проверка осуществляется устно

Решить только те уравнения, в которых неизвестен делитель

x:2=124+650

72:х=4*9 (х=2)

х:4=84+16

400:х=152-144 (х=50)

х*4=25709-3217

1500:х=25*2 (х=300)

Ответы детей

Работая в парах, выясняют, кто из животный обладает наибольшей скоростью

Заполняют таблицу

Выбирают нужные уравнения и решают их

Фронтальная

П – осуществляют логические действия, владеют способами выполнения действий поискового характера

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

К – владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Л – понимают необходимость изучения математики в жизни человека

Исследовательская работа

Решение уравнений

  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок

  1. Мне захотелось                          
  2. Было интересно…                  
  3. Было трудно…                  
  4. Я выполнял(а) задания…  
  5. Я понял(а), что…                  …
  6. Теперь я могу…              
  7. Я почувствовал(а), что работал (а)…        .
  8. Я приобрел(а)…                
  9. Я научился(ась)
  1. У меня получилось …    
  2. Я  смог(ла)…       …

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Мне захотелось…

15. Урок дал мне для жизни…

16. На уроке я…

17. Материал урока) был…

Высказывают свое мнение об уроке

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний

Р – оценивают собственную деятельность на уроке

Л - проявляют познавательный интерес к предмету

Устные ответы

  1. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

стр.5, №11

Творческое задание: придумать интересную задачу на нахождение скорости

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Закрепление изученного материала по теме: «Скорость, время, расстояние».

Данная разработка урока помогает и учителю и учащимся легко обобщить знания по теме: "Скорость, время, расстояние"....

Конспект урока математики по теме "Площадь. Единицы измерения площади", 3 класс. Презентация к уроку

Урок выстроен в рамках системно-деятельностного подхода, включает в себя практические работы по сопоставлению,  измерению площади фигур. В процессе работы возникают проблемные ситуации, требующие...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока по математике по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 4 класс Жубанова Наталия Шукургалиевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Камышки.

Тема урока: Единицы массы. Тонна. Центнер. Тип урока: урок  изучения  нового учебного  материала.Цели урока:1.  Расширить   у детей понятия о единицах массы за счет ...

Конспект урока математики УМК "ПНШ" "Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс + презентация

Цели деятельности учителя: введение в рассмотрение новой разрядной единицы (класса миллионов ), формирование  умений представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых и  определять...