Урок математики в 1 классе: «Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.

Задачи: 1) формирование умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

               2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи

   3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_matematiki_v_1_klasse.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

.

Тема урока:Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром.

Цель: путём наблюдения, сравнения познакомить детей с единицей измерения длины – сантиметром.

Задачи: 1) формирование умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

               2) развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию; совершенствовать уровень развития математической речи, навыки общения со сверстниками.

               3) воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

УУД : познавательные  (общеучебные): умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме, выделение и

            формулирование познавательной цели, поиск информации.

            Познавательные (логические): анализ объектов, классификация объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.

             Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение конфликтов.

            Регулятивные: целеполагание, оценка качества и уровня усвоения.

            Личностные: нравственно- эстетическое оценивание.

Материалы и оборудование: компьютер, тетрадь, линейка, учебник, карандаши, цветные полоски для практической работы , фигурки героев из мультфильма «38 попугаев» , две маски мышат,полоски для рефлексии.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопеделение

 к деятельности

Цель:

проверка  готовности

обучающихся, их настроя на работу

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Музыкальный файл из м/ф «38 попугаев» Песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…»

Приветствует учащихся, настраивает их на работу включает их в деловой ритм.

Формирует познавательные мотивы

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

личностные

-Из какого мультфильма прозвучала    песня?

-Назовите героев этого мультфильма.

-Расскажите, какие они? (весёлые, любознательные, дружные)

-А что значит дружные?(Умеющие прийти на помощь друг другу, вместе дружно  выполняющие работу )

-Они пришли к нам на урок и приготовили для вас  задания.

Ответы детей.

познавательные

коммуникативные

3. Актуализация знаний и фиксация

затруднений

в деятельности

Цель:

 быстрое включение в работу

Задание от Мартышки:

-Принесла слонёнку мартышка четыре банана-

Вот обрадовала подарком великана,

Был один банан у него, посмотрите,

Теперь сколько стало всего- покажите!

-Слонёнок был нежадный и поделился двумя бананами с Попугаем. Сколько бананов у него осталось?

Задание от Слонёнка:

-Когда Слонёнок заболел, его пришли проведать друзья. Мартышка принесла ему два яблока, Удав-  грушу, а Попугай банан. Сколько всего фруктов принесли больному Слонёнку?

 

-Сколько у Слонёнка настоящих друзей?

-Почему их можно назвать настоящими друзьями?

Задание от Попугая:

-Какие числа пропущены в ряду?

0,1,..,2,..,4,5,..,..,8,..,10.

10, 9, ..,7,6,..,4,..,2,..,0.

Поочерёдно вывешивает на доску фигурки героев мультфильма.

Организует  фронтальную работу по систематизации знаний детей.

Проверяет знания на соответствие числа и количества..

Дети работают с кассами.

Показы детей

Показывают на кассах

личностные

познавательные

4. Постановка учебной задачи

а) Беседа по просмотренному мультфильму

б) Игровая ситуация «Два мышонка»

5. Физминутка

МУЛЬТФИЛЬМ

- Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма, который поможет поставить учебные  задачи на этот урок.

-  В чём проблема удава? (Хочет измерить свой рост, но не знает, как это сделать)

-.Кто пришёл ему на помощь?

-Удалось ли Удаву точно измерить свой рост? (Нет)

-Почему? (Он пользовался разными мерками,  не знал , что существуют универсальные мерки,  при измерении которыми будет получаться одинаковый результат.)

-А вы, ребята, знаете о таких мерках?

-Какую поставим перед собой задачу?

(Познакомиться с мерами длины, научиться ими пользоваться)


- Ребята, а это что за шум?

Два ученика ( переодетые в мышат) шумно спорят. Иногда спор переходит в драку. Предмет спора: мама поручила им измерить  длину дорожки от норки до пшеничного поля. У одного из мышат получилось 45 шагов , у другого 50. Каждый из них считает свой результат  верным.

-Что вы скажите о поведении Мышат?

-Расскажите в чём причина спора?

-Похожа ли проблема Удава и Мышат? В чём?

(Они не знают, как правильно измерять длину)

-Как помочь Мышатам?

(Пригласить их на урок и вместе со всеми узнать, как правильно измерять длину.)

Показывает отрывок из мультфильма “38 попугаев”

Вывешивает напротив каждого из героев результаты измерения.

Помогает уч-ся поставить учебную задачу

Организует уч- ся по принятию познавательной задачи.

Помогает обсудить ситуацию

Организует фронтальную работу

Выполняет упражнения вместе с детьми

Просмотривают  отрывок из мультфильма

Анализируют мультфильм

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Формулируют познавательную задачу урока, тему

Рассуждают, как правильно вести спор, осуждают поведение мышат.

Приглашают Мышат на урок.

Дети выполняют упражнения под музыку из мультфильма «38 попугаев»

регулятивные

коммуникативные

коммуникативные

коммуникативные

6.Практическая работа.

- Сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу и пополним свои знания.

- Итак, выдвигаем предположение(гипотезу): если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.


У вас на партах полоска и мерка. Сейчас мы работаем с жёлтой полоской. Измерьте её меркой.
Каждый ряд ведёт измерение своей меркой.


-Сколько раз ваша мерка помещается в полоске?
Выходят учащиеся с  1 с ряда, 2 ряда, 3 ряда.9(по одному представителю)

1 ряд-2 мерки

2ряд-3 мерки

3 ряд-4 мерки

-Сравните полоски по длине, пользуясь результатами измерений. (У третьего ряда полоска самая длинная.)

-Как проверить? (Наложением)


-Какой получили результат? (Полоски равные по длине)

-В начале исследования мы выдвинули предположение: если нужно произвести точное измерение, то достаточно любой мерки.

-Это верно?

-Значит, если нужно произвести точное измерение, то необходима одинаковая или универсальная мерка.

Направляет на практическую деятельность.

Результаты выносит на доску.

Побуждает стремление детей самим искать решение учебной задачи

Определяют длину полосок с помощью мерки.


-  Высказывают свое мнение.

Накладывают полоски друг на друга.

познавательные

личностные

познавательные

Делают выводы

личностные

познавательные

7.  Открытие нового знания.

8. Закрепление  полученных знаний

а) применение полученных знаний

б) слушание сообщений учащихся


- И такие мерки существуют. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из универсальных мерок.

-Может, кто из вас знает, что это за мерка?

-Как называется инструмент для измерения длины?(Линейка)

-Возьмите белую мерку. Приложите один конец этой полоски так, чтобы он совпал с 0.

 – А с какой цифрой совпал второй конец полоски?

 

-Это и есть универсальная мерка , равная 1 см. 

-Значит, чтобы узнать длину  отрезка в см , нужно приложить к нему линейку и узнать, сколько таких мерок в нём помещается.

-Выполнили ли мы задачу, поставленную в начале урока?

-Продолжим исследование. Проверим, какой результат нам даст универсальная мерка.

1ряд- 12см

2ряд- 12см

3 ряд-12см

-Сделайте вывод. (Универсальная мерка дала нам точный результат)

-Что бы вы теперь посоветовали героям нашего мультфильма, если бы они обратились к вам за помощью? (Взять линейку и измерить длину.)

- Оказывается, не только мы решаем эту проблему, в старину люди искали тоже различные меры измерения .

 Послушаем ребят, что они узнали о старинных единицах длины.

В старину многие меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
1-й ученик:

Дюйм – голландское название большого пальца. Именно такого роста была девочка из сказки Г. Х. Андерсена. Как её имя?

2-й ученик:

Локоть – старинная русская мера длины, расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку; высоту дерева, срубленного на постройку дома. 

3-й ученик:

Пядь малая – расстояние между концами вытянутого большого пальца и указательного пальцев рук.

Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца

-Это всё старинные  мерки. Современные мерки или единицы длины более точные.

Формирует конкретные представления по теме урока.

Организует практическую работу.

ВЫВЕШИВАЕТ СМ

Организует практическую работу.

Записывает результаты на доске.

Устанавливает осознанность восприятия

Сообщает о других мерах или единицах длины: дм, м, км.

Обобщает

Ответы детей

Рассматривают линейку

Практическая работа.

Делают выводы

Измеряют полоски по линейке

.

Делают

 вывод.

Рассказывают о старинных мерах измерения длины, показывают.

познавательные

личностные

личностные

регулятивные

познавательные

в) работа по учебнику.

Работа в тетради на печатной основе.

9. Итог урока.  

10. Рефлексия деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

 

- Поработаем по учебнику

1). Стр.73 №162

2) Стр.73 №163

  

Стр.38 №67

-С какой единицей измерения познакомились?

-Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

– Что вам было особенно интересно?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

 -  А теперь поделитесь своим настроением с окружающими.

- У вас на столе лежат жёлтые полоски.(Те, что использовали для исследовательской работы)

- Представьте, что в руках у вас солнечные лучи. Прикрепите их к солнышку, соответствующему вашему настроению.

- Есть ли общее между солнышком и настоящим другом?

-Я бы хотела, чтобы вы все были похожи на солнышко и несли своим друзьям тепло и радость.

Организует деятельность по применению новых знаний

Организует работу в парах, обучает работать в мини- коллективе.

 

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Мотивирует детей на добрые поступки.

Выполняют типовые задачи

Результаты записывают в тетрадь

Выполняют задания с применением знаний в других условиях

Осуществляют самоанализ собственной деятельности

Дети прикрепляют лучи-полоски к солнышку, соответствующему их настроению.(Радостному или грустному.)

.

познавательные

коммуникативные

коммуникативные

Личностные

регулятивные

Регулятивные

личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема "Единицы измерения длины. Сантиметр".

Урок в 1 классе по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр" содержит ссылки на электронные ресурсы сайта ЕК ЦОР и "Открытый класс", позволяющие отрабатывать у учащихся предметные и метапредметные уме...

Урок математики по теме "Единицы измерения длины. Сантиметр"

Открытый урок для обучающихся 1 класса по математике с использованием ЭОР...

Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")

Презентация к уроку математики по теме "Единица измерения длины - сантиметр" (УМК "Школа России")...

Конспект урока математики УМК Школа России "Единицы измерения длины.Сантиметр"

Конспект урока математики УМК Школа России "Единицы измерения длины.Сантиметр"...

Урок математики 3 класс Тема: Площадь. Единицы измерения площади

Цели: 1. Сформировать представление о величине “площадь” и единицах измерения площади, способность к сравнению площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различ...

Урок по математике 1 класс "Единица измерения длины - сантиметр."

Данный урок по типу является уроком изучения новой темы.  Урок проводился в занимательной форме....

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр».

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр». Цели урока:- Способствовать ознакомлению с единицей площади (см2).- Содействовать развитию умений наход...