Урок математики в 1 классе Тема: Задачи на сравнение. Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Тема: Задачи на сравнение.

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Цель:

§  Продолжать формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.

§  Познакомить с решением задач в косвенной форме.

§  Закрепить правило разностного сравнения чисел, навыки счета в пределах 9.

§  Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

§  Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение.

§  Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);

§  Совершенствование навыка счета в пределах 9.

§  Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

§  Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.

Оборудование:

1. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Комплект учебник + тетрадь. Часть 2. М.: Ювента, 2014.

2. Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.

3. Карточки с заданиями для детей.

4. Картинки «бабочки». «цветочки».

5. Схема задачи на формате А3.

6. План решения задачи на формате А3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_raznostnoe_sravnenie.docx59.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема: Задачи на сравнение (1урок).

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Цели:

  1. Продолжать формировать способность к решению простых задач на разностные сравнения чисел.
  2. Познакомить с решением задач в косвенной форме.
  3. Закрепить правило разностного сравнения чисел, навыки счета в пределах 9.
  4. Учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
  5. Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение.
  6. Формирование у обучающихся способности к решению простых задач на разностное сравнение чисел, через анализ графических схем и составление выражений (3 случая);
  7. Совершенствование навыка счета в пределах 9.
  8. Развитие пространственного мышления, речи, логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  9. Формирование навыков самооценивания у детей, осознания гражданской эдентичности.
  10. Основные предметные цели:
  11. 1. Помочь усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.
  12. 2. Учить записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать
  13. информацию со схемы.
  14. 3. Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
  15. Метапредметные цели – со с. 214.

Оборудование:

1. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс. Комплект учебник + тетрадь. Часть 2. М.: Ювента, 2014.

2. Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку.

3. Карточки с заданиями для детей.

4. Картинки «бабочки». «цветочки».

5. Схема задачи на формате А3.

6. План решения задачи на формате А3.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.) 

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Тихо сели, ноги вместе.

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать

И учиться лучше всех.

- Ребята, а какое сейчас время года? (Зима).

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).

- Поднимите руку те, кто любит зиму?

- Отгадайте загадку, и вы узнаете моё любимое время года:

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Коморов звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.    (Лето).

- Поднимите руки, кто из вас тоже любит лето.

- А вы хотели бы посреди зимы очутиться на летней поляне?

- Чтобы перенестись в лето нам надо выполнить несколько заданий.

II. Актуализация опорных знаний (устный счет).

1. Работа над нумерацией. (2 мин.)

- Посчитай от 1 до 15; от 7 до 20; от 15 до 1.

- Счет парами до 20 и обратно хором.

- Счет тройками до 21.

- Назовите последующее числа 6, 4, 8. На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее числа 6, 4, 8. На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Кто легко справился с заданиями, возьмите жетон.

2. Работа над составом чисел. (2 мин.)

- Заполните «числовые домики» 5, 6, 7.

 (Слайд 1)

- Такие же «числовые домики» есть у вас на карточках. «домик числа «5» заполняют дети 1 ряда, числа «6» - 2 ряда, числа «7» - 3 ряда. Кто быстро заполнит свой «домик», приступает к домикам других рядов.

К доске одновременно выходят 3 ученика.

- Проверьте свою работу и работу ребят у доски. Кто без ошибок заполнил один домик, возьмете жетон; кто заполнил два домика - 2 жетона, кто выполнил всё задание без ошибок, возьмите 3 жетона.

- Молодцы, все задания выполнили и попали на летнюю полянку. На ней цветут цветы и порхают бабочки.

(Слайд 2)

3. Решение задачи на нахождение разницы. (3 мин.) 

- Сколько бабочек видите? (7).

- Сколько бабочек летает? (4).

- А несколько бабочек село на травинки.

- Придумайте задачу про бабочек соответственно схеме.

На доске схема задачи на нахождения части.

                          7 б.

________________________

               4 б.               ? б.

- Сколько бабочек на полянке? (7).

- Это целое или часть? (Целое).

- Сколько бабочек летает над полянкой? (4).

- Это целое или часть? (Часть).

- Что нужно найти в задаче? (Сколько бабочек село на травинки).

- Это целое или часть? (Часть).

- Как найти часть? (Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть).

- Назовите выражение к задаче. (7-4).

- Назовите решение задачи. Запишите его на карточке.

На доске учитель прикрепляет лист с решением задачи, дети записывают решение на своей карточке.

- Как математически читается это равенство? (Разность 7 и 4 равна 3. Уменьшаемое 7, вычитаемое 4, разность 3…).

- Вспомним вопрос задачи.

- Дайте полный ответ. Запишите ответ кратко.

На доске учитель прикрепляет лист с отчетом задачи, дети записывают ответ на карточку.

- У кого решение задачи не вызвало затруднение, возьмите жетон.

4. Зарядка для глаз. (1 мин.)

- Встаньте рядом со своими стульями, глазкам пора сделать зарядку.

- Поморгайте быстро-быстро, как бабочки машут крылышками.

- Понаблюдаем за бабочками на экране.

-Поморгайте, закройте глаза, сосчитайте до 10. И опять быстро поморгайте.

- Садитесь, проверьте посадку.

- Продолжаем работу.

(Слайд 3-7)

5. Подведение к проблеме. (3 мин.) 

- У меня тоже есть цветочки и бабочки. Объедините их в группы на доске.

К доске выходят 2 ученика и распределяют рисунки в 2 группы. У детей на карточках такой же рисунок.

   http://www.ustaellerden.com/wp-content/uploads/2015/04/Okul-%C3%96ncesi-Papatya-Boyama.gif   http://www.ustaellerden.com/wp-content/uploads/2015/04/Okul-%C3%96ncesi-Papatya-Boyama.gif             http://portalsystem.ru/wp-content/uploads/2014/05/babochka4.jpghttp://portalsystem.ru/wp-content/uploads/2014/05/babochka4.jpg

    http://www.ustaellerden.com/wp-content/uploads/2015/04/Okul-%C3%96ncesi-Papatya-Boyama.gif  http://www.ustaellerden.com/wp-content/uploads/2015/04/Okul-%C3%96ncesi-Papatya-Boyama.gif              http://portalsystem.ru/wp-content/uploads/2014/05/babochka4.jpg

        http://www.ustaellerden.com/wp-content/uploads/2015/04/Okul-%C3%96ncesi-Papatya-Boyama.gif                  

                             

- Сколько цветков? (5). Запишите. Учитель ставит карточку с числом 5.

- Сколько бабочек? (3). Запишите. Учитель ставит карточку с числом 3.

- Сравните количество цветов и бабочек, составляя пары. К доске выходит ученик и составляет пары цветов и бабочек.

- Сколько цветов имеют пару? (3).

- Обведите цветы, входящие в пары.

- Сколько цветов осталось без пары? (2).

- Значит цветов больше. Поставьте нужный знак.

- На сколько цветов больше? (На 2).

- Что нам помогло это определить? (Рисунок, составление пар).

- Кто легко справился с этим заданием, возьмите жетон.

- А теперь попробуйте определить, чего больше на этом рисунке.

 (Слайд 8).

- Почему это задание трудно выполнить? (Очень много предметов, долго составлять пары).

- Удобно выполнить задание с помощью рисунка? (Нет).

- Что мы пока не знаем? (Как сравнить большое число предметов).

III. Проблемное объяснение нового знания.

1. Формулирование темы и цели урока. (1 мин.)

- Значит, чему мы будем учиться? (Будем учиться сравнивать большие числа, не пользуясь рисунком).

- Поставьте цель урока. (Научиться сравнивать, не пользуясь рисунком).

- Сегодня нам надо найти такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисление.

2. «Мозговой штурм». (2 мин.)

- Ваши предложения. Как вычислением можно узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Высказывания детей).

3. Открытие нового знания. (3 мин.)

- Давайте вернемся к бабочкам на доске.

- Оставшиеся без пары цветы – это часть или целое? (Часть).

- Каким действием находится часть? (Вычитанием).

- Как найти эту часть, назовите решение (5-3)

Учитель записывает под рисунком.

- 5 – это какое число? (Большее).

- 3 – это какое число? (Меньшее).

- Значит, что же нужно вычитать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Из большего числа вычесть меньшее).

- Мы нашли способ решения без рисунка? Возьмите по 1 жетону.

4. Графическое изображение. (1 мин.)

- Эту задачу можно изобразить в виде схемы с отрезками.

(Слайд 9).

- Чего больше цветов или бабочек? (Цветов).

- Значит большим отрезком обозначим большее число. Назовём его «б».

На слайде появляется большой отрезок.

- Чего меньше? (Бабочек).

- Значит меньшим отрезком обозначим меньшее число. Назовём - «м».

На слайде появляется маленький отрезок.

- Обратите внимание, что отрезки начинаются на одном уровне, пунктирная линия нам это показывает.

На слайде появляются две пунктирные линии, одна после другой.

- А кто догадался, что показывает вторая пунктирная линия? (Где заканчивается маленький отрезок).

- Оставшаяся часть отрезка называется разницей или разностью. Она и показывает, на сколько одно число меньше или больше другого. Назовём её «р».

На слайде появляется буква «р».

- Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный: из чего состоит большой отрезок - большее число? (Из меньшего числа и разницы).

- Самые внимательные, возьмите жетон.

5. Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. (2 мин).

- Откройте учебник на странице 52, найдите правило в рамочке.

- Прочитайте заголовок самостоятельно.

- Прочитаем заголовок хором.

- Объясним каждое слово заголовка. Как вы понимаете слово «разностное»? (От слова «разность» - вычитание).

- Что значит «сравнить числа»? (Выяснить какое число больше, а какое меньше).

- Самостоятельно прочитайте текст правила.

- Читаем хором.

- Рассмотрите схему. Как найти разницу? (Надо из большего вычесть меньшее).

- Нам пора немного отдохнуть. Физминутку проведут … Учитель вызывает двоих детей.

6. Физминутка. (2 мин.)

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

На кувшинку приземлилась.

- Спасибо ведущим, пройдите на свои места.

7. Использование предметных действий с моделями, схемами. (2 мин). Фронтальная работа.

- А вы не забыли, что обозначают буквы на схеме? Мы сейчас это проверим.

Игра «Расшифруй букву».

- Я буду показывать на букву, а вы хором называйте, что она обозначает. (большее число, меньшее число, разница).

(Слайд 10-12).

- Посмотрите, вместо буквы «р» появился вопросительный знак. Что неизвестно? (Разность).

- Как найти разность? Назовите решение. (б-м=р).

- Молодцы.

IV. Первичное закрепление. (5 мин)

- Откройте Рабочую тетрадь на странице 54. Найдите № 3.

(Слайд 13).

- Сначала прочитайте задание самостоятельно, а потом хором.

- В каком порядке будем работать? (Заполним схему, запишем решение, назовём ответ).

- Прочитай вопрос под буквой «а». Читает ученик.

- Что известно? (Большее и меньшее числа).

- Запишите. Учитель делает записи на доске.

- Что нужно узнать? (Разницу).

- Обозначим знаком вопроса.

- Как найти разницу? (Надо из большего числа вычесть меньшее).

- Назовите решение и запишите его. (8-5=3).

- Ещё раз прочитайте вопрос, ответьте на него полным ответом. (5 меньше, чем 8 на 3).

Аналогично разбираются остальные задания № 3.

- Кто записал все решение, чуть раньше, возьмите жетон.

V. Самостоятельная работа. (6 мин.)

- Задачи №4 и №5 вы будете решать самостоятельно по вариантам. 1 вариант решает № 4, а 2 вариант - №5.

- Самостоятельно прочитайте текст своей задачи.

- По какому плану будем решать задачу? (Найдем условие и вопрос; заполним схему: укажем известные данные, обозначим вопрос; составим выражение; запишем решение и ответ). План записан на доске.

- Кому нужна помощь, поднимите руки.

Детям, нуждающимся в помощи учитель выдаёт карточки-помощницы с наводящими вопросами.

 Самопроверка по слайду 14.

- Проверьте решение по слайду.

- У кого всё верно, возьмите жетон. Кто решил 2 задачи, возьмите 2 жетона.

VI. Рефлексия (2 мин)

- Какую цель мы ставили перед собой на этот урок? (Научиться сравнивать, не пользуясь рисунком).

- Мы достигли поставленной цели?

- Как найти на сколько одно число больше или меньше другого? Хором проговаривают правило.

VΙI. Оценивание (2 мин)

- Посчитайте жетоны у вас на столах. Поднимите руки, у кого нет ни одного жетона?

- У кого 10, 9, 8… Молодцы!

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...

Технологическая карта урока математики(4 класс).Тема.Задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц выраженных в косвенной форме.УМК "Школа России"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение нескольких единиц выраженных в косвенной форме».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с задачами на увеличение и уменьшение нескольких ед...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Задачи с избыточными данными». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать избыточные данные в формулировке задачи; формирование понимания того, что избыточные данные позволяют выбрать оптимальный вариант решения за...

Конспект урока математики (2 класс) Тема: "Задачи с величинами цена, количество, стоимость" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения решения задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствование навыков устного счета; развитие внима...

Технологическая карта урока математики 1 класс Тема: Задача. Составные части задачи.

Урок математики в 1 классе по теме "Задача. Составные части задачи." по программе Школа России (учебник Моро М.И.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 2 место в муниципальном к...

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...