Урок-путешествие по теме «Вычислительные навыки на основе сложения и вычитания с переходом через десяток»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Предлагаемый урок относится к первым урокам математики во 2 классе. Поэтому наряду с открытием нового материала (составлением чисел седьмого десятка) большое внимание уделяется вычислениям, составу чисел, задачам. Включение в сюжет урока любимых героев сказки «Приключения Буратино» позволяет увлечь детей, превращает урок в путешествие по сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предлагаемый урок относится к первым урокам математики во 2 классе. Поэтому наряду с открытием нового материала (составлением чисел седьмого десятка) большое внимание уделяется вычислениям, составу чисел, задачам. Включение в сюжет урока любимых героев сказки «Приключения Буратино» позволяет увлечь детей, превращает урок в путешествие по сказке.

Математика

Урок-путешествие по теме «Вычислительные навыки

на основе сложения и вычитания с переходом через десяток»

Судовцева Евгения Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1», города Валуйки Белгородской области

Цель:

актуализировать ранее полученные знания о числах и действиях с ними и применить эти знания в разных новых ситуациях.

Задачи:

  • продолжать формировать у детей осознанные и прочные вычислительные навыки на основе сложения и вычитания с переходом через десяток;
  • продолжить работу над нумерацией двузначных чисел; над понятием «задача» и ее составными частями.
  • Личностные УУД:
  • продолжить работу по формированию внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к урокам математики; (эта задача решается за счет необычной формы урока – урока – путешествия со сказочным героем )
  • Регулятивные УУД:
  • продолжать развивать умение находить несколько вариантов решения учебной задачи
  • Познавательные УУД:
  • развивать умение получать информацию из рисунка и строить небольшие математические сообщения в устной форме на основе картинки;
  • продолжить развивать умение строить простые индуктивные рассуждения;
  •  (логическая задача с высотой деревьев)
  • развивать умение осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительную литературу;
  • Коммуникативные УУД:
  • продолжать развивать умение  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Оборудование:

учебник «Математика. 2 класс», ч. 1 (авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина), рисунок с цифрами и буквами, плакаты с изображением героев сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

2 класс

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Учитель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Путешествие - это интересно!

  • Здорово!

Учитель: А сказки читать и слушать вы любите?

Дети: Очень.

  • С ними весело и не скучно.

Учитель: Предлагаю вам совершить сказочное математическое путешествие. Что для этого необходимо?

Дети: Выбрать сказку, или маршрут, или героев.

  • Раз у нас математика, наверное, понадобится знание математики.
  1. Работа по теме урока

Учитель: Рассмотрите выражения. Что вы можете о них сказать?

На доске:

8 + 6    9 + 3    17 - 9    16 - 9

8 + 8    7 + 8    11 - 6    12 - 6

Дети: Это суммы и разности.

  • Здесь есть суммы с одинаковыми слагаемыми.

Учитель: Какие?

Дети: 8 + 6, 8 + 8, 7 + 8.

  • Их можно расположить по порядку... тогда получится, что второе слагаемое на один больше.

Учитель: Расскажи, каким образом?

Дети: 8 + 6, 7 + 8, 8 + 8.

  • Ты же сказал, что второе слагаемое на один больше, а здесь не получается. Тогда было бы 8 + 7.

Учитель: Верно. Ты очень внимателен, спасибо!

Дети: А я заметила, что есть выражения с одинаковыми вычитаемыми. Можно, покажу?

Ребенок идет к доске и без комментариев подчеркивает одной чертой выражения 11 - 6, 17 - 9, 16 - 9, 12 – 6

Дети: Нет, ты неправильно подчеркнула! Надо подчеркнуть по-разному, здесь же разные вычитаемые.

Учитель: Покажи нам как.

Ребенок выходит к доске и проводит под выражениями 11 - 6 и 12 - 6 вторую линию.

Дети: А они тоже здесь по порядку, в первой строчке по убыванию, во второй по возрастанию.

Учитель: Поясни, что по убыванию?

Дети: Ну, здесь 17 минус 9, а потом 16 минус 9. Первое число на один меньше.

  • Да здесь еще и ответ будет на один отличаться.

Учитель: Ух ты, даже про значение выражения подумали. Подожди, пока не говори ответ.

Учитель подходит к ребенку, и тот сообщает ответ «на ушко».

Дети: Ясно, а там 11 и 12 уменьшаем на 6. Это в порядке увеличения.

  • А еще можно выбрать выражения, в записи которых использовано число 6 и число 9.

Учитель: Попробуйте найти такие выражения.

Дети устно выполняют это задание.

Учитель: Замечательно. Спасибо за вашу наблюдательность. Теперь посмотрите на рисунок. Что интересного вы заметили?Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.png

На доске рисунок: 

Дети: На рисунке числа и буквы. Восемь чисел и восемь букв. Наверное, числа - значения сумм и разностей.

  • Наверное, из букв можно составить слово.
  • Да здесь же написано.!

Учитель: Тсс, скажи пока только мне, позволь другим это тоже открыть.

Учитель слушает ответ ребенка «на ушко».

Учитель: Тогда давайте проверим ваши предположения. Предлагаю вам придумать задание.

Дети: Можно найти значения выражений.

  • Проверить, для всех ли выражений есть число на рисунке.

Учитель: Предлагаю вам записать эти выражения и выполнить задание.

Дети выполняют задание.

Учитель: Что у вас получилось?

Дети: Для каждой разности и суммы на рисунке есть значение. Здесь зашифровано слово - «Буратино»!

Учитель: Вы просто переставили буквы?

Дети: Нет, если сначала записать буквы, соответствующие ответам сумм, а затем ответам разностей, то получается БУРАТИНО!

Учитель: А кто знает, кем написана эта сказка?

Дети задумались.

Учитель: Я готова вам помочь. Если вы сможете ответить на вопрос, сколько золотых червонцев дал Карабас Барабас Буратино, то точно определите автора сказки.

Учитель открывает запись на доске.

Запись на доске:

Александр Сергеевич Пушкин - 10

Алексей Николаевич Толстой - 5

Николай Николаевич Носов - 15

Дети: У Буратино было 5 монет. Значит, эту сказку написал Алексей Толстой.

  • А я знаю автора Льва Толстого, здесь ошибка в ответе.

Учитель: Действительно, есть и другой автор с такой же фамилией - Лев Николаевич Толстой, но эта сказка написана Алексеем Толстым. Мы с вами будем знакомиться с произведениями этих авторов на уроках литературного чтения. А сейчас предлагаю вам использовать числа, записанные рядом с именами, и составить с ними все возможные равенства. Запишите их в столбик.

Дети самостоятельно выполняют задание. После выполнения задания детьми учитель на доске записывает выражения.

На доске:

10+5=15

15-10=5

5+10=15

Учитель: Вот какие выражения я увидела в ваших тетрадях.

Дети: А у меня получилось четыре выражения, только какого-то у вас на доске нет.

  • Здесь нет еще разности 15 и 5.
  • Учитель дописывает в столбик это выражение

15-5=10.

Дети: А я записала по-другому, сначала суммы, а потом разности.

  • И я тоже.

Учитель: Покажи как.

Ребенок идет к доске и записывает рядом с уже записанным столбиком второй столбик выражений.

10+5=15

5+10=15

15-10=5

15-5=10

Дети: Сначала записываем суммы. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Учитель: Как называется этот закон сложения?

Дети: Переместительный закон.

А потом, если из значения суммы вычесть первое слагаемое, получим второе. Потом из значения суммы вычитаем второе слагаемое - получаем первое.

Учитель: Да, ваша запись удобнее. Посмотрите, мы все возможные выражения составили?

Дети: У меня есть еще.

Учитель приглашает ребенка к доске.

На доске рядом с двумя уже записанными столбиками появляется запись:

5+5=10

10-5=5

Учитель: Объясни, почему здесь нам достаточно записать только два выражения?

Дети: Здесь же одинаковые слагаемые!

Учитель: Посмотрите на ваши записи в тетради. Проверьте, все ли выражения мы составили с данными числами?

Дети: Да.

Учитель: Тогда предлагаю вам отложить на парты ручки и закрыть глаза.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

«Буратино». Предложить детям закрыть глаза и представить, что они смотрят на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 5. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 5 до 1, ребята следят за уменьшением.

Учитель: Теперь работаем в паре. Помогите Буратино встретиться с черепахой Тортиллой. Для этого надо пройти по кочкам через болото. Из каждого столбика выберите числа, которые в сумме дают число 11. Раскрасьте их. Только на них можно наступать. Запишите себе в тетрадь выражения с этими числами.

Детям раздают карточки со схематическим рисунком, эта же схема нарисована на доске. Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.png

После того как дети выполнили задание индивидуально, организуется проверка. Учитель приглашает одного ребенка, Ребенок выполняет задание на доске: Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.png

Учитель: Вы молодцы, нашли все выражения! Теперь Буратино сможет пройти через опасное болото!

Итак, Буратино встретился с Тортиллой. И они нам приготовили новое задание. Ответьте на вопрос. Какие монеты Карабас Барабас дал Буратино?

Дети: Червонцы.

Учитель: А кто из вас знает, что означает слово ЧЕРВОНЕЦ?

Дети: Деньги.

  • Золотые.
  • 5 копеек, пятачки, 10 рублей...

Учитель: Если мы с вами не знаем значения слова, где мы можем его узнать?

Дети: Спросить у родителей или узнать в книге.

  • Можно посмотреть в энциклопедии или в словаре.

Учитель: Верно. Предлагаю заглянуть в Толковый словарь и уточнить значение этого слова. Итак, в словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следующее толкование: «Червонец - это русская золотая монета (достоинством в разное время в 3, 5 или 10 рублей)».

Так и лиса Алиса поспорила с котом Базилио: если бы у Буратино были червонцы-монеты достоинством в 10 рублей, сколько бы денег мы у него забрали?

Дети: 10 + 10+10 + 10+10=50 руб.

Учитель: У нас получилась длинная сумма, я могу записать решение короче: 10 х 5 = 50. Может, вы знаете, как называется это действие?

Дети: Умножение.

Учитель: Правильно. С этим действием мы будем знакомиться позднее.

Кто у Буратино был четвероногим другом?

Дети: Артемон.

Учитель: Вот он и задает нам следующее задание. Запишите числа, которые в натуральном ряду стоят между числами 50 и 57.

Дети: 51  52  53  54  55  56.

Учитель: Что получили?

Дети: Отрезок натурального ряда чисел.

Учитель: Увеличьте эти числа на десяток и запишите их на следующей строчке.

Дети записывают в тетради. После того как работа окончена, они диктуют числа учителю. В результате на доске появляется запись.

Запись на доске:

    51

52

53

54

55

56

    61

62

63

64

65

66

Учитель: Чем похожи, чем отличаются числа в каждой строке?

Дети: Они все двузначные.

  • В двух строчках каждое последующее число больше предыдущего на один.
  • В первой строке числа шестого десятка, а во второй седьмого десятка.
  • А еще число второй строки, которое написано под числом первой строки, больше его на 10: 51 и 61, 52 и 62.

Учитель: Продолжите запись чисел седьмого десятка.

Дети записывают в тетради и называют числа, которые они записали.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Под музыку из кинофильма «Приключения Буратино»)

Буратино потянулся,

(Руки тянем вверх.)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

(Наклон головы вперед.

Руки и голову держим на весу. Движения повторяем 3 раза.)

Руки в стороны развел.

(Руки разводят в стороны.)

Ключик, видно, не нашел. (Сжимаем пальцы правой руки в кулачок, указательный палец выпрямлен. Производить движения рукой влево-вправо, как маятник часов.)

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать. (Поднимаются на носочках и тянут руки вверх.)

Учитель: Спасаясь от Карабаса Барабаса, Буратино забрался на самое высокое дерево. Как вы думаете, на какое?

На доске написан текст задачи.

Береза ниже сосны, клен ниже березы. Какое дерево самое высокое?

Дети: Можно начертить схему. Береза ниже сосны. Мы рисуем березу, она ниже, и рядом сосну - она выше.

На доске - схема: Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.png

Дети: Теперь рисуем клен.

  • Он ниже березы, значит, его рисуем.

Учитель: Рядом с сосной. Справа.

Дети: Нет, слева от березы. Он же ниже березы. Значит, самое высокое дерево - сосна!

На доске появляется схема:Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image6.png

Учитель: Значит, Буратино прятался от Карабаса на…

Дети: На сосне.

Учитель: Молодцы, справились и с этим заданием. Ребята, каких еще друзей Буратино вы знаете?

Дети: Пьеро. Он поэт, и он всегда был грустный.

Учитель: А чем занимается поэт?

Дети: Поэзией!

  • Он сочиняет стихи.

Учитель: Поэт Пьеро предлагает вам тоже сочинить математический рассказ по рисунку.

Здесь вы видите середину рассказа. Придумайте начало и конец.Описание: Описание: C:\Users\nek\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image7.jpeg

Дети: У кормушки сидело 8 ворон. Узнали про угощенье воробьи и налетели. Прилетело 5 воробьев. Теперь у кормушки 13 птиц.

  • Это можно записать так: 8 + 5 = 13.
  • А у меня другой рассказ. У кормушки сидели 8 ворон и наблюдали, как 2 воробья клюют угощенье. Прилетели еще 3 воробья. И теперь 5 воробьев угощаются, а 8 ворон наблюдают за ними.
  • К этому рассказу можно составить такое равенство: 8 + 2 + 3 = =5 + 8.
  • А я придумал рассказ на вычитание: у кормушки кормились 10 птиц. 8 птиц наелись и улетели, а 3 птицы прилетели. Теперь 5 птиц лакомятся угощеньем.
  • К этому рассказу получается такое равенство: 10 - 8 + 3 = 5.

Учитель: Наше путешествие подходит к завершению, и нам осталось проверить, как Буратино решил выражения, которые ему задала Мальвина:

6 + 7-3=13 и 11-3 + 4=13.

Дети: И в первом, и во втором выражении ошибки.

  • Смотрите: 6 + 7 - это 13, 13-3 получается 10, а здесь 13.
  • Он забыл вычесть 3!

Учитель: Как вы думаете, что надо изменить в выражении, чтобы ответ 13 был верным? Запишите такое выражение.

Дети: 6 + 7-3 + 3=13 или 6 + 7=13.

Учитель: А во втором выражении Буратино тоже забыл прибавить 4?

Дети: Нет. Буратино неправильно сосчитал!

  • Там 11-3 - получается 8. А к 8 прибавить 4, получается 12.

Учитель: Ясно. Предлагаю вам и это выражение изменить так, чтобы ответ 13 был верным.

Дети: 11-3 + 4 + 1 = 13 или 11-3 + + 5=13.

Учитель: Спасибо. И Буратино выручили, и нашли, в чем причина его ошибок.

III. Подведение итога урока. Домашнее задание

Учитель: Сегодня на уроке вы были очень активными, внимательными, самостоятельно находили выход из трудных ситуаций. Мне было приятно с вами работать.

Дома вам предстоит самим составить выражения в задании № 62 (учебник «Математика». 2 класс. 1 часть), и я уверена, что все с этим заданием справятся. А если будут затруднения, то мы обсудим это на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме: "Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток. Закрепление"

Даннный урок является закрепляющим по данной теме. Все его задания и этапы носят единую тематику "Спорт". Поэтому можно отметить, что не только преследуются учебные цели и задачи, но и большое место о...

Тренажёр по математике для 1 класса по теме:"Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20"

Тренажёр поможет в увлекательной форме проверить знания учащихся  по теме:  «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20».  Тренажёр предназначен для отработки на...

Тренажёр по математике для 1 класса по теме:"Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20"-новый

Тренажёр поможет в увлекательной форме  в режиме "он-лайн" проверить знания учащихся  по теме:  «Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20».  Тренажёр предназнач...

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....

Тема: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Путешествие в сказку ” Маша и медведь” закрепление темы.

Цель: формирование умения складывать однозначные числа с переходом через десяток.Задачи:- образовательные: развивать вычислительные навыки, продолжать формировать умение решать задачи, закреплять назв...